Литература и источники





Скачать 374.75 Kb.
НазваниеЛитература и источники
страница1/4
Дата публикации11.10.2014
Размер374.75 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2   3   4



Н.М. Босенко

217 78 95



Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Пермского края


СЭД-26-01-21-42

О направлении информации по обучению основам интернет-безопасности



Уважаемые руководители!
Направляем письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. № НТ-1338/08 о необходимости предоставления учащимся общеобразовательных организаций знаний и компетенций в области безопасного использования возможностей современных информационных технологий и возможных вариантах работы с учащимися по данному направлению.

К письму прилагаются методические рекомендации, материалы учебных программ курсов «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет», программы курсов повышения квалификации педагогов, информация о работе системы образования Калужской области по обеспечению медиа-безопасности детей.

Просим довести данную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, других заинтересованных лиц, а также рассмотреть предложенную в письме возможность записи на обучающий семинар по данной теме.
Приложение: в электронном виде на 159 л.

Заместитель министра Л.С. Сидорова


Содержание
Введение …………………………………………………………………………………3

Возрастные особенности использования Интернета ..………………………………..5

Литература и источники .……………………………………………………………….8

Примеры игровых занятий для проведения уроков Дня медиа безопасности

и правовой грамотности ……………………………………………………………….10

Памятка детям ….………………………………………………………………………15

Основные правила безопасного использования сети Интернет …………………….18

Конвенция о правах ребенка …………………………………………………………..20

Всемирная декларация о правах человека ……………………………………………25
Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие.

СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают.

Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.

В статье 19 Всеобщей декларации прав человека устанавливается свобода выражения собственного мнения для всех, включая право на получение и передачу информации и идей с помощью любых средств. В статье 13 Конвенции о правах ребенка это право распространяется на детей. В двух последующих статьях Конвенции о правах ребенка устанавливаются права детей на получение и распространение информации (статья 13) и на получение безопасной, достоверной и понятной информации из средств массовой информации (статья 17). Этим на СМИ налагается ответственность за то, чтобы информация для детей была надлежащей и четкой.

Школа должна быть готова реагировать на содержание Интернета и к проведению необходимых дискуссий. Однако столь же важно, чтобы мышление в духе защиты прав человека и обсуждения проводились через новые средства коммуникаций - а это, разумеется, является главным вызовом с учетом коммерческой и частной природы медийного ландшафта.

Новый учебный год по традиции начинается со Дня знаний, который приурочивается к главным событиям, происходящим в стране или регионе. В соответствии с Законом Калужской области от 28.06.2010 № 24-ОЗ «О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», Законом Калужской области от 25.02.2011 № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области» предлагается провести 01.09.2011 г. в образовательных учреждениях День медиа безопасности и правовой грамотности с целью усиления работы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а так же формирования правовой культуры обучающихся и приобщения к общечеловеческим ценностям

В этом сборнике предлагаются модели уроков для проведения дня знаний по вышеуказанной теме. Уроки направлены на введение учащихся в мир правовых знаний, обогащение знаний учащихся об информационной безопасности и праве на неё.

Возрастные особенности использования Интернета
Ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это также отражается и на интересах детей при работе в Интернете. Взрослым важно знать, какие особенности имеют дети в том или ином возрасте, для того чтобы правильно расставлять акценты внимания при своих беседах с детьми о правилах безопасности в Интернете.

Кроме того, нужно учитывать, что дети начинают осваивать Интернет в разном возрасте: кто-то в возрасте 14 – 17 лет, находясь в старших классах, кто-то в 10 – 13 лет, а кто-то еще в дошкольном возрасте получает первый опыт взаимодействия с Интернетом.
Начальная школа

Дети 7-10 лет обладают сильным чувством семьи. Они только начинают развивать чувство своей моральной и половой индивидуальности и обычноинтересуются жизнью старших детей. Они доверчивыи не сомневаются в авторитетах. Как правило, дети,не достигшие десятилетнего возраста, еще не имеют навыков критического мышления, необходимогодля адекватного осмысления материалов, встречающихся в Интернете.

Дети этого возраста начинают активно самостоятельно осваивать виртуальное пространство, любят путешествовать по Интернету, играть в сетевыеигры, они начинают общаться в детских чатах, стремятся использовать электронную почту для переписки с друзьями. Однако нужно иметь в виду, чтоони могут заходить на сайты и чаты, посещать которые родители им не разрешали.

При проведении Дня медиа безопасности стоит обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.

  • Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

  • Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.

  • Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.


Основная школа

10 – 15 лет – время быстрых изменений вжизни ребенка. И хотя дети в этом возрастевсе еще сильно зависимы от своих родителей, ониуже стремятся получить некоторую свободу действий. Ребята начинают интересоваться миром вокруг них, и отношения с друзьями становятся по-настоящему важными.

Дети этого возраста начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Крометого, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят нафанатские сайты своих кумиров. Все более часто ихлюбимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями.Для детей этого возраста желание выяснить, чтоони могут себе позволить делать без разрешениявзрослых, является абсолютно нормальным.

Ключевые моменты управления безопасностью в данном возрасте, на которые необходимо обратить внимание при проведении Дня медиа безопасности:

  • Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в Интернете.

  • Расскажите об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет (см. стр. 15, 18).

  • Требуйте от детей никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете.

  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету без присутствия взрослых.

  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, поскольку рассказали вам о новых угрозах. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

  • Ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.


Средняя школа

Подростки, как правило, проходят через периоднизкой самооценки; ищут поддержку у друзей и неохотно слушаются родителей, ищутсвое место в мире и пытаются обрести собственнуюнезависимость; в то же время они охотно приобщаются к семейным ценностям. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающиммиром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, ноиспытывают недостаток жизненного опыта.

В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какаяинформация существует в Интернете. И совершеннонормально, что они хотят все это сами увидеть, услышать, прочесть. Они скачивают музыку, пользуются электроннойпочтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Большинство пользовалось чатами, и многие общались в приватномрежиме. Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах; и юныедамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее участие взрослых тоже необходимо:

  • Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.

  • Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.

  • Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

  • Требуйте от подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.

  • Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

  • Постоянно напоминайте, что ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск. Напомните, что детям нельзя в них играть.


Литература и источники:

  1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

  2. Всеобщая декларация прав человека. Любое издание.

  3. Конвенция о правах ребенка. Любое издание.

  4. Безопасность детей в Интернете – Корпорация Microsoft, 2006.

  5. http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Безопасность в Интернете.

  6. http://content-filtering.ru – «Ваш личный Интернет»

  7. http://eycb.coe.int/compasito/ru/contents.html - Компасито: пособие по обучению детей правам человека.

  8. http://www.saferinternet.ru/ - «Безопасный Интернет», Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета.

  9. http://www.interneshka.net – Интернешк@, Международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета и мобильной связи.

  10. http://www.onlandia.org.ua/rus/ - ON-ляндия. Безопасная веб-страна.

  11. http://www.microsoft.com/ru/ru - официальный сайт компании Microsoft.


Рекомендуемая литература:

  1. Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Регио­нальный опыт/ Сборник материалов. - М: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66.

  2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. - 96 .

  3. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.

  4. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с.

  5. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32с.

  6. Права, обязанности и ответственность: от 0 до 18. - М.: Фонд «Созида­ние», ИД «Юриспруденция», 2006. 10. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педаго­гическое общество России, 2005. - 32с.

  7. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004.

  8. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. II).

  9. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энцикло­педия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000.

  10. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведе­ний, учителей начальных классов и родителей. - М.: «Академия», 1997.

  11. Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практи­ческое применение. // Правовое образование: организация внеурочной рабо­ты. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учеб­ник», 2002.-С. 115-129.

  12. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 129-144.

  13. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых зна­ний»: Для учителей 7 кл. школ гуманитарного профиля / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 160 с.

  14. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых ре­форм. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». — 2-е изд., перераб.. - М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. — 592 с.

  15. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

  16. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.

  17. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  18. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и источники iconЛитература: Основная литература
...
Литература и источники iconЛитература: основная литература
...
Литература и источники iconЛитература: Основная литература
...
Литература и источники iconЛитература и интернет источники

Литература и источники iconЛитература и источники
Изучить пирамиды как исторический артефакт, архитектурное сооружение, их смысловое назначение
Литература и источники iconЛитература источники
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика /сост. А. П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова: Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: Аст,...
Литература и источники icon1: Проблема формационного и цивилизационного развития
Тематика, источники, литература и методические указания для студентов исторического факультета и Института востоковедения Казанского...
Литература и источники iconРуководство по нахождению ресурсов в данной области и использованию ее методологии
«Общие источники» и «Специальные источники», а «Специальные источники» — на «Гуманитарные науки», «Соци­альные науки» и «Точные и...
Литература и источники iconЛитература и источники Приложение Введение. «Я прикасаюсь ладонью истории»
Общественно полезной и научно значимой является деятельность школьных музеев. Их организация и работа связаны с краеведением. Не...
Литература и источники iconИсточники поиска кандидатов
Источники поиска кандидатов зависят от уровня вакансии, срочности закрытия и наличия бюджета
Литература и источники iconЛитература и источники
Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую...
Литература и источники iconЛитература по Отечественной истории, примерный перечень вопросов к вступительному экзамену
Программа предназначена для подготовки соискателей к вступительному экзамену в аспирантуру кафедры «Экономическая история» по специальности...
Литература и источники iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Изотопы. Методы познания в химии:...
Литература и источники iconПриродные источники углеводородов
Основные источники углеводородов нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при...
Литература и источники iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература и источники iconПрограмма и вопросы к экзамену по новой истории стран европы и америки (XVI xix вв.)
Периодизация Новой истории. Предмет и задачи курса, его место в подготовке историков. Основные источники и литература. Методика преподавания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск