Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу





Скачать 287.72 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу
Дата публикации22.11.2014
Размер287.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП ТГПУ
______________________

«______» _________________200 г.

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
Физиология человека и животных

ДПП. Ф. 06


1. Цели и задачи дисциплины:

  1. Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования.

  2. Изучение регуляторных механизмов деятельности всех органов и систем организма.

  3. Изучение механизмов восприятия, переработки и сохранения информации в центральной нервной системе для формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

  4. Приобретение практических навыков и умений для проведения различных физиологических опытов в условиях школы и развития творческой активности учащихся.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

После изучения курса студенты должны:

    1. иметь общие представления о физиологических процессах, протекающих в различных органах и системах организма человека и животных, и механизмах их регуляции;

    2. иметь практические навыки для проведения различных физиологических экспериментов в учебном общеобразовательном учреждении (школе, лицее, колледже).


3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


4

5

Общая трудоемкость дисциплины

360

176

184

Аудиторные занятия

140

68

72

Лекции

70

34

36

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

70

34

36

И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

220

108

112

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (С)

ЛР

1

Введение

1







2

Физиология возбуждения

7




6

3

Нервная система

8




8

4

Высшая нервная деятельность

8




14

5

Физиология двигательного аппарата

5




2

6

Сенсорные системы

6




10

7

Внутренняя секреция

4







8

Внутренняя среда организма

6




8

9

Кровообращение

7




12

10

Дыхание

4




6

11

Пищеварение

4




2

12

Обмен веществ и энергии

5




2

13

Выделение

3







14

Экологическая физиология

2







Итого:

70




70


4.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Введение. Предмет, метод, основные этапы развития физиологии. Физиология - фундаментальная наука о функциях живого организма как единого целого, о механизмах регуляции его деятельности. Связь физиологии с естественными дисциплинами. Значение физиологии в развитии дисциплин психолого-педагогического цикла, общей и школьной гигиены, медицины сельского хозяйства. Уровни организации живого организма. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Ферменты, биологически активные вещества, их значение.

2. Физиология возбуждения. Понятия: физиологический покой, биологические реакции, раздражение, раздражители, их классификация. Возбудимость и возбуждение, возбудимые ткани, значение процессов возбуждения в деятельности живых образований. Биоэлектрические явления в тканях: история изучения биоэлектрических явлений (опыты Гальвани, Матеуччи, Дюбуа-Реймона) и способы их регистрации. Морфофункциональная организация мембраны клеток, особенности проницаемости мембраны, определяющие существование мембранного потенциала, роль активных механизмов в его сохранении. Потенциал действия, механизм его возникновения, деполяризация и реполяризация мембраны клетки как результат изменения ионной проницаемости. Понятия порогового потенциала, критического уровня деполяризации и пика потенциала действия. Следовые явления (деполяризация и гиперполяризация). Изменения возбудимости ткани в разные фазы волны возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение. Законы раздражения: закон силы раздражения, закон длительности раздражения, кривая силы-длительности (реобаза, полезное время, хронаксия). Аккомодация ткани, ее механизм. Учение Н.Е.Введенского о ритмическом возбуждении, лабильности. Максимальный, оптимальный и пессимальный ритмы возбуждения. Усвоение ритма (А.А.Ухтомский).

3. Физиология нервной системы. Основные этапы развития нервной системы в процесса фило- и онтогенеза. Современные методы исследования структуры и функции нервной системы. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы., классификация нейронов по строения и функции. Строение нейрона, функции отдельных частей нейрона. Нейроглия, ее функциональное значение. Строение, и функции нервных волокон, особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения по нервному волокну (изолированное и двустороннее, практическая неутомляемость). Синапсы, их классификация, строение, механизм проведения возбуждения в нервно-мышечных синапсах и синапсах центральной нервной системы; медиаторы, механизм их выделения и действия на постсинаптическую мембрану. Потенциал концевой пластинки, миниатюрные потенциалы, возбуждающий постсинаптический потенциал. Возбуждающие и тормозящие синапсы, свойства синапсов. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Определение рефлекса, общая схема рефлекторной дуги, рефлекторного кольца. Классификация рефлексов. Нервные центры, их свойства: одностороннее проведение возбуждения, задержка проведения возбуждения, низкая лабильность, повышенная утомляемость, трансформация ритма возбуждений, суммация, явление последействия, проторение, повышенная чувствительность к недостатку кислорода, специфический характер реагирования на действие различных химических веществ. Торможение как одна из форм деятельности нейрона, открытие торможения в ЦНС (И.М.Сеченов), значение торможения в деятельности нервной системы. Механизмы возникновения различных видов торможения: первичного и вторичного, деполяризационного и гиперполяризационного, постсинаптического и пресинаптического. Общие принципы координационной деятельности ЦНС. Роль обратной афферентации в координации функций. Взаимодействие и движение возбуждения и торможения: иррадиация и индукция, реципрокность как частный случай индукции. Роль прямого, возвратного и аутогенного торможения в организации координированных реакций организма на раздражения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте, роль доминанты в педагогической деятельности. Спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Роль спинного мозга в регуляции движений. Продолговатого мозг и мост, их функциональное значение, двигательные системы ствола мозга, децеребрационная ригидность. Мозжечок, его связи с другими отделами ЦНС, роль в обеспечении двигательной активности, последствия удаления мозжечка. Функции среднего мозга (роль ядер бугров четверохолмия, красных ядер, черной субстанции, глазодвигательных ядер). Функциональное значение промежуточного мозга: специфических и неспецифических ядер зрительных бугров, ядер гипоталамуса. Функциональное значение базальных ганглиев: бледного ядра, полосатого тела. Ретикулярная формация ствола, ее строение, афферентные и эфферентные связи, функции. Лимбическая система мозга, ее строение, значение в возникновении различных эмоциональных состояний (чувства тревоги, ярости, агрессивности, удовольствия) и мотивационных реакций. Вегетативная нервная система, строение и функции ее отделов: симпатического, парасимпатического, метасимпатичекого. Особенности структуры и функции вегетативных нервных волокон. Особенности рефлекторных дуг вегетативных рефлексов, функции вегетативных ганглиев. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы. Кора больших полушарий. Методы исследования функций коры головного мозга. Филогенетическое развитие функций, древняя, старая и новая кора. Цитоархитектоника. Строение и функции корковых нейронов. Электроэнцефалограмма, ее ритмы. Локализация функций в коре головного мозга, сенсорные (первичные и вторичные) и моторные зоны.

4. Высшая нервная деятельность. Значение трудов С.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности. Отличия условных рефлексов от безусловных рефлексов. Инстинкты. Образование условных рефлексов. Условия, необходимые для образования условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Условные рефлексы различных порядков. Механизмы образования условных связей. Значение ориентировочного рефлекса и доминанты. Современные представления о путях замыкания условных связей. Морфофункциональные и химические основы формирования условных связей. Торможение условных рефлексов, его виды: безусловное (внешнее, запредельное), условное (угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее). Закономерности интегративной деятельности мозга. Явления иррадиации, концентрации и взаимной индукции. Функциональная мозаика коры. Системность в работе коры больших полушарий, динамический стереотип. Мотивации, эмоции и поведенческие реакции организма. Функциональная система организма, ее роль в организации поведенческих актов (П.К.Анохин). Механизмы сна и бодрствования организма. Роль различных структур головного мозга в регуляции биоритма: сон и бодрствование. Роль гуморальных факторов в возникновении сна. Электрическая активность мозга во время сна (быстрый и медленный сон). Виды сна. Сновидения, их природа. Механизмы памяти. Механизмы непосредственной и оперативной кратковременной памяти. Долговременная память, ее компоненты (фиксация, хранение и воспроизведение информации), молекулярно-генетические механизмы памяти. Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимоотношения. Роль лобных долей в осуществлении психических функций. Типы высшей нервной деятельности человека. Эмоции и мотивации. Физиологические механизмы восприятия, внимания, обучения, мышления. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия.

5. Физиология двигательного аппарата. Макро-и микроструктура поперечно-полосатого мышечного волокна. Механизм и энергетика мышечного сокращения, роль саркоплазматического ретикулума в процессах сокращения и расслабления мышц. Тонические и фазные (быстрые и медленные) нейромоторные единицы. Одиночное и тетанические сокращения мышц. Изотоническое и изометрическое сокращения мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Регуляция двигательной активности. Иерархический принцип регуляции тонуса и мышечной деятельности. Спинальный уровень регуляции (роль альфа –и гаммамотонейронов), роль продолговатого мозга и мозжечка. Тонические рефлексы (рефлексы положение, статические и статокинетические). Пирамидная и экстрапирамидная системы регуляции. Гладкие мышцы, особенности их строения и функционирования, регуляция тонуса гладких мышц.

6. Сенсорные системы (анализаторы). Общая характеристика сенсорных систем. Классификация рецепторов, их специализация. Механизм возбуждения рецепторов, генераторный и рецепторный потенциалы. Роль сенсорных систем в познании окружающего мира. Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Строение сетчатой оболочки глаза, микроструктура фоторецепторов. Проводящие пути и корковый отдел зрительной сенсорной системы. Построение изображения на сетчатке. Аккомодация глаза, ее механизм. Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, сферическая и хроматическая аберрация. Функции палочек и колбочек, цветовое зрение, его нарушения. Острота зрения. Бинокулярное зрение. Последовательные зрительные образы. Слуховая сенсорная система. Строение уха и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение улитки, микроструктура спирального (кортиева) органа. Механизм восприятия звуков разной частоты. Современные теории слуха. Проводящие пути и корковый отдел слухового анализатора. Пространственная локализация звука. Вестибулярная сенсорная система. Строение и функции вестибулярного аппарата преддверия и полукружных каналов. Двигательная сенсорная система. Строение и функции рецепторного аппарата мышц и сухожилий (мышечное веретено, рецепторы Гольджи). Проводящие пути и корковый отдел двигательного анализатора. Кожная сенсорная система. Классификация и структура кожных рецепторов. Проводящие пути и корковый отдел. Механизм рецепции различных видов кожных раздражений. Обонятельная и вкусовая сенсорная системы.

7. Внутренняя секреция. Понятие об эндокринных железах, отличия эндокринных желез от желез внешней секреции. Методы изучения эндокринных желез. Взаимосвязь нервной и гормональной регуляции функций. Роль нейрогормонов (рилизинг-факторов) гипоталамуса в регуляции функций организма. Гипоталамо-гипофизарная система. Взаимодействие эндокринных желез. Гормоны, их строение, механизм действия. Регуляция деятельности эндокринных желез. Гипофиз. Местоположение и строение гипофиза. Физиологическое значение и механизм действия гормонов аденогипофиза ( передней доли), промежуточной доли. Гипо-и гиперфункция аденогипофиза. Физиологическое значение гормонов нейрогипофиза, гипофункция (несахарное мочеизнурение). Щитовидная железа. Местоположение, строение, гормоны и их влияние на функции организма. Гипер- и гипофункции щитовидной железы. Околощитовидные железы. Местоположение, строение, гормоны, их функциональное значение. Гипер- и гипофункции околощитовидных желез. Поджелудочная железа. Местоположение, строение, гормоны, их функциональное значение. Гипер- и гипофункции поджелудочной железы. Надпочечники. Местоположение, строение. Функциональное значение гормонов коры надпочечников (минералкортикоидов, глюкокортикоидов, половых гормонов). Значение гормонов мозгового слоя надпочечников (адреналин, норадреналин). Общий адаптационный синдром, его стадии (Г. Селье). Половые железы. Местоположение, строение. Физиологическое значение (общее и специфическое) половых гормонов на мужской и женский организм. Гипо- и гиперфункции половых желез. Женский половой цикл, его стадии.

8. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа и тканевая жидкость как внутренняя среда организма. Функции крови. Понятие о гомеостазе. Количество крови, депо крови. Состав крови, плазмы крови. Физико-химические свойства плазмы крови: вязкость, осмотическое давление, механизм поддержания его постоянства. Активная реакция крови, роль буферных систем. Свертывание крови, значение свертывания. Гемостаз (микроциркуляторное русло) и гемокоагуляция. Роль плазменных и тромбоцитарных факторов в свертывании крови, этапы свертывания. Антикоагулянты. Регуляция свертывания крови. Эритроциты, их количество, форма, размер, изменения в процессе эволюции, функции, продолжительность жизни, образование. Гемоглобин, его количество, строение и свойства, соединения гемоглобина. Миоглобин, особенности его структуры. Резистентность эритроцитов, гемолиз. Скорость оседания эритроцитов. Лейкоциты, их количество, виды, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов, продолжительность жизни, образование. Понятие об иммунитете, его виды. Клеточный и гуморальный иммунитет, роль Т- и В- лимфоцитов. Типы иммуноглобулинов, их значение. Тромбоциты, их количество, строение, функции. Группы крови. Антигены системы АВ0, резус-фактор, переливание крови.

9. Сердечно-сосудистая система. Значение кровообращения, круги кровообращения. Особенности микроструктуры сердечной мышцы, основная и атипическая сердечная мышечная ткань. Проводящая система сердца. Цикл сердечных сокращений. Свойства сердечной мышцы. Возбудимость, особенности мембранного потенциала и потенциала действия в различных отделах сердца. Рефрактерность сердечной мышцы. Сократимость сердечной мышцы, зависимость силы сокращений мышечных волокон от степени их растяжения (закон Франка-Старлинга). Гетерометрический и гомеометрический механизмы саморегуляции. Систолический и минутный объемы крови. Проводимость сердечной мышцы. Скорость проведения возбуждения по основной и атипической тканям сердца. Автоматия различных отделов сердца, природа и механизм. Методы исследования деятельности сердца: тоны, электрокардиография. Регуляция деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, факторы, от которых оно зависит, величина кровяного давления в различных участках сосудистого русла. Регистрация кровяного давления. Объемная и линейная скорость кровотока. Время кругооборота крови. Непрерывность тока крови. Пульс. Особенности движения крови по венам и капиллярам. Регуляция тонуса сосудов. Нервная и гуморальная регуляция тонуса сосудов. Сосудодвигательный центр, его местоположение, строение, значение. Роль почек, надпочечников, гипофиза, щитовидной железы в регуляции сосудистого тонуса. Роль хемо- и барорецепторов рефлексогенных зон в саморегуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Реакция сердечно-сосудистой системы на изменения температуры окружающей среды, положения тела и на физическую работу. Особенности кровоснабжения различных органов в зависимости от их функционального состояния.

10. Дыхание. Значение дыхания, внешнее и внутреннее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Отрицательное давление в грудной полости, его значение в дыхании и кровообращении. Жизненная емкость легких, объемы воздуха ее составляющие. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Легочная вентиляция. Перенос газов кровью. Значение физических и химических факторов в переносе газов. Перенос кислорода кровью, кривая диссоциации гемоглобина, ее зависимость от содержания углекислого газа в крови и температуры. Механизм переноса углекислого газа кровью. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его местоположение. Ритмическая активность дыхательного центра продолговатого мозга, факторы ее поддерживающие. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Особенности дыхания в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления, при мышечной работе.

11. Пищеварение. Значение пищеварения, общая характеристика процесса пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова и его школы в разработке физиологии пищеварения. Методы исследования функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, состав и свойства слюны, реакция слюнных желез на действие различных раздражителей. регуляция слюноотделения. Пищеварение в желудке, реакция желудочных желез на введение различных пищевых раздражителей. Нервная и гормональная регуляция секреторной функции желудка. Механизмы сложнорефлекторной, желудочной и кишечной фаз секреции. Пищеварение в кишечнике, состав и свойства поджелудочного сока, реакция поджелудочной железы на введение различной пищи. Регуляция секреции поджелудочного сока. Состав и свойства желчи, значение желчи в пищеварении. Регуляция желчеобразования, желчевыделения. Состав и свойства кишечного сока, механизм его секреции. Пристеночное пищеварение. Роль толстых кишок в процессах пищеварения. Всасывание питательных веществ, барьерная функция печени. Моторная функция пищеварительного тракта.

12. Обмен веществ и энергии. Значение обмена веществ, его этапы (анаболизм, катаболизм). Обмен белков. Значение белков в организме, биологическая ценность белков, видовая и органная специфичность белков. Азотистое равновесие. Обмен белков в организме. Регуляция обмена белков. Обмен углеводов. Значение углеводов, их энергетическая ценность и значимость для организма. Понятие о гипер- и гипогликемии. Депо углеводов. Регуляция обмена углеводов. Обмен липидов. Значение простых и сложных липидов. Относительность видовой специфичности жиров. Жировые депо. Превращения липидов в организме. Регуляция обмена липидов. Витамины, их физиологическое значение. Понятие об авитаминозе, гиповитаминозе, гипервитаминозе. Водно-минеральный обмен. Значение минеральных веществ и воды для организма, его регуляция. Физиологический механизм жажды. Превращение энергии в организме. Прямая и непрямая калориметрия. Основной обмен. Зависимость интенсивности обмена веществ от различных физиологических условий. Расход энергии при мышечной работе. Изотермия, ее значение. Химическая и физическая терморегуляция, регуляция теплообразования и теплоотдачи. Физиологические основы питания. Энергетическая ценность пищевых веществ. Калорийность пищевого рациона. Физиологическое обоснование режима питания.

13. Выделение. Значение процессов выделения. Строение нефрона, кровоснабжение почки. Механизм мочеобразования, образование первичной и вторичной мочи: клубочковая фильтрация, реабсорбция, канальцевая секреция. Регуляция мочеобразования и мочевыведения. Кожа, ее функции. Роль кожи в закаливании организма.

14. Экологическая физиология. Взаимодействие организма и среды. Климатогеографические социальные факторы среды. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.

5. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

2

Изучение биоэлектрических явлений в тканях (фильм).

Изучение законов раздражения (фильм).

Исследование лабильности нервно-мышечного аппарата руки.

2

3

Изучение рефлексов спинного мозга у человека.

Анализ рефлекторной дуги, рефлекторного кольца.

Торможение спинномозговых рефлексов.

3

4

Выработка условных рефлексов у человека.

Выработка торможения условных рефлексов у человека. Определение времени активного внимания и переключения внимания.

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности

Исследование свойств нервной системы у человека. Изучение темперамента у человека.

Исследование состояния кратковременной зрительной памяти у человека.

4

5

Определение зависимости работы мышц от ритма, груза и вида отдыха.

5

6

Определение остроты и поля зрения у человека. Исследование состояния бинокулярного зрения. Обнаружение слепого пятна и определение его диаметра.

Определение остроты слуха. Сравнение воздушной и костной проводимости звука.

Определение порогов кожной чувствительности. Исследование состояния вестибулярного аппарата.

6

8

Определение групп крови.

Подсчет эритроцитов (лейкоцитов).

Определение количества гемоглобина в крови.

Гемолиз эритроцитов. Определение СОЭ.

7

9

Изучение автоматии сердца.

Электрокардиография.

Изучение регуляция деятельности сердца.

Определение величины кровяного давления и подсчет пульса у человека в покое и после мышечной нагрузки. Изучение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы у человека

8

10

Изучение механизма вдоха и выдоха.

Определение жизненной емкости легких у человека. Изучение нервной регуляции дыхания.

9

11

Исследование свойств желчи

10

12

Определение величины основного обмена у человека по таблицам и формуле.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:


  1. Грацианова А.Д. Краткий курс лекций по физиологии человека. «Физиология крови, лимфа», «Обмен веществ и энергии, терморегуляция», «Физиология кровообращения»: учеб. пособие./ А.Д.Грацианова ,М.Л.Седокова - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.- 91 с.

  2. Казионова Л.Ф. Физиология человека и животных. «Высшая нерная деятельность и сенсорные системы»: Практикум / Л.Ф.Казионова, С.В.Низкодубова, М.Л.Седокова; под ред. С.В.Низкодубовой.- Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2005.- 76 с.

  3. Казионова Л.Ф. Физиология человека и животных. Раздел «Физиология крови»: лаб.практикум для студентов ЕФ и ФНК/ Л.Ф.Казионова; под ред. С.В.Низкодубовой. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2000.- 25 с.

  4. Казионова Л.Ф. Физиология человека и животных. Возрастная физиология: учбно-метод. Пособие, часть 2 /Л.Ф.Казионова, М.Л.Седокова, С.В.Низкодубова, под ред. С.В.Низкодубовой.- Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2008.- 134 с.

  5. Казионова Л.Ф. Физиология человека и животных. Метод указания /Л.Ф.Казионова, М.Л.Седокова, С.В.Низкодубова, Т.В.Ласукова; под ред. С.В.Низкодубовой.- Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2008.- 93 с.

  6. Физиология человека / п од редакцией чл.кор.АМН СССР

Г.И.Косицкого.- Изд.3 перераб.и доп.- М.: Медицина, 1985.- 544 с.
б) дополнительная литература


  1. Основы физиологии человека : учеб. для вузов. /Н.А.Агаджанян, И.Г.Власова и др.; под редакцией Н.А.Агаджаняна. СпБ: -2-е изд.-М: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2001.- 409 с.

  2. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн.1 Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем:учеб.для биол. и медиц. спец. вузов: /А.Д.Ноздрачев, И.А.Баранникова, А.С.Батуева и др.; под редакцией проф. А.Д. Ноздрачева.- М.: Высшая школа, 1991.- 512 с.

  3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн.2 Физиология висцеральных систем:учеб.для биол. и медиц. спец. вузов: /А.Д.Ноздрачев, И.А.Баранникова, А.С.Батуева и др.; под редакцией проф. А.Д. Ноздрачева.- М.: Высшая школа, 1991.- 528 с.

  4. Начала физиологии: учеб. для вузов /А.Д.Ноздрачев, Ю.И.Баженов и др.; п од редакцией проф. А.Д. Ноздрачева. - С-Пб.: Лань, 2001.- 1088 с.

  5. Низкодубова С.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. /С.В.Низкодубова , Н.С.Хоч — Томск.- 2004. - 120с.

  6. Физиология человека: учебник для вузов: (Ассоциация преподавателей физиологии вузов, Международный фонд истории науки) / под ред. В.И.Ткаченко.- С-Пб.: 1996. - 432 с.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

Видеофильмы, компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний, слайды по различным разделам физиологии человека и животных.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Микроскопы лабораторные, студенческие.

  2. Растворы, сыворотка крови, кровь.

  3. Предметные и покровные стекла, камеры Горяева, гемометры Сали.

  4. Сфигмоманометры, суховоздушные спирометры, волюмоспирометр, электрокардиограф.

  5. Периметры Форстера, прибор для исследования зрения (ПОЗБ-1) и др. приборы.

  6. Таблицы, муляжи, натуральные препараты, учебные планшеты различных органов, тематические учебные стенды.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В целях эффективности освоения данного курса студентами необходимо проводить текущий контроль выполнения заданий и самостоятельной работы. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов предполагает углубленное изучение литературы,подготовку рефератов по всем разделам программы.
8.1. Методические рекомендации преподавателю


  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (влажные препараты, муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ.

8.2. Методические указания для студентов
Формами учебных занятий являются лекции, лабораторные занятия, коллоквиумы, тестовый контроль знаний с использованием электронных или бумажных носителей. Для освоения дисциплины студентам необходимо самостоятельно по каждому разделу:

  1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

  2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

  3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях.

  4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

  5. Прежде чем приступить к проведению лабораторных работ, необходимо проработать теоретический материал по соответствующей теме. Для освоения методики проведения физиологических экспериментов и получения навыков самостоятельной работы выполнение лабораторных работ проводится индивидуально каждым студентом или в группе по 2-3 человека (если работа предусматривает роли и испытуемого, и экспериментатора). Работа считается выполненной только после того, когда студент, проанализировав полученные результаты, дает им теоретическое объяснение.

  6. К зачету , экзамену допускаются лишь те студенты , которые выполнили все лабораторные работы.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Строение и функции мозжечка.

2. Функции базальных ядер (бледного ядра и полосатого тела).

3. Строение и функции коры головного мозга.

4. Строение и функции гладких мышц.

5. Роль альфа и гамма мотонейронов в регуляции двигательной активности.

6. Строение и функции кожной сенсорной системы.

7. Строение и функции вкусовой сенсорной системы.

8. Строение и функции обонятельной сенсорной системы.

9. Строение и функции двигательной сенсорной системы.

10. Функциональное значение гормонов околощитовидных желез.

11. Функциональное значение гормонов половых желез.

12. Функциональное значение гормонов надпочечников.

13. Функциональное значение гормонов щитовидной железы.

14. Нервно-гуморальная регуляция функций организма.

15. Роль почек в регуляции водного баланса и осмотического давления плазмы крови в организме.

16. Гемоглобин, его строение, значение, соединения гемоглобина.

17. Группы крови, резус-фактор.

18. Проводящая система сердца, ее значение.

19. Кровяное давление, факторы от которых оно зависит.

20. Роль рецепторов рефлексогенных зон сосудистой системы в

саморегуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.

21. Обмен белков, его регуляция.

22. Обмен углеводов, его регуляция.

23. Обмен жиров , его регуляция.

24. Водно-минеральный обмен, его регуляция.

25. Физиологические основы питания.

26. Кожа, ее функции. Роль кожи в закаливании организма.

27. Адаптация организма к действию низких и высоких температур.

28. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Мембранный потенциал клеток возбудимых тканей.

  2. Потенциал действия клеток, механизм его возникновения.

  3. Проведение возбуждения по нервным волокнам.

  4. Проведение возбуждения в периферических и центральных синапсах.

  5. Особенности проведения возбуждения в ЦНС.

  6. Торможение в ЦНС, его значение, виды.

  7. Строение и функции спинного мозга.

  8. Строение и функции продолговатого мозга.

  9. Строение и функции промежуточного мозга (таламуса и гипоталамуса).

  10. Строение и функции среднего мозга. Тонические рефлексы ствола мозга.

  11. Строение и функции вегетативной нервной системы.

  12. Роль лимбической системы мозга.

  13. Условные рефлексы, их образование, значение.

  14. Торможение условных рефлексов, его виды, значение.

  15. Механизмы сна и бодрствования.

  16. Особенности высшей нервной деятельности человека.

  17. Механизм мышечного сокращения.

  18. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза, ее механизм.

  19. Механизм восприятия звуков.

  20. Функции гипофиза.

  21. Функции щитовидной железы.

  22. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз и гемокоагуляция.

  23. Иммунная система человека.

  24. Свойства сердечной мышцы.

  25. Регуляция деятельности сердца.

  26. Обмен белков, его регуляция.

  27. Обмен жиров, его регуляция.


Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Физиология как наука о функциях живого организма, механизмах регуляции его деятельности.

2. Основные понятия физиологии возбудимых тканей: физиологический покой, состояние активности, раздражение, раздражители. Их классификация.

3. История изучения биоэлектрических явлений в тканях. Мембранный потенциал, его происхождение

4. Потенциал действия , механизм его возникновения, фазы потенциала действия.

5. Законы раздражения. Аккомодация ткани, ее механизм.

6. Возбудимость ткани, ее изменения в разные фазы волны возбуждения.

7. Местное и распространяющееся возбуждение, их особенности

8. Нейрон, его строение, функции отдельных частей нейрона.

9. Нервные волокна, механизм проведения возбуждения по волокну.

10. Синапсы, их строение, механизм проведения возбуждения через возбуждающие и тормозящие синапсы. Свойства синапсов.

11. Рефлекс как основной акт нервной деятельности.

12. Нервные центры, их свойства.

13. Торможение в ЦНС. Виды и механизмы разных видов торможения.

14. Общие принципы координации функций организма.

15. Строение и функции спинного мозга.

16. Строение и функции продолговатого мозга.

17. Строение и функции среднего мозга.

18. Тонические рефлексы ствола мозга.

19. Тонические рефлексы ствола мозга.

20. Строение и функции промежуточного мозга (таламуса и гипоталамуса).

21. Строение и функции коры головного мозга (КГМ). Локализация функций в КГМ.

22. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности. Условные рефлексы, их отличие от безусловных, классификация.

23. Образование условных рефлексов: условия, необходимые для образования, механизм замыкания временных связей. Морфофункциональные и химические основы формирования условных условных связей.

24.Торможение условных рефлексов, его виды, значение.

25. Системность в работе КГМ. Динамический стереотип.

26. Механизмы сна и бодрствования организма. Виды сна.

27. Память, ее виды, механизмы.

28. Особенности высшей нервной деятельности человека.

29. Строение скелетных мышц, механизм мышечного сокращения.

30. Общая характеристика сенсорных систем, механизм возбуждения рецепторов, генераторный рецепторный потенциалы, роль сенсорных систем в познании окружающего мира.

31. Строение глаза. Аккомодация глаза, ее механизм.

32. Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость.

33.Функциональное значение палочек и колбочек.

34. Строение и функции отделов уха, строение кортиева органа, механизм возникновения слуховых ощущений.

35.Эндокринные железы, их отличие от желез внешней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Гормоны, их классификация, механизм действия.

36. Частная характеристика эндокринных желез (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, тимус, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы). Гипо- и -гиперфункция желез.

37. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови. Функции крови, состав плазмы крови. Физико-химические свойства крови.

38. Функциональное значение клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов,тромбоцитов.

39. Группы крови по системе АВ0. Резус фактор.

40. Значение дыхания. Механизм дыхательных движений.

41. Диффузия газов в легких и тканях, перенос газов кровью.

42. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

43. Особенности дыхания в различных условиях.

44. Функции пищеварительной системы. Значение трудов И.П. Павлова в разработке физиологии пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция слюноотделения.

45. Пищеварение в желудке, регуляция желудочной секреции.

46. Пищеварение в тонком кишечнике. Состав и свойства поджелудочного и кишечного соков. Желчи. Регуляция отделения пищеварительных соков. Всасывание питательных веществ.

47. Пищеварение в толстом кишечнике.

48. Двигательная активность пищеварительного тракта.

49. Обмен белков. Жиров. Углеводов, регуляция обмена веществ.

50 Обмен энергии в организме. Изотермия. Регуляция теплообразования и теплоотдачи.

51. Значение процессов выделения. Строение почки, нефрона, механизм мочеобразования. Нервная и гуморальная регуляция образования мочи.

52. Регуляция выведения мочи из организма

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности): 032400 «Биология».



Программу составила:

Доцент кафедры МБД ТГПУ ______________________________ Казионова Л.Ф.
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры_МБД_
протокол № ____1__ от «29» августа 200 8 г


Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В.

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ
Председатель методической комиссии ИПП ____________ Батурина О.А.

Согласовано:

Декан ИПП _____________ Каюмова Е.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Студент должен освоить диалектику развития компьютерных презентационных технологий и области применения. Уметь самостоятельно создавать...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Педагог должен уметь видеть и бороться с отдаленными последствиями различных воздействий современного окружающего мира. Эти знания...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск