Российской федерации





Скачать 150.01 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации28.10.2014
Размер150.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет компьютерных наук и информационных технологий

УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

ОБЗОР ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ


Направление подготовки
050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки
Информатика

Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр

Форма обучения
Очная

Саратов,
2012

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Обзор языков программирования» является формирование профессиональных и общеобразовательных компетенций будущих учителей информатики через ознакомление с общими принципами построения и использования языков программирования, в том числе и учебных (школьных), а также развитие навыков проектирования и реализации алгоритмов решения практических задач на данных языках.

В результате изучения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть основными технологическими и методическими понятиями курса; уметь решать типовые задачи на изученных языках программирования, иметь навыки освоения новых языков программирования.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Обзор языков программирования» входит в раздел «Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору» ФГОС-3 (Б3.ДВ1).

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате изучения дисциплин «Введение в информатику», «Программирование» и «Теоретические основы информатики».

Сформированные в процессе изучения дисциплины «Обзор языков программирования» компетенции, необходимы студенту при изучении дисциплин ««Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации», «Подготовка школьников к единому государственному экзамену».

Дисциплина «Обзор языков программирования» имеет логическую, содержательную и методологическую взаимосвязь с дисциплинами «Теория и методика преподавания информатики», «Технологии программирования».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования»

В результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1: владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-8: быть готовым использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией.

В результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности:

ПК-1: быть способным реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

В результате освоения дисциплины «Обзор языков программирования» студенты должны владеть следующими специальными компетенциями:

СК-2: быть способным использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации;

СК-4: быть способным реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации;

СК-6: быть способным использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

– знать классификацию языков программирования;

– программу дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для основной и средней (полной) школы;

– методы решения задач по теме «Алгоритмизация и программирование» из школьного курса дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;

– требования к языкам программирования, предназначенным для обучения школьников в рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;

  • Уметь:

– выбирать учебный язык программирования для разных этапов школьной подготовки в рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;

– решать задачи на разных языках программирования из дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» за курс средней школы;

– анализировать решения школьников по алгоритмизации и программированию;

– использовать информационно-коммуникационные технологии и средства информационно-образовательной среды для подготовки школьников по теме «Алгоритмизация и программирования»;

  • Владеть

– методами освоения системой команд нового языка программирования;

– методикой обучения школьников использованию языка программирования для решения учебных задач;

– различными методами решения задач по программированию.
4. Структура и содержание дисциплины «Обзор языков программирования»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, два семестра. Из них 112 часов аудиторных занятий, 140 часов самостоятельной работы студентов, а также 36 часов для подготовки к экзамену.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Лаб. раб.

Практ.

Сам. раб.



Эволюция языков программирования.

6

1-2

36

4

8

4

20

Решение задач

Написание реферата



Школьный алгоритмический язык

3-4

36

4

8

4

20

Решение задач

Контрольная работа



Язык программирования MS Small Basic

5

18

2

4

2

10

Решение задач



Введение в язык программирования MS VBA

6

18

2

4

2

10

Решение задач



Язык программирования Scratch

7-8

36

4

8

4

20

Решение задач

Промежуточная аттестация:



















Зачет

Итого по шестому семестру:




144

16

32

16

80






Введение в язык программирования C++

7

1-2

36

4

8

4

20

Решение задач

  1. 1

Введение в язык программирования Python

3-4

36

4

8

4

20

Решение задач



Введение в язык программирования Java

5-6

36

4

8

4

20

Решение задач

Промежуточная аттестация:
















36

Экзамен

Итого по седьмому семестру:




144

12

24

12

96




Итого по дисциплине:




288

28

56

28

176





Тема 1. Эволюция языков программирования. Краткий обзор эволюции языков программирования. Типы языков программирования. Уровни языков программирования. Среды программирования. Основные конструкции языков программирования. Алгоритмизация и программирование в школе. Обзор школьных языков программирования. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации.

Тема 2. Школьный алгоритмический язык. Синтаксис школьного алгоритмического языка Кумир. Реализация основных алгоритмических конструкций на Кумире. Описание структур данных на Кумире: массивы и строки. Процедуры и функции на Кумире. Исполнители Кумира: Робот – Чертежник – Черепаха. Сравнение различных версий школьного алгоритмического языка.

Тема 3. Язык программирования MS Small Basic. Преподавание объектно-ориентированных языков программирования в школе. Синтаксис языка программирования Microsoft Small Basic. Реализация основных алгоритмических конструкций на данном языке. Описание структур данных. Исполнитель «Черепаха» Small Basic. Графика в Small Basic.

Тема 4. Введение в язык программирования MS VBA. Язык программирования Visual Basic for Applications как язык программирования в школе. Принципы решения задач на VBA. Использование VBA для работы с текстами и электронными таблицами. Макросы.

Тема 5. Язык программирования Scratch. Принципы и особенности языка программирования Scratch. Разработка сценария программы на Scratch. Понятие спрайта. Взаимодействие спрайтов. Сцены. Переменные. Звук в Scratch.

Тема 6. Введение в язык программирования C++. Работа в среде MS Visual Studio. Базовые элементы языка С++. Функции в С++. Операторы в С++. Массивы. Строки.

Тема 7. Введение в язык программирования Python. Особенности Python. Интерактивный режим. Создание скриптов. Данные и операции в Phyton. Переменные. Алгоритмические конструкции. Строки. Списки.

Тема 8. Введение в язык программирования Java. Язык Java как средство программирования. Характерные особенности языка Java. Язык Java и интернет. Апплеты. Основные структуры языка Java.
Задания для организации лабораторных и практических занятий находятся в соответствующих приложениях и пособиях:



Тема

Приложение

№№



Эволюция языков программирования

1

Нечетные номера



Школьный алгоритмический язык

2

Нечетные номера



Язык программирования MS Small Basic

3

Нечетные номера



Введение в язык программирования MS VBA

4

Нечетные номера



Язык программирования Scratch

5

Нечетные номера



Введение в язык программирования C++

[1]

Стр. 20 – 22, 30 – 32, 44 – 49, 52, 59 – 62, 88 – 92.
Нечетные номера



Введение в язык программирования Python

1

Нечетные номера



Введение в язык программирования Java

1

Нечетные номера

[1] Огнева М.В., Кудрина Е.В. Основы программирования на языке С++: Учеб. пособие в 2 ч. Часть 1. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008.
Список примерных тем реферата по теме «Обзор языков программирования»

  1. История развития языков программирования.

  2. Логические языки программирования и искусственный интеллект.

  3. Функциональные языки программирования.

  4. Современные парадигмы программирования.

  5. Объектно-ориентированное программирование.

  6. Непроцедурные системы программирования.

  7. Параллельное программирование.

  8. Системное программирование. Язык Ассемблера.

  9. Logo-миры.

  10. История программирования в лицах.

  11. Языки программирования в интернете.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА.

Реферат (от лат. rеfеrо – докладываю, сообщаю) – краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

  • ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

  • ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

  • ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Формат

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста – «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое – 10 мм, верхнее, нижнее и левое – 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ – 8–12 мм, одинаковый по всему тексту.

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком – 12 пунктов, после – 6 пунктов.

Нумерация

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист должен быть включен в общую нумерацию). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не проставляют.

Титульный лист

В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа – информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

Библиография

Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках.

Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:

  • основного заглавия;

  • обозначения материала, заключенного в квадратные скобки;

  • сведений, относящихся к заглавию, отделенных двоеточием;

  • сведений об ответственности, отделенных наклонной чертой;

  • при ссылке на статью из сборника или периодического издания – сведений о документе, в котором помещена составная часть, отделенных двумя наклонными чертами с пробелами до и после них;

  • места издания, отделенного точкой и тире;

  • имени издателя, отделенного двоеточием;

  • даты издания, отделенной запятой.


5. Образовательные технологии

При преподавании данной дисциплины используется технология «смешанного обучения», что означает использование методов дистанционного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Для этого используются инструменты портала http://school.sgu.ru, что позволит внедрить в педагогический процесс интерактивные инструменты такие как: тесты, написание совместных текстов, рецензирование работ однокурсников. При проведении лабораторных работ и самостоятельной работы по темам «Введение в язык программирование C++» и «Введение в язык программирования Java» используется система автоматической проверки решений Контестер, расположенный на портале http://school.sgu.ru. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% от общего количества часов, выделенных на освоение дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Обзор языков программирования»

а) основная литература:

1. Методика преподавания информатики [Текст] : учеб. пособие / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; под ред. М. П. Лапчика. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.
б) дополнительная литература:

2. Искусство программирования на Java / Г. Шилдт, Д. Холмс ; пер. с англ. и ред. Г. В. Галисеев. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2005.

3. Основы программирования на языке C++: учеб. пособие : в 2 ч. / М. В. Огнёва, Е. В. Кудрина. - Саратов : Науч. кн., 2008 - 2009.

5. Основы информатики и вычислительной техники: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Сворень. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1996.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Система программирования FreePascal

2. Система программирования Pascal.ABC.Net

3. Система программирования Scratch.

4. Система программирования Microsoft Small Basic.

5. Система программирования Кумир.

6. Система программирования Visual Studio C++.

7. Система программирования Phyton.

8. Система программирования Java.

9. Microsoft Ofiice.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Обзор языков программирования»

Для поведения практических занятий требуется компьютерный класс с выходом в локальную сеть университета и с установленными компиляторами (указанными в пункте 7).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика».

Автор
Старший преподаватель кафедры информатики и программирования



___________



Е.Е. Лапшева











Программа одобрена на заседании кафедры информатики и программирования от «___» __________ 2012 года, протокол № ____.


Заведующий кафедрой

информатики и программирования, к.ф.м.н., доцент



___________



А.Г. Федорова


Декан факультета компьютерных наук и информационных технологий,

к.ф.м.н., доцент


___________


А.Г. Федорова










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск