Скачать 46.24 Kb.
|
Использование наглядно-образных средств на занятиях по хореографии как средство достижения комплексных образовательных целей Педагоги дополнительного образования МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» Ечмаева И.О., Калашников А.Н. Методист Редькина О.И. г. Норильск Красноярский край Хореография в дополнительном образовании детей стабильно была и остается одним из самых востребованных направлений. Физическое развитие, концертная и социальная практика, публичность танцоров привлекают детей в творческие объединения, студии и ансамбли. Занятия хореографией развивают такие необходимые качества как гармоничность, трудолюбие, коммуникативность, эрудированность. Современные образовательные программы по хореографии содержат довольно обширный перечень тем и разделов, которые позволяют учащимся познакомиться с историей хореографии, ее направлениями, знаменитыми балетмейстерами и композиторами. Педагоги-хореографы реализуют разнообразные формы, способствующие достижению комплексной образовательной цели – воспитания и развития гармоничной, социально успешной личности. Обязательным компонентом хореографических занятий является воспитательный блок, расширение кругозора учащихся, целенаправленная работа по формированию различных компетенций. Использование наглядных средств, информационно-коммуникационных технологий на занятиях делают процесс обучения более глубоким, осознанным и увлекательным. При этом необходимо особенно стремиться к грамотному, рациональному использованию этих средств, ведь до 90% рабочего занятия по хореографии традиционно отводится под практическую деятельность учащихся. В образцовом ансамбле народного танца «Талнахский перепляс» Дворца творчества детей и молодежи г. Норильска обучение построено таким образом, чтобы использование наглядно-образных средств «работало» на основную тему занятия и одновременно являлось самостоятельным элементом воспитания. Все мультимедийные презентации, материал для этических бесед, комплекты учебных заданий могут использоваться отдельно или в контексте изучения какой-либо темы. Предлагая учащимся тему «Знакомство с основными движениями Орловской области», педагог-хореограф ансамбля Ирина Ечмаева культуро-развивающий аспект занятия представила в форме игры-путешествия. Учащимся было предложено в качестве домашнего задания найти и оформить материал по вопросам: «История Орловской области», «Костюм», «Традиции и обычаи Орловщины», «Достопримечательности и памятные места». Воспитанницы представили свои рисунки, мини-рефераты, фотографии на заданную тему. В начале занятия педагог продемонстрировала «карту» Орловской области, которую разместили на стене хореографического класса. Своими работами учащиеся оформили карту, кратко рассказав о содержании своей темы и проделанной работе. В перерыве учащиеся посмотрели небольшой (7 минут) видеоролик об Орловской области, сделанный специально к занятию. В нем рассказывалась история возникновения и развития Орловской губернии, достопримечательности области, природные ресурсы. В занимательных примерах говорилось об известных личностях, родившихся в этой области, особенностях быта жителей орловщины, их танцевальных традициях. Такая подача информации, сопровождаемая красочными фотографиями и увлекательным текстом, очень понравилась детям и они с большим энтузиазмом обсуждали увиденное в оставшееся время перерыва. На отдельном столе была представлена небольшая выставка литературы об Орловской области, книги писателей и поэтов, родившихся в этих местах (Тютчева, Бунина, Тургенева, Лескова). Еще одной формой наглядности стали фотографии исторических костюмов жителей Орловской области, на которых были указаны названия отдельных элементов: поневы, чепика, передника и др. В течение занятия у учащихся была возможность хорошо рассмотреть фотографии, задать вопросы. Педагог обращала внимание на то, как особенности костюма отразились на танцевальной манере орловчан, помогая учащимся глубже понять исторические корни хореографических элементов и осознанно их исполнять. Рефлексивный компонент занятия так же был представлен в игровой форме. Педагог раздала каждой воспитаннице фигурку танцовщицы, сделанную из картона и попросила девочек «заселить» импровизированную карту Орловской области. Каждая учащаяся делилась своими впечатлениями о занятии и наклеивала свою танцовщицу на карту. В качестве поощрения за проделанную работу все дети получили стикер – солнышко и витаминку. День проведения занятия совпал с интересной датой – днем первого производства на свет витамина D, который, как известно, лучше усваивается под воздействием солнечных лучей. Используя информационный повод, педагог нашла еще одну возможность расширить кругозор учащихся и подкрепить работу на занятии положительными эмоциями. Разнообразие форм работы с новой информацией (выполнение домашнего задания, просмотр иллюстраций и фильма, игровые элементы) обеспечили занятию высокий темп, эмоциональную насыщенность, условия для развития коммуникативных умений. Поданные таким образом новые знания и умения органично вплелись в нить занятия, не нарушая его практический ход. 70 % учебного времени учащиеся посвятили отработке хореографических элементов, выполнив разминку, экзерсис у станка, шаги, дробные ходы, этюды. При изучении темы: «Казачий фольклор в мужском классе» еще один педагог ансамбля «Талнахский перепляс» Александр Калашников применил наглядно-образные средства на занятии, ориентируясь на гендерные особенности группы (мальчики-подростки). Информация о казаках, их этических законах, правилах поведения подавалась в максимально емкой форме: своде казачьей морали, оформленном в виде крупных табличек («Держи слово – слово казака дорого», «Погибай, а товарища выручай»), фотографиях, коротких устных притчах. Большое удовольствие учащимся доставила возможность примерить на себя элементы одежды казаков, сопровождаемая краткими комментариями педагога. Подготовка хореографического занятия с использованием наглядно-образных средств и ИК-технологий требует от педагога целого ряда умений. Необходимо не только найти, оформить и представить информацию по теме, но и логично ввести ее в структуру практического занятия, экономя драгоценное время на отработку элементов. В этом контексте очень важно выбирать по-настоящему интересную, полезную и запоминающуюся информацию, которая не стала бы сопутствующим «фоном», а выполняла задачи расширения кругозора, воспитания духовно-нравственных качеств учащихся. Молодые педагоги ансамбля Ирина Ечмаева и Александр Калашников при поддержке опытного наставника, руководителя коллектива «Талнахский перепляс» Надежды Панько, стремятся каждое занятие сделать увлекательным и высокорезультативным. Разнообразный наглядный, дидактический материал пополняет учебно-методический комплекс образовательной программы ансамбля и способствует высокому качеству ее освоения. Многолетние победы на международном уровне и большая популярность коллектива в г. Норильске и за его пределами – лучшее тому подтверждение. |
Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества 4 | «Универсальные учебные действия, как средство достижения обучающимися... Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми младшего возраста | Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика»... План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрение инструктивно-методического письма по предмету «Музыка», факультативным занятиям музыкальной, хореографической направленности.... | Инновационного педагогического опыта Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития... | ||
Игра, как средство нравственного формирования личности дошкольника Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического... | Рабочая программа Учебного курса «Технология» Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной... | ||
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения... ... | Приказ О реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся... | ||
Комплексный подход в икто Применение средств информатизации и коммуникации в сфере образования предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных... | Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Урок по английскому языку "Политическая система Великобритании" Наглядно-демонстрационные: использование презентации Power Point, cd о королевской семье, использование раздаточного материала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование средств физической культуры в оздоровительных занятиях с подростками 13-14 лет с нейроциркуляторной дистонией | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | На уроках биологии использование средств информационной технологии позволяет мне Для сегодняшнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний, сегодня знания выступают как средство развития личности,... |