Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор (декан факультета)







Скачать 159.76 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор (декан факультета)
Дата публикации02.01.2015
Размер159.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > География > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Р.02 Этнопедагогика

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи дисциплины
Цель: формировать интерес к педагогическим традициям народа, его нравственным, этическим и духовным ценностям, национальной культуре.

Задачи:

  1. Познакомить студентов с произведениями фольклора и прикладного искусства.

  2. Пропагандировать методы, средства и приемы народной педагогики.

  3. Способствовать освоению и изучению народного этикета.

  4. Выявить этнопсихологические особенности мировоззрения, характера, поведения, эмоциональной сферы народа.

  5. Изучить семейные традиции воспитания.

  6. Познакомить с народной системой физического, трудового, нравственно-эстетического, экологического воспитания.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершению курса студенты должны знать и понимать:

- значение передачи из поколения в поколение многовекового опыта народа,

его нравственных устоев;

- необходимость возрождения традиционных методов и приемов воспитания детей, используемых в народной педагогике.
3. Объем дисциплины и виды научной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 10

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

48

48

Лекции

48

48

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие видыаудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

52

52

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графическая

-

-

Реферат

+

+

Другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогов контроля

Зачет – 10 сем.

Зачет


4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа



Предмет и задачи этнопедагогики

4

-

4



Педагогическая роль детской среды в народной педагогике

4

-

4



Традиции трудового обучения и

воспитания

4

-

4



Нравственное воспитание в народной педагогике.

4

-

6



Народная система умственного воспитания

4

-

4



Эстетическое воспитание

4

-

4



Физическое воспитание

4

-

4



Пословицы и поговорки как педагогические миниатюры народа

4

-

4



Песенная поэзия воспитания

4

-

4



Сказки в народной системе воспитания

4

-

4



Народные игры

4

-

6



Семейное воспитание в народной педагогике

4

-

4




Всего часов

48

0

52


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины.

Тема 1. Этнопедагогика как наука.

Предмет этнопедагогики, разные подходы к его определению.

Основные этапы становления этнопедагогики как науки.

Функции этнопедагогики.

Тема 2. Специфика этнопедагогики.

Методические основы этнопедагогики и ее связь с другими науками.

Методы этнопедагогических исследований.

Особенности народного воспитания.
Раздел 2. Педагогическая роль детской среды в народной педагогике.

Тема 3. Характеристика детской среды.

Детская среда и особенности ее функционирования.

Моральный кодекс детской среды.

Детские тайные языки и их происхождение, лидеры.

Автономность детской среды.

Тема 4. Педагогическая роль детской среды.

Возрастные и индивидуальные особенности и их проявление в этнопедагогике. Программа детского воспитания и обучения.

Обычаи и обряды в детской среде.

Игры, игровые прелюдии.
Раздел 3. Традиции трудового обучения и воспитания.

Тема 5. Трудовое обучение и воспитание.

Трудовое воспитание как сердцевина народной педагогики.

Классики педагогики о народных традициях воспитания и обучения.

Тема 6. Культура труда.

Моральная и психологическая подготовка к труду.

Трудовые праздники.
Раздел 4. Нравственное воспитание в народной педагогике.

Тема 7. Нравственное воспитание.

Нравственные идеалы, традиции, ритуалы.

Национальный этикет, взаимосвязь поколений, культ предков, любовь к детям, чувство национального и человеческого достоинства.

Тема 8. Воспитание нравственности.

Методы воздействия на чувство, сознание, поведение, средства традиционной культуры воспитания.
Раздел 5. Народная система умственного воспитания.

Тема 9. Значение ума в жизни человека.

Народная педагогика и значение ума в жизни человека.

Тема 10. Умственное воспитание.

Умствование, самосовершенствование, знания народа об окружающем мире, мудрость народа в объяснении природных, исторических проблем.

Роль фольклора в умственном развитии.
Раздел 6. Эстетическое воспитание.

Тема 11. Прекрасное в жизни человека.

Прекрасное в жизни, труде и уме.

Прекрасное в природе и взаимоотношениях людей.

Красивые песни, орудия труда и одежда, народная архитектура и предметы быта.

Народный идеал красоты – эстетические чувства, представления, вкусы – средства эстетического воспитания.

Тема 12. Единство воспитания.

Единство между эстетическим, нравственным, умственным и трудовым воспитанием.
Раздел 7. Физическое воспитание.

Тема 13. Физическая культура.

Задача физического воспитания – забота о физическом состоянии матери и ребенка: гигиена, кормление, правильная посадка.

Тема 14. Методы физического воспитания.

Методы закаливания, баня в народной системе физического воспитания. Народные виды спорта, единство с природой.

Виды борьбы и кулачного боя.
Раздел 8. Пословицы и поговорки как педагогические миниатюры народа.

Тема 15. Воспитательное значение пословиц и поговорок .

Педагогические идеи и воспитательное значение пословиц и поговорок.

Народные афоризмы о целях формирования личности.

Пословицы и поговорки о воспитании, самовоспитании и перевоспитании.

Тема 16. Использование пословиц и поговорок в педагогической деятельности.

Использование педагогического потенциала народного афоризма в современной воспитательной и учебной деятельности.
Раздел 9. Песенная поэзия воспитания.

Тема 17. Воспитательная роль народной песни.

Народные песни и их роль в воспитании.

Содержание, исполнение, обучение народной песне.

Тема 18.Полный педагогический цикл в народной песне.

Полный педагогический цикл в народной песне.

Поэзия пестования.

Песня и игра.

Классификация народных песен.
Раздел 10. Сказки в народной системе воспитания.

Тема 19. Воспитательная роль сказок.

Сказка – педагогическое средство и метод.

Сила примера в воспитании.

Тема 20. Классификация сказок.

Принцип природосообразности.

Трудовое, семейное, нравственное воспитание.

Классификация народных сказок.
Раздел 11. Народные игры.

Тема 21. Воспитательная роль народной игры.

Разнообразие народных игр по содержанию и форме.

Развивающая функция народной игры.

Тема 22.Отличительные особенности народных игр.

Принципы организации народных игр.

Игра и преемственность поколений.
Раздел 12. Семейное воспитание.

Тема 23. Сущность семейного воспитания.

Основные понятия семейной педагогики.

Цели и задачи семейного воспитания.

Исторические типы семьи, ценности семьи.

Тема 24. Роль членов семьи в воспитании.

Культ матери в народной педагогике.

Роль отца в воспитании.

Роль бабушек и дедушек.

Роль старших детей в воспитании.

Сироты и приемыши.

Воспитание в раннем детстве.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2006. – 168 с.

  2. Нездемковская Г. В. Этнопедагогика / Г. В. Нездемковская. – М. : Академический проект; Альма Матер, 2011. – 225 с.


б) дополнительная литература:


  1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика / Л. Н. Бережнова, И. Л. Наблок, В. И. Щеглов. – М. : Академия, 2007. – 211 с.

  2. Доржиева, И. Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят / И. Е. Доржиева. – Новосибирск, 2000. – 180 с.

  3. Кожанова, М. Б. Теория и практика подготовки будущих педагогов к обеспечению регионально-этнической направленности процесса воспитания / М. Б. Кожанова. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005. – 233с.

  4. Малиновская, С. М. Этнопедагогика сибирского Севера : учебно-методическое пособие / С. М. Малиновская. – Томск : Изд-во ТГПУ, 1996. – 123 с.

  5. Собрание народных песен П. В. Киреевского / записи В. И. Якушина ; предисл., коммент. З. И. Власовой ; ст., муз. прил. М. А. Лобанова. - Л. : Наука. Ленинградское отделение. - (Памятники русского фольклора). Т. 2. - 1986. – 325 с.

  6. Столяренко, Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология / Л. Д. Столяренко, В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 216 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа по курсу «Этнопедагогика», составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Телевизор, видеомагнитофон.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и специалист в области этнологии)); организация экскурсий в музеи на выставки, посвященные национальным особенностям культуры; различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2 Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных заданий для самостоятельной работы


  1. Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше собственное воспитание: назидания бабушки, внушение отца, советы матери.

  2. Составьте рассказ только из пословиц и поговорок о детях, различных видах воспитания и т.п.

  3. Назовите пословицы, которые вы могли бы принять как руководство в жизни, как своего рода девиз.

  4. Какую народную песню вы сделали бы своего рода своим гимном.

  5. Выделите нравственную основу сказок: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок».

  6. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Ваше мнение по поводу данного изречения в связи с темой преемственности поколений.

  7. Сделайте презентацию по обычаям, традициям русского, татарского, мусульманского и др. народов. Разыграйте один (несколько) обряд(ов) (на выбор студента).


Тематика рефератов


  1. Народное воспитание в наследии классиков педагогики.

  2. Совершенный человек в народной педагогике (на примере русских народных сказок, былин).

  3. «Педагогическая мораль» в пословицах русского народа.

  4. Поэзия детства в народной педагогике (колыбельные песни, пестушки, потешки).

  5. Использование народных игр в современном педагогическом процессе.

  6. Образ семьи в народной педагогике.


Перечень вопросов к зачету


  1. Предмет этнопедагогики, разные подходы к его определению.

  2. Этапы становления этнопедагогики как науки, связь с другими науками.

  3. Функции и задачи этнопедагогики. Особенности народного воспитания.

  4. Классики педагогики о народных традициях воспитания и обучения.

  5. Детская среда и особенности ее функционирования, педагогическая роль детской среды в народной педагогике.

  6. Обычаи обряды в детской среде, детские тайные языки

  7. Трудовое воспитание как сердцевина народной педагогики.

  8. Трудовые праздники в народной педагогике.

  9. Нравственное воспитание в народной педагогике: идеалы, традиции, ритуалы, национальный этикет.

  10. Взаимосвязь поколений, культ предков в этнопедагогике.

  11. Народная система умственного воспитания. Знания народа об окружающем мире, мудрость народа в объяснении природных, исторических проблем.

  12. Роль фольклора в умственном развитии детей.

  13. Народная педагогика о прекрасном в жизни, труде, природе, взаимоотношениях людей.

  14. Народный идеал красоты. Средства эстетического воспитания народной педагогики.

  15. Единство между эстетическим, нравственным, умственным и трудовым воспитанием.

  16. Задача физического воспитания в этнопсихологии.

  17. Методы закаливания, баня в народной системе физического воспитания.

  18. Народные виды спорта, единство с природой.

  19. Педагогические идеи и воспитательное значение пословиц и поговорок.

  20. Использование педагогического потенциала народного афоризма в современной воспитательной и учебной деятельности.

  21. Народные песни и их роль в воспитании.

  22. Классификация народных песен. Поэзия пестования.

  23. Сказки в народной системе воспитания. Классификация народных сказок.

  24. Разнообразие народных игр, отличительные особенности народной игры.

  25. Цели и задачи семейного воспитания в этнопедагогике, ценности семьи.

  26. Роль матери, отца в народной педагогике.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью.
Программу составили:

ассистент кафедры социальной педагогики___________Шварева О.В.,

к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики__________Титова Г.Ю.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №___от ________2011 г.
Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.
Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Проректор (декан факультета) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">