Скачать 242.03 Kb.
|
БУНР «Межпоселенческая библиотека» Методический отдел
Пойковский, 2011 Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / БУНР «Межпоселенческая библиотека», Метод. отд.; сост. Н.В. Галеева; отв. за выпуск Т.В. Занкина. - Пойковский, 2011. – 19 с. Сегодня мы являемся участниками глобального процесса формирования и использования информационных ресурсов, который так же именуется информатизация общества. Одна из отличительных черт информационного общества – увеличение роли информации и знаний в нем. Библиотеке в таком обществе отведена особая роль. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, способного легко ориентироваться в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. По мере того, как углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей, появлялись новые источники информации, пределы библиотечно-библиографической грамотности стали расширяться. «…Современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Академик С.И.Вавилов Появилась необходимость говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые пользователям для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати. Формирование информационной культуры современного пользователя на сегодняшний день остается одним из ведущих направлений работы библиотеки. Задача библиотечных специалистов заключается в том, чтобы помогать пользователю ориентироваться в потоке событий, вырабатывать свою активную гражданскую позицию, чувствовать собственную социальную значимость и осознанно участвовать в общественно-культурной жизни региона. Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в рамках библиотечной деятельности является информационный час, ранее именуемый политической информацией. Данные методические рекомендации раскроют последовательность подготовки и проведения информационных часов, помогут выбрать из широкого спектра форм подобных мероприятий именно тот, который наиболее полно будет способствовать раскрытию выбранной библиотекарем темы и обозначат некоторые правила, соблюдение которых поможет добиться высокого результата от мероприятия. В заключении библиотекарям необходимо обратить внимание на темы информационных часов, предложенные известным методистом и педагогом Н.И. Дереклеевой. Информационный час – это форма просветительской работы, направленной на воспитание информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры пользователя, формирование его кругозора, социальной и политической зрелости. Главное назначение информационного часа заключается в формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, города, района, мира. Для того, чтобы библиотекарю было легче ориентироваться в организации и проведении информационных часов, необходимо знать их виды и методику подготовки и проведения. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование пользователей рекомендуется проводить по следующей схеме:
Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами жизни общества проблемы. Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.
Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования — актуальность информативного материала, т. е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.
При подборе материалов для информационного часа необходимо учитывать основные критерии отбора информации:
Огромное значение для качественной подготовки к информационному часу имеют источники информации. Необходимо использовать материалы:
традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако, монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей, резко снижает интерес пользователей к поставленной проблеме. Поэтому для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, стихотворений, различных таблиц, схем, диаграмм;
неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры пользователей. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации и события зачастую отпугивает слушателей. При этом целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей;
просмотр документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу и интервью дает возможность библиотекарю включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно акцентировать внимание пользователей на те информационные телепрограммы, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире. При достаточной технической оснащенности библиотеки рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала;
радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки участников, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм;
этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями.
При проведении информационного часа важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью ведущий предусматривает для группы возможность:
Примерная структура проведения тематического информационного часа:
Информационный вестник1 Данная форма предполагает ознакомление в форме устного журнала пользователей с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:
В ходе изложения выступающий демонстрирует наглядный материал, комментирует сообщение, обменивается мнениями с участниками информационного часа. «Информ-дайджест» «Информ-дайджест» - это еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из участников, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач. «Спрашивали – отвечаем» Форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Подготовка к подобной форме предполагает предварительный сбор сведений о том, какие события современной жизни, интересные факты больше всего интересуют пользователей. На основании опроса библиотекарю необходимо подготовить ответы и заранее определить кто на них будет отвечать. «Встреча с молодежными журналами» «Встреча…» - это ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Участники, выступившие поочередною, обсуждают наиболее понравившиеся материалы общественно-политического характера. «Круглый стол» «Круглый стол» с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением участников в дискуссию является одной из наиболее популярных форм проведения тематического часа. Проблема для освещения может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими пользователями. Темы могут быть:
«Политическая дискуссия» «Дискуссия» представляет собой исследование проблемных и спорных политических вопросов. Участники должны заранее разделиться на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления участники «дискуссии» формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения. «Как это было» Анализ одного из значимых событий (по примеру одноименной передачи). Выбирая данную форму информационного часа, учитывайте, что большая роль здесь отводится ведущему. Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использовать видеоматериалы, фотоиллюстрации и т.п. «Годы и люди» Тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом. «Пресс-конференция» Информационный час с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции – «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и др. «Фотокамера смотрит в мир» Поочередная демонстрация всеми участниками фотографий из газет и журналов с краткими комментариями важнейших событий. Если после окончания мероприятия фотографии оформить на стенде, то смонтированный обзор событий останется для всеобщего обозрения на несколько дней. «Тематический блиц-опрос» «Опрос» предполагает создание видеосюжетов по определенной тематике для последующего обсуждения. До начала проведения информационного часа «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой должен провести в многолюдном месте блиц-опрос. Вопросы необходимо подготовить заранее, а респондентами могут являться как пользователи, так и случайные встречные. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения. «Пресс-турнир» Форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники должны разделиться на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению. «Информационный журнал» Форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие. «Семинар-информация» Форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица. «Брейн-ринг» Форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. «Турнир-викторина» Состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания). Кроме того, используются такие формы проведения информационного часа, как:
Информационный час:
Примерная тематика информационных часов в 5-9 классах.2 5 класс
Информационные часы, связанные с датами календаря.
6 класс
Информационные часы, связанные с датами календаря.
7 класс
Информационные часы, связанные с датами календаря.
8 класс
Информационные часы, связанные с датами календаря.
9 класс
Информационные часы, связанные с датами календаря.
Примерная тематика информационных часов в 10-11 классах.28
Примерная тематика информационных часов для разных возрастных категорий.30
Литература:
1 В профессиональной литературе данная форма проведения обзорного информационного часа так же встречается под названием «Информация +». 2 Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 14-17. 3 Сценарий см. там же. – С. 31-40. 4 Сценарий см. там же. – С. 40-45. 5 Сценарий см. там же. – С. 46-49. 6 Сценарий см. там же. – С. 18-25. 7 Сценарий см. там же. – С. 26-31. 8 Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 76-84. 9 Сценарий см. там же. – С. 55-62. 10 Сценарий см. там же. – С. 62-70. 11 Сценарий см. там же. – С. 50-55. 12 Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С.85-90. 13 Сценарий см. там же. – С. 90-94. 14 Сценарий см. там же. – С. 94-100. 15 Сценарий см. там же. – С. 100-105. 16 Сценарий см. там же. – С. 105-112. 17 Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 113-124. 18 Сценарий см. там же. – С. 125-132. 19 Сценарий см. там же. – С. 132-149. 20 Сценарий см. там же. – С. 149-159. 21 Сценарий см. там же. – С. 159-166. 22 Сценарий см. там же. – С. 167-175 23 Сценарий см. там же. – С. 175-181. 24 Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 182-193. 25 Сценарий см. там же. – С. 193-201. 26 Сценарий см. там же. – С. 201-206. 27 Сценарии см. там же. – С. 40-49. 28Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 10-11 классы [Электронный ресурс] / Издательство «ВАКО». – Электрон. дан. – М.: ВАКО, 2009. – Режим доступа: http://www.vaco.ru/catalog/detail.php?ID=1411. – Загл. с экрана. 29 Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С.70-76. 30 Из материалов Интернет-источников. |
Экология воды города шахты Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению государственного... Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых... | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | ||
Методические рекомендации по организации и проведению праздничных... Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической... | Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного... Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению квалификационного экзамена муниципальных служащих в администрации... | ||
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | ||
Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | ||
Методические рекомендации для студентов и руководителей (базовых... Работа по организации производственной практики студентов проводится в три этапа | Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий... ... | ||
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования... Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых... | Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет |