Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке





Скачать 51.99 Kb.
НазваниеИспользование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке
Дата публикации13.07.2013
Размер51.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке.
Современный специалист имеет дело с огромным потоком информации на ведущих иностранных языках мира, вовлечен в активный процесс делового общения, требующего от него умений профессионального устного и письменного общения, обработки иноязычной информации и создания вторичного текста делового письма, отчета, презентации и т.д. При этом умение быстро и эффективно работать с информационными потоками является одним из важнейших требований, предъявляемых к выпускнику вуза.

В настоящее время студенты активно участвуют в вузовских, межвузовских и Интернет - конференциях и тем самым получают возможность иноязычной коммуникации с неограниченным количеством людей, оказываясь в языковой среде, приближенной по аутентичности к реальной. А это требует владения умениями как лингвистического, так и экстралингвистического плана.

Работа с информацией в сети с последующей подготовкой презентации представляет собой активный мыслительный процесс, предполагающий активизацию целого комплекса умений и навыков, связанных с

  1. наличием у студента сформированного лексикона-тезауруса;

  2. владением лексическими средствами передачи логических отношений в тексте;

  3. умением ориентироваться в структуре и основных особенностях дискурса;

  4. умением воспринимать (понимать), выделять и извлекать нужную информацию, а затем обрабатывать ее в соответствии с поставленной целью;

  5. умением создавать свой вторичный текст (в данном случае презентации) со всеми необходимыми графическими и справочными приложениями к нему.

Поскольку в настоящей статье нас интересует прежде всего лингвистический аспект создания презентации, рассмотрим каждый из выше названных аспектов отдельно.

Обращаясь к теме дискурса, определимся прежде всего, что мы понимаем под дискурсом. Вслед за Костюшкиной Г.М. под дискурсом мы понимаем фразовое единство, обладающее «своей собственной организацией, своим синтаксисом и различием между дискурсивной компетенцией и дискурсивной реализацией» [Костюшкина 2005: 214]), т.е. текст, как устный или письменный дискурс, научный, публицистический и пр. Здесь же хотелось бы упомянуть и жанры научных текстов: первичные - статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, и вторичные: конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Студенты, несомненно, должны иметь представление о научно-справочной литературе, представленной энциклопедическими и терминологическими словарями и различными справочниками для специалистов и для широкого круга пользователей, а также научно-популярной - тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы и т.д. На занятиях по иностранному языку следует широко использовать самые разнообразные виды, жанры и стили изложения, акцентируя внимание студентов на их характерные отличия и языковые средства изложения информации, а также на структуру текста, а именно наличие вступления, главной части, заключения, место и средства выражения главной мысли в тексте и т.д. Владение такими знаниями поможет студенту быстро сориентироваться в тексте, понять его и создать собственный текст с учетом предъявляемых к данному типу текста требований.

Проблему, когда и как обучать студентов презентации, каждый преподаватель решает по-своему. В нашем случае презентация оказалась логическим продолжением проведенного студентами исследования по теме «A working day of a businessman». В рамках этой темы материал, подлежащий усвоению, включал в себя грамматическую тему Present Simple, лексику и текст по теме. С целью закрепления лексико-грамматического материала и расширения лексикона по теме студентам было предложено разработать вопросы анкеты на английском языке, которая позволила бы выявить отношение к рабочему и свободному времени студентов и их сверстников, с одной стороны, и их родителей как представителей старшего поколения, с другой. В результате исследования студенты должны были самостоятельно провести анализ полученных данных, выявить тенденции в каждой возрастной группе и выдвинуть возможные причины. Необходимость решения поставленной задачи требовала использования материала темы, а также дополнительного языкового материала. Вопросы были разработаны на занятии в малых подгруппах, затем обсуждены всей группой с тем, чтобы выработать единую анкету. Результаты опроса, проведенного студентами во внеучебное время, затем были обработаны вместе.

На протяжении всей работы над темой у студентов формировался и расширялся лексикон-тезаурус по теме, причем лексика предъявлялась в контексте, актуализировалась в условно-речевых, речевых упражнениях и в квази-профессиональной ситуации (презентация с коллективным обсуждением результатов). В процессе работы над основным и дополнительным текстом задания были направлены на выявление логических отношений в тексте и средств их выражения. При этом была выявлена структура обоих текстов, различия, обусловленные особенностями дискурса, жанра и стиля изложения. На материалах этих текстов студенты составляли план, выделяли ключевые предложения, перефразировали их, формулировали основную информацию в виде тезисов, давали определения ключевых понятий, описывали имеющиеся в текстах схемы и диаграммы и строили свои и т.д. Полученный в результате материал был организован в виде презентации по заданной структуре:

  1. Вступление

    1. актуальность исследования;

    2. цель исследования;

    3. методы исследования.

  1. Главная часть

  1. описание процедуры исследования

  2. интерпретация результатов

  1. Заключение

    1. выводы по исследованию

    2. проблемы, требующие последующих исследований

Полученные результаты были представлены в виде диаграмм, таблиц, графиков. Обязательным требованием к презентациям в аудитории было четкость и наглядность изложения, ответы на вопросы аудитории, участие в обсуждении презентаций товарищей по группе.

Использование информационных технологий в исследовательской деятельности студентов позволяет решить следующие дидактические задачи:

- познакомить студентов с возможностями использования новых информационных технологий в процессе изучения языка;

- познакомить студентов со способами исследовательской работы в сети;

- повысить мотивацию студентов и развить познавательный интерес к изучению иностранного языка;

- развить самостоятельность студентов в поиске информации для научного исследования;

- развить творческие способности студентов;

- совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию;

- развивать способности к межкультурной компетенции;

- приобщить к глобальному информационному социуму.

Мы считаем, что главной проблемой в использовании информационных технологий в квази-профессиональной деятельности является необходимость формирования и развития критического мышления у студентов, так как не всегда языковой материал, найденный студентом с целью его использования в последующей работе соответствует содержательному аспекту. При этом недостаточный уровень владения иностранным языком может быть одной из причин. Студенты на практике убеждаются в необходимости иметь знания по иностранному языку. Следует также отметить, что роль преподавателя заключается в том, чтобы направить поисковую деятельность студента, познакомить со стратегиями поиска информации для исследовательской деятельности с помощью информационных технологий и формировать оценочное мнение студента. В итоге хотелось бы заметить, что приобщение студентов младших курсов к квази–профессиональной деятельности с привлечением информационных технологий несомненно будет способствовать формированию специалиста, свободно ориентирующегося в глобальном информационном пространстве, обладающего навыками поиска, анализа и обобщения информации, способного успешно позиционировать себя в профессиональной деятельности.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
Целью дисциплины является изучение принципов построения автоматизированных систем научных исследований (асни) для последующего применения...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconРабочая программа дисциплины Информационно-программное обеспечение...
Целью дисциплины является получение магистрантами теоретических знаний и практических навыков использования информационных систем...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconУрок тема урока : «”Если бы” сослагательное наклонение в английском языке»
Цель урока: закрепление сослагательного наклонения в английском языке и использование его в устной речи
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconИспользование информационных технологий в маркетинге
В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
В своей работе я решила сделать осветить и использование информационных технологий в учебном процессе, так как я считаю, что применение,...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconА. Д. Магеляс Использование информационных и телекоммуникационных...
Использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconИспользование информационных технологий в городской прессе
Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconИспользование информационных технологий при подготовке к егэ
Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке icon«основы научных исследований и инженерного творчества»
Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconПрименение ит в моделировании атмосферных процессов
...
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3
Использование новых информационных технологий в проведении студентами научных исследований на английском языке iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск