Скачать 222.37 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» __________________________________________________________________ Программа педагогической практики ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению «Технологическое образование» профили «Технология обработки тканей и пищевых продуктов», «Технология обработки конструкционных материалов» (заочное отделение) Нижний Тагил 2012 ВВЕДЕНИЕ Педагогическая практика является одним из важнейших звеньев профессиональной подготовки бакалавра технологического образования, формирования его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную работу со школьниками в современных образовательных учреждениях различного типа. Она выступает связующим звеном между теоретической и практической подготовкой студентов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Основу содержания педагогической практики студентов составляет положение о единстве теоретической и практической подготовки будущих учителей технологического образования. Овладение психолого-педагогическими знаниями осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов: на семинарских и лабораторно-практических занятиях по педагогике, психологии и методике обучения технологии. При выполнении различных методических разработок на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла у студентов происходит формирование первоначальных общепедагогических и методических умений (анализа конкретных педагогических ситуаций, решения педагогических задач, проведения мини-уроков, выбора методов и средств обучения и др.). При структурировании содержания педагогической практики обеспечивается реализация идеи интегративного характера формирования у студентов педагогических умений и навыков. Речь идет о том, что формирование педагогических умений не происходит в одночасье, а занимает продолжительное время и осуществляется путем постепенной выработки вначале простейших педагогических приемов и действий, которые в последующем усложняются и объединяются (интегрируют) в более сложные педагогические умения. Так, начиная с младших курсов предусмотрено формирование у студентов таких педагогических умений, как умения наблюдать и анализировать поведение и деятельность школьников, осуществлять диагностику их воспитанности, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития, умения планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу, которые в конечном счете интегрируют в более обобщенное педагогическое умение - умение проектировать и осуществлять формирование и развитие личности ученика. Продолжительность и сроки проведения педагогической практики определяются учебным планом подготовки учителей технологического образования. В программе раскрываются содержание педагогической практики студентов заочного отделения института художественного образования 4 курса (7 семестр) по направлению бакалавр технологического образования, ее организация и основные формы отчетности. При правильной организации педагогической практики в процессе ее прохождения студенты смогут:
В период прохождения педагогической практики студенты имеют возможность наработать, апробировать и обобщить материал для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Педагогическая практика является начальным этапом практической подготовки учителя технологического образования, которая обеспечивает закрепление теоретических знаний и умений и способствует приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. Для бакалавров технологического образования практика проводится на 4 курсе обучения после изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, играет важную роль в профессиональной ориентации студентов к условиям и режиму работы школы и направлена на формирование у них общепедагогических умений. Продолжительность педагогической практики на 4 курсе (7 семестр) – 3 недель на базе общеобразовательной школы. Основная цель педагогической практики заключается в совершенствовании общепедагогических и методических умений, формировании у студентов целостной системы педагогической деятельности учителя технологии и классного руководителя, развитии у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессиональных и личностных качеств педагога. Педагогическая практика для студентов по профилю технологического образования направлена на решение следующих задач:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Студенты института художественного образования проходят педагогическую практику с отрывом от учебных занятий в вузе. В ходе педагогической практики студенты вовлекаются в работу учителя технологии и классного руководителя. При прохождении педагогической практики студент обязан:
РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ ДЛЯ ОЗО Руководство педагогической практикой осуществляют факультетский руководитель практики, в обязанности которого входит:
Руководителем педагогической практики назначается преподаватель кафедры художественно - технологического образования СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Содержание педагогической практики студентов определяется целями и задачами профессионально-педагогической подготовки бакалавр технологического образования. Специфика содержания педагогической практики студентов обусловлена многокомпонентностью программы образовательной области «Технология». В связи с этим студенты могут проводить учебные занятия по одному из профильных дисциплин направления с учетом специфики образовательного учреждения, собственных познавательных интересов и способностей на основании рабочей программы учителя технологии. В течение педагогической практики студент работает в качестве учителя технологии и классного руководителя. За период практики студенты должны провести 2 учебных занятия (4 часа) по технологии в 5-8 классах, 1 из них (2 часа) – зачетные уроки. К каждому занятию студент должен составить развернутый план-конспект урока в соответствии с дидактическими требованиями, разработать необходимые дидактические материалы и наглядные пособия для проведения данного занятия. При подготовке и проведении уроков необходимо использовать разнообразные методы и средства обучения, направленные на развитие учебно-познавательной деятельности и творческой активности учащихся. После проведения урока учитель технологии-методист проводит анализ занятия, указывая на достоинства и недостатки организации и проведения урока, и выставляет оценку за проведенный урок. При организации учебной работы студент должен посещать занятия учителя технологии и проводить анализ этих уроков с целью изучения опыта ведения учебно-воспитательного процесса и оптимального выбора форм, методов и средств обучения. В период прохождения педагогической практики студент может проводить дополнительные занятия с отстающими учениками и учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету. В течение всей практики студенту необходимо изучать и обобщать опыт работы учителя технологии, выявлять особенности методики преподавания предмета: содержания, форм, методов, средств обучения, методики формирования, развития и проверки знаний и умений учащихся, оригинальные подходы к обучению. За время педагогической практики студент должен вести внеучебную коррекционно-развивающую работу по технологии: студент может организовать и провести экскурсии, тематические вечера, познавательные викторины, занятия кружка технического или декоративно-прикладного творчества, игры, конкурсы, профориентационные мероприятия и т.д. Результаты данной работы необходимо оформить в виде конспекта внеклассного мероприятия по предмету. Помимо учебной работы студент выполняет обязанности помощника классного руководителя. В связи с этим он должен изучить коллектив класса, ознакомиться с планом воспитательной работы классного руководителя, организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия на уроне класса и образовательного учреждения. Результаты данной работы представить в виде плана – конспекта внеклассного мероприятия. На последней неделе практики студент должен оформить следующую отчетную документацию:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Задание 1. Составить план-конспект урока технологии Цель выполнения задания: формирование умений по конструированию деятельности учителя и учащихся в зависимости от целевой установки урока, выбора типа урока и разработки его структуры, проектирования процессуальной стороны урока, методов осуществления каждого этапа урока. Рекомендации по выполнению задания: Конспект урока представляет собой последовательную запись предполагаемого хода урока с изложением содержания обучения и подробной методической проработкой всех элементов занятия. План-конспект урока технологии является обязательным документом, который составляется в соответствии со структурой урока и содержит следующую информацию:
Схема составления плана-конспекта урока технологии Класс: Дата: Тема урока: Цели урока: Дидактическая – ……………………………………………………………. (ознакомить с какими-либо научными фактами; сформировать понятия, представления о чем-либо; обобщить знания т.п. Развивающая – ……………………………………………………………... (развить способности учащихся в области чего-либо, психические процессы, характерные для данного урока, расширить кругозор учащихся при изучении темы) Воспитательная – …………………………………………………………… (воспитать отдельные качества личности учащихся) Тип урока: ………………………………………………………………....... (определяется в соответствии с дидактическими целями урока) Методы обучения: Оборудование и учебно-наглядные пособия: Материалы, инструменты: Ход урока:
Задание 2. Составить план-конспект внеклассного мероприятия по технологии Цель выполнения задания: формирование умений разработки содержания внеклассной работы по технологии, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Рекомендации по выполнению задания: Внеклассная работа – это специально организуемые внеучебные мероприятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей, обеспечению разумного отдыха учащихся, воспитанию у них самостоятельности и ответственности. Поскольку внеклассная работа строится с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся, здесь глубже и шире может проводиться профориентационная работа. Основной целью внеклассной работы по технологии является развитие творческих способностей учащихся в процессе разработки и изготовления изделий технического или декоративно-прикладного творчества. Задачами могут выступать:
В качестве внеклассных мероприятий по технологии студентов могут быть организованы и проведены следующие: тематические вечера, занятия кружков технического и декоративно-прикладного творчества, КВН, познавательные викторины, смотры-конкурсы, олимпиады, экскурсии и т.д. Составление внеклассного мероприятия строится по следующей схеме: Название Возраст Цели и задачи Оборудование, материалы, инструменты Форма проведения Время Ход мероприятия. Название внеклассного мероприятия должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание. Цели и задачи должны быть конкретными, направленными на развитие личностных качеств, отношений в коллективе и отражать содержание занятия. К оборудованию внеклассного мероприятия относятся спортинвентарь, аудио- и видео техника, различные инструменты и т.д. Формой проведения может быть викторина, конкурсы, экскурсии и т.д. Ход мероприятия включает в себя описание содержания мероприятия, как от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием. При проектировании содержания мероприятия важно учитывать его продолжительность и возрастные особенности участников. Ход мероприятия может включать в себя следующие разделы: Организационная часть. Включает предварительную подготовку участников мероприятия: выбор жюри, необходимого оборудования, последовательность мероприятия. Основная часть. Реализует основные идеи внеклассного мероприятия, требующие соответствующей эмоциональной атмосферы и предполагает описание порядка проведения конкурсов, заданий, вопросов, туров и т.д. Заключительная часть. Предполагает подведение итогов, обсуждение результатов, награждение победителей, присвоение звания и т д. Рекомендации начинающему педагогу в организации праздника. Организуя праздник, помните:
Задание 3. Составить анализ или самоанализ урока технологии Цель выполнения задания: формирование умений анализа об организации и содержании занятия по технологии, рациональном использовании времени на каждый этап урока, рациональном выборе учителем методов и средств обучения. Рекомендации по выполнению задания: Анализ урока предполагает изучение способов реализации учителем образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, а также наблюдение за использованием методов и средств обучения на различных этапах организации учебно-познавательной деятельности школьников. В анализе урока технологии студент должен обратить внимание на следующие вопросы:
Анализ урока технологии может быть составлен по следующей схеме: Школа, класс, дата, ФИО учителя (практиканта-сокурсника) Тема занятия 1. Тип занятия, его целесообразность. 2. Подготовка к занятию
3. Организация занятия
4. Анализ целей занятия
5. Структура занятия
6. Содержание занятия
7. Оценка оптимальности выбора форм, методов и средств обучения
8. Использование средств наглядности на уроке
9. Оценка педагогической техники учителя
10. Анализ познавательной деятельности и поведения учащихся на занятии
11. Оценка результативности занятия
ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТА По результатам педагогической практики проводится дифференцированный зачет. Критерии оценок разработаны в соответствии с целями, задачами и содержанием педагогической практики. «Отлично» – ставится, если урок или внеклассное мероприятие проведено на высоком методическом уровне, обоснованно выдвигались и эффективно решались образовательные и воспитательные задачи; рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных способностей; поддерживалась хорошая дисциплина; студент проявил глубокое знание педагогической теории, знание фактического материала и творческую самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала при построении, проведении и анализе занятий. «Хорошо» – ставится, если учебное или внеклассное мероприятие проведено на высоком методическом уровне; успешно решались образовательные и воспитательные задачи, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы активизации учащихся; студент проявил знание педагогической теории, фактического материала, самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, однако допустил незначительные ошибки в построении и проведении занятия. «Удовлетворительно» – ставится, если студент в реализации образовательных и воспитательных задач, в изложении фактического материала допускал ошибки; недостаточно эффективно применял педагогическую теорию, методы и приемы обучения; слабо активизировал познавательную деятельность учащихся; не всегда мог установить контакт с учащимися; не видел своих недочетов при анализе и самоанализе занятий. «Неудовлетворительно» – ставится, если на занятиях не были решены образовательные и воспитательные задачи; допускались серьезные ошибки в изложении учебного материала; не обеспечивалась дисциплина учащихся; студент слабо владеет знанием педагогической теории и не может методически грамотно проанализировать свою работу. Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется факультетским руководителем практики с учетом степени эффективности проведенной студентом учебно-воспитательной работы, активности и самостоятельности студента, его отношения к своим обязанностям в период педагогической практики, качества и соблюдения сроков сдачи отчетной документации. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная
|
Основная образовательная программа направление подготовки: 050500.... Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области технологического образования, которая... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»... Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавра | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Программа учебно-исследовательской практики по декоративно-прикладному... Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое... | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание... Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата по направлению подготовки Конструкторско-технологическое... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)... Программа учебной дисциплины в. 4 Технологии деятельности психолога в организации |