Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование»





Скачать 490.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование»
страница1/4
Дата публикации11.06.2015
Размер490.15 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социальное моделирование и проектирование »

направления подготовки 040100.62 «Социология»

Автор программы: О.В.Грашевская, к.ист.н., доцент кафедры социальных наук
Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» является выработка знаний, умений и навыков у будущих бакалавров-социологов в области прогнозирования, моделирования и проектирования в социальной сфере.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1

Введение в курс «Социальное моделирование и проектирование»


1


1









2.

Раздел 1. История и теория социального прогнозирования
















3.

Тема 1.Исторические аспекты развития прогностической мысли


4


2


2





2

4.

Тема 2. Исходные понятия социального прогнозирования. Типология прогнозов.


1


1










5.

Тема 3. Способы и методы прогнозирования. Типовая методика прогнозирования.


6/4


2


4







6.

Раздел 2. Социальное моделирование
















7.

Тема 4. Моделирование как метод научного познания.

4

2

2







8.

Тема 5. Моделирование социальных процессов.

6/2

2

4/2





2

9.

Тема 6. Модели социальной динамики

6

2

4







10.

Тема 7. Социальные игры, их роль и место в системе моделирования


6/4


2


4/4




2

11.

Раздел 3. Социальное проектирование















12.

Тема 8. Основные концепции социального проектирования


4


2


2







13.

Тема 9. Основные понятия социального проектирования


2


2









14.

Тема 10. Прогнозное социальное проектирование


8/6

2


6/6






4

15.

Тема 11. Бизнес-план как инновационный проект


4


2


2







16.

Анализ осуществления в современных условиях приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» («круглый стол»).



6/6






6/6






4




Итого:


58/22


22


36





14


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Курс состоит из 11 тем, раскрывающих различные аспекты моделирования и проектирования как важнейших технологий, необходимых для высококвалифицированных специалистов социальной сферы. В основе курса лежат ключевые положения социального конструирования, дополненные технологиями разработки прогнозов развития социальных процессов. Теоретическая часть курса призвана раскрыть междисциплинарный характер социально-проектного подхода, позволяющего находить пути решения многочисленных социальных проблем современного общества.

Учебно-методический комплекс содержит планы семинарских занятий, которые отвечают логике изложения лекционного материала. Вопросы плана семинара, а также вопросы для обсуждения позволяют студенту применить полученные знания на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

Изучение курса предполагает наработку у студентов инструментария проектной деятельности, формирование навыков применения моделирования при анализе социальных проблем, в ходе проведения прикладного социологического исследования. Эту задачу выполняют практические занятия в интерактивной форме - деловые игры и «круглые столы». Их проведение в аудитории требует предварительной самостоятельной подготовки.

Для проведения «круглых столов», посвященных анализу осуществления в современных условиях приоритетных национальных проектов, необходимо подобрать материалы в соответствии с представленным в УМК алгоритмом работы с проектом.

Анализ осуществления в современных условиях приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» («круглый стол»).

Участие в деловых играх требует от студентов умения работать в команде, преодолевать конфликтные ситуации.

Помимо семинаров, практических занятий в интерактивной форме большую роль в освоении и закреплении материала играет самостоятельная работа студента, являющаяся эффективной формой учебно-познавательной деятельности. Задания для самостоятельной работы студента представлены в специальном разделе УМК.


Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Семинар 1. Социальное прогнозирование в XX веке
План

  1. Научная фантастика и жанр «размышлений о будущем».

  2. Формирование парадигмы технологического прогнозирования. Концепция индустриализма.

  3. «Антифутурологические волны»: причины возникновения, основные идеи и последствия.

  4. Римский клуб и его роль в развитии прогностики.

  5. Современный этап развития исследований будущего.


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Почему люди интересуются будущим?

  2. В чем заключалась новизна научного открытия В.А.Базарова-Руднева?

  3. В чем несостоятельность концепции индустриализма?

  4. Какова роль Римского клуба в развитии социального прогнозирования?

  5. Чего больше - позитивного или негативного - несут миру глобализационные процессы?



Литература
Основная

1.Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.
Дополнительная

  1. Бестужев-Лада И. Будущее непредсказуемо, но вполне предвидимо//Смена. – 2003. - № 1. – С.12-21.

  2. Бестужев-Лада И. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли?//Вопросы философии. – 2002. - № 4. – С.60-66.

  3. Бхагвати Д. В защиту глобализации. – М., 2005.

  4. Волкогонова О.Д. Приоткрывая завесу времени. – М., 1989.

  5. Глобализация и окружающая среда//Экология и жизнь. 2006. - № 12. – С.11-14.

  6. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы и проблемы). – СПб, 2000.

  7. Иванова Н. Апокалипсис или золотой век: выбор за нами: глобальные проблемы современности//История. Приложение к газете «Первое сентября» - 2995. – 16-30 июня. – С.35-41.

  8. Ковалев А.М. Промышленная цивилизация и судьба России: идеи, размышления, гипотезы. – М., 2003.

  9. Лейбин В.М. «Модели мира» и «образ человека». Критический анализ идей Римского клуба. – М., 1981.

  10. Лейбин В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. – М., 1988.

  11. Лем Ст. Фантастика и футурология. – М., 2004.

  12. Пестель Э. За пределами роста (глобальные проблемы современности и деятельность международных организаций Римского клуба). – М., 1988.

  13. Похмелкин В.В. В царство свободы дорога: очерки либеральной футурологии. – М., 2001.

  14. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред И.В. Бестужев-Лада - . М., 1982.

  15. Реальна ли угроза четвертой мировой войны? – М., 2001.

  16. Суворов Л.Н. Аверин А.Н. Социальное прогнозирование. М., 1984.

  17. Тоффлер О. Метаморфозы власти: знания, богатство и сила на пороге XXI века. – М., 2004.

  18. Тоффлер О. Третья волна. – М., 2004.

  19. Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. – М., 2001.

  20. Форрестер Дж. Мировая динамика. М. - 1978.

  21. Фукуяма Фр. Конец истории и последний человек. – М., 2005.



Практическое занятие (4 часа)
Тема «Разработка проекта программы прогнозного исследования актуальных социальных проблем»

План


  1. Типовая методика социального прогнозирования.

  2. Формулировка задания на прогноз.

  3. Предпрогнозная ориентация. Разработка программы исследования.

  4. Построение исходной (базовой модели) объекта прогнозирования.

  5. Анализ прогнозного фона. Определение источников и типов профильной и фоновой информации об объекте прогнозирования.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Чем поисковый прогноз отличается от нормативного?

  2. В чем специфика прогнозирования социальных явлений и процессов?

  3. В чем заключаются основные требования к разработке программы прогностического исследования?

  4. На чем основывается выбор способа и методов прогноза? Приведите примеры.


Аудиторное задание 1

В ходе практического занятия (4 часа) студенты, разбившись по группам, разрабатывают и представляют собственные программы прогнозного исследования актуальных социальных проблем (на выбор). Подготовка к проведению собственного прогнозного исследования осуществляется в ходе самостоятельной работы студентов.

Примерные формулировки тем прогнозных исследований:

- Прогноз развития высшего образования в России.

- Прогноз развития дошкольного образования в России.

- Прогноз трудовой миграции в России.

- Прогноз динамики гендерных стереотипов населения России.

- Прогноз развития рынка труда в России.

- Прогноз развития демографических тенденций в России.

- Прогноз «Будущее современного подростка»

- Прогноз «Положение будущих пенсионеров в России»

Возможен самостоятельный выбор темы исследования.
Аудиторное задание 2

Ознакомиться с доступными сценариями развития России в будущем. Определиться, какой из них может выбрать страна. Аргументировать свою точку зрения.

Литература

Основная

  1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Луков В.А. Социальное проектирование. – М. – 2003;

  3. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред И.В. Бестужев-Лада - . М., 1982.

  4. Сафонова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М., 2002

  5. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. Учеб.-методические материалы. – М., 2003.


Дополнительная

  1. Курбатов В.И., Курбатова О.В.. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001.



Семинар 2

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование и проектирование»
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование...
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное здоровье молодёжи»
Цель курса сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconПояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по выполнению работ по дисциплине «курсовое проектирование»
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Курсовое проектирование» составлены в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск