Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе





Скачать 133.34 Kb.
НазваниеИз опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе
Дата публикации10.08.2014
Размер133.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное образовательное учреждение «Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1» Управления образования муниципального образования – Скопинский муниципальный район Министерства образования Рязанской области

Из опыта работы по реализации ФГОС

в общеобразовательном процессе

Подготовила учитель

начальных классов Акулина Л.Н.

Дата выступления: 9. 11. 2012 г

С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Учитель – направляющая сила для ребенка.

Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт на первое место ставит личностные качества, указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД (универсальные учебные действия).

Личностные УУД:

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- моделирование;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- анализ;

- синтез;

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без отметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу уроке с помощью светофора. Зеленый – все понял, могу идти дальше; желтый – испытывал затруднения, есть непонятное; красный – стоп, не могу идти дальше, не разобрался. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу не только на уроке в целом, но и на разных этапах урока. Современный ученик должен учиться учить и оценивать самого себя.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Проектный метод, представленный в новых стандартах, стараюсь применять в своей практике. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе – это рисунки, поделки, небольшие сообщения; во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки.

В новых ФГОС большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.

Идет работа над словом «осень».

Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».

На уроке музыки – слушание произведений.

На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.

В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

Работая, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.

Максимум – может узнать.

Минимум – должен освоить.

Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.

Например: тема урока « Звук и буква Э».

- Произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.

Что общего в этих словах?

- Назовите мне этот звук (Э)

- Чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?

- Для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)

- Что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?

- Как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

- Какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

- Что еще общего заметили в этих словах? (Это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы. Сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

- 2 слога - 3 слога

- начинается с ударного - начинается с безударного

- имена девочек - имена мальчиков

- с удвоенной согласной - без нее

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования. В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов.

Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Таким образом, в соответствии с ФГОС, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?

*Инициативный.

*Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям.

*Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

*Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.

*Любознательный.

*Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы.

*Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней.

*Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию.

*Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.

Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков


Традиционный стиль

Прогрессивный стиль

1.Четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

1.Интегрирование учебного материала и разнообразие форм построения урока.

2.Учитель выступает в роли передатчика знаний.

2.Учитель выступает в роли организатора.

3.Ученик играет пассивную роль.

3. Ученик играет активную роль.

4.Ученик не участвует в конструировании урока.

4.Ученик участвует в конструировании урока.

5. Акцент делается на память, заучивание и повторение.

5.Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

6.Учитель постоянно оценивает знания учеников.

6.Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

7.Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

7.Формирование знаний происходит по свободной системе.

8.Применяется постоянная проверка знаний учеников.

8.Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

9.Акцент делается на соревновательность между учениками.

9.Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

10. Обучение происходит в рамках класса.

10.Обучение не ограничивается только классом.

11.Слабый акцент на творческое начало.

11. Сильный акцент на творческое начало.


Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Структура поурочного планирования по ФГОС

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

  1. Актуализация знаний.

На данном этапе учащиеся повторяют изученный материал, необходимый для «открытия новых знаний», выявляют затруднения.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи такого типа.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе учащимся предлагается из набора заданий решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, соотносятся цель и результаты учебной деятельности.

В заключение хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Очень многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе icon30 ноября 2012 года
Формы и методы этнокультурной работы в общеобразовательном учреждении в условиях реализации фгос
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках английского языка в условиях реализации фгос второго поколения на примере...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconОрганизация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconКурсовая переподготовка по фгос ноо в профессиональном учебном заведении...
Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации фгос ноо»
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconПлан методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”...
Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconЭ. Хаббард
«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации фгос ноо в мбоу сош №36»
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconОсновные методы работы, технологии реализации проекта 19 Система...

Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconПрограмма проведения областного семинара «Электронная школа»
Цель: Обобщение опыта работы маоу лицея №14 в рамках работы федеральной и областной экспериментальных площадок по использованию цифровых...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк, рекомендуемые фгос ноо для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconБаскетбол. Ведение мяча на месте
«Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconПоложение о порядке внутришкольного контроля по плану реализации фгос ноо I. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconИнформационные материалы по результатам контроля реализации фгос ноо в 1-х классах
На основании плана школы по контролю внедрения и реализации фгос ноо, в период с 26. 01. 2012 по 15. 02. 2012 г проведён контроль...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе icon«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель
Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconВозможности использования средств мультимедиа в образовательном процессе (из опыта работы)
Павлова Светлана Николаевна, учитель испанского языка высшей квалификационной категории ()
Из опыта работы по реализации фгос в общеобразовательном процессе iconПлан воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год цель воспитательной работы
Цель воспитательной работы на 2013-2014 учебный год совершенствование единого воспитательного пространства в гимназии в условиях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск