Министерство образования и науки рФ
уральская государственная юридическая академия
кафедра __________________________________________________
УТверждаю
Заведующий кафедрой
_____________________
(протокол заседания кафедры
№ ___ от _________________)
Рабочая ПРОГРАММА дисциплины
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Наименование дисциплины
Направление подготовки: 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Форма обучения
_____________________очная _______________________
(очная, очно-заочная, заочная и др.)
1. Цели и задачи дисциплины «Основы управления».
Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов комплексных знаний и умений в сфере информационного управления. В ходе освоения дисциплины студент готовится к выполнению следующих профессиональных задач:
нормотворческая деятельность: участие в создании и подготовке информационных актов, регулирующих отношения в сфере человеческого взаимодействия;
правоохранительная деятельность: обеспечение законности информационного взаимодействия и информационного правопорядка в жизнедеятельности общества;
правоприменительная деятельность: совершение действий, связанных с реализацией информационно-коммуникативных действий; составление информационных документов, необходимых в деятельности органов различных инстанций;
2. Место дисциплины в структуре ООП: 3. Требования к результатам освоения дисциплины: После освоения курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): ___________________________________________________________________
_
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
После освоения курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: категориальный аппарат дисциплины, основные методологические концепции и теории.
Уметь: анализировать и сравнивать между собой различные техники информационного взаимодействия.
Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками выступления перед аудиторией, выявления манипулятивных приемов в информационном взаимодействии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 16
|
|
|
|
| Семинарские занятия (С)
| -
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 64
|
|
|
|
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
| -
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Контрольная работа
| -
|
|
|
|
| Курсовая работа
| -
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 23,5
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| З
|
|
|
|
| Общая трудоемкость 144,6 часов
зач. ед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Структура и содержание учебной дисциплины.
Тематический план для очной формы обучения студентов.
№
п/п
| Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| Лекции
| Семинарские занятия (практические, лабораторные)
| СРС
|
| I
| Модуль 1
(Общая характеристика управления)
| 2
| 4
|
|
| 1.
| Тема 1 Сущность и основные компоненты управления.
| 2
| 4
|
|
| II
| Модуль 2
(Информация и коммуникация как основа управления)
| 2
| 12
|
|
| 1
| Тема 1 Сущность и структура информации.
| 1
| 6
|
|
|
| Тема 2 Сущность коммуникации и коммуникативной деятельности.
| 1
| 6
|
|
| III
| Модуль 3 (Организационные формы отношения с прессой)
| 4
| 12
|
|
|
| Тема 1 Пресс-конференция.
| 2
| 6
|
|
|
| Тема 2 Презентация и иные формы отношений с прессой.
| 2
| 6
|
|
| IV
| Модуль 4 (Информационный пакет документов)
| 4
| 16
|
|
|
| Тема 1 Контролируемые информационные документы.
| 2
| 8
|
|
|
| Тема 2 Неконтролируемые информационные документы.
| 2
| 8
|
|
| V
| Модуль 5 Манипулятивные технологии информационного взаимодействия
| 4
| 20
|
|
|
| Тема 1 Манипуляции в СМИ.
| 2
| 10
|
|
|
| Тема 2 Манипуляции в переговорах.
| 2
| 10
|
|
|
6. Содержание дисциплины:
Модуль 1. Общая характеристика управления.
Тема 1. Сущность и основные компоненты управления. Назначение и разновидность управления. Цели, методы, средства, процессы, закономерности, принципы и проблемы управления. Принятие решений в деловой сфере. Модуль 2 (Информация и коммуникация как основа управления)
Тема 1. Сущность и структура информации. Сущность и структура информационной среды. Этапы эволюции информационной среды. Базовые свойства информационной среды. Основные тенденции развития современной информационной среды.
Тема 2. Сущность коммуникации и коммуникативной деятельности. Основания теории коммуникации: разработки М. Бахтина, М. Вебера, Л. Выгодского, Э.Дюркгейма, Д. Мида, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, Т. Шибутани и др. Понятие коммуникации и коммуникационной деятельности. Цель коммуникативной деятельности. Коммуникация и общение. Сущность принципов информационного обмена. Информационный, психологический, семиотический подходы к моделированию коммуникативного процесса Модели коммуникации Р. Барта, Д. Лассвелла, Мак-Льюэна, О. Розеншток-Хюсси, Хайнц фон Фестер К. Шеннона, Р. Якобсона. Модуль 3 (Организационные формы отношения с прессой).
Тема 1 Пресс-конференция. Что такое пресс-конференция. Цели пресс-конференции. Подготовка к мероприятию (дата и время, оповещение, аккредитация, информационный пакет, сценарий, репетиция). Место проведения пресс-конференции. Этапы пресс-конференции (вступление, выступления (регламент), вопросы-ответы, видеоматериалы). Работа ПР-специалиста до начала пресс-конференции, в процессе пресс-конференции и по окончании пресс-конференции. Конференция и брифинг (сходства и различия).
Тема 2 Презентация и иные формы отношения с прессой. Что такое презентация. Действующие лица. Цели и отличительные особенности презентации. Сценарий проведения презентации. Концепция устного ПР-обращения. Структура устного ПР-обращения. Факторы эффективной презентации. Контакты с прессой. Аудиовизуальные материалы (технологические особенности презентации). Пресс-тур. Схема проведения пресс-тура. Модуль 4 (Информационный пакет документов)
Тема 1. Контролируемые информационные документы. Письмо; информационный релиз; приглашение; буклет и проспект; брошюра; листовка; заявка и предложение; текст речей и выступлений. Контролируемые внутрикорпоративные виды письменной коммуникации: отчет; информационный листок, ньюслеттер, бюллетень; медиа-план; медиа-карта; пресс-дайджест.
Тема 2. Неконтролируемые информационные документы. Письмо в редакцию; заявление для СМИ; медиа- / ньюс- / пресс-релиз; бэкграундер; биографическая справка; статья; факт-лист; заявление для СМИ; медиа- / ньюс- / пресс-кит. Модуль 5 Манипулятивные технологии информационного взаимодействия
Тема 1. Манипуляции в СМИ. Макро- и микроуровневые приемы создания информационного потока. Информационные поводы. Сенсация и «сенсационность». Основные законы и принципы. Эволюция негативных технологий. Отличительные особенности негативных технологий в различных сферах общественного бытия. Компромат и основные принципы, определяющие поведение субъекта в условиях компрометирующего воздействия. Виртуализация. Формальные и неформальные каналы распространения негативных технологий (СМИ, слухи, внутрикулуарная коммуникация). Реклама спонсорство и Интернет в НТ. Роль кадрового состава организации в реализации негативных технологий.
Тема 2. Манипуляции в переговорах. Основные технологические направления манипуляции. Давление (создание ажиотажа, затягивание времени, завуалирование, прессинг). Дипломатия (тщеславие, инерционность мышления, эмоциональность). Логика (дозированность, избыточность и неструктурированность информации, смещение акцента). Привлечение третьей стороны (помощник, эксперт, традиции). Способы противодействия.
7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
№ п/п
| Наименование модуля
| Компетенции
| Результат освоения модуля
|
| Модуль 1
(Общая характеристика управления)
| (ОК-1), (ОК-3), (ОК-4), ОК-10) (ОК-11) (ПК-17) (ПК-19)
| Знать: категориальный аппарат дисциплины, основные методологические концепции и теории.
Уметь: анализировать и сравнивать между собой различные техники информационного взаимодействия.
Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками выступления перед аудиторией, выявления манипулятивных приемов в информационном взаимодействии.
|
| Модуль 2
(Информация и коммуникация как основа управления)
| (ОК-4), (ОК-5), (ОК-9), (ОК-11) (ОК-12); (ПК-17), (ПК-8) (ПК-13) (ПК-16)
| Знать: категориальный аппарат дисциплины, основные методологические концепции и теории.
Уметь: анализировать и сравнивать между собой различные техники информационного взаимодействия.
Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками выступления перед аудиторией, выявления манипулятивных приемов в информационном взаимодействии.
|
| Модуль 3 (Организационные формы отношения с прессой
| (ОК-1), (ОК-9), (ОК-5), (ОК-4), ОК-10) (ОК-12); (ПК-19), (ПК-8) (ПК-14) (ПК-15)
| Знать: категориальный аппарат дисциплины, основные методологические концепции и теории.
Уметь: анализировать и сравнивать между собой различные техники информационного взаимодействия.
Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками выступления перед аудиторией, выявления манипулятивных приемов в информационном взаимодействии.
|
| Модуль 4 (Информационный пакет документов)
| (ОК-1), (ОК-9), (ОК-5), (ОК-4), ОК-10) (ОК-11) (ОК-12); (ПК-19), (ПК-8) (ПК-16) (ПК-17) (ПК-13)
| Знать: категориальный аппарат дисциплины, основные методологические концепции и теории.
Уметь: анализировать и сравнивать между собой различные техники информационного взаимодействия.
Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками выступления перед аудиторией, выявления манипулятивных приемов в информационном взаимодействии.
|
| Модуль 5 Манипулятивные технологии информационного взаимодействия
| (ОК-9), (ОК-5), (ОК-4), ОК-10) (ОК-11) (ОК-12); (ПК-8), (ПК-17) (ПК-12) (ПК-14) (ПК-15)
| Знать: категориальный аппарат дисциплины, основные методологические концепции и теории.
Уметь: анализировать и сравнивать между собой различные техники информационного взаимодействия.
Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками выступления перед аудиторией, выявления манипулятивных приемов в информационном взаимодействии.
|
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины.
№ п/п
| Наименование модуля
| Текущий контроль
| Контроль самостоятельной работы студента
| I.
| Модуль 1
| Письменная контрольная работа
| Рефераты.
| II.
| Модуль 2
| Письменная контрольная работа
| Эссе.
| III.
| Модуль 3
| Деловая игра, диспут.
| Рефераты.
| IV.
| Модуль 4
| Деловая игра, диспут
| Эссе.
| V
| Модуль 5
| Деловая игра.
| Эссе.
|
8. 1 Примерная тематика рефератов:
Коммуникационный менеджмент: управленческая функция PR.
Проведение PR-компании коммерческой фирмой.
Проведение PR-компании государственной организацией.
Проведение PR-компании некоммерческим учреждением.
Специфические особенности ПР-практик в спорте.
Специфические особенности ПР-практик в туризме.
Информация как средство социального управления.
Информация и практическая деятельность субъекта.
Интернет и его воздействие на личность.
ПР-технологии в привлечении инвестиций.
ПР-компания как способ формирования общественного мнения.
СМИ как инструмент ПР-технологий.
Способы продвижения новостей в СМИ.
Технологии работы со СМИ в политическом, экономическом и социальном ПР.
Компромат и способы его нейтрализации.
Структура и функционирование СМИ.
СМИ как средство формирования организованного социального действия.
Информационный пакет документов и материалов: свойства и особенности.
Организационные формы отношений с прессой.
Информация как средство социального управления.
Проблема свободы и необходимости в организации и проведении PR -компании.
Investor Relations как направление PR-деятельности.
Разработка PR-программы в финансовой сфере.
Формирование инвестиционной привлекательности компании.
IR-кейс в PR-практике.
Аутосорсинг в PR.
Финансовая реклама как инструмент финансового PR.
Спонсорство и патронаж в PR.
Файндрайзинг в PR.
Связи с общественностью в органах государственной власти.
Лоббистская деятельность в РФ.
Лоббистская деятельность в США.
Лоббистская деятельность в ЕС.
Антикризисное управление в бизнесе,
Антикризисное управление в политике
Антикризисное управление в общественном секторе.
Манипуляции в деловых переговорах.
8.3. Примерные вопросы к экзамену/зачету.
Сущность управления.
Назначение управления.
Разновидности управления.
Цели управления.
Методы управления.
Средства управления.
Процессы управления.
Модель коммуникации К. Шеннона.
Модель коммуникации П. Лазарсфельда.
Модель коммуникации Г Лассвелла.
Модель коммуникации Т. Ньюкомба.
Сущность и структура информационной среды.
Содержание информационной среды.
Современные тенденции развития информационной среды.
Модели принятия решений вне деловой сферы.
Ошибки, совершаемые при принятии решений.
Модели принятия решений в деловой сфере.
Коллективное принятие решений.
Метод «Дельфи»
Метод номинальной группы.
Оценка эффективности управленческий решений.
Односторонние модели связи с общественностью.
Двусторонние модели связи с общественностью.
Этапы эволюции информационной среды.
Сущность принципов информационного обмена.
Пресс-конференция.
Презентация.
Контролируемые информационные документы.
Неконтролируемые информационные документы.
Приемы раскрутки желаемой темы.
Приему удушения нежелательной темы.
Манипуляция в переговорах. Приемы давления.
Манипуляция в переговорах. Приемы дипломатии.
Манипуляция в переговорах. Приемы логики.
Манипуляция в переговорах. Приемы привлечения третьей стороны.
Административно правовая культура управления.
Социально-психологическая культура управления.
Культура руководителей в управлении.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Камышников А.П., Махинин В.И. Основы управления в правоохранительных органах. – М.: «Щит-М», 2099. – 240 с.
2. Орлов А.А, Введение в коммуникационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.
3. Курлов А.Б. Основы теории коммуникации. – Уфа, РИЦ БашГУ, 2002. – 125 с. б) дополнительная литература
Аверин А.Н. Социальная информация и се роль в управлении: Учеб. пособие. - М., 1985.
Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. – М.: Гном-Пресс, 1997. - 256 с.
Антипов К.В. Паблик рилейшинз. – М.: Издательский дом Дашков и К. 2001. - 148 с.
Аррендондо Л. Искусство деловой презентации. – Челябинск, 1998. – 215 с.
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М.: ИПК ГС, 1995.
Базаров Т.Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса// Теория и практика антикризисного управления. - М.: ЮНИТИ, 1996.
Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов: Ключ к успеху: Пер. с исп. - М.: Дело, 1996.
Борисов Б.Л. Реклама и Паблик Рилейшнз. Алхимия власти. – М.: РИП-Холдинг, 1998. - 138 с.
Бочаров М.П. История Паблик Рилейшнз: нравы, бизнес, наука. – М.: Известия, 2000. - 176 с.
Блэк С. Введение в паблик рилейшнз /Пер. с англ. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 317 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: МГУ, 1995. - 252 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 1995. - 415 с.
Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. - М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. - 272 с.
Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство /Теория систем и руководство системами. - М., 1971.
Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. - М.: Экономика, 1983.
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование. - М.: Логос, 2000. - 490 с.
Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. - М.: Воскресенье, 1999. - 212 с.
Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 1996. - 335 с.
Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. - М., 1996.
Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 692 с.
Лукашев А.В., Пониделко А.В. "Черный PR" как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера. 2-e изд. - СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 2001 - 176 с.
Максимов А.А. "Чистые" и "грязные" технологии выборов: Российский опыт. - М. : Дело, 1999. - 448 с.
Мезенцева Л. В. Закон. Управление. Безопасность. - Долгопрудный, 1992.
Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: Инфра-М, 1998. - 320 с.
Перлаки И. Нововведения в организациях. - М., 1980.
Питерс Т., Уотмен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших кампаний. - М., 1987.
Пригожин А.И. Социология организаций. - М.: Наука, 1980. - 257 с.
Связи с общественностью в политике и государственном управлении. - М.: Издательство РАГС, 2001. – 518с.
Синяева И.М. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 1998. - 288 с.
Спивак В.А. Корпоративная культура. - Спб.: Питер, 2001. – 352 с.
Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум Паблик рилейшенз. Теория и практика. /Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 624 c.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1997.
Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие кампании. - М.: Экономика, 1988. - 368 с.
Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. /Пер. с англ. А.Д. Иорданского. - М.: Класс, 1996. - 224 с.
Худяков С. Внутрифирменные паблик рилейшнз в системе управления персоналом // Российский экономический журнал. №11. 1993.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие для студентов управлен. спец. вузов. - М.: Дело, 2000. - 271 с.
Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления – СПб.: Изд-во Cанкт-Петербургского университета, 1999. - 442 с.
Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. - М., 1994.
10. Образовательные технологии: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, лекции-презентаций, дискуссии, и т.д. в сочетание с аудиторной работой.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Разработчики:
Уфимский филиал уральской
государственной юридической академии доцент А.А. Уланов
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) |