Скачать 208.97 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе (декан факультета) _________________________________ «______»____________________2009г. Программа дисциплины ОПД Ф. 06 Основы специальной педагогики и психологии 1. Цель изучения данного курса ознакомление студентов с видами аномалий в развитии личности детей, основными принципами и видами коррекционной работы специальных школ, формирование профессиональной компетентности педагога в работе с проблемными, школьно дезадаптированными детьми массовой общеобразовательной школе, распространение гуманистических взглядов по отношению к детям с проблемами ,развитие интереса студентов к сфере коррекционно-развивающей работы. Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана - схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, знание возможностей профилактической и коррекционной работы в рамках различных учебных предметов. Лекционный курс отражает теоретические аспекты аномалий психического и физического развития детей, возможности и трудности интеграции ребенка с проблемами развития в нормальный учебно-воспитательный процесс. Рассматриваются также формы , методы и технологии коррекционной и развивающей работы с такими детьми. Семинарские и практические занятия направлены на изучение и апробацию методик исследования и коррекционной деятельности педагогов и психологов. Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам теоретического курса, один из вопросов билета по проблемам психолого-педагогической коррекции готовится студентом самостоятельно. 2. Основные знания, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:
Основные умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:
умения использовать методики коррекционной работы в организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология в системе современных наук. История развития понятий «специальная педагогика», «коррекционная педагогика», «дефектология». Методологический аппарат специальной педагогики и специальной психологии как науки. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с нарушенным развитием. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Тема 2. Коррекционно-развивающая система работы с детьми с отклонениями. Организация обучения. Система специализированной помощи в школьном образовании. Коррекционно-развивающая система специализированного школьного образования. Современные модели организации специализированной помощи в школьном образовании: дифференцированного образования, интегрированного образования. Организующая специальное образование и воспитание для детей с особыми образовательными потребностями. Организация коррекционно-педагогической деятельности в специализированных классах массовой общеобразовательной школы. Тема 3. Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Содержание, принципы и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Понятие первичного и вторичного дефекта. Идеи Л.С. Выготского о роли вторичных дефектов в развитии аномальных детей. Содержание, принципы и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений, навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Тема 4. Понятие интеллекта. Нарушения интеллекта. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Интеллект. Типы нарушения интеллектуального развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие. Основные виды интеллектуальных нарушений: социально-педагогическая запущенность, задержка психического развития, олигофрения. Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Методические принципы подхода к обучению. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта. Формирование сотрудничества взрослого и ребенка. Формирование способов усвоения общественного опыта. Физическое воспитание. Умственное воспитание: Развитие внимания и запоминания, Развитие восприятия и представлений, Формирование мышления, Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании, развитии речи. Деятельность и развитие ребенка Тема 5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития: причины, виды. Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР: речи, памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Цель и основные направления работы психолого-медико-педагогической комиссии. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР в коррекционно-образовательных учреждениях VII вида и специализированных классах VII вида массовой общеобразовательной школы. Тема 6. Социально-педагогическая запущенность (СПЗ): признаки, профилактика, коррекция. Диагностика социально-педагогической запущенности учащихся. Основные направления коррекционно-развивающей работы с социально и педагогически запущенными детьми: педагогическая коррекция, психологическая коррекция. Коррекционная работа педагога по формированию навыков учебной деятельности у детей с СПЗ. Профилактика развития социально-педагогической запущенности. Тема 7. Проблемы сенсорных нарушений у детей: нарушения зрения. Сенсорное восприятие мира как основа интеллектуального развития ребенка. Классификация сенсорных нарушений. Зрение и слух как основные источники информации. Основные виды нарушения зрения (анофтальм, микрофтальм, астигматизм, катаракта, косоглазие, дальнозоркость, близорукость) и причины их возникновения. Слепые дети. Тифлопедагогика. Особенности педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Тема 8. Проблемы сенсорных нарушений у детей: нарушения слуха. Слух как основа интеллектуального развития. Слуховой анализатор, функции слуха. Классификация нарушений слуховой деятельности. Сурдопедагогика. Особенности педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Основные педагогические системы работы с детьми с нарушением слуха в коррекционно-образовательных учреждениях I и II вида и в общеобразовательных учреждениях. Тема 9. Проблемы у детей с нарушениями речи: органы речи. Речь как продукт социального развития человечества. Речевое поведение в классах компенсирующего обучения массовой общеобразовательной школы. Динамика развития речи. Функции речи. Сенсорный и моторный центры речи. Органы речи. Причины нарушений речи. Профилактика нарушений речи. Тема 10. Проблемы у детей с нарушениями речи: нарушения устной речи. Психолого - педагогические классификации нарушений речи. Логопедия - наука о речевых нарушениях. Совместная деятельность логопеда и родителей как условие эффективной помощи ребенку в освоении правильной речи. Основные принципы коррекционных занятий. Логопедическая работа на уроке. Тема 11. Проблемы у детей с нарушениями речи: нарушения письменной речи. Письменная речь как сложный психический процесс. Проблемы формирования письменной речи. Психологическая структура письма и его нарушения (аграфия, дисграфия). Дисграфия, как сопровождающий диагноз других дефектов. Признаки и проявления дисграфии. Пути коррекционной работы. Нарушения чтения (аграфия, дисграфия). Основные принципы коррекции дислексии. Тема 12. Невротические состояния у детей и подростков. Профилактика и коррекция. Невроз как форма нарушенного развития детей. Психолого-педагогические аспекты проблемы детских неврозов. Признаки и причины детских неврозов. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков. Основные методы коррекции детских неврозов. Игровые методы коррекции неврозов. Школьные неврозы. Дидактогении как фактор возникновения школьных неврозов. Создание благоприятного психологического климата на уроке как условие профилактики и коррекции школьных неврозов. Тема 13. Особенности обучения леворуких детей. Леворукость: определение, причины, проявления. Амбидекстрия. Формы леворукости. Методики определения леворукости. Особенности влияния правого полушария на личность ребенка. Затруднения при обучении леворуких детей. Организация рабочего места. Коррекционная работа с леворукими детьми. Тема 14. Ранний детский аутизм (РДА). РДА: признаки и основные причины появления. Классификация типов РДА. Динамика развития аутичных детей, основные категории. Интеллектуальное развитие детей с РДА. Профилактика и коррекция аутичности у детей, основные направления. Холдинг – терапия. Аутичные дети в школе, особенности психолого-педагогического взаимодействия. 5.Лабораторный практикум не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1.Рекомендуемая литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: библиотечный фонд ТГПУ, программа самостоятельной работы студентов по курсу «Специальная педагогика» (тематика и вопросы семинарских занятий, творческие задания и вопросы для самостоятельного изучения, тематика рефератов и курсовых работ). 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: специализированная аудитория № 335. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1 методические рекомендации преподавателю. Оформлены в учебно-методических пособиях по специальной психологии и педагогики, имеющиеся в достаточном количестве в библиотеке и на кафедре общей педагогики и психологии. Преподавателю рекомендуется часть теоретического материала давать в традиционной форме: используя лекции, часть материала в лекциях с презентацией. Традиционные формы лекций чередовать с диалоговой формой, с постановкой проблемы. Также на лекциях использовать интерактивные технологии: групповая деятельность, проектирование, сюжетно-ролевая игра. Рекомендуется на лекциях проводить тестирование по итогам занятия, по прошедшим темам. А также проводить рейтинг проведенного занятия. 8.2. Методические указания для студентов. Методические указания для студентов. Оформлены в учебно-методических пособиях по основам специальной педагогики и психологии, имеющиеся в достаточном количестве в библиотеке и на кафедре общей педагогики и психологии. В пособии указаны: темы для самостоятельных работ, выполнение творческого задания по отдельным темам, выполнение работ исследовательского характера. 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
8.2.2. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Основы специальной педагогики и психологии»
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 030700 Музыкальное образование. Программу составили: 1. Старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии Косолапова М.А. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры общей педагогики и психологии, протокол № 1 от «28» августа 2009г. Зав. кафедрой __________________________Беляева Л.А. (подпись) Программа дисциплины одобрена методической комиссией Института культуры ТГПУ Председатель методической комиссии ______ факультета_____________ Батурина О.А. Согласовано: Декан ____________________(факультет)_______________ Каюмова Е.А. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |