Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/3
Дата публикации18.06.2013
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»


Автор: П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры «Социальных наук».

Целями освоения дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование» - являются изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально — экономического, социально — политического, социально — культурного, политического прогнозирования и проектирования.

Основные задачи курса «Социальное прогнозирование и проектирование»:

  • Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования, знание общих социально — прогнозных законов.

  • Ознакомить студентов с наиболее существенными проблемами в области изучаемого материала.

  • Обсудить ключевые трудности социального проектирования и прогнозирования.

  • Сформировать у студентов навыки самостоятельной оценки и обработки теоретических положений дисциплины.

  • Показать значимость социальных прогнозов для существования общественных структур.

Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах курса социального проектирования и прогнозирования.

Желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение про-грамм социального управления, планирования, програм¬мирования и проектирования социальных процессов и явлений, социального менеджмента, социологии организаций.

Изучение предполагает знание основ математики, подготовки в области экономики, социальной психологии и политологии.

Полноценное освоение курса предполагает знание наиболее существенных проблем в различных областях социального проектирования и прогнозирования.

Студенты должны ориентироваться в ключевых теоретических конструкциях, выявлять проблемные узлы в ходе ознакомления с новым материалом.

Показать значимость социальных прогнозов для существования и развития общества.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

ВСеГО

ЛК

ПР.

СЕМ.

ЛАБ.

САМ.

РАБ.

Раздел I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1

Концепции и подходы социального проектирования (социально – исторический экскурс)

4

2

2




6

2

Типология социальных проектов

4

2

2




4

3

Основные понятия социального прогнозирования (социально – исторический экскурс)

2

2







6

4

Методы и функции социального прогнозирования

4

2

2




4

Раздел II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

5

Социальный проект как текст ( разработка программы исследования)

2

2







6

6

Структура социально – проектной деятельности

4

2

2




4

7

Типовая методика социального прогнозирования по Бестужеву – Лада

2

2







4

8

Обоснование и апробация социальных проектов и прогнозных моделей

2

2







4

9

Информационно – ресурсное обеспечение социально – проектной деятельности

2

2







4

10

Методы коллективной работы над проектом и модели социальной экспертизы

4

2

2




2

Раздел III. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

11

Социальное проектирование, прогнозирование и моделирование психосоматических состояний в сфере социологии медицины

4

2

2




4

12

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере экологической социологии

4

2

2




4

13

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере социологии организации

4

2

2




4

14

Особенности методологии и техники социологических исследований социальной сферы

4

2

2




8

15

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере СОЦИОЛОГИИ глобальных процессов

4

2

2




4

ИТОГО

50

30

20




70


Содержание практических занятий

план семинара № 1
Тема: “КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)”.


  1. Сущность социального проектирования.

  2. Утопии, антиутопии и дистопии.

  3. Социальная инженерия как концепция проектной деятельности.

  4. Объектно – ориентированный подход.

  5. Проблемно – ориентированный подход.

  6. Субъектно – ориентированный подход.


Темы рефератов:

  • Религиозные, утопические и философско-исторические корни современного прогнозирования и проектирования.

  • Современные подходы социального проектирования.


Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. Что такое проектная ситуация, каковы ее признаки?

  2. Как ценностно – нормативные установки субъекта коррелируют с пространством конструирования им желаемых состояний будущего?

  3. Какова роль религиозно – утопических концепций в развитии научного подхода к предвидению?


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бестужев – Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: 1995.

  3. Бестужев – Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. – М.: Наука, 1987.

  4. Бестужев – Лада И.В., Наместникова ГА. Технология прогнозных разработок социальных процессов. – М.: Поиск, 1992.

  5. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. / Ред. и сост. И.В.Бестужев – Лада. М.: Academia, 2000.

  6. Крючков Ю.А. Методология и методы социального проектирования. – М.: Союз, 1998.

  7. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2003.

  8. Мосин В.Н., Крук Д.М. Основы экономического и социального прогнозирования. – М.: Высшая школа, 1985.

  9. Очерки по истории теоретической социологии XX века. – М.: 1994.

  10. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993.

  11. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В.Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982.

  12. Энциклопедический социологический словарь. – М.: РАН, 1995.

  13. Ярская В.Н. Научное предвидение. – Саратов: 1980.


план семинара № 2
Тема: “Типология социальных проектов”.


  1. Инновационные и поддерживающие проекты.

  2. Научно – технические и культурные проекты.

  3. Инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные проекты.

  4. Микропроекты, малые проекты и мегапроекты.

  5. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.


Темы рефератов:

  • Значение поддерживающих проектов в решении задач экологического характера.

  • Структура и основные функции мегапроектов в экономике.

  • Сфера реализации социальных проектов ЮНЕСКО.


Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. В чем отличительная особенность социального проекта от других форм социальных нововведений?

  2. В чем важность учета типологических характеристик конкретного проекта в контексте той или иной проектной ситуации.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бестужев – Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Бестужев – Лада И.В., Наместникова ГА. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М.: – Поиск, 1992.

  3. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. / Ред. – сост. И.В.Бестужев – Лада. М.: Academia, 2000.

  4. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2003.

  5. Мосин В.Н., Крук Д.М. Основы экономического и социального прогнозирования. – М.: Высшая школа, 1985.

  6. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.: Наука, 1993.

  7. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В.Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982.

  8. Саркисян С.А. Теория прогнозирования и принятия решений. – М.: Высшая школа, 1977.

  9. Ярская В.Н. Научное предвидение. – Саратов: 1980.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование...
В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование»
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 12. Астрономия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины концепции современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование»
Целью освоения дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» является выработка знаний, умений и навыков у будущих бакалавров-социологов...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология культуры»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Модели социализации...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной...
Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconПояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 9 Дошкольная...
Наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория организаций»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск