Скачать 57.51 Kb.
|
Работа с текстом как честь рубежного контроля: формирование предметных и метапредметных умений Содержательной, методической основой работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся в процессе обучения является текст: текст учебника, включающий разные способы представления информации – основной и дополнительный текст, таблицы, графики, карты, диаграммы, рисунки; текст рассказа учителя; тексты разных стилей и типов речи, создаваемые учащимися – сочинения, устные сообщения по теме, представления результатов проектных и исследовательских работ, рефераты, конспекты, планы и т.д. Об особой роли текстов в интеллектуальном развитии личности говорят многие учёные, методисты. Так, например, афористичное высказывание русского писателя и книговеда Н.А. Рубакина о том, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», перекликается с мыслью И.Я.Лернера, что «неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление». Через некоторые функции текста определяется само понятие интеллекта в работе Ю.М. Лотмана: передача новой информации (текстов); создание новой информации (то есть создание текстов, не выводимых однозначно по заданным алгоритмам из уже имеющихся, а обладающих определённой степенью непредсказуемости); память как способность хранить и воспроизводить информацию (тексты). Учёный подчёркивает, что «для функционирования интеллекта требуется другой интеллект», «интеллект всегда собеседник». Однако часто текст не становится таким собеседником для учащихся, чтение не побуждает к созданию собственных мыслей: при выполнении задания рассказать некую информацию (информацию параграфа, текста проектной или исследовательской работы) учащиеся склонны к прямому цитированию текста оригинала, свободный пересказ с интерпретацией событий даётся им очень тяжело. То есть процессы порождения и понимания речи, являющиеся главными в речевой деятельности человека, затруднены. Понимание включает в себя использование языкового знания (знание языка высказывания); построение гипотетических интерпретаций воспринимаемой речи, которое идёт параллельно процессу восприятия; освоение сказанного; интерпретация намерений автора; соотнесение принимаемой информации с уже имеющейся. В работе Джерома Брунера «Культура образования» отмечается, что, поскольку эволюция человека как биологического вида наделила его определёнными способами познания, мышления, ощущения и восприятия, мы не можем отрицать влияния прежних умственных состояний (mental states) на последующие. Если образование призвано помочь человеку выйти за пределы своих природных возможностей, оно должно передать ему «инструмент», «инструментарий» (toolkit), специально созданный культурой для этой цели. Именно культуре работе с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, должно уделяться внимание на уроках гуманитарного цикла. Читая текст, человек познает связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через их отражение в тексте. Это означает, что понимание текста в итоге предполагает установление читателем связей между его смысловыми частями или между частями текста (например, параграфа) и целым текстом, в которых отражены связи реальные, объективно существующие; понимание текста невозможно без усвоения законов или правил, норм построения самого текста как особой объективной реальности. Это и есть тот инструментарий, которым должен владеть ученик-читатель. Овладение этим инструментарием осуществляется в основном на уроках русского языка, однако сформированные умения должны находить подкрепление на уроках истории, обществознания, географии. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу овладения учащимися умениями работать с информацией, причём эти умения находятся на пересечении предметных и метапредметных результатов. Характеризуя умения работать с информацией отметим, что есть определённые, но незначительные отличия в умениях, используемых при работе с информацией, представленной или зафиксированной в различных видах (например, письменная/устная речь; текст/таблица/график/карта). Гораздо важнее, на наш взгляд, рассмотреть группы умений, соотносимых с выделением основных этапов работы с информацией: поиск – восприятие – осознание – переработка –– передача/использование. Данная классификация наиболее полно отражает деятельностный подход, на который ориентируют ФГОС второго поколения. Знание основных видов и умений, которыми должен овладеть учащийся, позволит учителю организовать работу по освоению информации. При этом желательно, чтобы и учащиеся понимали, какие виды умений им необходимы для успешной работы с информацией, представленной в различных формах. Эта этапность позволяет выделить следующие группы умений: - умения поиска информации (в библиотеках, каталогах, словарях и справочниках, географических и исторических атласах, то есть в различных источниках информации, включая СМИ и ресурсы Интернета); - умения восприятия информации (восприятие вербальной информации – аудирование, текстовой – чтение, восприятие графической, числовой, схематической информации); - умения осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста); - умения переработки информации (умения, основанные на логических операциях анализа, сравнения, синтеза, аналогии, и умения семантического (обобщение) и лексического (совмещение, свёртывание) изменения информации); - умения передачи/использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом). Приведём примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на различных этапах работы с информацией.
Учитель русского языка Добротина И.Г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и | Педагогические технологии, используемые педагогами гбоу сош №1420 в образовательной деятельности ... | ||
О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики | Эпп/ооу Реализация проекта «Продуктивные задания при работе с текстом как средство достижения метапредметных результатов» | ||
Методика работы по развитию умения самооценки первоклассников на... Зменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений... | Справка по проведению выходной диагностики в 1-х классах Миякинского района В апреле 2012 года проведена итоговая диагностика, направленная на выявление уровня сформированности предметных, метапредметных знаний... | ||
Урока: «Экономическое пространство Южной Америки» Дидактическая цель: Создать условия для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов учащимися, усвоения знаний... | Урок математики в 1-а классе Коммуникативные: формирование умений использовать в речи слова «плюс», «минус» работа с информацией: формирование умений | ||
Доклад на тему: «Самостоятельная работа как один из методов формирования... «Самостоятельная работа как один из методов формирования личностных и метапредметных результатов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических... | ||
Отзывы участников пилотного проекта «Педагогический десант» «Системно-деятельностный подход как основа достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов», «Продуктивные... | Организация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях Фгос: предметных, метапредметных, личностных. Методика проведения спортивных мероприятий учитывает возрастные и психофизиологические... | ||
Информационная справка Виды текущего и рубежного контроля, сроки проведения, максимальное количество баллов | Информационная справка Виды текущего и рубежного контроля, сроки проведения, максимальное количество баллов | ||
По происхождению названий элементов их можно разделить на шесть групп Стронций (от названия деревни Strontian в Шотландии, где был обнаружен минерал, содержащий стронций), Тулий (в честь Thule – древнее... | Директор Н. С. Марков Введено в действие приказом №48 от 17. 05.... Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», фгос ООО второго поколения, Уставом гимназии и определяет организационную... |