Скачать 2.85 Mb.
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК СЕДЬМАЯ ВОЛНА ПСИХОЛОГИИ Выпуск 4. Под редакцией Козлова Владимира Качановой Натальи Ярославль, Минск, 2008 ББК 88.4 + 53.57 УДК 159.99 Сборник издается по решению редакционно- издательского отдела МАПН. Седьмая волна психологии. Вып. 4./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 – с. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии. Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психосоциальной работы с населением. Козлов В.В., Качанова Н.А., 2008 ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЪЯСНЕНИИ В.В.Козлов, (Ярославль) Характер объяснения в психологии во многом предопределяется традицией европейского теоретического мышления, который стал доминирующим во всем мире как «научно-организованное». Мы, вне сомнения, не можем утверждать, что это мышление целостно как объяснение психического. Мы уже не раз писали о том, что существуют базовые схемы объяснения, зависимые от парадигмы и представлений о предмете. Мы вычленили 5 базовых парадигм в понимании предмета психологии: физиологическая, психоаналитическая, бихевиористическая, экзистенциально-гуманистическая, трансперсональная. Таким образом, при первом приближении в отношении объяснения психического мы можем вычленить 5 способов моделирования, конструирования психологии. Вне сомнения, все они являются универсальными способами проблематизации предмета психологии в профессиональном сознании психолога, способом втягивания в мир научного понятия психической реальности как невмещающейся в само научное понятие, как непонятой. Эта непонятость создает предпосылку для порождения сложнейших теоретических построений как бы знания (незнания). В эпистемиологическом отношении все 5 способов проблематизации предмета психологии являются попыткой рефлексии некоторой территории психического как разумно охваченной непонятности. И «нечаянная радость» знания существует как проблематизация и создание теоретической модели «понимания» в тумане искусственной категориальной системы парадигмы психологии. Но когда туман рассеивается – мы видим ту же территорию непонятности, с грустью открыв единственный научный факт, что туман не касался реального ландшафта, а может, закрывал, искажал реальную территорию психического. Каждый из отмеченных исследовательских парадигм имеет свою границу, свои преимущества и недостатки. Но, несмотря на элементаризм и атомизм многих направлений, они (психологии), всегда находились в условиях выбора: притязать на целостность или отказаться от нее. Возможно, это удастся психологии, если она интегрирует накопленный опыт и если у психологов не исчезнет вовсе тоска по утраченной целостности своей науки. Интегративная парадигма психологии – попытка построить новую объяснительную модель психологии того уровня целостности, которая повысит ее ценностное и смысловое измерение. Целостное объяснение подразумевает понимание личности и социальных сообществ как чрезвычайно сложных, открытых, многоуровневых, самоорганизующихся систем, обладающих способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Так, существенным моментом, отличающим ее от многих психологий, является ориентация в её практике не исключительно на прошлый опыт индивида, как в психоанализе, и не только на настоящее, как в гештальт-терапии, а на временную целостность человека и социальных сообществ, включающую его прошлое, настоящее и будущее как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. Единовременное акцентирование интегративной психологии и на земной, биосоциальной природе человека, и на космической, и на хилотропной, и на холотропной, структурной и энергетической, при опоре на монистическую идею как сущность бытия сознания, является попыткой формирования новой объяснительной модели и методологии психологии. В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, само распаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства. В качестве объекта вычленяется эволюция сознания в самом широком масштабе и вся ее культурная феноменология в материальном, социальном и духовном проявлениях. Вне сомнения, любой психолог может сказать, что объект слишком глобален и расплывчат, но следует понимать, что вся предметная область в разорванном, фрагментарном аспекте уже существует в теле психологии в разных экспериментальных и теоретических областях, Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, само развивающееся неструктурированное пустотное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Это понимание справедливо как для онтогенеза, так и филогенеза сознания, как для личности, так для малых и глобальных социальных общностей. Подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Снимается проблема разделения «душа – тело» психосоматическое единство становится очевидным. В этом смысле принцип целостности является не только исследовательской, но и объяснительной стратегией в психологии. Целостное объяснение с интегративной точки зрения необходимо для реализации следующих целей: А) формирования теоретических моделей той глубины, соотносимых бытием человека в мире, которое всегда имеет всецелокупный характер, включая не только функционирование персоны, но и интерперсональных и трансперсональных областей. Б) строить перспективные проекты трансформации, развития личности и социальных сообществ, опираясь на внутренние ресурсы личности и групп; В) адекватно психотехнологизировать взаимодействие с клиентом психологической работы. При этом в качестве клиента подразумевается не только личность, не только малые группы, но и большие социальные сообщества и в некотором (может далеком, может не очень) приближении – само человечество как субъект и носитель интерперсонального сознания. Целостное объяснение является краеугольным камнем не только в познании предмета психологии, но и стратегической отправной точкой построения профессиональной деятельности, исследования. Объяснение в соответствии с принципом целостности дает возможность вскрыть глубинные связи, раскрыть субстанциональные свойства, сущность и выявить тем самым качественную определенность любого феномена психической реальности, способ его существования и одновременно выстроить адекватную систему воздействия на него и его трансформации. Существует достаточно популярная схема объяснения в психологии через развитие и процесс формирования. В дополнение хочется сделать несколько замечаний, которые чрезвычайно важны для нашего объяснения генетического принципа в психологии:
Во всех психологических парадигмах важным объяснительным принципом является выяснение причин психической активности – принцип детерминизма или обусловленности. Вне сомнения, мы не можем сводить этот принцип в рамки психологической теории деятельности, согласно которой истоки, причины, детерминанты (как и в бихевиоризме –– истоки поведения) лежат вовне — в мотивах, трактуемых как предмет, или в опредмеченных потребностях. Принцип обусловленности подразумевает существование не только линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла» (как это обнаруживается в любых советских методологических концепциях, начиная с А.Н. Леонтьева, попытках структурного представления деятельности), но и акаузальных взаимосвязей как внутри психики, так и между событиями внутреннего и внешнего мира. Всегда есть проблема источника и первичной полевой детерминанты психической активности. Топологическое разрешение при этом многообразно:
Так или иначе, все это многообразие идеи детерминизма не учитывало тот факт, что любой фактор, отнесенный вовне, делает его не внешним по отношению к человеку, а его собственным. Более того - все психические процессы и функции, механизмы и феномены являются продуктами самого сознания или, что еще точнее, привнесенности сознания в «тело в мире». Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур персоны, интерперсоны, трансперсоны, между которыми существует энергоинформационное взаимодействие. Характер этого взаимодействия определяет паттерны отношений человека с окружающим миром и с самим собой. В дополнение нам хочется отметить еще несколько важных замечаний.
Интегративная методология предполагает привлечение к анализу находок и достижений тех психологических, философских, психодуховных традиций и подходов, которые наиболее продуктивно работают в конкретной феноменальной области психологии. Интегративная психология предлагает механизмы развития психологического знания, в качестве которых выдвигаются: взаимодействие между всеми волнами психологии, интегративный диалог альтернативных подходов, традиций, школ и критическое рефлексивное позиционирование. Интегративный подход – это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях. Главной целью психологии мы видим в том, чтобы воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную парадигму современной психологии. Все пять психологий, на которые мы указывали выше, представляют собой:
Интегративная психология выбирает всю психическую реальность в качестве предмета проблематизации и объяснения. Что касается уровневой организации психической реальности, при первом приближении нами выделяются персона, интерперсона и трансперсона, которые полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических и соматических до трансперсональной как в индивидуальной, так и в групповой формах. С этими тремя подсистемами взаимодействует индивидуальное свободное сознание, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений между глобальными подсистемами или отношение и напряжение внутри самих систем. Каждая глобальная система (персона, интерперсона и трансперсона) имеет три класса компонентов (материальные, социальные и духовные). Таким образом, при втором приближении мы можем вычленить девять базовых конструктов, имеющих системные связи между собой, своей целостностью, являющиеся как предметом исследования, так и воздействия и трансформации: Персона – Эго-материальное, Эго-социальное, Эго духовное Интерперсона – формы социального сознания и бессознательного и их реализации на уровне материальных, социальных и духовных носителей. Интерперсона материальная (предметно материальное оформление социальных статусов и ролей). Интерперсона социальная – система интеракций и отношений, обусловленная статусно-ролевыми идентификациями в социальных сообществах. Интерперсона духовная – система морально-этических и экзистенциальных ценностей и норм социальных сообществ. Трансперсона - Трансперсона материальная (предметно-материальные изображения духовной атрибутики – начиная с медного крестика и примитивных янтр заканчивая монастырскими комплексами и пирамидами), Трансперсона социальная (социальное оформление духовных традиций и религий – начиная от бинарных отношений между гуру и учеником, заканчивая социальной организацией мировых религий), Трансперсона духовная (истые трансерсональные переживания, имеющие нуминозный и сакральный характер как индивидуального (например саттори), так и группового характер (групповой индуцированный религиозный экстаз). Все девять подструктур имеют уникальную и очень сложную системную организацию, требующую каждый раз специального анализа, как на структурном, так и на процессуально-динамическом аспектах. В ближайшее время мы хотим предпринять попытку конспективного описания всех 9 подсистем. Что, на наш взгляд, и явится интегративным объяснением психической реальности. При этом мы четко осознаем, что, несмотря на любые состояния человека (экстаз, грусть, депрессия), несмотря на интеллектуальный или культурно-образовательный уровень, половую, расовую или этническую идентичность - все время мы имеем своим предметом индивидуальное свободное сознание. Мы имеем дело как профессиональные психологи всегда на уровне субъектности целостное, абсолютно недифференцированное сознание, которое во многих смыслах не нуждается ни в каких объяснениях и которому вообще-то глубоко индифферентно, каким образом мы расчленяем саму психическую реальность и само сознание. Неважно, какую свою непонятость мы рожаем, и какие содержания по поводу психической реальности при этом формируются. То ли это конструкции фрейдовские - Ид, Эго и Суперэго, или теория поля, или деятельностный подход… То ли мы вычленяем юнгианские архетипы, включая достижение Самости и путь индивидуации. Сама психическая реальность при этом не меняется и, самое главное, не меняются ни поведение, ни эмоциональные состояния и отношения личности, функционирование психики. Содержание объяснения меняется, некий текст понимания-непонимания, но сама суть, сам предмет психологического объяснения не меняется. В чем тогда смысл бесконечной дифференциации нашей науки? В нахождении таких моделей объяснения, которые обладали целостностью, силой, простотой и интеллектуальной красотой С одной стороны, мы вроде бы заявляем интегративный подход, интегративную психологию, которая теоретически и практически должна воссоздать всецелостность и всесвязность сознания. И мы обозначаем некий путь, некую стратегию. С другой стороны, мы уже имеем факт – каждый человек, кто читает этот текст и тот, который не читает и который спит – все время мы имеем факт того, само сознание уже целостно и не требует никакого объяснения. И по большому-то счету никуда стремиться не надо. Почему? Потому что цель уже присутствует здесь и сейчас, присутствует от первого вдоха до последнего выдоха – целостность и полная интегрированность сознания. По большому счету мы смотрим на мир оттуда, куда мы стремимся. Психология, которая исследует сознание – это попытка дифференцировать, расчленить предмет, который уже целостен. Но, с другой стороны, любая рефлексия, любое понимание, любое самопонимание строится на дифференциации, на расчленении реальности. Интегративная психология – это попытка отрефлексировать сознание самое себя, объяснить сознанию, чем оно сущностно является. По большому счету, задача эта, если не пиковая, невозможная, то, в крайнем случае, очень трудно достижимая. Самая, наверное, большая и окончательная попытка, которую мы совершаем в этом мире, это попытка, чтобы нас поняли в этом мире. И когда это случается – а это именно случается, - мы как раз и испытываем самое глубокое удовлетворение от своего существования. Чем вызвана интегративная психология? Она вызвана желанием, чтобы нас поняло больше людей. Интегративная психология – это попытка встать над психологией, над полем психологии. Потому что когда мы стоим на каком-то участке психологии (бихевиоризма, когнитивизма или психоанализа) мы всегда рассматриваем другие участки или как враждебные, как не свои. Это вызывает у психолога чувство собственности, идентификации, слияния с определенным объяснением в науке и чувство протеста, сопротивления другим пониманиям. В современной психологии существуют две противоположные тенденции – интеграции и дифференциации. Дифференциация связана не только с тем, что существует огромное количество теорий, школ, со своими исследовательскими и объяснительными принципами, понятийным аппаратом. Не меньшая дифференциация происходит на уровне воздействующих методов - практики. Эта тенденция приводит к отчужденности и претензии на автономность в обладании правдой, истиной в понимании психологии, индивидуальной или коллегиальной: «Я обладаю правдой!», «Мы обладаем правдой». Эти законы существования Эго и группового сознания трудно преодолеть и освободиться от этой тенденции мы не можем, ибо такова природа эго и группового самосознания. В этой ситуации мы можем совершать героическую попытку:
Горе многих психологов в том, что они ограничены в теории и в методе. У них нет внутренней свободы рассматривать теории, технологии, практики, методы просто как инструменты для работы. Психолог всегда ограничивается тем, что он имеет на уровне теории и практического метода. Когда-то кроманьонец взял орудие, адаптировал его под себя и ограничил себя этим орудием. Психолог уже не кроманьонец, но закономерность работает. Психолог ограничен содержанием теории и свойствами своего «орудия» - исследовательского или воздействующего метода. Мы, в некоторой степени, призываем к безграничности. В этом отношении интегративная психология одновременно является: А) теоретической парадигмой, но парадигмой открытости знанию, многомерного и целостного представления о психической реальности; Б) глобальной системой методов исследования и воздействия, которая соотносима со сложностью самой психической реальности. Интегративная психология в практическом приложении это огромный операциональный стол, на котором мы можем найти любой инструментарий, необходимый, достаточный для разрешения проблемных ситуаций клиента и, что не менее важно, для самого психолога. Когда я говорю о том, что будущее психологии в интеграции, я понимаю на самом деле, что это не столько моя истая галлюцинация и мое желание, а сколько объективная необходимость, которая связана с эволюцией человеческого самосознания и, особенно, с эволюцией самой психологии. На мой взгляд, психология уже настолько расчленена, что при дальнейшей дифференциации потеряет смысл. В современном мире нет ни одного человека, который может постигнуть психологию в ее содержательном отношении. Это касается не только истории психологии, но и ее категориального аппарата, смыслового пространства и предмета, начиная с психофизиологии и заканчивая трансперсональной психологией. Тем более, психологи излагают свой текст настолько разным языком, что трудно не только «человеку с улицы» (по выражению А.В.Юревича), но профессионалу понять излагаемые смыслы. Приведем несколько примеров. «Выбор является знаком божественного происхождения человека и его предельной свободы. Человек – единственное избыточное существо во Вселенной. Он свободен и избыточен в мыслях, в чувствах, в поведении. Избыточность означает беспредельный выбор в мышлении, в поведении, чувствах. Важно понимать, что прямо сейчас ты можешь выбрать в качестве объекта своего осознания любой предмет реальности. Ты можешь думать о чашке, из которого прямо сейчас пьешь чай... Ты можешь думать о Боге или метакосмичнской пустоте… Ты можешь думать о свом ребенке или о проблеме когито Декарта… Ты можешь быть в неге воспоминаний о первой встрече с любимым человеком, присутствовать в здесь и сейчас или погрузиться в мечтания о будущем… При этом ты можешь впадать в ярость, в полную удовлетворенность бытием или тоску… И заполнить свое мышление и чувствование любым поведением… Ты можешь – это признак избыточности и свободы человека. И если ты говоришь – не могу – значит, ты забыл свое происхождение и свою природу. (В.В.Козлов, Психолог как духовный наставник.// SIA «IZDENICIBAS NAMS UADZET», Рига, 2006) «Основы теории гомеостаза групповой деятельности операторов включают в себя концептуальную теоретико-множественную модель функционально избыточной оргструктуры СУ ЧМК, устанавливающую расширение области гомеостаза за счет резервов живучести группы, понятийный аппарат описания функционально избыточных оргструктур, метод выявления (метод анализа) и метод использования функциональной избыточности для обеспечения гомеостаза деятельности группы.» (В.М.Львов, «Основные категории механизмов регуляции групповой деятельности») |
Седьмая волна психологии Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что | Духовное противостояние фашизму. («Седьмая симфония Шостаковича»... Во время войны композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал Седьмую симфонию, ставшую великим произведением, которое вдохновляло... | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | ||
Темы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата... Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные... | Коммуникативный стиль педагога как фактор инициации смыслообразования старшеклассников Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии | Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... | ||
Что запрещает седьмая заповедь? Спаситель так учит судить о прелюбодействе: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработчики программы: Карапетян Л. В., кандидат псих наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии... | ||
Программные вопросы для подготовки студентов к экзамену ... | Педагогика и психология Предмет психологии. Психика человека. Специфика психического отражения. Структура психических явлений. Структура современной психологии.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс составлен с учетом наличия у студентов знаний об основах общей психологии, возрастной и социальной психологии, конфликтологии,... | Песнь Седьмая Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг... |