Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»





Скачать 208.97 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Дата публикации26.04.2015
Размер208.97 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе (декан факультета)

_________________________________

«______»____________________2009г.
Программа дисциплины

ОПД Ф. 06

Основы специальной педагогики и психологии

1. Цель изучения данного курса ознакомление студентов с видами аномалий в развитии личности детей, основными принципами и видами коррекционной работы специальных школ, формирование профессиональной компетентности педагога в работе с проблемными, школьно дезадаптированными детьми массовой общеобразовательной школе, распространение гуманистических взглядов по отношению к детям с проблемами ,развитие интереса студентов к сфере коррекционно-развивающей работы.

Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана - схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, знание возможностей профилактической и коррекционной работы в рамках различных учебных предметов.

Лекционный курс отражает теоретические аспекты аномалий психического и физического развития детей, возможности и трудности интеграции ребенка с проблемами развития в нормальный учебно-воспитательный процесс. Рассматриваются также формы , методы и технологии коррекционной и развивающей работы с такими детьми.

Семинарские и практические занятия направлены на изучение и апробацию методик исследования и коррекционной деятельности педагогов и психологов.

Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам теоретического курса, один из вопросов билета по проблемам психолого-педагогической коррекции готовится студентом самостоятельно.

2. Основные знания, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  • знания о норме и различных видах отклонений в развитии ребенка;

  • знания о формах и методах коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии;

  • знания о принципах профилактической и коррекционной работы;

  • знания о возможностях проведения коррекционно-развивающей работы в рамках своего учебного предмета

Основные умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  • умения диагностировать проблемы и аномалии в развитии ребенка;

  • умения составлять индивидуальные коррекционно-развивающие программы;

умения использовать методики коррекционной работы в организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего
часов


Семестры

6

Общая трудоемкость дисциплины

72




Аудиторные занятия

32

32

Лекции

11

11

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

16

16

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

40

40

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия



Специальная педагогика и специальная психология в системе современных наук

2 ч









Коррекционно-развивающая система работы с детьми с отклонениями. Организация обучения. Система специализированной помощи в школьном образовании.

2 ч.









Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Содержание, принципы и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

2 ч.









Понятие интеллекта. Нарушения интеллекта. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

2 ч.









Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

2 ч.









Социально-педагогическая запущенность: признаки, профилактика, коррекция.

1 ч.









Проблемы сенсорных нарушений у детей: нарушения зрения




2






Проблемы сенсорных нарушений у детей: нарушения слуха




2






Проблемы у детей с нарушениями речи: органы речи.




2






Проблемы у детей с нарушениями речи: нарушения устной речи




2






Проблемы у детей с нарушениями речи: нарушения письменной речи.




2






Невротические состояния у детей и подростков. Профилактика и коррекция.




2






Особенности обучения леворуких детей.




2






Ранний детский аутизм.




2






ИТОГО

11

16




4.2. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология в системе современных наук. История развития понятий «специальная педагогика», «коррекционная педагогика», «дефектология». Методологический аппарат специальной педагогики и специальной психологии как науки. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с нарушенным развитием. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования.

Тема 2. Коррекционно-развивающая система работы с детьми с отклонениями. Организация обучения. Система специализированной помощи в школьном образовании. Коррекционно-развивающая система специализированного школьного образования. Современные модели организации специализированной помощи в школьном образовании: дифференцированного образования, интегрированного образования. Организующая специальное образование и воспитание для детей с особыми образовательными потребностями. Организация коррекционно-педагогической деятельности в специализированных классах массовой общеобразовательной школы.

Тема 3. Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Содержание, принципы и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Понятие первичного и вторичного дефекта. Идеи Л.С. Выготского о роли вторичных дефектов в развитии аномальных детей. Содержание, принципы и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений, навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.

Тема 4. Понятие интеллекта. Нарушения интеллекта. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Интеллект. Типы нарушения интеллектуального развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие. Основные виды интеллектуальных нарушений: социально-педагогическая запущенность, задержка психического развития, олигофрения. Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Методические принципы подхода к обучению. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта. Формирование сотрудничества взрослого и ребенка. Формирование способов усвоения общественного опыта. Физическое воспитание. Умственное воспитание: Развитие внимания и запоминания, Развитие восприятия и представлений, Формирование мышления, Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании, развитии речи. Деятельность и развитие ребенка

Тема 5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития: причины, виды. Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР: речи, памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Цель и основные направления работы психолого-медико-педагогической комиссии. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР в коррекционно-образовательных учреждениях VII вида и специализированных классах VII вида массовой общеобразовательной школы.

Тема 6. Социально-педагогическая запущенность (СПЗ): признаки, профилактика, коррекция. Диагностика социально-педагогической запущенности учащихся. Основные направления коррекционно-развивающей работы с социально и педагогически запущенными детьми: педагогическая коррекция, психологическая коррекция. Коррекционная работа педагога по формированию навыков учебной деятельности у детей с СПЗ. Профилактика развития социально-педагогической запущенности.

Тема 7. Проблемы сенсорных нарушений у детей: нарушения зрения. Сенсорное восприятие мира как основа интеллектуального развития ребенка. Классификация сенсорных нарушений. Зрение и слух как основные источники информации. Основные виды нарушения зрения (анофтальм, микрофтальм, астигматизм, катаракта, косоглазие, дальнозоркость, близорукость) и причины их возникновения. Слепые дети. Тифлопедагогика. Особенности педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Тема 8. Проблемы сенсорных нарушений у детей: нарушения слуха. Слух как основа интеллектуального развития. Слуховой анализатор, функции слуха. Классификация нарушений слуховой деятельности. Сурдопедагогика. Особенности педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Основные педагогические системы работы с детьми с нарушением слуха в коррекционно-образовательных учреждениях I и II вида и в общеобразовательных учреждениях.

Тема 9. Проблемы у детей с нарушениями речи: органы речи. Речь как продукт социального развития человечества. Речевое поведение в классах компенсирующего обучения массовой общеобразовательной школы. Динамика развития речи. Функции речи. Сенсорный и моторный центры речи. Органы речи. Причины нарушений речи. Профилактика нарушений речи.

Тема 10. Проблемы у детей с нарушениями речи: нарушения устной речи. Психолого - педагогические классификации нарушений речи. Логопедия - наука о речевых нарушениях. Совместная деятельность логопеда и родителей как условие эффективной помощи ребенку в освоении правильной речи. Основные принципы коррекционных занятий. Логопедическая работа на уроке.

Тема 11. Проблемы у детей с нарушениями речи: нарушения письменной речи. Письменная речь как сложный психический процесс. Проблемы формирования письменной речи. Психологическая структура письма и его нарушения (аграфия, дисграфия). Дисграфия, как сопровождающий диагноз других дефектов. Признаки и проявления дисграфии. Пути коррекционной работы. Нарушения чтения (аграфия, дисграфия). Основные принципы коррекции дислексии.

Тема 12. Невротические состояния у детей и подростков. Профилактика и коррекция. Невроз как форма нарушенного развития детей. Психолого-педагогические аспекты проблемы детских неврозов. Признаки и причины детских неврозов. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков. Основные методы коррекции детских неврозов. Игровые методы коррекции неврозов. Школьные неврозы. Дидактогении как фактор возникновения школьных неврозов. Создание благоприятного психологического климата на уроке как условие профилактики и коррекции школьных неврозов.

Тема 13. Особенности обучения леворуких детей. Леворукость: определение, причины, проявления. Амбидекстрия. Формы леворукости. Методики определения леворукости. Особенности влияния правого полушария на личность ребенка. Затруднения при обучении леворуких детей. Организация рабочего места. Коррекционная работа с леворукими детьми.

Тема 14. Ранний детский аутизм (РДА). РДА: признаки и основные причины появления. Классификация типов РДА. Динамика развития аутичных детей, основные категории. Интеллектуальное развитие детей с РДА. Профилактика и коррекция аутичности у детей, основные направления. Холдинг – терапия. Аутичные дети в школе, особенности психолого-педагогического взаимодействия.
5.Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1.Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник для вузов / Е. Ю. Азбукина , Е. Н. Михайлова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 395 с.

  2. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : хрестоматия / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 163 с.

  3. Косолапова, М. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебно-методическое пособие / М. А. Косолапова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ. Ч. 1.- 2007.- 79 с.

  4. Косолапова, М. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебно-методическое пособие / М. А. Косолапова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ. Ч. 2.- 2007.- 87 с.

б) дополнительная литература:

  1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика : учебник для педагогических вузов / Л. В. Андреева. - М. : Академия, 2005. - 571 с.

  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для среднего профессионального образования : учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю, Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М. : Академия, 2001. – 246 с.

  3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие для вузов / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2004. - 132 с.

  4. Большакова, С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление : сборник упражнений / С. Е. Большакова. - М. : ЭКСМО - ПРЕСС, 2002.- 158 с.

  5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. I год обучения : учеб. - метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном - Пресс, 1999.- 56 с.

  6. Вайзман, Н. П. Реабилитационная педагогика : Медико – психолого - педагогические аспекты / Н. П. Вайзман. - М. : Статор. Вып. 1: Медицинские аспекты. - 1995.- 95 с.

  7. Воспитание трудного ребенка : Дети с девиантным поведением : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова и др.; под ред. М. И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 238 с.

  8. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. Я. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина.- 2 - е изд., перераб. - М. : Академия, 2002.- 271 с.

  9. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе : учебно - методическое пособие / И. С. Гринченко. - М. : ЦГЛ, 2002. - 78 с.

  10. Детский аутизм : хрестоматия : учебное пособие / сост. Л. М. Шипицына; Междунар. ун-т семьи и ребенка. - СПб. : Турусел, 1997.- 254 с.

  11. Диагностика школьной дезадаптации : Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейников, Г. Ф. Кумарина и др.; под ред. С. А. Беличевой и др. - М. : Социальное здоровье России, 1995. - 126 с.

  12. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подросков : Книга для логопеда / И. И. Ермакова.- 2 - е изд., перераб .- М. : Просвещение, 1996. – 141 с.

  13. Забрамная, С. Д. Изучаем обучая : Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : Из опыта работы / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. - М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002 .- 47 с.

  14. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для вузов / Г. Л. Зайцева. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 191 с.

  15. Залесская, О. В. Младшие школьники с ЗПР : уроки общения : пособие для практического психолога / О. В. Залесская. - М. : Школьная Пресса, 2005.- 26 с.

  16. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. – 3 - е изд., испр. и доп .- СПб. : Союз, 2000 .- 222 с.

  17. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя / В. П. Кащенко. – 2 - е изд. - М. : Просвещение, 1994. - 222с.

  18. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения : учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин. – Ростов – на - Дону : Феникс, 2005. – 474с.

  19. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Книга для логопеда / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 1999. - 223с.

  20. Лукьянов, А. Б. и др. Дети с ДЦП : кондуктивный подход : учебное пособие / А. Б. Лукьянов, А. Н. Путятин, А. В. Соколова. - М. : Союз, 2001. - 16 с.

  21. Мастюкова, Е. М. Основы генетики : клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под общ. ред. В. И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 367 с.

  22. Михайлова, Е. Н. Основы коррекционной педагогики : учебно-справочное пособие / Е. Н. Михайлова; ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2000. - 80 с.

  23. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : учебное пособие для вузов / Л. П. Назарова; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2001. - 287 с.

  24. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. – 3 - е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008.- 268с.

  25. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова.- 2-е изд. – СПб : Питер, 2004. - 349 с.

  26. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие для средних специальных учебных заведений / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2006.-349 с.

  27. Программы для вузов. Специальная дошкольная педагогика и психология : Сборник программ нормативных курсов для вузов / Т. Г. Богданова, О. А. Братанова, О. П. Гаврилушкина и др.; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2001. - 333с.

  28. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя - дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : ВЛАДОС, 2003.- 527 с.

  29. Селиверстов, В. И. История логопедии : Медико-педагогические основы : учебное пособие для вузов / В. И. Селиверстов. - М. : Академический Проект, 2004. - 382с.

  30. Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В. О. Скворцова. - М. : Владос - Пресс, 2006 .- 160 с.

  31. Специальная педагогика : учебно-методическое пособие для вузов / сост. : С. Б. Нарзулаев и др.; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : STAR, 2006. - 147 с.

  32. Сурдопедагогика : учебник для вузов / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е. А. Большакова и др. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

  33. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Практикум по логопедии : учебное пособие / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 238 с.

  34. Чевелева, Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников / Н. А. Чевелева .-М. : Просвещение, 1966. - 95с.

  35. Чиркина, Г. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы : учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вид а / Г. В. Чиркина, В. Н. Латчук, С. Н. Фалько. - М. : Арктика, 2004. - 159 с.:

  36. Шамарина, Е. В. Обучение детей с ЗПР : Организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения : пособие для учителей начальных классов и психологов классов. В. Шамарина. - М. : ГНОМ и Д, 2003.- 78с.

  37. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : методическое пособие для учителей классов коррекционно - развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М. : ВЛАДОС, 2001.- 136 с.

  38. Шелехов, И. Л. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения. Коррекционная педагогика с основами социальной психологии : учебное пособиедля вузов / И. Л. Шелехов, Е. С. Толстолес, В. А. Постоева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2008. - 135 с.

  39. Шоо, М. Спортивные и подвижные игры детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Михаэль Шоо ; пер. с нем. Н. А. Горловой. - М. : Академия, 2003. -110 с.

  40. Шохор - Троцкая (Бурлакова), М.К. Речь и Афазия : Методологический подход к преодолению речевых расстройств / М. К. Шохор - Троцкая (Бурлакова).- М. : ЭКСМО - ПРЕСС, 2001. - 412 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: библиотечный фонд ТГПУ, программа самостоятельной работы студентов по курсу «Специальная педагогика» (тематика и вопросы семинарских занятий, творческие задания и вопросы для самостоятельного изучения, тематика рефератов и курсовых работ).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: специализированная аудитория № 335.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1 методические рекомендации преподавателю.

Оформлены в учебно-методических пособиях по специальной психологии и педагогики, имеющиеся в достаточном количестве в библиотеке и на кафедре общей педагогики и психологии. Преподавателю рекомендуется часть теоретического материала давать в традиционной форме: используя лекции, часть материала в лекциях с презентацией. Традиционные формы лекций чередовать с диалоговой формой, с постановкой проблемы. Также на лекциях использовать интерактивные технологии: групповая деятельность, проектирование, сюжетно-ролевая игра. Рекомендуется на лекциях проводить тестирование по итогам занятия, по прошедшим темам. А также проводить рейтинг проведенного занятия.
8.2. Методические указания для студентов.

Методические указания для студентов. Оформлены в учебно-методических пособиях по основам специальной педагогики и психологии, имеющиеся в достаточном количестве в библиотеке и на кафедре общей педагогики и психологии. В пособии указаны: темы для самостоятельных работ, выполнение творческого задания по отдельным темам, выполнение работ исследовательского характера.

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  1. Идеи и деятельность В.П. Кащенко по педагогической коррекции «исключительных детей».

  2. История становления и развития системы специального образования.

  3. История становления российской дефектологической науки

  4. Требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.

  5. Понятие интеллекта в психологии.

  6. Проблема школьной неуспеваемости и пути ее преодоления.

  7. Роль игры в коррекции психического развития ребенка.

  8. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

  9. Вредные и пагубные привычки несовершеннолетних.

  10. Классификация причин школьной неуспеваемости.

  11. Теории происхождения леворукости.

  12. Проблемы одаренности.

  13. Тифлопедагогика как наука.

  14. Происхождение страхов у детей.

8.2.2. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Основы специальной педагогики и психологии»

  1. Предмет, задачи специальной педагогики и психологии.

  2. Субъект, объект, основные категории специальной педагогики.

  3. История становления и развития системы специального образования.

  4. Становление российской дефектологической науки.

  5. Понятие нормы и отклонения в развитии человека.

  6. Идеи и деятельность В.П. Кащенко по педагогической коррекции «исключительных детей».

  7. Понятие первичного и вторичного дефекта. Идеи Л.С. Выготского о роли вторичных дефектов в развитии аномальных детей.

  8. Требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.

  9. Содержание, принципы и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

  10. Организация коррекционно-педагогической деятельности в специализированных классах массовой общеобразовательной школы.

  11. ПМПК и ее роль в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков

  12. Понятие интеллекта. Основные виды нарушений интеллектуального развития.

  13. Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР.

  14. Социально-педагогическая запущенность: признаки, профилактика и коррекция.

  15. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.

  16. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха.

  17. Нарушения речи. Причины нарушений речи. Классификация речевых нарушений.

  18. Нарушения устной речи. Логоневроз. Основные направления коррекционной работы.

  19. Нарушения письменной речи. Коррекционная работа.

  20. Леворукость. Особенности организации учебного процесса для леворуких детей.

  21. Невротические состояния у детей и подростков. Профилактика и коррекция.

  22. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков.

  23. Проблема школьной неуспеваемости и пути ее преодоления.

  24. Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних.

  25. Профилактика вредных и пагубных привычек.

  26. Роль игры в коррекции психического развития ребенка.

  27. Ранний детский аутизм. Причины, коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

  28. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей.

  29. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  30. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 030700 Музыкальное образование.

Программу составили:

1. Старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии Косолапова М.А.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры общей педагогики и психологии, протокол № 1 от «28» августа 2009г.
Зав. кафедрой __________________________Беляева Л.А. (подпись)
Программа дисциплины одобрена методической комиссией Института культуры ТГПУ

Председатель методической комиссии ______ факультета_____________ Батурина О.А.
Согласовано:

Декан ____________________(факультет)_______________ Каюмова Е.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск