Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе





Скачать 64.31 Kb.
НазваниеИспользование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Дата публикации17.09.2014
Размер64.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Болотникова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов,

МОБУ Лицей №6 ,

bolotnikova_t@mail.ru
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Работаю учителем начальных классов. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации учебной деятельности, внеклассной работы, активизации творческой деятельности учащихся. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Систематическое использование ИКТ позволяет мне:

- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей, наглядно представить учебный материал;

- повысить качество усвоения учебного материала;

- повысить познавательную активность;

- усилить образовательные эффекты;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- рационально использовать время учебного занятия;
- быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;

- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. Практически на любом школьном предмете и на любом этапе урока (для обозначения темы урока;

в начале урока; как сопровождение объяснения учителя; для контроля учащихся ) можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Внедрение информационных технологий в начальной школе осуществляется по следующим направления:

- создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;

- работа с ресурсами Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

- разработка и использование собственных авторских программ.

Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, которые позволяют сделать уроки более интересными, включают в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

В своей работе постоянно использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Используя сайты Интернета, подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для меня являются опорой для объяснения нового материала, закрепления в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов.

Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений. На уроках обобщения использование яркой красочной презентации - привлекает внимание детей, позволяет продуктивно обобщить знания по теме. Это уроки-презентации «Имена собственные», «Части речи», «Однокоренные слова», «Приставки и предлоги» и т.д.

При подготовке уроков литературного чтения часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям). Также учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе в Power Point.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. В своей работе постоянно использую презентации на уроках окружающего мира по темам: «Планеты», «Круговорот воды в природе», «Части света, материки», «Формы земной поверхности», «Реки», «Чудо под ногами», « Животный и растительный мир нашей планеты», «Путешествуем по Европе», «Страны Европы» и т. д.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью учащимися начальной школы. С этой целью у учащихся 3-4 классов нашего Лицея проходят занятия кружка «Инфознайка». Занятия идут на компьютерах. Эти занятия помогают детям сделать компьютер хорошим своим другом и помощником в учёбе.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу: беседы, праздники, внеклассные мероприятия, родительские собрания, совершать виртуальные экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий мир.

Итак, на своем опыте убедилась, что применение ИКТ на уроках направляет учебный процесс на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Литература:
1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка // Начальная школа.- 2009.-№4.

2. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

3. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии // Начальная школа.- 2009.-№ 9.

4. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

5. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников// Начальная школа.- 2009.-№ 2.

6. Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.

7. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

8. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconТема недели: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
Цель: Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся для повышения мотивации обучения
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconРеферат Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconКопия Диплома Департамента образования Администрации муниципального...
...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconМо красноуфимский округ
На основании положения о муниципальном конкурсе разработок уроков в начальной школе и использованием информационно-коммуникационных...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconРабота по информатизации школы
В связи с активным внедрением информационных технологий и фгос в школе создана новая программа развития информационно-коммуникационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск