Скачать 187.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 29» СОГЛАСОВАНО Директор школы ____________________________ М. Г. Яблокова Городской конкурс педагогического мастерства номинация «Лучшая методическая разработка» Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках искусства Автор методической разработки: Булатова Ксения Евгеньевна 30.10.1985 МБУ СОШ № 29 г. Костромы педагог-организатор учитель русского языка и литературы, педагогический стаж – 4 года квалификационная категория – II тел.: 8-915-915-0159 KSTu238@yandex.ru Кострома 2013 Содержание Аннотация 3 Пояснительная записка 4 Цель и задачи метода case-stady 4 Технологические особенности метода case-stady 5 Роль учителя 6 Принципы использования метода case-stady 6 Структура кейса и принципы построения метода 9 Требования к кейсу 10 Система оценивания 10 Результаты использования метода case-stady 12 Заключение 12 Информационные источники 13 Приложения Аннотация Создание методической разработки «Использование кейс – метода на уроках искусства» обусловлено актуальностью проблемного обучения в современной школе. Введение Федеральных образовательных стандартов в образовательную деятельность предусматривает использование на уроках новых современных технологий. Метод case-stady является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым стандартам. Цель метода кейсов - научить детей анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить детей работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Данные методические рекомендации разработаны с целью дать описание методики использования метода кейсов на уроках искусства, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием. В приложении представлены методические разработки кейсов по основным темам программы «Искусство». Методическими рекомендациями может воспользоваться любой педагог общеобразовательной школы, желающий ввести в образовательную практику современные технологии, а именно метод case-stady.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, школьник смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Поэтому целью методической разработки является описание методики использования кейс-метода на уроках искусства. Введение в образовательный процесс Федеральных государственных стандартов определяет и поиск новых форм и методов обучения в школе. Главным методом по ФГОС, направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» у учащихся к овладению знаниями является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества. На проблемном уроке ученики в процессе исследовательской, поисковой и творческой деятельности сами «открывают знания». Школьник ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него самого, а не для всего человечества. Но от этого радость от «новых открытий для себя» не становится меньше. Одним из инновационных методов обучения в школе, основанный на принципах проблемности, является метод case-stady. Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.
Метод case-stady или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода case-stady – научить детей анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить детей работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Задачи:
Кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на уроке. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения. Акцент обучения переносится на выработку готового знания самими учащимися, что сейчас очень актуально в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной проблемной ситуации, произошедшей в реальной жизни (предметной области), и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить. К примеру, на уроке искусства в теме «Дизайн» в 9 классе можно предложить ребятам решить следующую конкретную ситуацию: «Вы (учащиеся) – руководитель известного дизайнерского агентства мебели «X». Новые течения в дизайне толкнули вас на мысль создать мебель в современном стиле. Причем, новый дизайн должен подчиняться главному условию: получение прибыли, поскольку, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары». Основная проблема в данном кейсе будет выполнить проект (эскиз) предмета быта — мебели в одном из современных стилей дизайна. В самом кейсе отражена вся информация по данной теме: определение дизайна, виды, стили, направления. Учащиеся, изучая кейс, самостоятельно проектируют эскиз той мебели, которая соответствует заданию их группы. Педагог в данной ситуации только консультирует учащихся по возникающим вопросам. Конечным продуктом на данном уроке будет являться защита проекта мебели в современном стиле. По ходу урока учащиеся не только учатся работать в группе, но и анализируют материал кейса, выделяют главное, сравнивают, обобщают, делают выводы. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования (в данном случае учащиеся побывали в роли дизайнеров). Преимуществом метода кейсов становится эмоциональность, творческая конкуренция, оставляя далеко на втором плане сухость и неэмоциональность изложения материала, с которой могут столкнуться учителя, преподающие искусство в школе. 3. Технологические особенности метода case-study 1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. 2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией. 3. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. 4. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. 5. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
4. Роль учителя Учитель выступает в роли тьютора, консультанта в течение всего процесса обучения, разрешает и не допускает конфликты, создает обстановку сотрудничества, обеспечивает соблюдение личностных прав обучающихся. Направляет беседу или дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирует время работы, побуждает учащихся отказаться от поверхностного мышления, вовлекает всех учащихся группы в процесс анализа кейса. 5. Принципы использования метода case-stady Метод кейсов основывается на следующих принципах:
Типы кейсов, способы их представления1
6. Структура кейса и принципы его построения При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:
Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет 1 урок. Кейс средних размеров занимает обычно 2 часа, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.
Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Структура урока в технологии кейс - метода: - ознакомление учеников с текстом кейса; - анализ кейса; - непосредственная работа над решением проблемы; - организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; - оценивание участников дискуссии; - подведение итогов дискуссии. 8. Система оценивания Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения учеников анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы. На уроках искусства эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, ребята могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни учащиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Учитель, в ходе работы учащимися над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности. Мною были разработаны следующие критерии оценивания на уроке: Оценка выступающего (выступающих):
Максимальное количество баллов – 12 12 баллов – оценка 5 9-11 баллов – оценка 4 6-8 баллов – оценка 3 Оценка приложений (презентации, рисунки, буклеты и пр.)
Максимальное количество баллов – 13 13 баллов – оценка 5 10-12 баллов – оценка 4 7-9 баллов – оценка 3 Оценка группы:
Максимальное количество баллов – 12 12 баллов – оценка 5 9-11 баллов – оценка 4 6-8 баллов – оценка 3 За каждую работу над кейсом каждый ученик может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из учеников того же класса. В этом случае стимул к работе у учащихся проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не учитель, а одноклассники. Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:
Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. Не каждый учитель, желающий внедрить этот метод в свою работу, сможет в полной мере овладеть методикой ее преподавания. Во-первых, сложность заключается в том, что на первом этапе создаются кейсы различных видов (обучающий, аналитический, эвристический, исследовательский). Учителю необходимо понять, как правильно создавать эти кейсы, четко формулировать проблему, отбирать необходимый материал. Поэтому неправильно созданный кейс к запланированным результатам на уроке не приведет. Во-вторых, начиная работать в данной технологии, учителю важно не остановиться на полпути. Так как создание кейсов – процесс очень трудоемкий и требует немало времени, преподавателю просто может не хватить сил и упорства довести начатое до конца. Но если кейсы будут созданы учителем в соответствии с требованиями, на последующие годы это будет являться большим преимуществом в работе. Педагогу надо будет только дополнять кейсы в зависимости от времени и актуальности проблемы. При внедрении кейс-метода в свою практику, учитель должен учитывать степень и уровень обученности учащихся в разных возрастных категориях. Один и тот же кейс не всегда подходит для работы ученикам в одной параллели, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых классов кейс приходится делать проще, например из эвристического - аналитический, для сильных классов – и кейс должен стать сложнее, из эвристического перерасти в исследовательский. Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение учащихся социальному взаимодействию. Ребята в группах учатся слушать друг друга, обмениваться мнениями, высказывать и отстаивать свою точку зрения. При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положительный момент, как обучение самостоятельности и развитие творческой деятельности у учащихся. Как показывает моя практика, ребята с удовольствием защищают свои проекты, проявляют удивительную фантазию, ищут нетрадиционные пути решения проблемы.
Информационные источники получены мною с сайта «Педагогическая планета» в результате курсового дистанционного обучения. http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=870 1 В данной методической разработке представлены информационные кейсы по предмету искусство. |
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005 | ||
Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | Согласовано согласовано На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде | ||
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | Согласовано согласовано утверждено Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано» Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр | ||
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | Мбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» |