Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов»





Скачать 132.76 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов»
Дата публикации20.11.2014
Размер132.76 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШколА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

d:\profiles\filina.imcs.011\рабочий стол\изображение 001.jpg


Заведующий кафедрой информатики, матем.атического и компьютерного моделирования


Руководитель ОП




_____________ Пак Т.В.


______________ А.Ю. Чеботарев


«__16__»________мая_________2012_г.

«_16__»_мая_2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


«Прикладные задачи теории случайных процессов»
010400.68 Прикладная математика и информатика
Форма подготовки очная

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра информатики, математического и компьютерного моделирования

Курс 1 семестр 2

лекции 18 (час.)

практические занятия 36 (час.)

лабораторные работы

всего часов аудиторной нагрузки 54(час.)

самостоятельная работа 54 (час.)

контрольные работы

зачет

экзамен в 2 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 20 мая 2010 г. № 545 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры информатики, математического и компьютерного моделирования «16» мая 2012 г.

Заведующий кафедрой А.Ю. Чеботарев

Составитель доцент Е.К. Трищенко

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является: освоение принципов моделирования макроэкономических процессов и математических инструментов качественного анализа динамики модели и решения оптимизационных задач, формулируемых в рамках данной модели.

По завершении освоения данной дисциплины студент должен обладать:

способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области прикладной математики и информатики;

способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты;

способностью разрабатывать математические модели для решения научных проблем и задач макроэкономики;

способностью анализировать проблемы, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности.

Задачами дисциплины являются:

познакомить студентов с основными принципами построения математических моделей макроэкономических процессов;

познакомить студентов с основными математическими инструментами качественного анализа динамики изучаемых моделей;

познакомить студентов с базовыми моделями макроэкономической динамики и экономического роста;

научить студентов методам решения основных оптимизационных задач, формулируемых в рамках изучаемых моделей;

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по магистерской программе "Математическое моделирование" направления 010400.68 “Прикладная математика и информатика”.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Математический анализ», "Дифференциальные уравнения", "Математические модели в естествознании”, "Методы оптимизации".

Знания, полученные по освоении дисциплины, необходимы при выполнении магистерской диссертации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен: обладать компетенциями:

общекультурными (ОК):

  • способностью понимать философские концепции естествознания, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1);

  • способностью иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития (ОК-2);

  • способностью использовать углубленные теоретические, и практические знания в области прикладной математики и информатики (ОК-3);

  • способностью порождать новые идеи и демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе (ОК-5);

  • способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-7);

профессиональными (ПК):

научная и научно-исследовательская деятельность: способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты (ПК-1);

  • способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач (ПК-2);

проектная и производственно-технологическая деятельность: способностью углубленного анализа проблем, постановки и

  • обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности

  • (ПК-3);

организационно-управленческая деятельность:

  • способностью управлять проектами (подпроектами), планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5);

  • способностью организовывать процессы корпоративного обучения на основе технологий электронного и мобильного обучения и развития корпоративных баз знаний (ПК-6);

педагогическая деятельность:

  • способностью проводить семинарские и практические занятия с обучающимися, а также лекционные занятия спецкурсов по профилю специализации (ПК-8);

  • способностью разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного и мобильного обучения (ПК-9);

консорциумная:

  • способностью работать в международных проектах по тематике специализации (ПК-11);

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

математический аппарат теории математических моделей;

основные методы оптимизации;

базовые модели макроэкономической динамики;

Уметь:

строить математические динамические модели;

исследовать качественную динамику модели.

ставить и решать оптимизационные задачи.

  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Раздел 1. Элементы математических методов исследования линейных и нелинейных динамических систем. (6 час.)

Тема 1. Анализ решений некоторых разностных уравнений и систем. (3 час.)

Решение линейных разностных уравнений и систем. Устойчивость стационарных решений. Балансовые модели. Примеры решений и сложной динамики нелинейных разностных уравнений. Примеры нелинейных паутинообразных моделей ценообразования.

Тема 2. Элементы качественной теории гладких динамических систем. (3 час.)

Элементы теории Пуанкаре- Бендиксона на плоскости. Предельные циклы и бифуркации в гладких динамических системах. Бифуркации Хопфа рождения цикла. Условная регуляризация. Примеры циклической динамики в макромоделях.

Раздел 2. Исследование базовых моделей макроэкономической динамики и роста. (12 час.)

Тема 1. Простейшие Кейнсианские и неоклассические модели экономической динамики. (4 час.)

Динамическое моделирование макроэкономических механизмов мультипликатора и акселератора. Исследование моделей типа Самуэльсона-Хикса. Регуляризация и сглаживание «грубых» циклов , модель Гудвина. Модели с предельными циклами и бифуркацией Хопфа.

Тема 2. Базовые варианты модели Солоу. (4 час.)

Классическая односекторная модель Солоу. Построение и свойства решений в непрерывном и дискретном варианте. Магистральная динамика и "золотое" правило накопления.

Тема 3. Оптимизация в базовых моделях макроэкономических процессов. ( 4 час.)

Задача оптимального потребления в неоклассической однопродуктовой модели Рамсея на конечном и бесконечном периодах. Использование принципа максимума. Оптимизация методами динамического программирования в дискретном варианте модели Рамсея. Оптимальное управление ключевыми макропараметрами в двухсекторной динамической модели.



  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (36 час.)

Занятие 1. Решение некоторых разностных уравнений и систем. Предельная динамика решений. (4 часа)

Решение линейных разностных уравнений и систем. Исследование устойчивости стационарных решений Примеры решений и сложной динамики нелинейных разностных уравнений. Бифуркации в нелинейных дискретных динамических системах.

Занятие 2. Исследование гладких динамических систем с параметром на наличие предельных циклов и бифуркации Хопфа . (6 час.)

Примеры систем с предельными циклами. Аналитические и компьютерные методы обнаружения предельных циклов. Использование теоремы Хопфа для обнаружения и расчётов бифуркации Хопфа рождения цикла.

Занятие 3. Простейшие Кейнсианские и неоклассические модели экономической динамики. (4 час.)

Моделирование макроэкономических механизмов мультипликатора и акселератора с помощью разностных и дифференциальных уравнений. Исследование динамики дискретных и гладких моделей типа Самуэльсона-Хикса. Качественная динамика нелинейных моделей ценообразования. Регуляризация и сглаживание «грубых» циклов , модель Гудвина. Модели с предельными циклами и бифуркацией Хопфа

Занятие 5. Бизнес - циклы и бифуркации в моделях макроэкономической динамики. (6 час.)

Расчёт «деловых циклов» в нелинейных кейнсианских макромоделях. Регуляризация и сглаживание грубых циклов в модели Гудвина. Монетарные циклы в обобщённой модели Тобина. Бифуркации и циклы в двухсекторных моделях регулирования.










Занятие 6. Количественное и качественное исследования динамики модели Солоу. (4 час.)

Расчёт динамики в классической односекторной модели Солоу. Построение и свойства решений в непрерывном и дискретном варианте. Магистральная динамика и "золотое" правило накопления: вычисление основных показателей.

Занятие 7. Оптимизационные задачи в базовых моделях макроэкономических процессов. ( 12 час.)

Решение задач оптимального потребления в неоклассической однопродуктовой модели Рамсея на конечном и бесконечном периодах. Использование принципа максимума. Решение оптимизационных задач в дискретном варианте модели Рамсея методами динамического программирования . Оптимальное управление ключевыми макропараметрами в двухсекторной динамической модели.





  1. Контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

  1. Макроэкономические механизмы мультипликатора и акселератора.

  2. Моделирование действия мультипликатора и акселератора разностными уравнениями.

  3. Переход к дифференциальным уравнениям в моделях типа Самуэльсона – Хикса.

  4. Исследование динамики и устойчивости в моделях типа Самуэльсона – Хикса.

  5. Классическая однопродуктовая модель Солоу: дискретный вариант.

  6. Классическая однопродуктовая модель Солоу: непрерывный вариант.

  7. «Золотое» правило накопления в однопродуктовой модели Солоу.

  8. Теоремы типа Пуанкаре Бендиксона.Примеры динамических систем с предельными циклами.

  9. Предельные циклы в уравнении типа Льенара.

  10. Теорема Пуанкаре-Андронова Хопфа о бифуркации рождения цикла. Использование.

  11. Принцип максимума Понтрягина, последовательность использования.

  12. «Деловые циклы» в нелинейных кейнсианских макромоделях. Примеры.

  13. Бифуркации и циклы в двухсекторных моделях регулирования.

  14. Монетарные циклы в обобщённой модели Тобина.

  15. Циклы вблизи равновесного сбалансированного роста в модели Ван дер Плюга.

  16. Регуляризация и сглаживание «грубых» циклов в моделях Гудвина.

  17. Оптимальный рост на конечном интервале в неоклассической однопродуктовой модели типа Солоу.

  18. Оптимальный рост на бесконечном интервале в неоклассической однопродуктовой модели типа Солоу.

  19. Оптимизация в дискретной модели Самуэльсона и Даймонда с перекрывающимися поколениями.



  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Темы для рефератов

  1. Динамические модели Кейнсианской экономики.

  2. Методы решения и анализа разностных уравнений и систем.

  3. Элементы теории Пуанкаре-Бендиксона на плоскости и в больших размерностях.

  4. Аналитичесие и численные методы детекции предельных циклов.

  5. Развитие моделей Солоу: эндогенные модели роста.

  6. Монетарные и деловые циклы в динамических макромоделях.

  7. Теория и приложения бифуркации Хопфа.

  8. Бифуркации и циклы в дискретных динамических системах.

  9. Принцип максимума Понтрягина (непрерывный вариант).

  10. Аналоги принципа максимума Понтрягина в дискретных динамических системах.

  11. Оптимальный рост на конечном и бесконечном интервале в неоклассических моделях роста типа Солоу.

  12. Динамическое программирование и оптимизация в односекторных макроэкономических моделях.

  13. Оптимизация в дискретных моделях с перекрывающимися поколениями типа Самуэльсона и Даймонда.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. http://nowa.cc/showthread.php?t=164475&page=2 «Макроэкономика: продвинутый уровень» перевод с англ. учебника Девида Ромера Арефьев Н.Г., Пекарский С.Э., Дементьев А.В. Под научным ред. Полтеровича В.М. Москва: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2004.

  2. Барро Р. Дж., Хавьер Сала-и-Мартин. Экономический рост. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, ISBN 978-5-94774-790-4; 2010 г. -824 стр.

  3. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2870135 Каток А.Б. Введение в теорию динамических систем с обзором последних достижений /А. Б. Каток, Б. Хасселблат; пер. с англ. под ред. А. С. Городецкого. Москва: Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2005. - 464 с.

  4. Колемаев В.А. Экономико-математическое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем: учебник. М.: Юнити-Дана, 2005.

  5. Лагоша Б.А., Апалькова Т.Г. Оптимальное управление в экономике: теория и приложения: учеб. пособие.: Финансы и статистика, 2008.

  6. Пантелеев А.В., Бортаковский А.С., Летова Т.А. Оптимальное управление в примерах и задачах: учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 2006.

  7. Романко В.К., Разностные уравнения: Уч. пособие. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  8. Столерю Л. Равновесие и экономический рост (принципы макроэкономического анализа). М.: Статистика, 2004.

  9. Хэссард Б., Казаринов Н., Вэн И. Теория и приложения бифуркации рождения цикла. М.: Мир, 2005.

  10. Эрроусмит Д., Плейс К., Обыкновенные дифференциальные уравнения. Качественная теорич с приложениями, М.: Мир, 2006.

  11. Acemoglu D. Introduction to Modern Economic Growth: Parts1-5, Department of Economics, MIT, 2009. http://www.scribd.com/doc/13658932/Modern-Economic-Growth-Acemoglu

Дополнительная литература

  1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономической теории. М.: Айрис-пресс, 2002.

  2. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории, М.: Мир, 1999.

  3. Методы качественной теории в нелинейной динамике /Л. П. Шильников, А. Л. Шильников, Д. В. Тураев [и др.] ; пер. с англ. В. А. Осотовой. Москва Ижевск : Институт компьютерных исследований: Регулярная и хаотическая динамика , 2009. - 546 с.

  4. http://lib.mexmat.ru/books/48580 Электронная библиотека ММФ МГУ, М.: МГУ, 2010. Название: Математические модели и методы в экономике Автор: Ашманов С.А. Год издания: 1980:-201стр.

  5. Измаилов А.Ф. Численные методы в оптимизации. М.: Физматлит, 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРеферат по истории науки на тему: История развития теории случайных процессов
Теория случайных процессов – одна из наиболее динамично развивающихся математических дисциплин. Безусловно, стремительное развитие...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теории социальных процессов»
Дисциплина «Теории социальных процессов» относится к циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины «системый анализ»
Студенту необходимо также освоение пакетов прикладных программ обработки экспериментальных данных; применение аппарата корреляционного...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Прикладные задачи теории случайных процессов» iconПрименение информационных технологий при изучении случайных процессов 5
Реферат на тему Применение информационных технологий при изучении случайных процессов 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск