Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы»





Скачать 253.21 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы»
страница1/2
Дата публикации17.12.2014
Размер253.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики

Кафедра прикладной информатики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ»

По направлению 080500 "Бизнес-информатика"

Профиль подготовки "Технологическое предпринимательство"»

Квалификация (степень) – «Бакалавр бизнес-информатики»

Форма обучения - очная.

Курс 3.

Семестр 5.

Москва

2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика", профиль подготовки – "Технологическое предпринимательство"»
Разработчики:

Кафедра прикладной информатики, доцент В.П. Офицеров
Рецензенты:

Кафедра прикладной информатики, профессор В.А. Дикарев

Кафедра прикладной информатики, доцент Ф.О. Федин

Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики (протокол №___от «__»________2013 г.)

Зав. кафедрой: д.т.н., профессор Ромашкова О.Н.

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра прикладной информатики, 2013
Цель дисциплины: ознакомление студентов с теоретическими и организационно - методическими вопросами построения и функционирования интеллектуальных систем, ознакомление с основными методами функционального программирования, разработке интеллектуальных систем, привитие навыков практических работ по проектированию баз знаний, использования нейросетевых технологий.
Задачи дисциплины: выработка у студентов системного подхода к решению задач инженерии знаний, навыков использования методов функционального программирования, способности ориентироваться в многообразии методов построения интеллектуальных информационных систем, их классификации. Рассмотреть особенности различных парадигм программирования, сравнить возможности процедурного и функционального программирования для решения различных классов задач. Освоить приёмы функционального программирования и дать навыки разработки приложений на языке F#.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Место дисциплины в учебном процессе: 3 курс 5 семестр по очной форме обучения бакалавров. Изучение предусмотрено в базовой части цикла профессиональных дисциплин. Студенты должны предварительно изучить курсы по программе бакалавров или специалистов: «Информатика и программирование», «Дискретная математика», «Базы данных».
Статус дисциплины в рабочем учебном плане Б.3.13
Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 3 зачетные единицы (108 часов) в пятом семестре.

Количество аудиторных часов: 57, из них 21 - лекционные занятия и 36 - лабораторные работы. Количество часов для самостоятельной работы: 51
Отчетность по дисциплине: дифференцированный зачет в пятом семестре.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями и компетенциями:

знание базовых курсов дисциплин «Программирование», «Дискретная математика», «Базы данных», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Теория систем и системный анализ».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-7, ОК-16, ПК-3, ПК-15 , ПК-18, ПК-19, ПК-20.
Общекультурные компетенции (ОК):

  • готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7);

  • способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);



Профессиональные компетенции (ПК):


  • выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-3);

  • проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-15);

  • разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18);




  • использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования (ПК-19);




  • использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20);



После изучения данной дисциплины студенты должны знать:


  • формы представления знаний;

  • классификацию ИИС;

  • методы функционального программирования



уметь:

  • использовать методы функционального программирования для разработки ИИС



владеть:

  • технологиями создания экспертных систем

  • основными принципами функционального программирования

  • навыками разработки приложений средней сложности на языке F#


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (В ЧАСАХ И ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ)


Виды учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры







5

Аудиторные занятия (всего)

57

57

В том числе:







Лекции

21

21

Лабораторные работы (ЛР)

36

36



















Самостоятельная работа

51

51










В том числе:







Подготовка реферата

16

16

Подготовка к лабораторным работам

10

10

Решение задач и т.д.

25

25

Курсовые экзамены







Общая трудоемкость часы

(зачетные единицы)

108 (3 з.е.)

108


5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Лабораторные занятия

СРС

Всего

1

Тема 1. Эволюция информационных систем. Понятие ИИТ, основные свойства. Области применения ИИТ и классификация интеллектуальных информационных систем.

4




8

12

2

Тема 2. Традиционные способы представления и обработки знаний в интеллектуальных системах. Архитектура ИИС. Проектирование ИИС. Методы приобретения знаний. Нейронные сети.


4

6

10

20

3

Тема 3. Определение и краткая история функционального программирования. Основы функционального программирования на F#.


4

4

10

18

4

Тема 4. Рекурсивные структуры данных. Списки. Примеры работы со списками.



4

10

11

25

5

Тема5. Типовые приемы функционального программирования. Императивные и объектно-ориентированные возможности F#. Параллельное и асинхронное программирование.

5

16

12

33


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Тема 1. Эволюция информационных систем. Понятие ИИТ, основные свойства. Области применения ИИТ и классификация интеллектуальных информационных систем.

Эволюция информационных систем. Понятие ИИТ, основные свойства. Технология создания экспертных систем. Реализация экспертных систем в предметной области. Применение искусственного интеллекта в разработке новых информационных технологий. Концепция интеллектуальной компьютерной программы. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. Системы с интеллектуальным интерфейсом. Самообучающиеся системы. Адаптивные информационные системы. Экспертные системы. Характерные особенности. Условия применения. Проблемные области: интерпретация, диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование, слежение, управление. Использование экспертных систем для принятия решений. Системы поддержки решений. Интеллектуальные базы данных. Классификация запросов.

2

Тема 2. Традиционные способы представления и обработки знаний в интеллектуальных системах. Архитектура ИИС. Проектирование ИИС. Методы приобретения знаний.


Отличия знаний от данных. Типичные модели представления знаний. Логическая модель представления знаний. Представление знаний правилами продукций. Объектно-ориентированное представление знаний фреймами. Модель семантической сети. Классификационные признаки экспертных систем. Составные части ИИС: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. Формы организации и представления знаний в экспертных системах. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания. Экстенсиональное и интенсиональное описание знаний. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Пространство поиска решений. Логический и эвристический методы принятия решений в ИИС. Рассуждсния на основе дедукции, индукции и аналогии. Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода. Обобщенная схема решения задач в ИИС. Приобретение знаний. Тестирование корректности знаний. Машинное обучение на примерах. Нейронные сети. Виды объяснений: ретроспективный, контекстный, негативный, гипотетический. Генерация объяснений. Диалоговое взаимодействие пользователя с ИИС, использование шаблонов, меню, естественного языка. Этапы проектирования: идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Разработка прототипов, развитие и модификация проекта. Участники процесса проектирования: предметные эксперты, инженеры знаний, конечные пользователи, их взаимодействие. Парадокс инженерии знаний.

Стратегии получения знаний. Аспекты извлечения знаний. Проблемы структурирования знаний. Семиотический подход к приобретению знаний. Методы извлечения знаний. Выявление «скрытых» структур знаний. Построение баз знаний для экспертных систем диагностики. Проблемы обучения интеллектуальных систем. Индуктивные выводы в логике. Средства компьютерной поддержки приобретения знаний. Методы и средства интеллектуального анализа данных.

Инструментальные средства разработки ИИС: языки программирования, языки представления знаний, генераторы, оболочки, средства автоматизации проектирования. Функциональное (F#, LISP, CLIPS), логическое (PROLOG), объектно-ориентированное (SMALLTALK, CLIPS) программирование. Использование инструментальных средств для различных проблемных областей и на различных этапах проектирования. Экспертная система анализа финансового анализа предприятия; экспертная система анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Экспертные системы инвестиционного проектирования. Динамические экспертные системы в управлении бизнес-процессами. Модель искусственного нейрона. Модели нейронных сетей. Построение нейронной сети. Многослойный персептрон. Обучение нейронных сетей с «учителем». Отбор и предварительная обработка исходных данных. Обучение нейронных сетей «без учителя». Сеть Кохонена.


3

Тема 3. Определение и краткая история функционального программирования. Основы функционального программирования на F#.

Зачем изучать функциональное программирование. Как установить и начать использовать F#. Применение функций vs. Присваивание. Упорядоченные кортежи, списки и вывод типов. Функциональные типы и описание функций. Условный оператор и опциональный тип. Типы данных, размеченное объединение и сопоставление с образцом. Рекурсия, функции-параметры и цикл for. Конструкции >>, |>.

4

Тема 4. Рекурсивные структуры данных. Списки. Примеры работы со списками.


Списки и конструкторы списков. Сопоставление с образцом. Простейшие функции обработки списков. Генераторы списков. Хвостовая рекурсия. Массивы. Деревья общего вида. Двоичные деревья. Другие структуры данных.

5

Тема5. Типовые приемы функционального программирования. Императивные и объектно-ориентированные возможности F#. Параллельное и асинхронное программирование.

Замыкания. Динамическое связывание и mutable-переменные. Генераторы и ссылочные переменные ref. Ленивые последовательности seq. Построение частотного словаря текстового файла. Мультипарадигмальность языка F#. Элементы императивного программирования на F#. Объектно-ориентированное программирование на F#. Моделирование объектной ориентированности через записи и замыкания. Асинхронные выражения и параллельное программирование.



5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Тема 1. Эволюция информационных систем. Понятие ИИТ, основные свойства. Области применения ИИТ и классификация интеллектуальных информационных систем.

12

ОК-1

ОК-7

ОК-16

ПК-3

ПК-15







5

Тема 2. Традиционные способы представления и обработки знаний в интеллектуальных системах. Архитектура ИИС. Проектирование ИИС. Методы приобретения знаний.


20

ОК-7

ОК-16

ПК-3

ПК-15

ПК-18

ПК-19

ПК-20

7

Тема 3. Определение и краткая история функционального программирования. Основы функционального программирования на F#.

18

ОК-16

ПК-3

ПК-15

ПК-18

ПК-19

ПК-20




6

Тема 4. Рекурсивные структуры данных. Списки. Примеры работы со списками.

25

ПК-18

ПК-19

ПК-20













3

Тема5. Типовые приемы функционального программирования. Императивные и объектно-ориентированные возможности F#. Параллельное и асинхронное программирование.

33

ПК-15

ПК-18

ПК-19

ПК-20










4
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика", профиль подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа учебной дисциплины операционные системы 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью изучения дисциплины является приобретение теоретических знаний и выработка профессиональных навыков в области функционального...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconАннотация программы учебной дисциплины «Интеллектуальные системы»
Целью дисциплины является подготовка магистров к созданию и применению интеллектуальных автоматизированных информационных систем
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconПрограмма учебной дисциплины технические средства информатизации...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconАвторская программа учебной дисциплины история (для 1 курса)
Спо 230113 Компьютерные системы и комплексы, 210723 Сети связи и системы коммутации, 210709 Многоканальные системы, 280703 Пожарная...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2014 г.,...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии (Базовый уровень)
Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа дисциплины «Интеллектуальные информационные системы»
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» icon«программирование»
Рабочая программа дисциплины «Программирование» /сост. Хатаева Р. С.– Грозный: чгпи, 2011г
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconПаспорт программы учебной дисциплины «Операционные системы» Область применения
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине "Функциональное и логическое программирование"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный торгово-экономический...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Программирование»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование и интеллектуальные системы» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины интеллектуальные...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск