Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений





Скачать 57.51 Kb.
НазваниеРабота с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений
Дата публикации12.12.2014
Размер57.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений

Содержательной, методической основой работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся в процессе обучения является текст: текст учебника, включающий разные способы представления информации – основной и дополнительный текст, таблицы, графики, карты, диаграммы, рисунки; текст рассказа учителя; тексты разных стилей и типов речи, создаваемые учащимися – сочинения, устные сообщения по теме, представления результатов проектных и исследовательских работ, рефераты, конспекты, планы и т.д.

Об особой роли текстов в интеллектуальном развитии личности говорят многие учёные, методисты. Так, например, афористичное высказывание русского писателя и книговеда Н.А. Рубакина о том, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», перекликается с мыслью И.Я.Лернера, что «неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление».

Через некоторые функции текста определяется само понятие интеллекта в работе Ю.М. Лотмана: передача новой информации (текстов); создание новой информации (то есть создание текстов, не выводимых однозначно по заданным алгоритмам из уже имеющихся, а обладающих определённой степенью непредсказуемости); память как способность хранить и воспроизводить информацию (тексты). Учёный подчёркивает, что «для функционирования интеллекта требуется другой интеллект», «интеллект всегда собеседник».

Однако часто текст не становится таким собеседником для учащихся, чтение не побуждает к созданию собственных мыслей: при выполнении задания рассказать некую информацию (информацию параграфа, текста проектной или исследовательской работы) учащиеся склонны к прямому цитированию текста оригинала, свободный пересказ с интерпретацией событий даётся им очень тяжело. То есть процессы порождения и понимания речи, являющиеся главными в речевой деятельности человека, затруднены. Понимание включает в себя использование языкового знания (знание языка высказывания); построение гипотетических интерпретаций воспринимаемой речи, которое идёт параллельно процессу восприятия; освоение сказанного; интерпретация намерений автора; соотнесение принимаемой информации с уже имеющейся.

В работе Джерома Брунера «Культура образования» отмечается, что, поскольку эволюция человека как биологического вида наделила его определёнными способами познания, мышления, ощущения и восприятия, мы не можем отрицать влияния прежних умственных состояний (mental states) на последующие. Если образование призвано помочь человеку выйти за пределы своих природных возможностей, оно должно передать ему «инструмент», «инструментарий» (toolkit), специально созданный культурой для этой цели.

Именно культуре работе с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, должно уделяться внимание на уроках гуманитарного цикла. Читая текст, человек познает связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через их отражение в тексте. Это означает, что понимание текста в итоге предполагает установление читателем связей между его смысловыми частями или между частями текста (например, параграфа) и целым текстом, в которых отражены связи реальные, объективно существующие; понимание текста невозможно без усвоения законов или правил, норм построения самого текста как особой объективной реальности. Это и есть тот инструментарий, которым должен владеть ученик-читатель. Овладение этим инструментарием осуществляется в основном на уроках русского языка, однако сформированные умения должны находить подкрепление на уроках истории, обществознания, географии. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу овладения учащимися умениями работать с информацией, причём эти умения находятся на пересечении предметных и метапредметных результатов.

Характеризуя умения работать с информацией отметим, что есть определённые, но незначительные отличия в умениях, используемых при работе с информацией, представленной или зафиксированной в различных видах (например, письменная/устная речь; текст/таблица/график/карта). Гораздо важнее, на наш взгляд, рассмотреть группы умений, соотносимых с выделением основных этапов работы с информацией: поиск – восприятие – осознание – переработка –– передача/использование. Данная классификация наиболее полно отражает деятельностный подход, на который ориентируют ФГОС второго поколения. Знание основных видов и умений, которыми должен овладеть учащийся, позволит учителю организовать работу по освоению информации. При этом желательно, чтобы и учащиеся понимали, какие виды умений им необходимы для успешной работы с информацией, представленной в различных формах.

Эта этапность позволяет выделить следующие группы умений:

- умения поиска информации (в библиотеках, каталогах, словарях и справочниках, географических и исторических атласах, то есть в различных источниках информации, включая СМИ и ресурсы Интернета);

- умения восприятия информации (восприятие вербальной информации – аудирование, текстовой – чтение, восприятие графической, числовой, схематической информации);

- умения осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста);

- умения переработки информации (умения, основанные на логических операциях анализа, сравнения, синтеза, аналогии, и умения семантического (обобщение) и лексического (совмещение, свёртывание) изменения информации);

- умения передачи/использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом).

Приведём примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на различных этапах работы с информацией.

  1. Задания, направленные на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста:

  1. Вставьте на месте пропусков в … абзаце необходимые по смыслу слова (Объясните, как вы понимаете значение слов, замените их синонимами).

  2. Предположите, о чем должна идти речь в тексте по выписанным из текста ключевым словам.

  3. Выполните работу по разметке текста (поставьте знак «?» там, где заканчивается мысль, требующая, на ваш взгляд, осмысления и постановки вопроса, запишите вопрос, который вам хотелось бы задать).

  4. Подчеркните главную информацию в тексте. В каждом ли предложении есть такая информация?

  5. Подчеркните слова и выражения, которые помогают вам следить за тем, как идет развитие мысли в тексте.

  6. Укажите номера предложений, которые, на ваш взгляд, должны стать началом нового абзаца (в тексте, представленном без абзацного членения).

  7. Укажите номера предложений, являющихся лишними в данном тексте (в тексте, с намеренно включенной лишней информацией).

  8. Укажите номера предложений (абзацев), в которых дана неверная информация (с точки зрения развертывания логики текста)

  9. Дайте название данному тексту.

  10. Придумайте тему выступления, сообщения, при работе над которым вам потребовались бы факты, примеры из данного текста.

  11. Восстановите последовательность предложений (абзацев), восстановите связи между предложениями абзаца.

  1. Задания, направленные на развитие умений перерабатывать и использовать информацию текста:

  1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти)

  2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

  3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

  4. Дополните текст своими примерами (описаниями, аргументами…), например: расскажите о творчестве одного из художников; включите рассуждение о том, существует ли связь и преемственность с золотым веком русской культуры.

  5. «Разверните» представленный абзацный зачин в абзац.

  6. Составьте предложение или небольшое сообщение опорой на словосочетание (предложение);

  7. Найдите в тексте тезис и доказательства, перестройте текст таким образом, чтобы доказательство стало выводом, следствием из приведенных примеров.

  8. Допишите текст (текст представлен без вступления или / и заключительного абзаца).

  9. Соедините абзацы (предложения), вставив подходящие по смыслу вводные слова и выражения.

  10. Напишите свой текст на основе нескольких текстов, других источников информации (карт, схем, графиков), дающих фрагментарное представление об одном и том же факте или явление, используя суммарную информацию этих текстов (источников информации).

Учитель русского языка Добротина И.Г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconПедагогические технологии, используемые педагогами гбоу сош №1420 в образовательной деятельности
...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconО чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики?
Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconЭпп/ооу
Реализация проекта «Продуктивные задания при работе с текстом как средство достижения метапредметных результатов»
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconМетодика работы по развитию умения самооценки первоклассников на...
Зменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconСправка по проведению выходной диагностики в 1-х классах Миякинского района
В апреле 2012 года проведена итоговая диагностика, направленная на выявление уровня сформированности предметных, метапредметных знаний...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconУрока: «Экономическое пространство Южной Америки»
Дидактическая цель: Создать условия для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов учащимися, усвоения знаний...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconУрок математики в 1-а классе
Коммуникативные: формирование умений использовать в речи слова «плюс», «минус» работа с информацией: формирование умений
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconДоклад на тему: «Самостоятельная работа как один из методов формирования...
«Самостоятельная работа как один из методов формирования личностных и метапредметных результатов»
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconОтзывы участников пилотного проекта «Педагогический десант»
«Системно-деятельностный подход как основа достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов», «Продуктивные...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconОрганизация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях
Фгос: предметных, метапредметных, личностных. Методика проведения спортивных мероприятий учитывает возрастные и психофизиологические...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconИнформационная справка
Виды текущего и рубежного контроля, сроки проведения, максимальное количество баллов
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconИнформационная справка
Виды текущего и рубежного контроля, сроки проведения, максимальное количество баллов
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconПо происхождению названий элементов их можно разделить на шесть групп
Стронций (от названия деревни Strontian в Шотландии, где был обнаружен минерал, содержащий стронций), Тулий (в честь Thule – древнее...
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений iconДиректор Н. С. Марков Введено в действие приказом №48 от 17. 05....
Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», фгос ООО второго поколения, Уставом гимназии и определяет организационную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск