Скачать 46.71 Kb.
|
Системное использование ИКТ и развитие познавательных, творческих способностей младшего школьника. Андронатий Наталья Викторовна (andronatii@gmail.com) Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №103 имени Сергея Козлова г. Ростов-на-Дону (МОУ лицей №103) Аннотация В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние ИКТ на качество образовательного процесса и воспитания творческих способностей обучающихся. В нашем лицее создана хорошая материально-техническая база образовательных ресурсов. В связи с этим появилась возможность в начальной школе использовать в образовательном процессе современный инструмент - интерактивную доску Smart Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. В начале работы с ИД возникло, много вопросов:
О подготовке учителей к работе с компьютерным оборудованием своевременно позаботилась администрация нашего лицея, направив нас на курсы РО ИПК и ПРО по проблеме «Методика применения инновационных технологий в работе с интерактивной доской», «ИТ в деятельности учителя - предметника». Учителя лицея участвуют в тренингах, конференциях и семинарах, постоянно обмениваются опытом работы с информационно компьютерными технологиями. Всё это стало основой для начала работы с ИД. И уже на первом уроке – уроке Знаний, мои первоклашки с удовольствием начали осваивать новый инструмент, тем более, что для них это не составляет большого труда, так как современная жизнь сталкивает их с различными видами различной техники. Возможности доски огромные, но, тем не менее, она не является субъектом образования и не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Очень важен, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, позволяет учителю добиться максимальной активизации и визуализации предметного обучения. В связи с тем, что доминирующим у младших школьников является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Доска, позволяет не тратить время на смену наглядных материалов, на разлиновку доски для показа написания букв или цифр. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. происходит экономия драгоценного времени урока. Четкие яркие изображения видны всему классу, дети с удовольствием используют разноцветные электронные маркеры для составления схем слов и предложений, выделения объектов. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью электронного ластика сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. С особым интересом на уроках используются цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка, математики и изобразительного искусства беру на сайтах http://school-collection.edu.ru/, http://www.openclass.ru/ Очень нравятся ребятам музыкальные, анимационные физкультминутки, которые дают возможность детям отдохнуть, подвигаться и повысить настроение. Этот материал представлен на сайте http://www.openclass.ru/ Умение использовать ИКТ помогает учителю не только в обучении детей, но и в воспитании и развитии творческих способностей ребёнка, духовно-нравственных качеств. Внеклассное мероприятие всегда интересно и увлекательно для ребят. И не столько итог, как подготовительная работа заинтересовывает детей. Вот здесь то и проявляется желание и умение сделать, что-то новое, необычное, интересное. И на помощь приходит компьютер и ИД. МО учителей начальных классов МОУ лицея №103 постепенно накапливает прекраснейший материал по применению информационных технологий на внеклассных мероприятиях. Ежегодно в нашем лицее проводятся недели начальных классов, в ходе которых разрабатываются и защищаются с использованием ИКТ такие коллективные работы учителей и учащихся как: «Как крылатый, мохнатый да масленый весну встречали» - праздник масленицы, «КРАСКИ ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ» - литературно-музыкальная композиция, «ЛЕГЕНДЫ И ПЕСНИ ТИХОГО ДОНА» литературно-музыкальная композиция, «ФАБРИКА ЗНАНИЙ»- выпускные праздники для 4 классов. Огромную помощь в подготовке внеклассных мероприятий оказывает сеть Internet . Доступ к огромному количеству информации облегчает подготовку любого внеклассного мероприятия. Это и подходящие минусовки, песни и стихотворения, картины, заставки, клипы и анимации и мн.др. Ну а дальше владение такими компьютерными программами как: Power Point, Adobe Photoshop, Piant Photoshop, Cyber Link Power Director Express, Digital Photo Navigator 1.5, 4 mp3_Direct_Cut_2.10_Portable- музыка, Picasa 3 -фото и конечно же возможностями интерактивной доски, помогают всю полученную информацию сложить воедино. И внеклассное мероприятие становится визуально и эмоционально оформленным. Применение и использование ИКТ объединяет учителей, родителей и детей. Все активно участвуют в подготовке внеклассных мероприятий, делятся опытом работы в той или иной компьютерной программе. Проводя уроки и внеклассные мероприятия с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся. Наличие в классе электронной интерактивной доски Smart Board явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогает влиять на качество образования и воспитания, эффективность моего учительского труда. Литература: Материалы сайта http://interaktiveboard.ru «Интерактивная доска в начальной школе» Яннова Ирина Григорьевна учитель начальных классов МОУ лицея имени В.Г. Сизова г. Мончегорска Мурманской области |
Темы Название темы Кол-во часов Основные вопросы, рассматриваемые в теме Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка. Развитие... | Изучение возможностей современных педагогических технологий (спт),... Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся | ||
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников... Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,... | Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для | ||
Школьная юморина Цель игры: развитие логического мышления, памяти, творческих способностей у детей младшего школьного возраста | Концепция воспитания классного коллектива Возраст младшего школьника наиболее сенситивен для целенаправленного развития интеллектуальных, творческих, физических способностей... | ||
Конкурс творческих проектов «Технология» «Технология» среди обучающихся в бюджетных образовательных учреждениях (далее – конкурс) проводится в целях воспитания трудовых,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема мо: «Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся в соответствии с фгос ноо» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей каждого школьника | Попель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике Целью учебного процесса является приобретение зун, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих... | ||
«Использование икт в начальной школе» Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация... | Разработка урока физики у костра Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки... | ||
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных... Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся 1, 2, 3 классов, имеющих проблемы в обучении | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках специальности в классе шестиструнной гитары | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках... | «Итоги работы шмо в 201 2 -201 3 учебном году и планирование работы на новый учебный год» Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся с помощью современных образовательных технологий |