ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
| СОГЛАСОВАНО
|
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Директор института менеджмента и экономики
|
| Проректор по научной работе и инновациям
|
| ___________________С.А. Ветров_____
подпись
«_____»______________ 2012 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2013 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2014 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2015 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2016 г.
|
| ___________________В.Т. Черемисин_____
подпись
«_____»______________ 2012 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2013 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2014 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2015 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2016 г.
|
Кафедра: «Связи с общественностью» Автор: Костарев Сергей Владимирович, профессор, д. ф. н., доцент
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теории социальных процессов»
Специальность научных работников: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»
Квалификация (степень): кандидат социологических наук
Форма обучения: очная
Одобрена на заседании методической комиссии института
«___» _________ 2012 г. Протокол №__
«___» _________ 2013 г. Протокол №__
«___» _________ 2014 г. Протокол №__
«___» _________ 2015 г. Протокол №__
«___» _________ 2016 г. Протокол №__
| Одобрена на заседании кафедры «___» _________ 2012 г. Протокол №__
«___» _________ 2013 г. Протокол №__
«___» _________ 2014 г. Протокол №__
«___» _________ 2015 г. Протокол №__
«___» _________ 2016 г. Протокол №__
|
Омск 2012 г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Теории социальных процессов» предназначена для освоения аспирантами понятий и основных течений в теории социальных процессов, истории её становления и современных проблем, в развитии навыков интерпретации происходящих явлений в социальной динамике и умения видеть их в контексте особенностей изменений, происходящих в мире в настоящее время.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Теории социальных процессов» относится к циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности».
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачётных единиц,
144 часов.
3.2. Виды и объемы учебной работы по дисциплине Вид учебной работы
| Количество часов
| Всего по учебному плану
| Курс
| 1
| 1
| 2
| 3
| Аудиторные занятия (всего):
| 17
| 17
| В том числе:
|
|
| Лекции (лек)
| 10
| 10
| Лабораторные работы (лаб)
|
|
| Практические, семинарские занятия (прк)
| 4
| 4
| Самостоятельная работе (ср) (всего):
| 127
| 127
| В том числе:
|
|
| Рефераты
| 67
| 67
| Проработка лекционного материала, подготовка к практическим, семинарским, лабораторным занятиям
| 60
| 60
| Другие виды самостоятельной работы
| –
| –
| Самостоятельная работа под контролем преподавателя (кср)
| 3
| 3
| В том числе текущий контроль (количество/час/вид)
| -
| -
| Промежуточная аттестация
экзамен
| -
| -
| ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:
| Часов:
| 144
| 144
| Зач. ед.:
| 4
| 4
|
3.3. Разделы учебной дисциплины Номер года
| Номер недели
| Раздел учебной дисциплины
| Краткое содержание раздела
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Форм итоговой аттестации
| лек
| лаб
| прк
| ср
| кп (кр)
| пкп (пкр)
| кср
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
|
| 1-3
| Социальное развитие и социальные изменения
| Методологические основы общественного развития. Метафизическая (циклическая), диалектическая (спиралевидная) и синергетическая (жизненный цикл) концепции.
| 2
|
|
| 27
|
|
|
| 29
| Содержание учебной дисциплины входит в вопросы к кандидатскому экзамену по специальности
|
| 4-6
| Теории социального развития
| Классификация теорий социального развития: социокультурные (О.Конт, М.Вебер, П. Сорокин), индивидуально-технологические (У.Ростоу, Д.Белл) и социально-экономические (К.Маркс, К.Бюхер и Б.Гильдебранд)
| 2
|
| 2
| 25
|
|
|
| 29
|
|
| 7-9
| Виды социальных изменений
| Классификация социальных изменений: эволюционные изменения, революционные изменения. Основные теории эволюции и революций в обществе.
| 2
|
|
| 25
|
|
| 2
| 29
|
|
| 10-12
| Социальные процессы
| Основные понятия, классификация, формы социальных процессов: однонаправленные, разнонаправленные, ступенчатые, неупорядоченные, цикличные, спиральные, синергетические
| 2
|
|
| 25
|
|
|
| 27
|
|
| 13-15
| Моделирование социальных процессов
| Системный подход в моделировании социальных процессов. Содержательные и формальные модели социальной динамики. Модели хаоса и катастрофы. Модели самоорганизации. Модели принятия решений
| 2
|
| 2
| 25
|
|
|
| 29
|
| 3.4. Семинары / практические занятия Номер семестра
| Номер недели
| Раздел учебной дисциплины
| Наименование лабораторной работы/практического занятия
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| 5
| Теории социального развития
| Сравнение теорий социального развития: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические
| 2
| 1
| 14
| Моделирование социальных процессов
| Содержательные и формальные модели социальной динамики. Модели хаоса и катастрофы. Модели самоорганизации. Модели принятия решений
| 2
| 3.5. Примерная тематика рефератов 1.Метафизическая (циклическая) концепция социального развития.
2.Диалектическая (спиралевидная) концепция социального развития.
3.Синергетическая (жизненный цикл) концепция социального развития.
4.Теория социального развития О.Конта.
5.Теория социального развития в учении М.Вебера.
6.Теория социальной динамики П. Сорокина.
7.Индивидуально-технологические теории социального развития У.Ростоу и Д.Белла.
8.Теория социального развития К.Маркса.
9.Теория социального развития К.Бюхера.
10.Теория социального развития Б.Гильдебранда.
11.Социальная эволюция.
12.Теории социальных революций.
13.Самоорганизация в социальной динамике .
14.Содержательные и формальные модели социальной динамики.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Основная литература № п/п
| Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
| Автор(ы)
| Место издания, издательство, год
| Используется при изучении разделов
(из п. 4.3)
| Семестр
| 1
| Социология [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан.
| ред. В. А. Глазырин
| М. : Юрайт, 2011.
| 1 – 15
| 1
| 2
| Социология [Текст]: учебник для студентов вузов – 1 экз.
| ред. В. А. Глазырин.
| М. : Юрайт, 2011. - 399 с.
| 1 – 15
| 1
| 3
| Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст] – 1 экз.
| П. Сорокин.
| СПб. : РХГИ, 2000. - 1054 с.
| 1-15
| 1
|
4.2. Дополнительная литература № п/п
| Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
| Автор(ы)
| Место издания, издательство, год
| Используется при изучении разделов
(из п. 4.3)
| Семестр
| 1
| Социология [Текст] : учебник – 1 экз.
| С. С. Фролов.
| М. : Гардарики, 2006. - 343 с.
| 1-15
| 1
| 2
| Социология в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие – 1 экз.
| О. П. Киреева.
| М. : КноРус, 2006. - 264 с.
| 1-15
| 1
| 3
| Стратегия будущего [Текст] – 1 экз.
| Ю. Ю. Ермалавичюс.
| М. : Корина-офсет, 2012. - 567 с.
| 13-15
| 13-15
| 4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Периодические издания
Российская электронная библиотека. "eLibrary.ru" - научная электронная библиотека.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Требования к аудиториям (лабораториям, помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения. Для семинаров преимущественно используются аудитории в 3-4 корп. Имеют удовлетворительное оснащение учебной мебелью.
5.2. Требования к программному обеспечению, используемому при изучении учебной дисциплины. Стандартные средства операционных систем и навигаторов Интернет. Автор рабочей программы:
Костарев С.В., профессор кафедры «Связи с общественностью»,
д. филос. н., доцент
Дата: 28.02 2012 г.
|