Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А





Скачать 267.17 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А
Дата публикации23.02.2015
Размер267.17 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Военное дело > Программа дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП Каюмова Е.А.

__________________________

«____»____________200 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПД.Ф.07


Томск - 2008

1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса.
Дать будущему педагогу необходимые знания о правилах поведения в любых ситуациях, угрожающих жизни и здоровью школьников, приёмах выживания в случае автономного существования, о практике защиты человека от опасных и вредных факторов внешней среды. Педагог должен уметь видеть и бороться с отдаленными последствиями различных воздействий современного окружающего мира. Эти знания необходимы для организации эффективной учебно-воспитательной деятельности, для защиты здоровья школьников.
Задачи курса:


  1. Привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать внутренние и внешние опасности;

  2. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, формирование личности безопасного типа;

  3. Определение способов надёжной защиты от опасностей, умение оказывать само – и взаимопомощь;

  4. Изучение организации гражданской обороны в общеобразовательном учреждении;

  5. Освоение навыков ликвидации последствий любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности.


2. Требования к уровню освоения дисциплины:


  1. Умение предвидеть, распознавать и оценивать опасности;

  2. Освоение навыков по использованию средств индивидуальной и коллективной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

  3. Приобретение навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи, пострадавшему в условиях чрезвычайных ситуаций;

4. Освоение приёмов и способов профилактики хронических неинфекционных заболеваний;

5. Освоение принципов выживания в условиях автономного существования, принципов организации ночлега, добычи воды и пищи;

6. Освоение принципов профилактики травматизма;

7. Усвоение принципов профилактики отягощенной наследственности;
3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр (3-ий)

Общая трудоемкость дисциплины

36

36

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

18

18

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Самостоятельная работа

18

18

Реферат (30 минут/чел.)

+

+

Вид итогового контроля

теоретический зачёт

4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).








Виды занятий



Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или

семинары

Лабораторные

занятия

1

Детский травматизм

2







2

Спортивный травматизм

1







3

Автономное существование

1







4

Вредные факторы окружающей среды

2







5

Наследственность и здоровье

2







6

РСЧС

1







7

ЧС природного характера

2







8

ЧС техногенного характера

1







9

ЧС антропогенного характера

1







10

Гражданская оборона и её

задачи.

1







11

Безопасность в быту

1







12

Безопасность на транспорте

1







13

Экологическая безопасность

1







14

Защита прав потребителя

1










Всего часов

18








4.2. Содержание разделов дисциплины»
Раздел 1. Детский травматизм.
Детская травма. Классификация детского травматизма в зависимости от поведения человека. Классификация детского травматизма в зависимости от места получения травмы. Транспортный травматизм. Школьный травматизм, причины. Классификация детского травматизма в зависимости от характера повреждения. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям. Статистика травматизма. Потенциальная опасность лёгких травм. Травматический шок, сепсис, кровопотеря и их последствия. Бытовой травматизм.
Раздел 2. Спортивный травматизм.
Спорт для здоровья и спорт для рекордов, сходства и различия. Достижения атлетов начала 20 века. Причины получения спортивных травм. Факторы, провоцирующие появление спортивных травм. Безопасное применение современных средств оздоровления. Витамины. Протеины. Аминокислоты. Пищевые добавки. Кровяные допинги (гемолиз, гемодиализ, беременность, стимуляторы кроветворения). Адаптогены. Анаболические стероиды. Допинги в спорте. Безопасное применение современных методик оздоровления. Интенсивная физическая нагрузка. Сгонка веса. Русская баня и финская сауна. Мочегонные средства. Виды культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая гимнастика Самсона, атлетизм, пауэрлифтинг, аэробика, бодибилдинг, фитнесс, армрестлинг, шейпинг и другие). Экстремальные виды спорта.
Раздел 3. Автономное существование.
Группы риска (всего 4) попадания в условия автономного существования. Общие принципы выживания в условиях автономного существования. Ориентация на местности, во времени, в сторонах света, в скорости, в физических возможностях. Правила движения по прямой линии, выхода по воде, использования звериных троп, выхода на юг. Правила организации ночлега. Строительство шалаша, добыча огня, воды и пищи. Неприкосновенный запас. Самодеятельный туризм. Категории сложности спортивных походов. Виды самодеятельного туризма. Маршрутно-квалификационные комиссии, горно-спасательные службы. Современные тепло- и водоизолирующие материалы для туризма и отдыха, туристическая обувь, палатки, анатомические рюкзаки. Использование полиэтилена, пенополиуретана, апрена, каландрированного капрона, авизента, парашютного шёлка, сухого горючего, стеклоткани.
Раздел 4. Вредные факторы окружающей среды.
Внешняя среда, определение, вредные и провоцирующие факторы. Опасность малоподвижного образа жизни. Гиподинамия. Гипокинезия. Кинезофилия. Вредные привычки (алкоголизм, никотинизм, наркомания, токсикомания). Неадекватность психо-эмоциональных реакций. Теория стресса Ганса Селье. Социальный фактор. Одиночество и вдовство. Транспортная усталость, синдром хронической усталости, городской ритм жизни. Наследственная предрасположенность на примере хронического алкоголизма (две стадии) и скоростной выносливости (молочная кислота). Основные ошибки в питании (злоупотребление пищей, жирами, углеводами, поваренной солью, рафинированными продуктами, неадекватный приём белка, режим питания, транспортировка, хранение и приготовление пищи).
Раздел 5. Наследственность и здоровье.
Наследственность, определение, свойства. Благоприятная наследственность, ее свойства. Отягощенная наследственность, её общие свойства, классификация. Генные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Значение родословных. Доминантные, рецессивные генные заболевания и заболевания, сцепленные с полом. Генные болезни обмена веществ, заболевания с нарушением интеллекта. Хромосомные аномалии, причины. Хромосомные аберрации с нарушением количества и строения хромосом. Общая характеристика синдрома Дауна Мультифакторные состояния. Резус-конфликт при беременности. Механическая травма беременной женщины и четырёхуровневая защита плода. Применение лекарств при беременности. Безопасное протекание беременности и родов. Родовые травмы (затяжные, стремительные роды, узкий таз, крупный плод и кесарево сечение). Образ жизни беременной женщины (отношение к питанию и движению).
Раздел 6. Российская система чрезвычайных ситуаций.
История образования Российской системы чрезвычайных ситуаций. Министерство чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы о чрезвычайных ситуациях. Опасность, определение. Классификации опасностей. Риск, определение, виды. Физические факторы. Химические факторы. Биологические факторы. Психофизиологические факторы. Чрезвычайная ситуация, определение, признаки, стадии, классификации чрезвычайных ситуаций. Очаг поражения. Виды санитарных потерь, поражения множественные, комбинированные и сочетанные. Критерии чрезвычайной ситуации.
Раздел 7. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Стихийное бедствие, определение, виды. Действия человека до, во время и после стихийных бедствий. Ураганы, бури, смерчи, определение, основные характеристики. Наводнения, определение, виды, причины наводнений на реках Западной Сибири. Эпидемии, антропонозы и зооантропонозы. Экстренная профилактика эпидемий. Дезинфекционные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф. Карантин. Оползни, естественные и искусственные причины. Волна холода. Действия учителя при стихийных бедствиях.
Раздел 8. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Аварии и катастрофы. Пожары, горение, горючие вещества, окислитель, источник зажигания. Особенности горения жидких, твердых и газообразных веществ. Лесной пожар. Бытовой пожар. Радиационные аварии, доза радиации, ее виды. Аварии с выбросом химических веществ. Сильно действующие ядовитые вещества. Действия человека до, во время и после техногенных аварий.
Раздел 9. Чрезвычайные ситуации антропогенного характера.
Психология безопасности. Страх, паника, толпа, виды, основные характеристики. Правила самосохранения в толпе. Массовые беспорядки. Особые психические состояния людей. Производственные психические состояния. Синдром хронической усталости. Экстремизм, религиозный фанатизм, международный терроризм. Террористический халифат. Индивидуальные средства защиты от насилия. Правила поведения заложника. Террористические акты, методы их осуществления. Демографическая ситуация в стране. Психологические методы воздействия на человека.
Раздел 10. Гражданская оборона и ее задачи.
Основные задачи учебного заведения при чрезвычайных ситуаций. Основные мероприятия гражданской обороны, проводимые в мирное время. Теоретические основы радиоактивности, ионизирующая радиация, виды излучений и способы защиты от них Коллективные средства защиты. Убежища, виды. Средства индивидуальной защиты. Средства защиты кожи (специальные костюмы) и органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки). Индивидуальная аптечка при ядерной угрозе. Домашняя аптечка, её состав и назначение, правила хранения.
Раздел 11. Безопасность в быту.
Отрицательное влияние города. Искусственное освещение. Электробытовые приборы (телевизор, компьютер, мобильные телефон, наушники). Инструкции по технике безопасности пользования бытовыми электрическими приборами. Газовые плиты. Бытовая химия. Гололед. Бытовой травматизм.


Раздел 12. Безопасность на транспорте.
Статистика дорожно-транспортных происшествий, основные причины. Правила движения. Правила поведения в общественном, легковом, железнодорожном и авиатранспорте. Действия человека при транспортной катастрофе. Права и обязанности водителя и пешехода.
Раздел 13. Экологическая безопасность.
Загрязнение атмосферы окисью углерода, оксидами азота и серы. Парниковый эффект. Загрязнение воды пестицидами, тяжелыми металлами, ртутью и диоксинами. Загрязнение почвы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Раздел 14. Защита прав потребителя.
Потребитель, определение, его права на качество товаров, на информацию об изготовителях и о товаре. Гарантийный срок службы. Сроки исполнения требований. Исковые обращения в суд при нарушении прав потребителя. Пищевые добавки. Штриховой код товаров. Товарный знак. Знаки соответствия и ухода за товарами.
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
6.1. Рекомендуемая литература:
а) основная:


  1. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / С. А. Легостин. - Томск : ТГПУ, 2006. – 196 с.

  2. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Легостин. - Томск : ТГПУ, 2006. – 71 с.


б) дополнительная:
1. Учебные программы. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Обще-профессиональные дисциплины. – Томск : издательство ТГПУ, 2005. – 204 с.

2. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности : самоучитель / С. А. Легостин, Т.В. Каштанова ; под. ред. С. В. Низкодубовой. – Томск : центр УМЛ ТГПУ, 2004. – 16 с.

3. Куликова, Н. В. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях : учебное пособие ТГПУ / Н. В. Куликова, Н. А. Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю. Г. Давыдова. – Томск : издательство ТГПУ, 2000. – 137 с.

4. Куликова, Н. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / Н. В. Куликова, О. В. Куделина, О. Н. Чуфистова.– Томск центр УМЛ ТГПУ, 2004. – 100 с.

5. Легостин, С. А. Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для учителей средних школ / С. А. Легостин, В. Г. Емельянов, С. В. Низкодубова. – Томск : издательство ТГПУ, 2006. – 108 с.

6. Ципилёва, Т. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Т. А. Ципилёва. – Томск : издательство ТМЦ ДО, 2000. – 257 с.

7. Лирмах, Ю. Как выживать в Томской области? / Ю. Лирмах. – Томск : Красное знамя, 2006. – 316 с.

8. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Э. А. Арустамов. – М. : Данилов и К., 2004. – 492 с.

9. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. – РнД : Феникс, 2000. – 349 с.

10. Селиванова, Т. И. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них : учебное пособие / Т. И. Селиванова. – Томск : издательство ТГПУ, 2005, ч. 1. – 86 с.

11. Мулин, О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации : практические работы. Учебное пособие / О. Г. Мулина. – М. : Мир, 2003. – 71 с.

12. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / О. Н. Русак. – СПб : Лань, 2003. – 447 с.

13. Вандышев, А. Р. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф : учебное пособие / А. Р. Вандышев. – М. : Мир, 2006. – 319 с.

14. Мастрюков, Б. Г. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : учебник для вузов / Б. Г. Мастрюков. – М. : Академия, 2007. – 333 с.
6.2. Средства обеспечения дисциплины
1. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности : учебно-методический комплекс / С. А. Легостин. – Томск : издательство ТГПУ, 2005, диск № 5. – электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности : рабочая программа / С. А. Легостин. // Учебные программы. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Обще-профессиональные дисциплины. / составитель Е. А. Каюмова. – Томск : издательство ТГПУ, 2005. – 204 с.

3. Легостин, С.А. ОПД.Ф.07. Безопасность жизнедеятельности: рабочая программа / С. А. Легостин // Учебные программы по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, общепрофессиональным дисциплинам, общим математическим и естественнонаучным дисциплинам. – Томск : издательство ТГПУ, 2008. – С. 324 – 344.

4. Набор слайдов «Самодеятельный туризм»;

5. Набор цветных фотографий «Сила, красота и грация», «Творчество Бориса Валеджо»;

6. Набор плакатов по разновидностям современного культуризма;

7. Видеотека:

а). «Самодеятельный туризм»;

б). «Экстремальные виды спорта»;

в). «Техногенные аварии и катастрофы»;

г). «Стихийные бедствия»;

д). «Антропогенные ЧС: Терроризм»;

е). «Бытовой травматизм»;

8. Компьютерная сеть ТГПУ:

а). Текущий тестовый контроль знаний (форма «А»);

б). Итоговый тестовый контроль знаний (форма «В»);

в). Тест остаточных знаний;
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Огнетушитель.

2. Комплекты плакатов по гражданской обороне (2 стенда – в главном корпусе и в корпусе на Каштаке);

3. Видеомагнитофон, видеоплеер, телевизор или видеодвойка;

4. Набор туриста для автономного выживания (анатомический или станковый рюкзак, брезентовая палатка, спальник, пенополиуретановый коврик, компас, верхний и нижний тенты для палатки, спички, свечка, зажигалка, гидромешок, топорик, стеклоткань, охотничий нож, сухое горючее, котелок, фляжка, тросик с крючками, две телескопические стойки и набор колышков для палатки, карта города, «хоба», береста);

6. Приборы радиационного и химического контроля;

7. Противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки;

8. Аптечка индивидуальная;

9. Средства индивидуальной защиты кожи;

7. Компьютерные классы;

8. Тренажёрный зал с набором штанг, стоек для жима штанги лёжа, стоек для приседания со штангой на плечах, с помостом для становой тяги; тяжёлоатлетический пояс, напульсники, эластичные бинты;

9. Домашняя аптечка;

10. Аптечка автомобилиста;

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Преподавателю рекомендуется привлекать возможности видео сопровождения лекционного материала с использованием цифровых технологий. При выборе последовательности лекций необходимо ориентироваться на значимость выбранной темы для данной аудитории. Лекции по этой дисциплине рекомендуется давать определённой глубины с таким расчётом, чтобы одну половину материала студенты усваивали самостоятельно по учебникам, другую – по лекциям. Выбор тем лекций даётся на откуп преподавателю в зависимости от его уровня знаний соответствующих разделов. Преподаватель обязан бороться с плагиатом при подготовке реферативных работ. Преподавателю рекомендуется стимулировать посещение и написание в полном объёме лекционного материала.
8.2. Методические указания для студентов
К особенностям самостоятельной работы студентов относится выполнение реферативной работы согласно списка рекомендуемых тем для самостоятельной работы студентов, указанного в учебно-методическом пособии. Повышены требования по выбору и формулированию тем рефератов, оформлению рефератов, особенно списка использованных для реферирования источников информации с указанием их полной библиографии, наличием регулярных ссылок по тексту реферата, наличия доказательства актуальности выбранной темы во введении и сделанных выводов в заключении лично для автора реферата. Ведётся борьба с элементарным плагиатом готовых рефератов из сети интернет и использованием научно-популярных брошюр (единственного первоисточника), допускается подача рефератов в электронном виде, в форме презентаций, видеофильмов, разрешается использование для составления реферата только интернет-ресурсов с указанием полного url-адреса первоисточника информации, приветствуется самостоятельный выбор темы реферата, согласованный с преподавателем и т.д.

Студентам, изучающим эту дисциплину, рекомендуется готовиться в течение семестра к теоретическому зачёту с использованием списка вопросов из учебно-методического пособия, аудиторными лекциями преподавателя и материалом учебного пособия.

Реферативную самостоятельную работу рекомендуется выполнять и нести на проверку в течение первых двух месяцев семестра. Первые попытки сдать рефераты в подавляющем большинстве оказываются безуспешными, так как студенты по старинке пытаются сдать рефераты, не соответствующие предъявленным требованиям. Поэтому оставшиеся два месяца у них уходит на исправление ошибок. К числу наиболее популярных ошибок относятся: несоответствие названия реферата и его содержания предмету, неполная библиография первоисточников, отсутствие ссылок по тексту, введение и заключение без личностного отношения автора к изучаемой проблеме.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы (реферата):


  1. «Пропавшие без вести».

  2. Причины самоубийства среди подростков.

  3. Беспечность и халатность взрослых.

  4. Недисциплинированность детей.

  5. Формирование инстинкта самосохранения.

  6. Опасные детские игры.

  7. Жестокость или синдром избитого ребенка.

  8. Укусы животных.

  9. Инородные тела.

  10. Спортивные травмы начала 20 века.

  11. История возникновения допингов.

  12. «Кровяные допинги».

  13. Применение адаптогенов в спорте.

  14. Анаболические стероиды, их плюсы и минусы.

  15. Экстремальные виды спорта.

  16. Самодеятельный туризм, маршрутно-квалификационные комиссии, контрольно-спасательные службы, категории сложности, виды туризма.

  17. во времени, на местности, в пространстве.

  18. «Ведьмины круги», выход по воде, выживание в условиях полной автономии.

  19. запас туриста.

  20. Современные теплоизолирующие, водонепроницаемые и водоотталкивающие материалы для отдыха на природе.

  21. Добыча огня методом трения.

  22. Шкала функциональной зрелости новорожденного.

  23. Редкие случаи благоприятной наследственности.

  24. Причины генных мутаций.

  25. Заболевания, сцепленные с полом.

  26. Классификация врожденной патологии.

  27. Проблема «возраста матери».

  28. Синдром Дауна.

  29. Причины и степени олигофрений.

  30. Резус-конфликт при беременности.

  31. Тератогенные лекарства.

  32. Причины врожденных аномалий развития и уродств.

  33. Причины ППЦНС, внутричерепных гематом, ДЦП.

  34. Самые рискованные профессии в Сибири.

  35. Метеопатология.

  36. Переохлаждение, замерзание, причины.

  37. Перегревание, тепловой и солнечный удары.

  38. Значение городского шума.

  39. Акклиматизация в горах, горная болезнь.

  40. Причины лесоповала с Сибири.

  41. метеорит.

  42. Встречи с НЛО.

  43. Тополя-убийцы.

  44. Авария на гидроэлектростанции в Калифорнии.

  45. Снежная лавина.

  46. Самые известные эпидемии холеры, чумы, малярии.

  47. Птичий грипп и коровье бешенство.

  48. Экологические катастрофы, движение «Гринпис».

  49. Самый надежный организм (крысы).

  50. Вероятность оползней в городе Томске.

  51. Выживание человека на полюсе холода, в Арктике и на Антарктиде.

  52. Детские забавы с огнем.

  53. Радиоизотопы, флюорография, рентген в медицине.

  54. Поражение парами ртути в быту.

  55. Гербициды, инсектициды, пестициды, удобрения, репелленты, аэрозоли.

  56. Международная кодировка сигналов.

  57. Известные случаи массовых беспорядков в нашей стране.

  58. «Эффект кнута» при применении лекарств.

  59. Применение психостимуляторов в молодежной среде.

  60. Аффектные состояния.

  61. Газовые баллончики.

  62. Холодное оружие.

  63. Бомбоубежища города Томска.

  64. Ударная волна.

  65. Устойчивость человека к гипоксии.

  66. Городской смог.

  67. «Парниковый эффект», озоновые дыры.

  68. Световые эффекты на дискотеках.

  69. Отрицательное влияние рекламы.

  70. Влияние мобильных средств связи.

  71. Отрицательное влияние низких частот.

  72. Значение рок-музыки, влияние на молодежь.

  73. Весенние палы, торфяные пожары.

  74. Засуха, обезвоживание организма.

  75. Правильная походка.

  76. Правильная рабочая поза.

  77. Синдром длительного сдавливания.

  78. Жевательная резинка.

  79. Безопасность девушки.

  80. Современный мегаполис.

  81. Инстинкт самосохранения, развитие.

  82. «Шестое чувство».

  83. Телекинез, гипноз, телепатия, самовнушение.

  84. Аутогенная тренировка.

  85. Волевая гимнастика Анохина.

  86. Олимпийские игры современности.

  87. Олимпийские игры в Древней Греции.

  88. Параолимпийские игры.

  89. Парасибириада.

  90. Защитная амуниция спортсмена.

  91. Безопасность тренировок в современном атлетическом зале.

  92. Плюсы и минусы аэробики.

  93. Конкурсы красоты «Мисс Мира», «Мистер Мира», «Мисс Шейпинг», «Мисс бикини», «Мистер Олимпия».

  94. Гиннес-шоу. Книга рекордов Гиннеса.

  95. Самый сильный человек планеты.

  96. Система реабилитации инвалидов Валентина Дикуля.

  97. Всемирные экстремальные игры.

  98. игры для людей с нарушением интеллекта.


Примерный перечень вопросов к зачёту:
1. Значение предмета. «Личность безопасного типа», ее формирование.

2. Основные причины смертности в Томской области.

3. Список самых опасных заболеваний.

4. Понятие «внезапная смерть», несчастные случаи. Основные причины.

5. Травматизация населения, частота, глубина, потенциальная опасность легких травм (например, заражение крови).

6. Средства скорой помощи (обезболивающие, противостолбнячная сыворотка). Опасность болевого шока, кровопотери.

7. Инвалидизация населения. Группы инвалидности, причины инвалидности.

8. Понятия опасность, ее виды, классификации опасностей, природные и антропогенные факторы.

9. Риск неизбежный и предотвращаемый.

10. Чрезвычайные ситуации, признаки, классификации, количественные критерии, стадии любой чрезвычайной ситуации.

11. Очаг поражения, поражающие факторы. Сочетанные, множественные и комбинированные поражения. Виды потерь при чрезвычайных ситуациях.

12. Стихийные бедствия, характерные для Западной Сибири.

13. Ураганы, бури и смерчи.

14. Наводнения, причины, затопления и подтопления.

15. Оползни, естественные и искусственные причины.

16. Эпидемии, эпидемический очаг, антропонозы и зооантропонозы.

17. Волна холода. Поведение человека дома, в машине(в пути), на улице.

18. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии и катастрофы. Определение, отличия, виды.

19. Пожар, горение. Определение, причины. Окислители, источники огня. Характеристика пожароопасности твердых, жидких и газообразных горючих веществ.

20. Химические аварии и катастрофы. Токсичность, плотность, растворимость сильнодействующих ядовитых веществ.

21. Радиационная авария. Радиоактивность, дозы излучения, единицы, влияние на человека.

22. Чрезвычайные ситуации антропогенного характера. Психология безопасности. Страх, ужас, паника, их характеристика.

23. Неуправляемая толпа людей, виды толпы, признаки толпы, этапы формирования, правила самосохранения в толпе.

24. Особые психические состояния людей.

25. Состояния людей, вызванные применением лекарств, алкоголя, наркотиков.

26. Производственные психические состояния людей.

27. Терроризм. Правила выживания при теракте.

28. Психические методы воздействия на человека и борьба с ними.

29. Основные принципы выживания в условиях автономного существования.

30. Организация ночлега в условиях автономного выживания.

31. Основные задачи учебного заведения в условиях чрезвычайной ситуации.

32. Основные мероприятия гражданской обороны, проводимые в мирное время.

33. Коллективные средства защиты. Убежища, их классификация.

34. Индивидуальные средства защиты.

35. Безопасность в быту. Влияние города, искусственное освещение, электричество, газовые плиты, бытовая химия, медикаменты.

36. Бытовые пожары, рекомендации МЧС России.

37. Поведение человека в условиях гололедицы.

38. Безопасность на транспорте. Правила поведения в общественном, легковом, железно-дорожном, авиа- и морском транспорте.

39. Экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

40. Безопасность потребления современных товаров и услуг. Защита прав потребителя.

41. Вредные и опасные факторы окружающей среды.

42. Хронические неинфекционные заболевания. Факторы риска или Провоцирующие факторы.

43. Гиподинамия, гипокинезия или малоподвижный образ жизни.

44. Неадекватность психоэмоциональных реакций.

45. Вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания).

46. Социальный фактор и фактор одиночества.

47. Транспортная усталость, городской ритм жизни, синдром хронической усталости.

43. Наследственная предрасположенность. Благоприятная наследственность, ее проблемы.

44. Проблемы медико-генетического консультирования. Опасность появления генных заболеваний. Значение мутаций генов.

45. Хромосомные заболевания.

46. Мультифакторные болезни.

47. Родовые травмы.

48. Классификация детского травматизма в зависимости от поведения человека.

49. Классификация детского травматизма в зависимости от места получения травмы.

50. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям.

51. Спортивный травматизм, основные причины и провоцирующие факторы.

52. Экстремальные виды спорта, вопросы безопасности.

53. Безопасность современных средств для оздоровления. Применение протеинов, наборов аминокислот, витаминов, минеральных веществ, пищевых добавок, адаптогенов животного и растительного применения.

54. Безопасность применения современных методик оздоровления. Виды современного культуризма.

55. Как правильно (безопасно) худеть? Применение моче- и потогонных средств, интенсивных физических нагрузок. Баня и сауна, закаливание.

56. Опасности быстрой потери веса («сгонки»), применения допингов (кровяные допинги, анаболические стероиды).

57. Спорт для рекордов и спорт для здоровья. Атлетическая гимнастика начала 20 века, достижения древних греков.

58. Эксперименты для здоровья на примере Брюса Рэндела.

59. Основные ошибки в питании.

60. Отрицательное влияние рок-музыки на подрастающее поколение.

61. Отрицательное влияние увлечения компьютером, мобильным телефоном.

62. Защита прав потребителя.

63. Демографическая ситуация в стране.

64. Экстремизм, фанатизм, терроризм.

65. Поведение заложника.

66. Поведение человека при угрозе террористического акта.

67. Продовольственная безопасность страны.

68. Спорт для инвалидов. Физическая реабилитация инвалидов.

69. Международный терроризм.

70. Внезапная смерть от отравления суррогатами алкоголя.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2005 года..

Программу составил:

к.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин ИПП ТГПУ

Легостин Сергей Альфредович

Программа учебной дисциплины утверждена на засе???.?.06 ?????? ??????????? ??????дании кафедры медико-биологических дисциплин протокол №1 от 29 августа 2008 года (зав. кафедрой Низкодубова С.В.)
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией института профессиональной подготовки ТГПУ
Председатель методической комиссии ИПП ТГПУ Каюмова Е.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Студент должен освоить диалектику развития компьютерных презентационных технологий и области применения. Уметь самостоятельно создавать...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп каюмова Е. А iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск