Скачать 106.2 Kb.
|
использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей. введение Стратегической направленностью школы 21 века согласно государственным документам (закон «Об образовании» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), становится подготовка воспитанника, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески умеющего реализовать знания на практике. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Суть современной личности – единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому ПРОБЛЕМА формирования способностей детей к творчеству, как залог успешной их жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно АКТУАЛЬНОЙ. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам развития культуры и искусства отдельных регионов. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями. Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в историческую науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек. Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации. Под КРАЕВЕДЕНИЕМ в системе дополнительного образования понимают изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.
Краеведение Занятия в учреждениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют учащимся поля деятельности, которая дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к городу, селу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе. Роль краеведения в современности Одной из форм приобщения детей к занятиям бумагопластикой и связи с историко-художественными ценностями является краеведение. Именно краеведение помогает сформировать нравственные понятия и чувства воспитанников на основе живого восприятия окружающей действительности, воспитывает сознательную любовь к родному краю. В настоящее время повышение интереса к краеведенью обуславливается двумя основными факторами: - растущим пониманием значения истории Родины, родного края; - стремлением к познанию всего многообразия культурного наследия с её большими региональными различиями. Опыт показывает, что у краеведения есть ряд преимуществ. Здесь сочетаются обучающие, развивающие, воспитательные функции. Широкие возможности краеведение открывает для самостоятельной деятельности детей, поиска, исследования, развития творческой и познавательной активности. Методические основы организации и проведения занятий Развитие художественного творчества через занятия бумагопластикой эффективно, так как: - учтены исторические предпосылки и выявлены новые социально – экономические и социокультурные особенности использования бумагопласмики в учебно-воспитательном процессе - существует дидактическая система, раскрывающая основные характеристики по обучению бумагопластики - разработанна программа, рекомендации по занятиям, разработки конспектов. Программа "Бумагопластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа «Бумагопластика» предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Основные идеи Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. В основу программы «Бумагопластика» заложена идея приоритетности воспитания и обучения через приобщение их к традиционной народной культуре, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности. Вводя детей в мир искусства, тесно связанного с элементами краеведения, на занятиях создаются условия для обогащения их внутреннего мира, формирования духовных и нравственных качеств. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения знаний, умений и навыков - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Работа с детьми предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. . Главной целью своей педагогической деятельности считаю: - реализовать огромные возможности заложенные природой, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить. Это возможно только через мотивацию, заинтересованность, а так же через интересное и увлекательное дело. Данную цель стараюсь достичь через реализацию следующих задач: – использовать историко-краеведческий потенциал Муромского края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей; – продолжить изучение истории и культуры Муромского края, углубляя знания через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность); – активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края. Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщаться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности, если его знакомить с раннего детства. И перед педагогом встаёт ЗАДАЧА социализации ребёнка – включение его в систему собственной культуры и адаптации к ней. На основе историческо – аналитического подхода, выявившегося исторические корни и новые социально экономические особенности введения бумагопластики в учебно-воспитательный процесс, обоснован подход использования этого вида деятельности. С ЦЕЛЬЮ развития творческих способностей обучаемых; спроектирована дидактическая система, способствующая развитию художественного творчества, обоснована взаимосвязь и содержание структурных элементов; запланирована целенаправленная регуляция обучающей деятельности. Изучая Муромский край можно почувствовать «палитру красок» провинциальной России, в таких территориях как Муромская земля отражается российская действительность. Вместе с тем наш край во многом самобытен, имеет свой оттенок неповторимости. Интерес обучающихся к занятиям формируются на основе реализации принципа увлекательности и творчества. Методический процесс обучения бумагопластики обеспечивает создание технологической подготовки воспитанников, а так же способствует «погружению» в удивительный мир славянской культуры. Основные ФОРМЫ вносимые на занятия по бумагопластики: тематические беседы, интеллектуальные игры, посещение музея, экскурсии на природу, по архитектурным местам. Предлагаемые разделы из программы « Бумагопластика»: Мною была разработана программа « Буманопластика», для детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на три года обучения. Занятия по данной программе позволяют детям творчески развиваться, используя разнообразные техники работы с бумагой. В своей педагогической деятельности я реализую принцип личностно-ориентированного образования. Индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется с учетом его потребностей, уровня знаний, навыков, умений, самостоятельности активности при выполнении заданий. В своей работе использую систему методов и приёмов: репродуктивный, словесный, наглядный, практический; проблемный, поисково- исследовательский, метод наблюдений, игровой, интегрированный (использование средств искусства, активных форм познавательной деятельности), психологические и социологические. Объединить детей и воспитывать в них коллективизм помогают итоговые, каллективные и интегрированные занятия. Они не заменимы при подготовки к выставкам, мероприятиям, при изготовлении сувениров и подарков, на таких занятиях каждый выбирает дело по силам, что дает положительный результат На занятиях стремлюсь к созданию ситуаций успеха для детей, вселить веру в собственные силы. Есть воспитанники, не находящие поддержки в коллективе и именно успехи в творческой деятельности, помогают им вырасти в собственных глазах и в глазах сверстников. Эффективность обучения повышается при введении элементов: проблемности, что развивает творческие способности, делает труд более осмысленным (поиск самостоятельного решения), краеведения, что развивает нравственные качества ребенка. По плану воспитательной работы были проведены экскурсии: -«историко-художественный» музей, выставочный зал, сувенирную лавку, «Дом народного творчества», « Природа и фауна Муромского края, где наглядно знакомились с историей родного края. В первом разделе программы «Аппликации», предусмотрено занятие-экскурсия «Русская изба», где дети знакомятся с бытом и традициями русского народа, с особенностью строения русской избы и пробуют применить полученные знания на практике(«Дом, без единого гвоздя») В разделе Художественное конструирование предусмотрено интегрированные занятие с использованием проектной деятельности «Изготовление Муромской игрушки», где дети знакомятся с историей народной игрушки, русского костюма изучают традиции славянского орнамента и по итогам полученных знаний самостоятельно изготовляют Муромскую куклу. В разделе « Вырезанки» дети знакомятся с новой техникой бумагопластики на основе краеведческого материала(через изучение Муромских храмов), выполняя работы с изображением Муромских церквей. Заключение Такая планомерная работа позволяет добиваться результатов и решить проблему формирования способностей детей к творчеству, их жизненной самореализации, в объединении «Бумагопластика», где активно проводится работа по краеведческому направлению.
Занятия, связанные с элементами краеведения требуют от детей самостоятельного поиска, развития и направленности их интересов с личными и общественными потребностями. Параллельно с этим ярким и живой местный материал содействует пробуждению у них интереса к родным местам, укрепляет чувство любви к ним, к Родине в целом. Таким образом, занятия по бумагопластике, включающие в себя связь с краеведением формируют способности у детей к творчеству, создают благоприятные условия интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка и творческой самореализации. Накопленный в процессе работы опыт обеспечивает возможность самостоятельного творческого освоения детьми заинтересовавшего их периода истории, даёт возможность реализации задуманного. Считаю, что благодаря своей творческой деятельности формирую у детей стойкий интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитываю любовь к родному краю и природе. Когда видишь, как лучатся счастьем глаза моих воспитанников, когда они с гордостью демонстрируют свои работы, понимаешь, ради этого стоит работать. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Центр внешкольной работы» использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей. Педагог дополнительного образования Пучкова Г.Н., |
Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества 4 | ||
Системное использование икт и развитие познавательных, творческих... В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на... | Администрация города Междуреченска Игровой компонент уроков оивт как средство развития творческих способностей гимназистов | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... | Лингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная... | ||
Статья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих... Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы | «Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся» Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие... |