Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе и курс 10 класса.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. Сточки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часа за год.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Учебно-тематический план
-
№
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
| 10 ч
| 2
| Моделирование и формализация
| 9 ч
| 3
| Базы данных
| 6 ч
| 4
| Информационное общество
| 4 ч
| 5
| Повторение
| 5 ч
|
| Итого:
| 34 ч
|
Содержание учебного курса
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (10 ч)
История развития вычислсительной техники. Архитектура ПК. Операционные системы. Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита данных на диске. Защита от вредоносных программ.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Настройка графического интерфейса для ОС»
Практическая работа №2 «Защита от компьютерных вирусов»
Моделирование и формализация (9 ч)
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Практическая работа №3 «Исследование интерактивных компьютерных моделей»
Практическая работа №4 «Исследование интерактивных компьютерных моделей»
Практическая работа №5 «Исследование интерактивных компьютерных моделей»
Базы данных (6 ч)
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Практическая работа №6 «Базы данных»
Информационное общество (4 ч)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития ИКТ.
Итоговое повторение (5 ч)
Формы и средства контроля.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Количество контрольных работ по курсу:
Раздел программы
| Контрольные работы
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
| 1
| Моделирование и формализация
| 1
| Базы данных
| 1
| Информационное общество
| 1
| Итоговое повторение
| 0
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
Назначение и функции операционных систем.
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
|
|
|
|
Литература и средства средства обучения
Литература
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2013 и 2014 г.г.).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор/ интерактивная доска
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
· Интернет.
· ОС Windows или Linux., пакет СБППО
Календарно-тематический план
№ урока
| Дата
| Коррек-тировка
| Наименование раздела и тем Содержание материала
| Материал учебника
| Подгото-вка к ЕГЭ
| Информация и информационные процессы (10 ч)
| 1
| 6.09
|
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
| С. 7-11
| Задания А2, В1
| 2
| 13.09
|
| Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
| § 1.1 с. 14-17
|
| 3
| 20.09
|
| Создание документов в текстовых редакторах.
| § 1.1 с. 17-21
|
| 4
| 27.09
|
| Вводный контроль
|
|
| 5
| 4.10
|
| Форматирование документов в текстовых редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»
| § 1.1 с. 21-28
|
| 6
| 18.10
|
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Перевод текста»
| § 1.1 с. 28-31
|
| 7
| 25.10
|
| Кодирование графической информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»
| § 1. 2 с. 36-39
| Задания А15
| 8
| 8.11
|
| Кодирование звуковой информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №5 «Редактирование звука»
| § 1.3 с. 72-76
|
| 9
| 15.11
|
| Системы оптического распознавания текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»
| § 1.1 с. 32-36
|
| 10
| 22.11
|
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
|
|
| Информационные технологии (10 ч)
| 11
| 29.11
|
| Растровая графика. Инструктаж по Тб. Практическая работа №7 «Растровая графика»
| § 1.2 с. 39-52
| Задания А15
| 12
| 6.12
|
| Векторная графика. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Векторная графика»
| § 1.2 с. 52-59
|
| 13
| 13.12
|
| Проверочная работа. Инструктаж по Тб. Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»
| С. 59-69
|
| 14
| 20.12
|
| Повторение материала по теме «Кодирование информации». Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»
| Повт п. 1.1, 1.2
|
| 15
| 27.12
|
| Компьютерные презентации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Разработка презентации»
| § 1.4 с. 76-85
|
| 16
| 17.01
|
| Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»
| С. 85-91
|
| 17
| 24.01
|
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»
| § 1.5 с. 91-96
| Задания А3, В3
| 18
| 31.01
|
| Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»
| § 1.5 с. 96-102
| Задания А16
| 19
| 7.02
|
| Построение диаграмм и графиков. Инструктаж по Тб. Практическая работа №15 «Построение диаграмм»
| § 1.5 с. 102-113
| Задания А17
| 20
| 14.02
|
| Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии»
|
|
| Коммуникационные технологии (12 ч)
| 21
| 21.02
|
| Локальные компьютерные сети. Инструктаж по Тб. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»
| § 2.1 с. 115-122
| Задания В9
|
22
|
28.02
|
|
Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете. Инструктаж по Тб. Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»
|
§ 2.2, 2. 10 с. 122-126,184-194
|
Задания В10
| 23
| 7.03
|
| Подключение к Интернету. Ин6структаж по Тб. Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»
| § 2.3 с. 126-138
|
| 24
| 14.03
|
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»
| § 2.12 с. 199-201
|
| 25
| 21.03
|
| Всемирная паутина. Инструктаж по Тб. Практическая работа №20 «Настройка браузера»
| § 2.4 с. 140-146
|
| 26
| 4.04
|
| Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»
| § 2.5 с. 146-155
|
| 27
| 11.04
|
| Общение в Интернете в реальном времени. Инструктаж по Тб. Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»
| § 2.6 с. 156-167
|
| 28
| 18.04
|
| Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»
| § 2.7 с. 168-176
|
| 29
| 25.04
|
| Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»
| § 2.8 с. 176-184
|
| 30
| 2.05
|
| Электронная коммерция в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»
| § 2.11 с. 194-199
|
| 31
| 16.05
|
| Основы языка разметки гипертекста. Инструктаж по Тб. Практическая работа №26 «Разработка сайта»
| § 2.13 с. 201-208
|
| 32
| 23.05
|
| Контрольная работа №3 по теме«Коммуникационные технологии»
|
|
| Итоговое повторение (3 ч)
| 33
| 30.05
|
| Повторение материала по теме «Информационные технологии»
|
|
| 34
|
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
| 35
|
|
| Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
|
|
| |