Заместитель директора Департамента образования
и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
А.Д. Магеляс Использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения
| Уважаемые коллеги!
На протяжении последних 2-х лет целевые программы, направленные на развитие сферы образования – сейчас это программа «Новая школа Югры» - наиболее весомые из всех окружных программ социальной сферы. Начиная с 2011 года, мы отдельно выделяем ряд приоритетных направлений развития школы через механизм Комплекса мер по модернизации общего образования. В условиях постоянно совершенствующейся нормативной базы, через конкурсные мероприятия целевой программы обеспечен доступ к бюджетному финансированию всем негосударственным общеобразовательным учреждениям в автономном округе.
|
| В 2011 году педагоги округа приняли участие во Всероссийской Интернет – переписи учителей, которая была организована РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Социальный навигатор». В переписи приняли участие свыше 82 000 преподавателей РФ.
Представительство Ханты-Мансийского автономного округа составило 16,6% всех учителей Югры - это 7 место среди субъектов РФ, принявших участие, по доле педагогов, добровольно вовлеченных в перепись. Югра - первый по активности участия в интернет - переписи учителей регион среди субъектов УрФО. По сводному рейтингу по итогам переписи округ занял 12 место, что свидетельствует о высокой интернет - активности наших педагогов. Из всех опрошенных учителей средствами Интернет: -осуществляют поиск необходимой в работе информации 84% ;
- знакомятся с методическими разработками по предмету 66,9%;
- используют коллекции электронных образовательных ресурсов 43,1%
В текущем учебном году Департамент образования и молодежной политики автономного округа продолжит участие в проекте «Социальный навигатор», организованном РИА Новости при поддержке Министерства образования и науки РФ, Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования, Высшей школы экономики. Это позволит провести не только высоко квалифицированный рейтинг образовательных учреждений повышенного уровня, учреждений дошкольного и профессионального образования, сайтов образовательных учреждений, но и сделать эту информацию доступной для широкой общественности, благодаря ее размещению в сети Интернет.
|
| Высокой оценки заслужила деятельность школьных сайтов. По результатам «Общероссийского мониторинга сайтов общеобразовательных учреждений», проведенного Российским новым университетом, издательством «Просвещение» и Высшей школой экономики 4 сайта — школ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вошли в число 29 сайтов с высоким уровнем информационной насыщенности (прозрачности). Это школы Югрска, Лангепаса и Нягани.
|
| Федеральные стандарты приняты по всем трем школьным ступеням и в отношении профессионального образования. Требования ФГОС таковы:
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью.
Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.
В качестве примера в среде общеобразовательных учреждений можно привести пример экспериментальной площадки на базе школы №5 г. Ханты-Мансийска.
Данное образовательное учреждение имеет локально-вычислительную сеть, построенную на базе WI-FI-доступа (за счет средств ЗАО «СибТелеКом», которое совместно с Цетром развития образования администрации г.Ханты-Мансийска разворачивают скоростную локальную вычислительную сеть между всеми школами г.Ханты-Мансийска).
Проект «Smiles.Школьная карта» позволит внедрить в образовательный процесс ведение электронного журнала (дневника), систему организации безопасного входа-выхода, дистанционное образование и интернет-уроки, и включает в себя: модуль «Вход/ Выход» (организация безопасной территории в пределах школы); модуль «Видео школа» – как дополнительная система безопасности и контроля происходящего в школе; модуль «Электронный журнал»; модуль «Электронная библиотека» (позволяет создать локальную медиатеку (электронные образовательные ресурсы по различным предметам) с возможностью доступа в нее с любого компьютера имеющего доступа в ЛВС). Проект предполагает использование 47 планшетных компьютеров, оснащенных портом передачи данных по технологии WI-FI, для всех ступеней образования в качестве электронных классных журналов и мест доступа к ресурсам школьной ЛВС.
Основное наше стремление - сделать качественное образование доступным для любого ребенка, молодого человека, проживающего на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Предоставлять такие образовательные услуги, которые востребованы не только учениками и их родителями, но и отвечали бы задачам экономики региона, обеспечивали духовно-нравственное и гражданское воспитание подрастающего поколения. Важно, что у Югры есть возможность обеспечить закрепление на своей территории молодого поколения.
Ежегодно за счет средств бюджета автономного округа принимается на обучение по программам профессионального образования всех уровней 7,5 тысяч югорчан.
Главное в профессиональном образовании - это отработка нового формата взаимодействия с работодателями, развитие отношений частно-государственного партнерства. Мы увеличили набор на специальности и направления:
-технического профиля в 1,6 раза;
-укрупненных групп «Образование» и «Здравоохранение» в 1,5 раза;
Снижен прием по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» в 1,4 раза.
Примером использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения в среде профессионального образования служит ау «Сургутский профессиональный колледж», использующий трехмониторные тренажеры для обучения водителей транспортных средств и судоводителей маломерных судов. Студенты получают профессиональные навыки в виртуальной среде, адаптированной под реальную, что ведет к снижению аварийности. При подготовке судоводителей с использованием тренажера серии Navi-Trainer Professional 4000 (NTPro4000) стало возможным отрабатывать практические навыки управления круглогодично, а не только в навигационный период, без угрозы для здоровья и жизни студентов, а также производить разбор ошибок по «горячим следам». В дальнейшем, для контроля учебного процесса планируется установка видеорегистраторов в учебных автомобилях, разработка курса он-лайн-уроков и размещение их на официальном сайте колледжа для изучения в дистанционном режиме.
|
| Еще один пример – использование Ханты-Мансийской медицинской академией в образовательном процессе информационной системы «НОИС ХМГМА», которая предназначена для внедрения в учебный бизнес-процесс медицинских учебных заведений новых, высокоэффективных методов обучения, и на этой основе, повышение качества подготовки студентов и слушателей, что позволит:
упростить процесс приобретения студентами медицинского учреждения навыков работы с электронной историей болезни;
приобретать знания о методах информатизации врачебной деятельности;
приобретать навыки работы со средствами информационной поддержки врачебных решений;
проверять знания студентов на предмет заполнения и ведения медицинской документации;
повысить качество подготовки студентов и слушателей; Структура «НОИС ХМГМА» включает в себя следующие подсистемы:
Сопряжение с МИС ЛПУ ХМАО-Югры;
База медицинской информации о заболеваниях;
Формирование запросов;
Учебно-методические курсы и материалы;
Дистанционное обучение;
Обучающая медицинская информационная система ;
Обучающая региональная информационная система;
Администратор системы;
Информационной безопасности;
Мониторинга и управления качеством.
|
| БУ «Югорский профессиональный колледж» заключен договор с «Инфра-М» о доступе к электронно-библиотечной системе (ЭБС) ZNANIUM.COM. В библиотеке имеется порядка 6500 электронных ресурсов по различным тематикам: художественная литература, естественные и гуманитарные науки, прикладные науки. С марта 2012 года студенты использовали и используют электронные ресурсы при подготовке рефератов и дипломных работ, преподаватели - для подготовки материала к контрольным и проверочным работам. Цифровой ресурс повышает качество образовательного процесса за счет возможности доступа к учебникам, учебным пособиям, УМК, монографиям, авторефератам, диссертациям, энциклопедиям, словарям и справочникам, законодательно-нормативным документам, специальным периодическим изданиям и изданиям, выпускаемые издательствами вузов. Используя данный ресурс преподаватели и студенты экономят время при поиске изданий в сети Интернет, избегают опасности заражения вирусами и использования недостоверной и некачественной информации.
Использование разнообразных задачников позволяет создать уникальные проверочные работы для реальной проверки знаний.
|
| Дистанционные формы реализации образовательных программ для нас – это возможность преодолеть объективные преграды (в виде рек и лесов ) к ресурсам. Как в сказке – через леса и реки – если сумеет волшебный помощник – провайдер – дети, живущие в далеких селах, смогут учиться у лучших учителей округа. Пока для нас актуален ресурс «Телешколы», более 2 тысяч ребят в прошлом году осваивали учебные курсы посредством этой программы. Однако надо понимать, что формирование собственного контента – это не только решение вопроса более широкого использования современных форм сетевой педагогики и повышение доступности актуального для подготовки учеников к следующим уровням содержания образования. Это и работа в зоне ближайшего развития наших учителей.
|
| Однако остается не до конца решенным ряд системных задач, в части территорий автономного округа отсутствует техническая возможность предоставления высокоскоростного Интернета. Ограничения обусловлены возможностями поставщиков услуг, сложным географическим устройством территории округа.
Проблемы, которые мы отмечаем, мы можем решать только через взаимодействие с другими ведомствами, гражданскими институтами.
|
| В рамках программы «Новая школа Югры» дан старт проекту «Сетевое сообщество педагогов Югры».
Интернет из необъезженного простора должен превратиться в инструментарий повышения эффективности образовательных программ, работы учителя, преподавателя.
Важнейшие характеристики педагога современной школы: умение ставить цели своей деятельности, искать ресурсы, эффективно взаимодействовать с коллегами в ходе поиска наиболее эффективных стратегий преподавания. Другими словами – это способность к реализации собственной учебной деятельности и умения сотрудничать с коллегами. Создание и развитие ресурса сетевого сообщества решит задачу развития учителей, расширения доступа учащихся к работе с наиболее эффективными учителями, подключения родительской общественности к решению вопросов развития школы, улучшению качества образования.
Поддержка инновационных проектов на базе школ, колледжей призвана определить эффективные формы организации образовательного процесса, ценные практики в рамках введенных стандартов.
Мы планируем уделить особое внимание развитию деятельности детских и молодежных организаций, дополнительному образованию. И здесь нам предстоит строить открытую образовательную среду, включающую, помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные и библиотечные комплексы, информационные и Интернет-центры, СМИ, а также обеспечить методическую поддержку использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогов через сеть Межшкольных методических центров с использованием потенциала Сетевого сообщества педагогов Югры.
| |