Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение





Скачать 106.2 Kb.
НазваниеИспользование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение
Дата публикации29.09.2013
Размер106.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей.

введение

Стратегической направленностью школы 21 века согласно государственным документам (закон «Об образовании» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), становится подготовка воспитанника, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески умеющего реализовать знания на практике.

Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Суть современной личности – единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому ПРОБЛЕМА формирования способностей детей к творчеству, как залог успешной их жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно АКТУАЛЬНОЙ.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам развития культуры и искусства отдельных регионов. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями. Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в историческую науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек. Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка.

Народное искусство является первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации.

Под КРАЕВЕДЕНИЕМ в системе дополнительного образования понимают изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.


приобретение учащимися знаний о крае из рассказа педагога или из учебного пособия




самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни)




изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес


Краеведение

Занятия в учреждениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют учащимся поля деятельности, которая дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к городу, селу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Роль краеведения в современности

Одной из форм приобщения детей к занятиям бумагопластикой и связи с историко-художественными ценностями является краеведение. Именно краеведение помогает сформировать нравственные понятия и чувства воспитанников на основе живого восприятия окружающей действительности, воспитывает сознательную любовь к родному краю. В настоящее время повышение интереса к краеведенью обуславливается двумя основными факторами:

- растущим пониманием значения истории Родины, родного края;

- стремлением к познанию всего многообразия культурного наследия с её большими региональными различиями.

Опыт показывает, что у краеведения есть ряд преимуществ. Здесь сочетаются обучающие, развивающие, воспитательные функции. Широкие возможности краеведение открывает для самостоятельной деятельности детей, поиска, исследования, развития творческой и познавательной активности.

Методические основы организации и проведения занятий

Развитие художественного творчества через занятия бумагопластикой эффективно, так как:

- учтены исторические предпосылки и выявлены новые социально – экономические и социокультурные особенности использования бумагопласмики в учебно-воспитательном процессе

- существует дидактическая система, раскрывающая основные характеристики по обучению бумагопластики

- разработанна программа, рекомендации по занятиям, разработки конспектов.

Программа "Бумагопластика" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа «Бумагопластика» предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.


Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Основные идеи

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. В основу программы «Бумагопластика» заложена идея приоритетности воспитания и обучения через приобщение их к традиционной народной культуре, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности. Вводя детей в мир искусства, тесно связанного с элементами краеведения, на занятиях создаются условия для обогащения их внутреннего мира, формирования духовных и нравственных качеств.


Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения знаний, умений и навыков - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Работа с детьми предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.


Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.


.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю:

- реализовать огромные возможности заложенные природой, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить. Это возможно только через мотивацию, заинтересованность, а так же через интересное и увлекательное дело.

Данную цель стараюсь достичь через реализацию следующих задач:

– использовать историко-краеведческий потенциал Муромского края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

– продолжить изучение истории и культуры Муромского края, углубляя знания через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

– активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.

Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщаться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности, если его знакомить с раннего детства. И перед педагогом встаёт ЗАДАЧА социализации ребёнка – включение его в систему собственной культуры и адаптации к ней. На основе историческо – аналитического подхода, выявившегося исторические корни и новые социально экономические особенности введения бумагопластики в учебно-воспитательный процесс, обоснован подход использования этого вида деятельности. С ЦЕЛЬЮ развития творческих способностей обучаемых; спроектирована дидактическая система, способствующая развитию художественного творчества, обоснована взаимосвязь и содержание структурных элементов; запланирована целенаправленная регуляция обучающей деятельности.

Изучая Муромский край можно почувствовать «палитру красок» провинциальной России, в таких территориях как Муромская земля отражается российская действительность. Вместе с тем наш край во многом самобытен, имеет свой оттенок неповторимости.

Интерес обучающихся к занятиям формируются на основе реализации принципа увлекательности и творчества. Методический процесс обучения бумагопластики обеспечивает создание технологической подготовки воспитанников, а так же способствует «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Основные ФОРМЫ вносимые на занятия по бумагопластики: тематические беседы, интеллектуальные игры, посещение музея, экскурсии на природу, по архитектурным местам.

Предлагаемые разделы из программы « Бумагопластика»:

Мною была разработана программа « Буманопластика», для детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на три года обучения. Занятия по данной программе позволяют детям творчески развиваться, используя разнообразные техники работы с бумагой.

В своей педагогической деятельности я реализую принцип личностно-ориентированного образования. Индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется с учетом его потребностей, уровня знаний, навыков, умений, самостоятельности активности при выполнении заданий.

В своей работе использую систему методов и приёмов: репродуктивный, словесный, наглядный, практический; проблемный, поисково- исследовательский, метод наблюдений, игровой, интегрированный (использование средств искусства, активных форм познавательной деятельности), психологические и социологические.

Объединить детей и воспитывать в них коллективизм помогают итоговые, каллективные и интегрированные занятия. Они не заменимы при подготовки к выставкам, мероприятиям, при изготовлении сувениров и подарков, на таких занятиях каждый выбирает дело по силам, что дает положительный результат

На занятиях стремлюсь к созданию ситуаций успеха для детей, вселить веру в собственные силы. Есть воспитанники, не находящие поддержки в коллективе и именно успехи в творческой деятельности, помогают им вырасти в собственных глазах и в глазах сверстников.

Эффективность обучения повышается при введении элементов: проблемности, что развивает творческие способности, делает труд более осмысленным (поиск самостоятельного решения), краеведения, что развивает нравственные качества ребенка.

По плану воспитательной работы были проведены экскурсии:

-«историко-художественный» музей, выставочный зал, сувенирную лавку, «Дом народного творчества», « Природа и фауна Муромского края, где наглядно знакомились с историей родного края.
В первом разделе программы «Аппликации», предусмотрено занятие-экскурсия «Русская изба», где дети знакомятся с бытом и традициями русского народа, с особенностью строения русской избы и пробуют применить полученные знания на практике(«Дом, без единого гвоздя»)

В разделе Художественное конструирование предусмотрено интегрированные занятие с использованием проектной деятельности «Изготовление Муромской игрушки», где дети знакомятся с историей народной игрушки, русского костюма изучают традиции славянского орнамента и по итогам полученных знаний самостоятельно изготовляют Муромскую куклу.

В разделе « Вырезанки» дети знакомятся с новой техникой бумагопластики на основе краеведческого материала(через изучение Муромских храмов), выполняя работы с изображением Муромских церквей.


Заключение

Такая планомерная работа позволяет добиваться результатов и решить проблему формирования способностей детей к творчеству, их жизненной самореализации, в объединении «Бумагопластика», где активно проводится работа по краеведческому направлению.

  • В процессе реализации программы у обучающихся развивается интерес к осмыслению основных факторов истории.

  • Исторический, культурный и духовный опыт прошлого обогащяет их пониманием жизни окружающих людей, самих себя.

  • Воспитанники осознали, что без творчества жизнь скучна и однообразна.

  • Они научились проводить поиск для творческих работ, пользуясь различными источниками.

  • Итог – законченная работа приносит радость творчества, развивает художественный вкус, несёт авторскую индивидуальность, повышает теоретические знания и практические навыки, дает возможность самоанализа, самооценки.

Занятия, связанные с элементами краеведения требуют от детей самостоятельного поиска, развития и направленности их интересов с личными и общественными потребностями. Параллельно с этим ярким и живой местный материал содействует пробуждению у них интереса к родным местам, укрепляет чувство любви к ним, к Родине в целом.

Таким образом, занятия по бумагопластике, включающие в себя связь с краеведением формируют способности у детей к творчеству, создают благоприятные условия интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка и творческой самореализации.

Накопленный в процессе работы опыт обеспечивает возможность самостоятельного творческого освоения детьми заинтересовавшего их периода истории, даёт возможность реализации задуманного.

Считаю, что благодаря своей творческой деятельности формирую у детей стойкий интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитываю любовь к родному краю и природе. Когда видишь, как лучатся счастьем глаза моих воспитанников, когда они с гордостью демонстрируют свои работы, понимаешь, ради этого стоит работать.


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей –

«Центр внешкольной работы»

использование краеведения на занятиях

по программе «Бумагопластика» как средство

воспитания и развития творческих способностей.

Педагог дополнительного образования

Пучкова Г.Н.,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconТема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся»
Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconИспользование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию
Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества 4
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconСистемное использование икт и развитие познавательных, творческих...
В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconАдминистрация города Междуреченска
Игровой компонент уроков оивт как средство развития творческих способностей гимназистов
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconЛингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная...
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение iconСтатья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих...
Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика» как средство воспитания и развития творческих способностей введение icon«Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся»
Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск