Скачать 231.05 Kb.
|
МИОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н.Ф. Катанова)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Направление подготовки: 050500.62 Технологическое образование профиль Технология обработки конструкционных материалов Квалификация: бакалавр Форма обучения: заочная Вводится в действие с момента утверждения Абакан Содержание
1. Пояснительная записка к основной образовательной программе по направлению подготовки 050500.62 Технологическое образование 1.1. Цель ООП – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области технологического образования, которая обеспечит готовность бакалавра к педагогической и технологической деятельности. Программа 050500.62 Технологическое образование предусматривает расширение сферы компетенции в области профессиональных и общекультурных знаний, овладение современными педагогическими методами. Ориентирована на подготовку бакалавров, способных осуществлять образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура. Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Бакалавр технологического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач: - создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду в соответствии с профилем подготовки; - проектировать и осуществлять профессиональное самообразование; - вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления; - реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области. Выпускники по направлению 54050.62 Технологическое образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:
Для освоения программы подготовки абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. Зачисление осуществляется на конкурсной основе, по результатом ЕГЭ. Требования к профессиональной подготовке выпускника: Бакалавр технологического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает умение: - участвовать в исследованиях по проблемам развития технологического образования; - владеть основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления — технологическое образование; - приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - изучать обучающихся и воспитанников в образовательном процессе; - строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования с использованием: современных здоровьесберегающих, информационных технологий, знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия; - создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду в соответствии с профилем подготовки; - проектировать и осуществлять профессиональное самообразование; - вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления; - реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области. Бакалавр, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки подготовлен:
1.2. Требования к результатам освоения ООП Подготовка выпускника, согласно ГОС ВПО данного направления утвержденного 31.01.2005г. должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач: Бакалавр технологического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает: в области учебно-воспитательной деятельности:
в области социально-педагогической деятельности:
в области культурно-просветительной деятельности:
в области научно-методической деятельности:
в области организационно-управленческой деятельности:
1.3. Структура подготовки по ООП Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра заочной форме обучения составляет 5 лет. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру: цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины направления; цикл ДПП — дисциплины профильной подготовки; ФТД — факультативные дисциплины; ИГА - итоговая государственная аттестация Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Дисциплины распределены по циклам дисциплин в соответствии с ГОС ВПО. В профессиональную образовательную программу входят: 1. Блок ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. В соответствии с ГОС ВПО он содержит 1500 часов. Здесь наряду с многообразием форм гуманитарной и социально-экономической подготовки личности учитывается и национально-региональные особенности. Необходимость национально-регионального (вузовского) компонента обусловлена тем, что специальности обучается много студентов из сельской местности, включая лиц коренной национальности, и особенностями современного состояния общества. Поэтому в ООП включены такие дисциплины, как «Правоведение», «Политология», «Социология». В рамках дисциплин и курсов по выбору студента изучаются: «История Хакасии», «Этика деловых отношений», «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде». 2. Блок ЕН (Общие математические и естественно-научные дисциплины) в объеме 1000 часов, что соответствует ГОС ВПО. В этом блоке изучаются все предусмотренные ГОС ВПО дисциплины федерального компонента, а также дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента «Использование информационно - вычислительных технологий». В качестве дисциплин и курсов по выбору студентам предлагаются «Мультимедийные средства обучения», «Компьютерная графика» . 3. Блок ОПД (Общепрофессиональные дисциплины) в объеме 2794 часов, из них 1676 часов Федеральный компонент, и по 559 приходится на Национально-региональный (вузовский) компонент и Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом Этот блок включает дисциплины, знакомящие студентов с основами профессиональной деятельности педагога: - Педагогика (Введение в педагогическую деятельность). - Теоретическая педагогика включает «Практическую педагогику», «История образования и педагогической мысли», «Практикум по решению профессиональных задач». - Психология с различными ее подразделами: «Психология человека», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология». - Основы теории технологической подготовки - Технологии и методики обучения (дисциплин профильной подготовки) - Основы исследований в технологическом образовании Комплекс дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента дополняет блок «Механические свойства и методы упрочнения деталей машин», «Современные металлорежущие станки и инструменты». Дисциплины и курсы по выбору предусматривают изучение технической этики, проектирование наглядных пособий по дисциплинам машиноведческого цикла, проектирование механических устройств с элементами автоматики и др. 4. Блок ДПП (Дисциплины профильной подготовки). Профильная подготовка студентов по направлению обеспечивается блоком ДПП, содержащим в соответствии с ГОС ВПО 1600 часа. Дисциплины блока формируют у выпускника теоретические знания и представление о практической работе. Сбалансированное распределение объема часов на изучение теоретических вопросов и проведение лабораторных анализов и экспериментов (около 28% учебного времени) способствует овладению выпускником системой знаний и практических умений. В учебный план включен факультативный курс «Технология обработки древесины, древесных материалов и лесохимия», «Экологические проблемы энергетики», «Развитие технологии декоративной обработки дерева и металлов у тюрских народов». Рабочим планом предусмотрено прохождение разного вида практик: Учебно-исследовательская – 4 нед. Педагогическая – 4 нед. Учебно-исследовательская практика проводится на базе образовательного, культурно-просветительского или научно-исследовательского учреждения. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки. Педагогическая практика проводится на базе основной общеобразовательной школы. В ходе практики студентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также самостоятельной подготовки и проведения отдельных уроков по одной из профильных дисциплин направления. Кроме того, студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности (организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей). 1.4. Условия реализации ООП 1.4.1. Реализацию основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки 050500.62 Технологическое образование профиль «Технология обработки конструкционных материалов» обеспечивается коллективом педагогических кадров, имеющих соответствующее профессиональное образование. Выпускающей кафедрой обеспечивающей образовательный процесс является кафедра инженерной экологии и основ производства. В настоящее время учебный процесс по циклам ГСЭ, МЕН, Профессиональный обеспечивают квалифицированные научно-педагогические кадры. Ученые степени и звания имеют 65,96 %, преподавателей блока ГСЭ - 52,4%, ЕН - 89,5% и ПД - 77,8%. Процент докторов наук составляет по ГСЭ- 5,6%, по ДПП – 11%. Средний возраст ППС в целом по общеобразовательной программе составляет 47,6 лет, кандидатов наук – 35 года, докторов – 55 лет. Базовое образование преподавателей у 100% соответствует профилю преподаваемой дисциплины и 100% научной специальности преподавателя. Уровень организации по подбору и расстановки кадров достаточно высокий. В настоящее время кадровый состав сформирован из штатных преподавателей, прошедших обучение в аспирантуре ведущих вузов страны и своевременно защитивших диссертации. Доля штатных работников, занятых при реализации основной образовательной программы, составляет 95,7 %, по выпускающей кафедре – 28,57 %. На условиях совместительства и почасовой оплаты привлекаются как штатные работники университета, так и высококвалифицированные специалисты, имеющие большой практический опыт работы. Научная квалификация и (или) базовое образование большей части преподавателей соответствует преподаваемым ими дисциплинам. В целом по образовательной программе 75% кандидатов и докторов наук ведут дисциплины, соответствующие их научной специальности. В составе выпускающей кафедры Инженерной экологии и основ производства работают 8 преподавателей, из которых имеют опыт работы на производстве по профилю преподаваемых дисциплин более 10 лет. Доля профессоров, докторов наук в среднем составляет 7,3%. Докторами наук читаются дисциплины: Физика, Экология и др. Избрание преподавателей на вакантные должности осуществляется в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ (утверждено приказом Министерства образования РФ от 26.11.2002 г. № 41), Уставом ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова». За два месяца до начала конкурсного отбора публикуется объявление в газете и по истечении этого срока претенденты подают заявление на участие в конкурсе. Решение о допуске претендента к конкурсному отбору принимается на заседании кафедры. Перед принятием решения кафедра заслушивает отчет претендента о работе за прошедший срок работы в соответствии с трудовым договором. При положительном решении составляется мотивированное заключение о работе претендента, утверждаемое на заседании кафедры и претендент принимает участие в конкурсном отборе на Учёном совете ИИТИО либо на Ученом совете университета при конкурсном отборе на должности профессора, заведующего кафедрой. По результатам тайного голосования претендент считается избранным на вакантную должность, если набрал более половины голосов. Уровень организации по подбору и расстановки кадров достаточно высокий. В настоящее время кадровый состав сформирован из штатных преподавателей прошедших обучение в аспирантуре ХГУ и других вузах и своевременно защитивших диссертации. 1.4.2. Реализация основной образовательной программы бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Студентам доступны ресурсы библиотек ХГУ им. Н.Ф. Катанова (научный читальный зал, электронный читальный зал и др.). В читальных залах библиотеки имеются необходимые издания для самостоятельной работы студентов: официальные, общественно-политические и научно-популярные издания; научные периодические издания по профилю подготовки, справочно-библиографические издания. В учебном процессе при подготовке бакалавров используются современные образовательные технологии (модульно-рейтинговая система (МРС), технология развития критического мышления (ТРКМ), визуализации материала (ВМ), коллективной деятельности (КД) и др.). Для учебной работы имеются компьютерные классы, закрепленные за ИИТИО. Использование компьютерных классов возможно как во время аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной подготовки. Обеспеченность компьютерами составляет 0,5 комп./чел, что достаточно для качественной подготовки бакалавров. Для качественной подготовки имеется достаточный фонд наглядных пособий (карты, атласы, коллекции, таблицы и др.) по дисциплинам циклов ГЭС, МЕН и ПД. На выпускающей кафедре и в библиотеке находятся учебные пособия на электронных носителях. Для студентов доступны ресурсы образовательного портала ХГУ (http://www.edu.khsu.ru), включающие ЭУМКД (конспекты лекций, практические и лабораторные занятия, контрольно-измерительные материалы, материалы для самостоятельного изучения). 1.4.3. Студентам доступны ресурсы библиотек ХГУ им. Н.Ф. Катанова (научный читальный зал, электронные читальные залы и др.). В читальных залах библиотеки имеются необходимые издания для самостоятельной работы студентов: официальные, общественно-политические и научно-популярные издания; научные периодические издания по профилю подготовки, справочно-библиографические издания. В учебном процессе при подготовке специалистов используются технология развития критического мышления, визуализации материала, коллективной деятельности и др.). Для учебной работы имеются компьютерные классы. Использование компьютерных классов возможно как во время аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной подготовки. Обеспеченность компьютерами составляет 1 комп/чел, что достаточно для качественной подготовки специалистов. 1.4.4. Формы, методы обучения
1.4.5. Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с ООП Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, а также научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Качество стандартной учебной лабораторной базы и лабораторных работ по дисциплинам основной образовательной программы оценивается как в основном достаточное. Сверхнормативных лабораторных работ не предусмотрено. Качество обеспеченности наглядными пособиями достаточное (в учебном процессе используются плакаты, муляжи, модели, действующие обучающие стенды и установки, визуально-дидактические средства и др.), требованиям ГОС и регулярно обновляется. Компьютерные классы Уровень оснащенности учебно-лабораторным оборудованием и компьютерными классами является в основном достаточным. Учебный процесс строится с привлечением новых технологий обучения и технических средств. Имеются компьютерные классы. Студенты имеют возможность пользоваться ими как во время аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной подготовки. Обеспеченность компьютерами составляет 0,5 ком/чел. В процессе обучения на лабораторных и практических занятиях используются технические средства мультимедийные устройства, пособия на электронных носителях. Осуществляется тесное взаимодействие выпускающей кафедры с базовыми предприятиями, через использование их материально-технической базы в качестве баз производственных и преддипломных практик и кадровый потенциал для практической подготовки специалиста. Материально-техническое обеспечение ООП. Согласно требованиям ГОС ВПО по направлению подготовки лабораторными практикумами обеспечены дисциплины: физика, химия, информатика, электрорадиотехника, безопасность жизнедеятельности. По всем вышеперечисленным дисциплинам, материально-техническая база достаточная, все лабораторные практикумы оснащены.
Для качественной реализации образовательной программы имеются современные средства проекции электронной презентации. 1.4.6. Основными формами организации нового набора является индивидуальная, профориентационная работа с выпускниками школ города Абакана и районов Республики Хакасия. С информацией по специальности абитуриенты могут познакомиться на сайте университета, на «Дне открытых дверей». 1.4.7. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки направления 050500.62 Технологическое образование профиль «Технология обработки конструкционных материалов» при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов в указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. В соответствии с требованиями ГОС для аттестации созданы и утверждены фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Они включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ, проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся. Экзаменационные материалы перед сессией обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедр. Аттестация знаний и умений студентов осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса в период сессии. Результаты сессии анализируются зав. кафедрами и обсуждаются на заседаниях кафедры. Это позволяет систематически отслеживать и анализировать динамику успеваемости и качества обучения студентов. При анализе результатов преподаватели оценивают качество знаний, дают характеристику типичным ошибкам, определяют направления работы по корректировке содержания учебного материала и методике преподавания. Проводится отслеживание изменений успеваемости студентов по курсам и годам. Нормативными документами по организации контроля за ходом и результатами образовательного процесса являются:
Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра. Общие требования к государственной итоговой аттестации Итоговая государственная аттестация бакалавра технологического образования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра технологического образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Требования к выпускной работе бакалавра. Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540500.62 Технологическое образование и методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию. Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для бакалавра не менее шести недель. Требования к государственному экзамену бакалавра технологического образования. Порядок проведения и программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки) определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050500.62 Технологическое образование профиль «Технология обработки конструкционных материалов», методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию. Лист регистрации изменений
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое)... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования белгородский государственный | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата по направлению подготовки Конструкторско-технологическое... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Программа педагогической практики педагогическая практика основная... Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 – «Филология» и профилю... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилям... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «экономика» и профилю подготовки... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» и профилю... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая кафедрой социальной психологии факультета... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |