Скачать 150.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Факультет компьютерных наук и информационных технологий УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины ОБЗОР ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Информатика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, 2012 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Обзор языков программирования» является формирование профессиональных и общеобразовательных компетенций будущих учителей информатики через ознакомление с общими принципами построения и использования языков программирования, в том числе и учебных (школьных), а также развитие навыков проектирования и реализации алгоритмов решения практических задач на данных языках. В результате изучения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть основными технологическими и методическими понятиями курса; уметь решать типовые задачи на изученных языках программирования, иметь навыки освоения новых языков программирования. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Обзор языков программирования» входит в раздел «Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору» ФГОС-3 (Б3.ДВ1). Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате изучения дисциплин «Введение в информатику», «Программирование» и «Теоретические основы информатики». Сформированные в процессе изучения дисциплины «Обзор языков программирования» компетенции, необходимы студенту при изучении дисциплин ««Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации», «Подготовка школьников к единому государственному экзамену». Дисциплина «Обзор языков программирования» имеет логическую, содержательную и методологическую взаимосвязь с дисциплинами «Теория и методика преподавания информатики», «Технологии программирования». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» В результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть следующими общекультурными компетенциями: ОК-1: владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-8: быть готовым использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией. В результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности: ПК-1: быть способным реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях. В результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть следующими специальными компетенциями: СК-2: быть способным использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации; СК-4: быть способным реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации; СК-6: быть способным использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– знать классификацию языков программирования; – программу дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для основной и средней (полной) школы; – методы решения задач по теме «Алгоритмизация и программирование» из школьного курса дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»; – требования к языкам программирования, предназначенным для обучения школьников в рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
– выбирать учебный язык программирования для разных этапов школьной подготовки в рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»; – решать задачи на разных языках программирования из дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» за курс средней школы; – анализировать решения школьников по алгоритмизации и программированию; – использовать информационно-коммуникационные технологии и средства информационно-образовательной среды для подготовки школьников по теме «Алгоритмизация и программирования»;
– методами освоения системой команд нового языка программирования; – методикой обучения школьников использованию языка программирования для решения учебных задач; – различными методами решения задач по программированию. 4. Структура и содержание дисциплины «Обзор языков программирования» Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, два семестра. Из них 112 часов аудиторных занятий, 140 часов самостоятельной работы студентов, а также 36 часов для подготовки к экзамену.
Тема 1. Эволюция языков программирования. Краткий обзор эволюции языков программирования. Типы языков программирования. Уровни языков программирования. Среды программирования. Основные конструкции языков программирования. Алгоритмизация и программирование в школе. Обзор школьных языков программирования. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации. Тема 2. Школьный алгоритмический язык. Синтаксис школьного алгоритмического языка Кумир. Реализация основных алгоритмических конструкций на Кумире. Описание структур данных на Кумире: массивы и строки. Процедуры и функции на Кумире. Исполнители Кумира: Робот – Чертежник – Черепаха. Сравнение различных версий школьного алгоритмического языка. Тема 3. Язык программирования MS Small Basic. Преподавание объектно-ориентированных языков программирования в школе. Синтаксис языка программирования Microsoft Small Basic. Реализация основных алгоритмических конструкций на данном языке. Описание структур данных. Исполнитель «Черепаха» Small Basic. Графика в Small Basic. Тема 4. Введение в язык программирования MS VBA. Язык программирования Visual Basic for Applications как язык программирования в школе. Принципы решения задач на VBA. Использование VBA для работы с текстами и электронными таблицами. Макросы. Тема 5. Язык программирования Scratch. Принципы и особенности языка программирования Scratch. Разработка сценария программы на Scratch. Понятие спрайта. Взаимодействие спрайтов. Сцены. Переменные. Звук в Scratch. Тема 6. Введение в язык программирования C++. Работа в среде MS Visual Studio. Базовые элементы языка С++. Функции в С++. Операторы в С++. Массивы. Строки. Тема 7. Введение в язык программирования Python. Особенности Python. Интерактивный режим. Создание скриптов. Данные и операции в Phyton. Переменные. Алгоритмические конструкции. Строки. Списки. Тема 8. Введение в язык программирования Java. Язык Java как средство программирования. Характерные особенности языка Java. Язык Java и интернет. Апплеты. Основные структуры языка Java. Задания для организации лабораторных и практических занятий находятся в соответствующих приложениях и пособиях:
[1] Огнева М.В., Кудрина Е.В. Основы программирования на языке С++: Учеб. пособие в 2 ч. Часть 1. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. Список примерных тем реферата по теме «Обзор языков программирования»
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА. Реферат (от лат. rеfеrо – докладываю, сообщаю) – краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п. Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:
Формат Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста – «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое – 10 мм, верхнее, нижнее и левое – 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ – 8–12 мм, одинаковый по всему тексту. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком – 12 пунктов, после – 6 пунктов. Нумерация Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист должен быть включен в общую нумерацию). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не проставляют. Титульный лист В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа – информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения. Библиография Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках. Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:
5. Образовательные технологии При преподавании данной дисциплины используется технология «смешанного обучения», что означает использование методов дистанционного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Для этого используются инструменты портала http://school.sgu.ru, что позволит внедрить в педагогический процесс интерактивные инструменты такие как: тесты, написание совместных текстов, рецензирование работ однокурсников. При проведении лабораторных работ и самостоятельной работы по темам «Введение в язык программирование C++» и «Введение в язык программирования Java» используется система автоматической проверки решений Контестер, расположенный на портале http://school.sgu.ru. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% от общего количества часов, выделенных на освоение дисциплины. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Обзор языков программирования» а) основная литература: 1. Методика преподавания информатики [Текст] : учеб. пособие / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; под ред. М. П. Лапчика. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. б) дополнительная литература: 2. Искусство программирования на Java / Г. Шилдт, Д. Холмс ; пер. с англ. и ред. Г. В. Галисеев. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2005. 3. Основы программирования на языке C++: учеб. пособие : в 2 ч. / М. В. Огнёва, Е. В. Кудрина. - Саратов : Науч. кн., 2008 - 2009. 5. Основы информатики и вычислительной техники: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Сворень. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1996. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Система программирования FreePascal 2. Система программирования Pascal.ABC.Net 3. Система программирования Scratch. 4. Система программирования Microsoft Small Basic. 5. Система программирования Кумир. 6. Система программирования Visual Studio C++. 7. Система программирования Phyton. 8. Система программирования Java. 9. Microsoft Ofiice. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Обзор языков программирования» Для поведения практических занятий требуется компьютерный класс с выходом в локальную сеть университета и с установленными компиляторами (указанными в пункте 7). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика».
Программа одобрена на заседании кафедры информатики и программирования от «___» __________ 2012 года, протокол № ____.
|
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |