Скачать 127.2 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности ПРОГРАММА КУРСА«Методика преподавания психологии»Направление: 521000 Психология Специальность: 020400 Психология Семестры: 6 Программа принята "Утверждаю"учебно-методической комиссией факультета психологии Проректор по учебной работе 15 февраля 2001 г. ____________ Прокопьев В.П. "01" сентября 2001 г.
I. ВВЕДЕНИЕ 1. Цель дисциплины. Основная цель курса "Методика преподавания психологии" - подготовка студентов к практической работе в роли преподавателя психологического знания, формирования у них умений и навыков структурирования курса психологии, непосредственной преподавательской деятельности на лекциях, семинарах, практических занятиях со студентами, на уроках психологии в школе. Как отмечают В.Я. Ляудис и И.И. Ильясов, целью обучения психологии должно являться теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического знания - в единстве знания и действия. Поэтому теоретическое познание вне способов действования, которые могут быть направлены двусторонне - на себя и на других людей, - не есть подлинно научное психологическое знание. Таким образом, сложность достижения цели психологии - в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения. Именно такая позиция выступает образовательным ориентиром при проектировании курса, знакомящего студентов с методическими аспектами преподавания психологии. 2. Задачи дисциплины. Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач обучения: 1. Определение значения и места психологии как учебного предмета;
3. Место «Методики преподавания психологии» в системе высшего профессионального образования. В качестве методологической основы курса «Методика преподавания психологии» служат такие дисциплины, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология». Успешное освоение данной дисциплины обеспечивает эффективное прохождение педагогической практики, способствует профессиональному самоопределению студента, закладывает фундамент дальнейшего изучения психологических курсов «Методика преподавания психологии в высших учебных заведениях», «Педагогическая стрессология», «Психологическая служба в системе образования». 4.Требования к уровню усвоения содержания курса. В результате освоения курса «Методика преподавания психологии» студент должен: Знать
Уметь
Владеть
Иметь представление
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫМетодика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина. Вопрос о целях и средствах в преподавании психологии Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в современной педагогической психологии. Роль и место психологии на современном этапе развития образовательной системы. Специфика роли психологического образования в средней (полного образования) и высшей школе. Цели преподавания психологии на психологических и непсихологических факультетах вузов Краткий очерк традиций университетского образования. Академическая направленность преподавания психологии на психологических факультетах. Организация научно-исследовательской работы студентов и ее роль в преподавании психологии. Актуальность задачи сближения теоретической и практической психологии в подготовке современного специалиста. Ориентировка целей обучения психологии на непсихологических факультетах на профессию грамму будущего специалиста. Специфика преподавания психологии будущим педагогам. Зависимость формулировки целей обучения психологии от модели допрофессиональной подготовки. Цели гуманитарного цикла в техническом и гуманитарном вузе. Место психологии как учебного предмета гуманитарного цикла. Знание как цель и средство. Роль психологического знания в формировании рефлексивно-мыслительной культуры будущего специалиста. Цели преподавания психологии в школеПроблема целей преподавания психологии в школе (обсуждение дискуссионных материалов). Формирование психологической культуры индивида как цель преподавания курса психологии в школе. Возможности курса психологии в решении возрастных и индивидуальных проблем детей. Анализ существующих программ по психологии для учащихся школ. Анализ существующих учебников по психологии для учащихся школ. Внеклассная работа по психологии. Школьное психологическое общество. Возможности исследовательской работы школьников. Вопрос о возможности использования диагностического инструментария в исследовательской работе школьников и работе преподавателя психологии. Методика структурирования содержания курса психологии Конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки Выделение исходных единиц формируемой деятельности. Смыслополагание и мотивация в курсе психологии. Общая характеристика система психологических знаний и особенности организации разделов. Содержание курса психологии в соотношении с его целями. Алгоритмы конкретизации целей и содержания обучения психологии. Методика создания учебных (методических) пакетов по предмету "Психология". Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории учебной деятельности Психологические аспекты в формулировании целей обучения, содержания обучения. Проблемы отбора содержания образования с психологической точки зрения. Принципы обучения, виды обучения и их формы. Психологическое содержание понятия "преподавание" и "учение". Структура учебной деятельности. Предмет и продукт учебной деятельности. Состав учебной деятельности: характеристика ориентировочных, исполнительских и контрольных действий учащегося. Специфика деятельности самообразования. Методика проведения лекции по психологииВиды лекции (лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия). Формирование лекционного мастерства. Работа над конспектом. Структура конспекта. Специфика общения лектора с аудиторией. Предречевая ориентация. Неречевые компоненты общения лектора с аудиторией. Риторические аспекты лекции по психологии. Методика проведения семинарского занятия по психологииПроблемность семинарского занятия по психологии. Возможные формы проблемных ситуаций в работе со студентами: сопоставление фактов, выдвижение (постановка) проблемы; выдвижение гипотезы ("самостоятельное" или обсуждение предложенной в науке), сопоставление гипотез ("самостоятельных" или предложенных в науке); практическая апробация гипотезы и выводы из нее; сопоставление интерпретаций одного и того же вопроса в научной литературе; моделирование этапов познания сущности; определение понятий; интерпретация "эмпирического" через "теоретическое" (привлечение вненаучного знания, в частности, художественных и публицистических текстов). Формирование научно-познавательной рефлексии на семинарском занятии. Управление познавательной деятельностью студентов. Обучающая игра. Семинар по методу малых групп. Эвристический диалог. Организация самостоятельной работы на лекции и семинаре. Методика проведения урока психологии в школеОбсуждение конкретных методических разработок. Организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов Специфика самостоятельной работы в вузе Лекция и семинар как факторы организации самостоятельной работы студентов Помощь в конспектировании. Техника работы над рефератом Подготовка библиографии. Работа по анализу библиографии и содержания статен. Составление реферативного обзора. Подготовка аналитического обзора Написание текста лекции апробация ее в аудитории (школьной, студенческой). Разработка сценария "круглого стола". Студенческое научное общество ("психологический кружок", "проблемная группа", "просеминарии" и т.д.). Метод тестирования при контроле знаний студентов. Оценка и контроль качества содержательного усвоения. Программированный (компьютерный) контроль Экспресс-контрольные задания. Олимпиады и учебные конференции по психологии. Перечень заданий для самостоятельной работы студентов 1. Разработка сценария урока по психологии в начальной школе. 2. Разработка сценария урока по психологии в средней школе. 3. Разработка сценария урока по психологии для старшеклассников. 4. Разработка сценария внеклассного мероприятия по психологии для начальной школы.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ.
IV. Форма итогового контроля – зачет. |