Скачать 352.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный технический университет З.В. Степчева, В.А. Основина, Л.А. Маттис Мониторинг сформированности профессионально-значимых компетентностей в условиях непрерывного образования Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование профессионально-значимых компетентностей специалистов машиностроительного профиля в условиях непрерывного профессионального образования», проект № 10-06-21605а/В. г. Ульяновск, 2010 Введение Компетентностная ориентация образовательных программ различного уровня определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований новых стандартов образования. В системе непрерывного образования это означает необходимость разработки принципиально новой оценочной компоненты дидактической системы, основанной на реализации как внешних, так и внутренних оценочных процедур. Необходимым условием реализации управления процессом формирования компетентностей в любом образовательном учреждении является постоянный внутренний аудит качества. В условиях перехода на новые стандарты эталон качества задается моделью выпускника и достигается на основе сквозной программы комплексной диагностики (дифференцированной по уровням и курсам обучения) на предмет соответствия подготовки учащихся поэтапным ожидаемым результатам образования. § 1. Мониторинг в образовании – инструмент оценки его качества Качество образования мы рассматриваем двояко: во-первых, как социальную категорию, определяющую состояние и результат процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; во-вторых, как степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса и предоставляемых ОУ образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Существуют внешняя и внутренняя оценка качества образования, предоставляемого ОУ. Внешняя оценка качества образования – оценка, данная качеству образования в ОУ государством, социумом, профессиональной средой и т.д. Это наиболее приоритетная оценка. Основные показатели внешней оценки качества профессионального образования:
Внутренняя оценка качества образования – оценка, данная самой личностью или учреждением образования. Данная оценка используется для осуществления обратной связи с обучающимися и необходимой корректировки в проведении образовательного процесса. Современным средством в выявлении и определении качества образования на уровне образовательного учреждения является мониторинг качества образования. В деятельности каждого образовательного учреждения необходимо определить место и роль мониторинга качества образования, методы и формы его осуществления, разработать собственные подходы в организации мониторинговых исследований на уровне администрации и педагога. Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития. Система мониторинга в образовательном учреждении – это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно-воспитательного процесса в аспекте рассогласования культуры производства и культуры потребления образовательных услуг, условий протекания их, совместной деятельности участников образовательного процесса, результатов освоения учебных программ, степени удовлетворения образовательных потребностей. Целью мониторинга является информационно-аналитическое обеспечение принятия решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно-воспитательного процесса. Основные направления деятельности по освоению мониторинга включают:
§ 1.1. Виды и направления мониторинга в образовании Существующие системы мониторинга можно условно сгруппировать по нескольким основаниям. Первая группа – предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это система мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д. Вторая группа – мониторинг развития знаний, умений, компетенций и компетентностей обучающихся. Данная система построена с использованием модели «цель-результат» и с учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы обучающихся или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного обучающегося, по которым допускаются выводы о ситуации в учебном классе, учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений. Третья группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход-выход», позволяющие определить эффект влияния школы, учреждения среднего или высшего профессионального образования имея в виду различия между средним уровнем деятельности ОУ и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава обучающихся в данном ОУ. Четвертая группа – системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения. § 1.2. Принципы мониторинга Построение любой из отмеченных систем мониторинга основывается на следующих общих принципах. 1. Принцип объективности информации, согласно которому запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы. 2. Принцип сравнимости данных – один и тот же объект должен изучаться на основе одинаковых эмпирических показателей. 3. Принцип адекватности – изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). 4. Прогностичность – получение данных, позволяющих прогнозировать будущее состояние системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций. § 2. Психолого-дидактические основы создания системы мониторинга качества образования на различных ступенях непрерывного образования В результате изучения условий организации образовательного процесса и его результативности в образовательных учреждениях можно выявить общие проблемы, решение которых позволит повысить качество образования в целом в системе непрерывного образования. Рассмотрим возможности повышения качества образования на каждой из ступеней. § 2.1. Общее образование Согласно последним исследованиям, среди проблем общего образования на современном этапе можно выделить следующие:
Решение выше обозначенных проблем общего образования возможно, прежде всего, на основе организации дифференцированного подхода к обучающимся. Разработка дидактических материалов для организации управляемой самостоятельной работы учащихся по освоению системы знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности является необходимым условием для организации дифференцированного подхода к обучающимся. Дифференциация учащихся осуществляется по результатам определения параметров личностного развития и по показателям уровня обучаемости. Параметры личностного развития определяются психологом по специальным методикам. Психолог выявляет уровень познавательной мотивации, самостоятельности, рефлексии и другие личностные качества учащихся. Каждый учитель в рамках учебного предмета может овладеть методиками выявления уровня обучаемости и обученности учащихся. Сравнение данных показателей позволяет определить зоны актуального (обученность) и ближайшего развития (обучаемость) каждого ученика и спрогнозировать успешность продвижения учащегося к зоне ближайшего развития. Рассмотрим подробнее методику выявления уровня обучаемости (по Третьякову П.И.):
1) напиши, что ты усвоил нового; 2) ответь на вопросы (предлагаются вопросы причинно-следственного характера); 3) выполни задания (предлагаются задания разного уровня): по образцу; в измененной ситуации; в незнакомой ситуации. Уровень обучаемости определяется следующим образом: выполнение всех 4-5 заданий соответствует III уровню обучаемости; если выполнены 3 задания − II уровень обучаемости; если менее 3-х заданий − I уровень обучаемости. При этом обученность понимается как реальный уровень овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. Всего можно выделить 5 уровней обученности: Минимальный уровень включает овладение операциями различения и запоминания): 1) Распознавание (различение) − ученик способен узнать и выделить материал по существенным ярким признакам («Выбери …», «Найди …», «Продолжи … ». 2) Запоминание − ученик способен дать определение. Обучаясь на данном уровне учащийся способен выполнять операции узнавания (различения) и запоминания (1 и 2 задания в описанной методике выявления уровня обучаемости). К базовому уровню относятся: 3) Понимание и осознанное применение знаний по образцу (3-е задание в описанной методике), согласно которому в дополнение к предыдущему уровню учащийся демонстрирует понимание изученного программного материала и применение его по образцу. 4) Повышенный уровень (профильный), при этом ученик способен применять знания и умения в измененной ситуации ( 4-е задание в методике). 5)Творческий уровень, при котором ученик осуществляет «перенос» усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности в незнакомые ситуации (5-е задание в методике). Уровень обученности школьников можно определить и с использованием показателей, характеризующих уровень сформированности системы качества знаний учащихся, разработанных Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко с позиций прочности, действенности и системности знаний. Так, показатели сформированности качества знаний включают в себя следующие: Показатели прочности знаний: 1) свободное воспроизведение существенных признаков понятий и их использование при решении учебных задач; 2) полное сохранение и воспроизведение знаний при отсроченном контроле; 3) четкая организация самостоятельной познавательной деятельности; 4) преимущественное использование логической памяти; 5) владение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его. 6) наличие умения свертывать и схематизировать знания при запоминании и развертывать их при воспроизведении. Показатели действенности знаний: 1) Свободное объяснение явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями; 2) правильное (безошибочное) применение всех правил или основных понятий. 3) свободное применение знаний по образцу, в измененных и новых ситуациях; 4) самостоятельное преобразование учебного материала и поиск новых путей решения проблем. 5) владение мыслительными действиями по преобразованию учебного материала; 6) четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности. Показатели системности знаний: 1) Полное знание существенных признаков понятий, законов; 2) свободное установление связи между понятием, его конкретным выражением и законом; 3) владение умением сравнивать и анализировать основные признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты; 4) самостоятельное выявление причинно-следственных связей; 5) владение обобщением по системе существенных признаков; 6) проявление устойчивого интереса к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности. § 2.2. Среднее и высшее профессиональное образование Уровень овладения учащимися общими учебными умениями, навыками и способами деятельности определяет степень готовности учащихся к продолжению образования и создает предпосылки формирования профессионально-значимых компетентностей выпускников учреждений высшего профессионального образования, в частности машиностроительного профиля, в условиях непрерывного профессионального образования. Формирование глобального инновационного общества неизбежно приводит к трансформации инженерной деятельности, а, следовательно, предъявляет новые требования к качеству современного технического образования. В новых экономических условиях, ориентированных на развитие высокотехнологичных инновационных производств в РФ, деятельность компетентного специалиста заключается не только в выполнении проектов, направленных на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов на основе современных технологий, но и в успешной реализации коммерческого использования результатов своей работы. Для этого современному выпускнику необходимо обладать определенными способностями инновационно-технологической деятельности, которые формируются и развиваются на всем протяжении его непрерывного профессионального образования. Структурирование инновационно-технологической деятельности на основе компетентностного подхода позволяет выделить следующие ее элементы (табл. 1), выступающие в виде эталона качества в модели выпускника в современных стандартах ГОС ВПО нового поколения по направлению «Металлургия». Таблица 1 Структура инновационно-технологической деятельности выпускника по направлению «Металлургия»
Деление деятельности специалиста на два уровня – технологический и инновационный (табл. 1) – можно использовать как основу для организации дифференцированного подхода в обучении студентов в вузе. Нам удалось выявить и установить преемственность в мониторинговых исследованиях качества образования в системе непрерывного образования: школа-колледж-вуз. Рассмотрим это на примере выявления двух, наиболее значимых для подготовки специалиста, показателей системы качества знаний обучающихся – действенности и системности. Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 2. Таблица 2 Сравнительный анализ показателей действенности и системности знаний
Реализация непрерывного образования по траекториям «школа»-«вуз» и «школа»-«колледж»-«вуз» по направлению «Металлургия» предполагает поэтапное формирование соответствующих компетенций и компетентностей на каждой из предшествующих ступеней образования. При этом особая роль отводится оценке уровня сформированности каждой из них на соответствующем этапе как с целью своевременной коррекционной работы, так и для выработки индивидуальной образовательной траектории. |
Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского... Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило | Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского... Ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность», проект №07-03-02035 а | ||
Нумизматическая конференция Отбор и рецензирование присылаемых тезисов требует привлечения разноплановых специалистов по вышеперечисленным историческим дисциплинам,... | Профессиональные способности В. Д. Шадриков Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда гу-вшэ в рамках научно-исследовательского... | ||
Интервью c академиком ран, профессором М. Л. Титаренко Interview... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура аос «ats» инвариантна к содержанию учебного материала и позволяет осуществлять учебный процесс в рамках любого предмета... | ||
Постмодернизм Илья Ильин Ильин Илья Постструктурализм, Деконструктивизм, Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда (распоряжение ргнф ж 96-4-6д/24) | Список печатных работ И. А. Ревякиной 1998 Н. В. Дроздовой // М. Горький. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. Серия «М.... | ||
Выписка из протокол Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» | Седьмая волна психологии Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» | ||
Ажажа владимир георгиевич иная жизнь Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» | Владимир Андреевич Мезенцев Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» | ||
К73 Котляров А. В. К73 Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» | Внимание! Эта книга о диабете предназначена для взрослых больных Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ргнф №13-09-0142 «Объективность, достоверность и факт в гуманитарных науках раннего Нового времени: историческая реконструкция и... | Руководство по новой методике психологической диагностики личности... Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» |