ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Златоусте
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Декан машиностроительного
|
| факультета
|
| ___________С.П. Максимов
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины В.02.03 Информационные технологии
для 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств
профиль подготовки: Автоматизация технологических процессов и производств
форма обучения: очная, заочная
кафедра-разработчик: Технология машиностроения, станки и инструменты Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 220700.62, утвержденным приказом Минобрнауки от 25.09.2011 №2520 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технология машиностроения, станки и инструменты, протокол №____ от ________________
Зав. кафедрой разработчика: д.т.н., профессор А.В.Козлов ___________________
Разработчик программы: старший преподаватель М.В. Губин _________________
Златоуст, 2011
1. Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, необходимых для использования современных информационных технологий управления при конструкторско-технологической деятельности для обеспечения высоких технико-экономических показателях производства.
Задачами изучения дисциплины являются:
изучение основополагающих принципов организации современных информационных технологий;
рассмотрение информационных систем и технологий для машиностроительных производств;
рассмотрение вопросов связанных с основами управления при применении современных информационных технологий;
получение навыков использования программных продуктов общего и специального назначения;
выработка умения самостоятельного решения задач связанных с принятием решений в экономических системах на основе изученных методов и приемов работы с информационными системами и технологиями;
выработка умения самостоятельного принятия решения о внедрении тех или иных информационных технологий для целей управления;
изучение различных областей применения информационных систем и технологий в современном обществе.
2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Информационные технологии управления» относится к дисциплинам по выбору.
Перечень предшествующих дисциплин,
видов работ
| Перечень последующих дисциплин,
видов работ
| Б.2.01 Математика.
В.2.01 Информатика.
Б.3. 01 Начертательная геометрия. Инженерная графика.
Б.3.05 Основы технологии машиностроения
В.3.05 Автоматизация управления жизненным циклом продукции
ДВ.3.05.01 Системы автоматизированного проектирования
|
|
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин. Студент должен знать:
основные математические понятия и методы, принципы применения математики на практике;
стандартные программные средства для решения задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;
терминологию и общие понятия основ технологии машиностроения;
методику разработки технологического процесса сборки машин и изготовления деталей машин;
структуру машиностроительного производства;
сущность и содержание технологической схемы, состав средств технологического оснащения, технологические возможности и области применения технологических процессов изготовления изделий;
задачи и содержание основных этапов технологической подготовки производства; структуру нормативного обеспечения машиностроительного производства (стандартизация, сертификация и др.);
тенденции развития и последние достижения в машиностроении (новые высокоэффективные технологические процессы, организационно-технические решения и др.);
классификацию существующих САПР ТП и их использование для решения задач проектирования технологических процессов; методику подготовки исходной информации для автоматизированного проектирования ТП и приспособлений с использованием графических систем;
состав и структуры информационного обеспечения для автоматизированного проектирования ТП.
Студент должен уметь:
строить математические модели;
применять физико-математические методы для решения задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств с применением стандартных программных средств;
применять полученные знания по начертательной геометрии и инженерной графике в прикладных задачах профессиональной деятельности;
оценивать по укрупненным или качественным показателям технико-экономическую эффективность, а также экологические, энерго- и ресурсозатратные и другие характеристики существующих и предполагаемых для внедрения технологических процессов;
проводить расчеты и конструирование деталей и элементов механизмов и машин по основным критериям работоспособности;
объяснять по схемам сущность процесса или операции, технологические режимы и возможности, состав средств технологического оснащения, основные области применения;
разрабатывать схему сборки и технологические маршруты изготовления несложных деталей.
Студент должен владеть:
навыками современных видов математического мышления, решения задач из различных областей математики, практического использования математических методов и основ математического моделирования;
методами автоформализации знаний, алгоритмизацией, программированием, владение персональным компьютером;
навыками применения стандартных программных средств в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;
ознакомление с современными методами и средствами автоматизации выполнения и оформления проектно-конструкторской документации;
методами построения изображений пространственных фигур на плоскости, способами решений геометрических задач, относящихся к этим формам, выполнения чертежей, в соответствии с правилами оформления конструкторской документации (ЕСКД), съемки эскизов деталей, построения и чтения сборочных чертежей;
навыками разработки конструкторской и технологической документации, как на бумажных, так и на электронных носителях;
основными принципами проектирования технологических процессов сборки машин и технологических процессов изготовления деталей в машиностроительном производстве.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);
способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18);
способность использовать прикладные программные средства при решении практических задач профессиональной деятельности (ПК-3);
способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5);
способность участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработки структуры их взаимосвязи (ПК-6);
способность использовать современные информационные технологии при проектировании машиностроительных изделий, производств (ПК-11);
способность использовать информационные, технические средства при разработке новых технологий и изделий машиностроения (ПК-19);
способность использовать современные информационные технологии при изготовлении машиностроительной продукции (ПК-25);
способность осваивать и применять современные методы организации и управления машиностроительном производстве (ПК-27);
способность участвовать в разработке программ и методик испытаний машиностроительных изделий, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-28);
способность разрабатывать планы, программы и методики, другие текстовые документы, входящие в состав конструкторской, технологической и эксплуатационной документации (ПК-16);
способность участвовать в организации выбора технологий, средств технологий оснащения, вычислительной техники для реализации процессов проектирования, изготовления, технологического диагностирования и программных испытаний изделий машиностроительных производств (ПК-39);
способность участвовать в организации работ по обследованию и реинженерингу бизнес-процессов машиностроительных предприятий, анализу производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, результатов деятельности производственных подразделений, разработке оперативных планов их работы (ПК-41);
способность разрабатывать документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы, средства и системы технологического оснащения производства) отчетности по установленным формам, а также документацию регламентирующую качество выпускаемой продукции (ПК-43);
способность выполнять работы по моделированию продукции и объектов машиностроительных производств с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования (ПК-46);
способность применять алгоритмическое и программное обеспечение средств и систем машиностроительных производств (ПК-48);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные понятия информационных технологий;
понятия автоматизации информационных процессов в управлении;
задачи информационных технологий управления;
содержание, стадии разработки и результаты выполнения этапов проектирования автоматизированных информационных систем (АИС);
роль конечного пользователя в процессе проектирования АИС;
принципы построения современных информационных технологий;
организацию системы поддержки принятия управленческих решений;
современное состояние и тенденции развития информационных технологий;
аппаратно-техническое и программное обеспечение информационных технологий;
технологию создания баз данных;
моделирование в рамках интегрированных пакетов;
технологический цикл процесса создания, обработки, хранения и защиты данных.
Уметь:
использовать современные информационные технологии при проектировании и изготовлении машиностроительных изделий, производств;
принимать участие в мероприятиях по эффективному использованию средств автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов;
принимать участие в работах по моделированию продукции и объектов машиностроительных производств с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования;
участвовать в разработке алгоритмического и программного обеспечения средств и систем машиностроительных производств;
применять интернет-технологии при работе современного предприятия.
Владеть:
навыками применения специальных программных средств и web-технологий в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств.
4.Объем и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 8
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108
| 108
|
| Аудиторные занятия
| 42
| 42
|
| Лекции (Л)
| 14
| 14
|
| Практические занятия, семинары (ПЗ)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий
| 28
| 28
|
| Самостоятельная работа (СРС):
– курсовой проект
– курсовая работа
– реферат
– расчетно-графическая работа
– семестровое задание
– подготовка к экзамену, зачету
– другие виды самостоятельной работы
| 59
| 59
–
+
–
–
–
+
|
| Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
| 7
| 7
|
| Вид итогового контроля (ИА) (зачет, экзамен)
|
| экзамен
|
|
5. Содержание дисциплины
Номер раздела, темы
| Наименование
разделов,
тем дисциплины
| Объем занятий по видам в часах
| Всего
| Л
| ПЗ
| ЛР
| СРС
| КСР
| ИА
| 1
| Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
| 2
| 2
| –
| –
|
| –
| экз.
| 2
| Законы развития информационных технологий
| 3
| 2
|
|
|
| 1
|
| 3
| Свойства и классификация информационных технологий
| 8
| 2
|
|
| 5
| 1
| экз.
| 4
| Технологии открытых систем
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 5
| Интеграция информационных технологий (ит-системы)
| 6
| 2
| –
| –
| 4
| –
| экз.
| 6
| Управление информационными технологиями
| 6
| 2
|
| 4
|
|
|
| 7
| Специализированные информационные технологии
| 16
| 2
|
| 4
| 10
| –
| экз.
| 8
| Стандарты функционального моделирования
| 32
|
|
| 10
| 20
| 2
|
| 9
| Автоматизированная система проектирования NanoCAD, NanoCAD TDMS Корадо
| 33
|
|
| 10
| 20
| 3
|
|
5.1. Лабораторные работы
Номер занятия
| Номер
раздела или
темы
| Наименование и краткое
содержание лабораторных занятий
| Характер занятий
и цель
| Кол-во
часов
| 1
| 7
| Технологии работы в глобальной сети Internet. Знакомство с поисковыми системами.
|
| 4
| 2
| 7
| Разработка персональной страницы студента средствами MS Word
|
| 4
| 3
| 8
| Разработка конструкторской документации в nanoCAD
|
| 4
| 4
| 8
| Система управления проектной документацией TDMS Корадо автоматизированной системы проектирования nanoCAD.
|
| 4
| 5
| 6
| Описание процесса выполнения практической работы методом функционального моделирования IDEF0.
|
| 4
| 6
| 6
| Описание процесса выполнения практической работы методом функционального моделирования IDEF3.
|
| 4
| 7
| 6
| Разработка сетевой модели процесса выполнения практической работы. ПО Microsoft Project.
|
| 4
| |