Скачать 51.99 Kb.
|
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке. Современный специалист имеет дело с огромным потоком информации на ведущих иностранных языках мира, вовлечен в активный процесс делового общения, требующего от него умений профессионального устного и письменного общения, обработки иноязычной информации и создания вторичного текста делового письма, отчета, презентации и т.д. При этом умение быстро и эффективно работать с информационными потоками является одним из важнейших требований, предъявляемых к выпускнику вуза. В настоящее время студенты активно участвуют в вузовских, межвузовских и Интернет - конференциях и тем самым получают возможность иноязычной коммуникации с неограниченным количеством людей, оказываясь в языковой среде, приближенной по аутентичности к реальной. А это требует владения умениями как лингвистического, так и экстралингвистического плана. Работа с информацией в сети с последующей подготовкой презентации представляет собой активный мыслительный процесс, предполагающий активизацию целого комплекса умений и навыков, связанных с
Поскольку в настоящей статье нас интересует прежде всего лингвистический аспект создания презентации, рассмотрим каждый из выше названных аспектов отдельно. Обращаясь к теме дискурса, определимся прежде всего, что мы понимаем под дискурсом. Вслед за Костюшкиной Г.М. под дискурсом мы понимаем фразовое единство, обладающее «своей собственной организацией, своим синтаксисом и различием между дискурсивной компетенцией и дискурсивной реализацией» [Костюшкина 2005: 214]), т.е. текст, как устный или письменный дискурс, научный, публицистический и пр. Здесь же хотелось бы упомянуть и жанры научных текстов: первичные - статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, и вторичные: конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Студенты, несомненно, должны иметь представление о научно-справочной литературе, представленной энциклопедическими и терминологическими словарями и различными справочниками для специалистов и для широкого круга пользователей, а также научно-популярной - тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы и т.д. На занятиях по иностранному языку следует широко использовать самые разнообразные виды, жанры и стили изложения, акцентируя внимание студентов на их характерные отличия и языковые средства изложения информации, а также на структуру текста, а именно наличие вступления, главной части, заключения, место и средства выражения главной мысли в тексте и т.д. Владение такими знаниями поможет студенту быстро сориентироваться в тексте, понять его и создать собственный текст с учетом предъявляемых к данному типу текста требований. Проблему, когда и как обучать студентов презентации, каждый преподаватель решает по-своему. В нашем случае презентация оказалась логическим продолжением проведенного студентами исследования по теме «A working day of a businessman». В рамках этой темы материал, подлежащий усвоению, включал в себя грамматическую тему Present Simple, лексику и текст по теме. С целью закрепления лексико-грамматического материала и расширения лексикона по теме студентам было предложено разработать вопросы анкеты на английском языке, которая позволила бы выявить отношение к рабочему и свободному времени студентов и их сверстников, с одной стороны, и их родителей как представителей старшего поколения, с другой. В результате исследования студенты должны были самостоятельно провести анализ полученных данных, выявить тенденции в каждой возрастной группе и выдвинуть возможные причины. Необходимость решения поставленной задачи требовала использования материала темы, а также дополнительного языкового материала. Вопросы были разработаны на занятии в малых подгруппах, затем обсуждены всей группой с тем, чтобы выработать единую анкету. Результаты опроса, проведенного студентами во внеучебное время, затем были обработаны вместе. На протяжении всей работы над темой у студентов формировался и расширялся лексикон-тезаурус по теме, причем лексика предъявлялась в контексте, актуализировалась в условно-речевых, речевых упражнениях и в квази-профессиональной ситуации (презентация с коллективным обсуждением результатов). В процессе работы над основным и дополнительным текстом задания были направлены на выявление логических отношений в тексте и средств их выражения. При этом была выявлена структура обоих текстов, различия, обусловленные особенностями дискурса, жанра и стиля изложения. На материалах этих текстов студенты составляли план, выделяли ключевые предложения, перефразировали их, формулировали основную информацию в виде тезисов, давали определения ключевых понятий, описывали имеющиеся в текстах схемы и диаграммы и строили свои и т.д. Полученный в результате материал был организован в виде презентации по заданной структуре:
Полученные результаты были представлены в виде диаграмм, таблиц, графиков. Обязательным требованием к презентациям в аудитории было четкость и наглядность изложения, ответы на вопросы аудитории, участие в обсуждении презентаций товарищей по группе. Использование информационных технологий в исследовательской деятельности студентов позволяет решить следующие дидактические задачи: - познакомить студентов с возможностями использования новых информационных технологий в процессе изучения языка; - познакомить студентов со способами исследовательской работы в сети; - повысить мотивацию студентов и развить познавательный интерес к изучению иностранного языка; - развить самостоятельность студентов в поиске информации для научного исследования; - развить творческие способности студентов; - совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию; - развивать способности к межкультурной компетенции; - приобщить к глобальному информационному социуму. Мы считаем, что главной проблемой в использовании информационных технологий в квази-профессиональной деятельности является необходимость формирования и развития критического мышления у студентов, так как не всегда языковой материал, найденный студентом с целью его использования в последующей работе соответствует содержательному аспекту. При этом недостаточный уровень владения иностранным языком может быть одной из причин. Студенты на практике убеждаются в необходимости иметь знания по иностранному языку. Следует также отметить, что роль преподавателя заключается в том, чтобы направить поисковую деятельность студента, познакомить со стратегиями поиска информации для исследовательской деятельности с помощью информационных технологий и формировать оценочное мнение студента. В итоге хотелось бы заметить, что приобщение студентов младших курсов к квази–профессиональной деятельности с привлечением информационных технологий несомненно будет способствовать формированию специалиста, свободно ориентирующегося в глобальном информационном пространстве, обладающего навыками поиска, анализа и обобщения информации, способного успешно позиционировать себя в профессиональной деятельности. . |
Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение принципов построения автоматизированных систем научных исследований (асни) для последующего применения... | ||
Рабочая программа дисциплины Информационно-программное обеспечение... Целью дисциплины является получение магистрантами теоретических знаний и практических навыков использования информационных систем... | Урок тема урока : «”Если бы” сослагательное наклонение в английском языке» Цель урока: закрепление сослагательного наклонения в английском языке и использование его в устной речи | ||
Использование информационных технологий в маркетинге В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных... | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный... | ||
Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» В своей работе я решила сделать осветить и использование информационных технологий в учебном процессе, так как я считаю, что применение,... | ||
А. Д. Магеляс Использование информационных и телекоммуникационных... Использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения | Использование информационных технологий в городской прессе Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6 | ||
Использование информационных технологий при подготовке к егэ Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает... | «основы научных исследований и инженерного творчества» Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600... | ||
Применение ит в моделировании атмосферных процессов ... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3 |