Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.2 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер127.2 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса


Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Кафедра общей психологии и психологии личности

ПРОГРАММА КУРСА




«Методика преподавания психологии»



Направление: 521000 Психология

Специальность: 020400 Психология

Семестры: 6

Программа принята "Утверждаю"


учебно-методической комиссией

факультета психологии Проректор по учебной работе

15 февраля 2001 г. ____________ Прокопьев В.П.

"01" сентября 2001 г.




Общее количество часов (трудоемкость)

в том числе

 лекции

 практические занятия

 семинарские занятия

 лабораторные занятия

54 часа
18 часов

18 часов

-

-

Отчетности:

 экзамен

 зачет



-

6 семестр

Контрольные мероприятия:

Контрольные работы (семестр, количество) - нет

Домашние контрольные задания (семестр, количество) - нет


Коллоквиумы (семестр, количество) - нет

Другие контрольные мероприятия (если есть) - нет


Разработчики программы: Карапетян Л.В., кандидат псих. наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии Уральского госуниверситета им. А.М. Горького


I. ВВЕДЕНИЕ

1. Цель дисциплины. Основная цель курса "Методика преподавания психологии" - подготовка студентов к практической работе в роли преподавателя психологического знания, формирования у них умений и навыков структурирования курса психологии, непосредственной преподавательской деятельности на лекциях, семинарах, практических занятиях со студентами, на уроках психологии в школе. Как отмечают В.Я. Ляудис и И.И. Ильясов, целью обучения психологии должно являться теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического знания - в единстве знания и действия. Поэтому теоретическое познание вне способов действования, которые могут быть направлены двусторонне - на себя и на других людей, - не есть подлинно научное психологическое знание. Таким образом, сложность достижения цели психологии - в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения. Именно такая позиция выступает образовательным ориентиром при проектировании курса, знакомящего студентов с методическими аспектами преподавания психологии.

2. Задачи дисциплины. Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач обучения:

1. Определение значения и места психологии как учебного предмета;

  1. Определение и разработка содержания психологического образования (чему учить);

  2. Овладение методами и средствами обучения психологии, организационными формами (как учить);

  3. Рассмотрение закономерностей обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения психологии.

  4. Формирование умения структурировать любой психологический курс.

  5. Формирование умения простраивать образовательные программы по курсам психологических дисциплин.

3. Место «Методики преподавания психологии» в системе высшего профессионального образования.

В качестве методологической основы курса «Методика преподавания психологии» служат такие дисциплины, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология». Успешное освоение данной дисциплины обеспечивает эффективное прохождение педагогической практики, способствует профессиональному самоопределению студента, закладывает фундамент дальнейшего изучения психологических курсов «Методика преподавания психологии в высших учебных заведениях», «Педагогическая стрессология», «Психологическая служба в системе образования».

4.Требования к уровню усвоения содержания курса.

В результате освоения курса «Методика преподавания психологии» студент должен:

Знать

  • цели и содержание обучения психологии в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

  • специфику содержания психологических дисциплин на разных уровнях образования;

  • основные принципы, методы и средства личностно-ориентированного взаимодействия;

  • нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность преподавателя психологии, ориентироваться в их применении в собственной деятельности;

Уметь

  • использовать в работе государственные образовательные стандарты как ориентиры собственной педагогической деятельности;

  • осуществлять образовательную работу по преподавании психологических дисциплин в соответствии с образовательными программами;

  • применять в практической деятельности отношения творческого сотрудничества;

  • осуществлять педагогическую диагностику уровня усвоения психологических дисциплин на разных этапах обучения;

  • выявлять причины затруднений при усвоении психологических знаний;

  • анализировать результаты собственной педагогической деятельности на разных этапах образовательного процесса, вносить изменения в свою работу на основе проведенного анализа;

Владеть

  • навыками анализа, проектирования и конструирования учебного процесса при обучении психологии;

  • интенсивными технологиями преподавания психологических дисциплин;

  • педагогической техникой и режиссурой ведения учебного занятия;

Иметь представление

  • об отечественной и зарубежной истории преподавания психологии;

  • о состоянии проблемы методики преподавания психологии на Западе;

  • о путях и средствах совершенствования педагогического мастерства;

  • о типах учебных заведений, где осуществляется преподавание психологии.

  1. Методическая новизна курса «Методика преподавания психологии» заключается в применении таких форм и методов работы как:

    • Интерактивная лекция;

    • Лекция – визуализация;

    • Проблемная лекция;

    • Моделирование ситуаций образовательного пространства;

    • Занятия с применением видеокамеры и телевизора;

    • Позиционное моделирование;

    • Деловые и ролевые игры и других интерактивных методов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина. Вопрос о целях и средствах в преподавании психологии

Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в современной педагогической психологии. Роль и место психологии на современном этапе развития образовательной системы. Специфика роли психологического образования в средней (полного образования) и высшей школе.
Цели преподавания психологии на психологических и непсихологических факультетах вузов

Краткий очерк традиций университетского образования. Академическая направленность преподавания психологии на психологических факультетах. Организация научно-исследовательской работы студентов и ее роль в преподавании психологии. Актуальность задачи сближения теоретической и практической психологии в подготовке современного специалиста.

Ориентировка целей обучения психологии на непсихологических факультетах на профессию грамму будущего специалиста. Специфика преподавания психологии будущим педагогам. Зависимость формулировки целей обучения психологии от модели допрофессиональной подготовки. Цели гуманитарного цикла в техническом и гуманитарном вузе. Место психологии как учебного предмета гуманитарного цикла.

Знание как цель и средство. Роль психологического знания в формировании рефлексивно-мыслительной культуры будущего специалиста.

Цели преподавания психологии в школе


Проблема целей преподавания психологии в школе (обсуждение дискуссионных материалов). Формирование психологической культуры индивида как цель преподавания курса психологии в школе. Возможности курса психологии в решении возрастных и индивидуальных проблем детей.

Анализ существующих программ по психологии для учащихся школ.

Анализ существующих учебников по психологии для учащихся школ.

Внеклассная работа по психологии. Школьное психологическое общество. Возможности исследовательской работы школьников. Вопрос о возможности использования диагностического инструментария в исследовательской работе школьников и работе преподавателя психологии.
Методика структурирования содержания курса психологии

Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки Выделение исходных единиц формируемой деятельности. Смыслополагание и мотивация в курсе психологии. Общая характеристика система психологических знаний и особенности организации разделов. Содержание курса психологии в соотношении с его целями.

Алгоритмы конкретизации целей и содержания обучения психологии. Методика создания учебных (методических) пакетов по предмету "Психология".
Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории учебной деятельности

Психологические аспекты в формулировании целей обучения, содержания обучения. Проблемы отбора содержания образования с психологической точки зрения. Принципы обучения, виды обучения и их формы. Психологическое содержание понятия "преподавание" и "учение".

Структура учебной деятельности. Предмет и продукт учебной деятельности. Состав учебной деятельности: характеристика ориентировочных, исполнительских и контрольных действий учащегося. Специфика деятельности самообразования.

Методика проведения лекции по психологии


Виды лекции (лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия). Формирование лекционного мастерства. Работа над конспектом. Структура конспекта.

Специфика общения лектора с аудиторией. Предречевая ориентация. Неречевые компоненты общения лектора с аудиторией. Риторические аспекты лекции по психологии.

Методика проведения семинарского занятия по психологии


Проблемность семинарского занятия по психологии. Возможные формы проблемных ситуаций в работе со студентами: сопоставление фактов, выдвижение (постановка) проблемы; выдвижение гипотезы ("самостоятельное" или обсуждение предложенной в науке), сопоставление гипотез ("самостоятельных" или предложенных в науке); практическая апробация гипотезы и выводы из нее; сопоставление интерпретаций одного и того же вопроса в научной литературе; моделирование этапов познания сущности; определение понятий; интерпретация "эмпирического" через "теоретическое" (привлечение вненаучного знания, в частности, художественных и публицистических текстов).

Формирование научно-познавательной рефлексии на семинарском занятии. Управление познавательной деятельностью студентов.

Обучающая игра. Семинар по методу малых групп. Эвристический диалог. Организация самостоятельной работы на лекции и семинаре.

Методика проведения урока психологии в школе


Обсуждение конкретных методических разработок.
Организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов

Специфика самостоятельной работы в вузе Лекция и семинар как факторы организации самостоятельной работы студентов Помощь в конспектировании. Техника работы над рефератом Подготовка библиографии. Работа по анализу библиографии и содержания статен. Составление реферативного обзора. Подготовка аналитического обзора Написание текста лекции апробация ее в аудитории (школьной, студенческой). Разработка сценария "круглого стола". Студенческое научное общество ("психологический кружок", "проблемная группа", "просеминарии" и т.д.). Метод тестирования при контроле знаний студентов. Оценка и контроль качества содержательного усвоения. Программированный (компьютерный) контроль Экспресс-контрольные задания. Олимпиады и учебные конференции по психологии.
Перечень заданий для самостоятельной работы студентов

1. Разработка сценария урока по психологии в начальной школе.

2. Разработка сценария урока по психологии в средней школе.

3. Разработка сценария урока по психологии для старшеклассников.

4. Разработка сценария внеклассного мероприятия по психологии для начальной школы.

  1. Разработка сценария внеклассного мероприятия по психологии для подростков.

  2. Разработка сценария внеклассного мероприятия по психологии для старшеклассников.

  3. Подготовка выступления на родительском собрании младших школьников по актуальной теме.

  4. Подготовка выступления на родительском собрании подростков по актуальной теме.

  5. Подготовка выступления на родительском собрании старшеклассников по актуальной теме.

  6. Подготовка выступления на педагогическом совете преподавателей начальной школы по актуальной теме.

  7. Подготовка выступления на педагогическом совете преподавателей средней школы по актуальной теме.

  8. Подготовка выступления на педагогическом совете преподавателей старшей школы по актуальной теме.

  9. Подобрать и смонтировать видеофрагменты с демонстрацией различных этапов урока.

  10. Подобрать и смонтировать видеофрагменты с демонстрацией различных приемов преподавания.

  11. Разработать программу по психологии для определенного класса школы.

  12. Сделать развернутую аннотацию учебника по психологии (любого).

  13. Составить программу психологического факультатива по психологии.

  14. Составить подборку иллюстративного материала по программе.

  15. Составить подборку диагностического материала по программе.

  16. Составить подборку научно-популярного материала по программе.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ.


№ п/п

Раздел, тема

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по темам

лекции

практические







1

Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина. Методологические основы. Личность преподавателя психологии.

4

2




6

2

Особенности преподавания психологии на непсихологических факультетах вузов

2

2




4

3

Особенности преподавания психологии на факультетах психологии

2

2




4

4

Методика структурирования содержания курса психологии

2

2




4

5

Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории учебной деятельности

2

-




2

6

Методика проведения лекционного и семинарского занятия по психологии

2

4




6

7

Методика проведения урока по психологии в школе

2

4




6

8

Организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов

2

2




4




Всего

18

18




36


IV. Форма итогового контроля – зачет.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск