Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа





Скачать 96.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа
Дата публикации02.11.2014
Размер96.78 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Проектная деятельность по географии 5 класс.

1. Пояснительная записка.
Место Проектной деятельности» в учебном плане.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. В соответствии с учебным планом МАОУ лицея №10 на проектную деятельность в 5 классе отводится 0,5 внеаудиторного часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 17 часов внеаудиторной занятости за год.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Специфика предмета:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать не сформированные у пятиклассников навыки совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работ, особенно на первых уроках цикла, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Программа состоит из 6 модулей и спланирована на 17 часов. На занятиях учащиеся одновременно изучают теоретические основы ведения проектной деятельности и на практике их отрабатывают, работая над собственным проектом.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Особенностью данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Цель: подготовить учащихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.

Задачи:

  • развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

  • прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;

  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

  • интегрировать знания из различных областей наук;


Назначение программы:

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:

Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы.
Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства и информатики: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; создание презентации

• с уроками биологии: для создания межпредметного модуля

Главным видом деятельности учащихся является исследовательская деятельность, связанная с анализом литературных, картографических и других источников информации, составлением картосхемы путешествий, разработкой и презентацией электронного маршрута путешествия.

Программа построена на основе межпредметной интеграции естествознания с географией, историей и информатикой.

Результатом курса «Основы проектной деятельности по географии» является создание электронного пособия. Анализируя материалы, разрабатывая свои собственные проекты по данной тематике, учащиеся смогут расширить свой кругозор, научиться работать в парах, группах и дополнительными источниками географической информации.

Учащиеся должны знать:

  • этапы работы над проектом;

  • формы представления проектов;

  • имена знаменитых мореплавателей и путешественников;

  • маршруты путешествий.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

  • уметь создавать и защищать электронные презентации;

  • работать с различными источниками географической информации;

  • свободно ориентироваться по карте;

  • увлекательно рассказывать о наиболее значимых географических открытиях.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Название раздела, тема занятия

Всего часов

В том числе

Лекция

Практика

 1.

Введение.

1

1

 

 

2.


Реферат как научная работа

1

0,5

0,5

3

Способы получения и переработки информации


2

0,5

1,5

4

Проект

3

1

2

5

Исследовательская работа

8

0

8

6.

Публичное выступление. Рефлексия.

2

 0,5

1,5

 

Итого

17

3,5

13,5

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Введение (1ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

Модуль 2. Реферат как научная работа (1ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Модуль 3. Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа. Использование каталогов и поисковых программ.

Модуль 4. Проект (3 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Практическая работа. Работа над проектом.

Модуль 5. Исследовательская работа (8 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.

Модуль 6. Публичное выступление (2ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа. Публичное выступление.

ЛИТЕРАТУРА

  1. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций) http://www.geografia.ru/

  2. В.В. Магидович. История Великин географических открытий в 5 томах. – М.: Просвеще-ние, 1996.

  3. Всемирная география http://wgeo.ru/

  4. Географический портал "Планета Земля" http://www.rgo.ru/

  5. Голдстейн М., Голдстейн И. И как мы познаем. – М., 1985.

  6. Ивин П.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. – М., 1990.

  7. Научно-популярные статьи в Интернете ( Википедия и др.

  8. Николаева Н.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной литературой. М., 1992.

  9. Портал географии и экологии http://geographer.ru/

  10. Сборники со статистическими материалами.

  11. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам: Кн. Для чтения по географии материков. – М.: Просвещение, 1981.

  12. Фотоматериалы.

  13. Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994.

  14. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: География/Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.



2. Календарно-тематическое планирование.

Всего: 17 часов




п/п

Тема урока

Количество часов










1


Модуль 1. Введение Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания

1 ч.

2

Модуль 2. Реферат как научная работа Реферат, его виды. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

1 ч

3

Модуль 3. Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа. Использование каталогов и поисковых программ.

2 ч

4

Модуль 4. Проект Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Практическая работа. Работа над проектом.

3 ч

5

Модуль 5. Исследовательская работа Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.

8 ч

6

Модуль 6. Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа. Публичное выступление.

2 ч

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
В связи с потребностью учащихся, живущих в условиях все большей информатизации общества, владеть компьютерными навыками и отсутствием...
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconИспользование произведений живописи на уроках русского языка и литературы,...
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика программы Описание программы...
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения...
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных...
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Ооо, программы развития и формирования ууд и программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Учтены возрастные особенностей...
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПояснительная записка к учебному плану 1-3 классов начального общего...
«Об учебном плане общеобразовательных учреждений работающих по фгос ноо в 2013-2014 учебном году»
Пояснительная записка. Место Проектной деятельности в учебном плане. Программа iconПрограмма по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие...
Средних веков, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск