Кваша О. В. кандидат педагогических наук





Скачать 61.95 Kb.
НазваниеКваша О. В. кандидат педагогических наук
Дата публикации30.09.2014
Размер61.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Кваша О. В.

кандидат педагогических наук

старший преподаватель кафедры методики обучения математике и

информационных технологий БГУ им. И.Г. Петровского


Комментарии к уроку Третьякова Николая Валерьевича, учителя физики

и информатики МОУ «Новобобчинская СОШ» Новозыбковского района.
Тема урока: Кодирование информации.
Тип урока: урок обобщения и закрепления
Цели урока: в соответствии с конспектом урока и интервью с учителем цели состоят в обобщении и закреплении знаний и умений учащихся по темам, связанным с кодированием различного вида информации (символьной, числовой, графической и звуковой), а также включают контроль знаний и умений учащихся по этим темам.
Структура урока:

  • формулировка темы урока и актуализация знаний учащихся;

  • организация игры;

  • конкурс блиц-опрос;

  • конкурс шифрования;

  • конкурс «Морской бой»

  • гимнастика для глаз;

  • конкурс на декодирование изображения;

  • подведение итогов игры.


1. Этап формулировки темы урока и актуализации знаний учащихся.

После сообщения учителем темы урока проводится в форме фронтального опроса актуализация знаний учащихся, направленная на обеспечение успешности учащихся на уроке. Среди таких вопросов представлены вопросы о видах информации, с которыми работает компьютер, о способе представления любой информации в памяти компьютера и, как следствие, о сущности двоичной и шестнадцатеричной систем счисления.

С учетом последующей игровой формы работы, в которой только первый конкурс содержит теоретические вопросы и задачи по применению теории, причем по теме «Измерение количества информации» вопросы актуализации можно было бы, на наш взгляд дополнить.

Поскольку в целях и в теме урока объявлено кодирование всех видов информации, а урок назван уроком обобщения, возможно включение в этап актуализации некоторых из следующих вопросов, являющихся основными в теме «Кодирование информации»:

  • структуры внутренней памяти компьютера (понятие байта памяти, ячейки памяти и ее адреса, понятие машинного слова);

  • представления чисел в памяти компьютера (алгоритмы получения представления различных чисел);

  • кодирования графической информации (понятие пикселя, растра, битовой глубины цвета, палитры, взаимосвязь битовой глубины цвета и количества цветов в палитре);

  • кодирования звуковой информации.


2. Этап организации игры и конкурс блиц-опрос.

Организация игры на уроке состоит в объяснении правил игры, которая является командной игрой с одним судьей-наблюдателем, а также в разбиении учащихся на две команды, определении названий команд.

Первый конкурс является устным: учащимся предлагается отвечать на вопросы ведущего (учителя) причем в очень ограниченное время, поскольку это блиц-опрос. Выбор того, кто будет отвечать, производится по поднятой карточке, каждый правильный ответ приносит балл команде.

Работа с учащимися в ходе этого конкурса хорошо организована, соблюдается регламент, достаточно высокая активность учащихся и низкое количество вопросов без ответов или с ошибочными ответами. Среди последних без внимания оставлен неправильный ответ учащегося о языке науки математики, который является формальным, а не естественным. Также вызывает вопросы обоснование решения задачи о сообщениях одинаковой длины на русском и английском языках, которое предложил учащийся. В условии задачи шла речь о вероятностном подходе к измерению количества информации, и видимо, имелась в виду средняя информативность символов английского и русского алфавита, вычисляемая по формуле К. Шеннона. Учащийся обосновал свой ответ с применением формулы для алфавитного подхода к измерению количества информации. К сожалению, это решение было оставлено без внимания.

Вызывает вопросы содержание информатики, послужившее основой для заданий этого конкурса: почему на уроке обобщения знаний и умений учащихся по кодированию различного вида информации столько внимания уделяется совершенно другой теме - подходам к измерению количества информации. Безусловно, алфавитный подход очень тесно связан с кодированием символьной информации, что можно было обсудить на этапе актуализации, два других подхода к измерению количества информации связаны с кодированием только через понятие «информация», хотя через это понятие связаны все темы школьного курса информатики.

Можно было бы перечень вопросов, приведенных в комментариях к предыдущему этапу, положить в основу вопросов блиц-опроса, что позволило бы обобщить теоретические знания по теме «Кодирование информации» и умения по их применению к решению базовых задач данной темы.
3. Конкурсы шифрования и «Морской бой».

На конкурсе шифрования учащимся было предложено достаточно интересное задание с элементами исследования. Для расшифровки текста учащимся нужно определить экспериментально, из какой кодировки в какую необходимо переводить текст, чтобы получившееся сообщение имело смысл – являлось именем ученого, внесшего вклад в развитие информатики как науки. Задание у каждого участника команды было индивидуальным, поэтому каждый учащийся поработал в роли кодировщика и прочувствовал изнутри процесс перекодировки, осуществляемый компьютерными программами, например, Ms Internet Explorer. Воспитательное и гуманитарное (составляющее общественно значимую ценность) значение имеет и сюжет задания – фамилии ученых-информатиков, полученные в результате, тем более с учетом того, что учащимся предложили назвать, какой вклад в развитие информатики внес каждый ученый. К успешности данного конкурса добавим, что даже неразгаданные фамилии были разобраны, проведена коррекционная работа в связи с причинами неудач и выяснена роль данных ученых в становлении информатики.

Конкурс «Морской бой» по своему значению является скорее состязательным, чем содержательным, поскольку основное умение учащихся, требуемое при выполнении заданий этого конкурса – умение переводить максимум семизначные двоичные числа в десятичную систему счисления. Данное умение, вернее, обратное ему умение, лежит в основе получения представления чисел в памяти компьютера, однако вопросы представления чисел в связи с данным заданием не обсуждались, следовательно, этой взаимосвязи учащиеся, скорее всего, не проследят.
4. Конкурс декодирования изображения и подведения итогов игры.

Данному конкурсу в соответствии со структурой урока предшествует гимнастика для глаз. Проведение такого рода здоровосберегающих мероприятий приветствуется на любом уроке, тем более на информатике в силу «вредности» компьютеров, без которых изучение информатики значительно обедняется. Однако отдых и гимнастика для глаз, как правило, проводятся с целью перерыва между двумя этапами работы, дающей нагрузку на зрение (например, интенсивная письменная работа и работа за компьютером). На данном уроке к таким видам работы, видимо, была отнесена работа по расшифровке фамилий ученых и последующая работа за компьютером по дешифровке графического изображения, что вполне оправдано.

Задание по декодированию графического изображения хотя и не требует разнообразных умений по теме «Кодирование графики», но является достаточно трудоемким и в то же время интересным, поскольку процесс «оживания» кодов цветов в сетке и превращения в разноцветное изображение всегда привлекателен, к тому же полученные в результате работы изображения имеют смысловую нагрузку. Основные требуемые умения при выполнении данного задания скорее связаны с технологией обработки графической информации, нежели с ее кодированием: умение использовать инструмент «Заливка» и устанавливать цвета для нее путем ввода кода цвета в окне сборщика цветов. В то же время в ходе задания учащиеся повторяют понятие цветовой модели в случае модели RGB, работают с кодами основных цветов модели.

Каждый конкурс завершается подсчетом числа баллов, как за конкурс, так и общего числа баллов. Поэтому подведение итогов игры сводится в данном случае к определению команды-победителя, что отвечает требованиям урока-игры.


В целом по уроку хотелось бы отметить:

  1. Поставленные учителем цели урока достигнуты частично, поскольку содержание учебного материала, на котором базировались конкурсы игры, не в полной мере соответствует базовому материалу темы «Кодирование информации». Если убрать из целей и типа урока слово «обобщение», то данный урок вполне соответствовал бы целям урока закрепления материала, причем в игровой, любимой для учащихся, форме.

  2. Грамотная и четкая организация игры, понятные правила и формулировки заданий; сами задания достаточно сложные, чтобы не сделать игру ради самой игры, но посильные для учащихся, разнообразны как по форме, так и по видам работы, требуемой для выполнения.

  3. Урок содержит много фрагментов, обладающих большим обучающим потенциалом, к сожалению не использованным на данном уроке, что оставляет пространство для обогащения методического опыта учителя..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кваша О. В. кандидат педагогических наук icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconГаоу спо мо «губернский профессиональный колледж»
И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconУтверждено
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconПрограмма «Детство»
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconОбразовательная программа
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconРабочая программа составлена на основе
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconПротокол №4 от 28. 12. 2012 года положени е
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconПротокол №4 от 28. 12. 2012 года положени е
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconПриказом министра образования Правительства Московской области
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconОтчет мбоу «тыловайская средняя общеобразовательная школа»
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Кваша О. В. кандидат педагогических наук iconВ 2011-2012 учебном году I. Констатирующая часть
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск