Скачать 1.89 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» «УТВЕРЖДЕНО» Декан физико-матем.факультета Доцент Э.М. Джамбетов ______________________ «_____»__________201__г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине « программирование» Составитель: доцент Хатаева Р.С. Грозный - 2011г.
УМК рекомендован на заседании кафедры информатики, « __ » ________ 2011г. Зав. кафедрой информатики, ________________________ /Хатаева Р.С./ Составитель: ___________________________________ доцент Р.С. Хатаева СОДЕРЖАНИЕ Программно-планирующий блок. Рабочая программа
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста………………………..………6 1.2. Цель и задачи………………………………………………………………………..6 1.3. Место дисциплины в структуре ООП…………………………………………….7 1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………………...7 2. Тематический план 2.1. Объём дисциплины и виды учебной работы………………………………...…….8 2.2. Распределение учебного времени по разделам и темам ……………………….…9 3. Содержание дисциплины 3.1. Содержание лекций ………………………………………………………………....10 3.2. Содержание лабораторных занятий…………….. ………… …………………......11 3.3. Содержание самостоятельной работы студентов.………………………………..13 3.4. Вопросы для итогового контроля…………………………………………………14 3.5. Критерий оценки знаний…………………………………………………………..16 3.6. Список основной и дополнительной литературы………………………………..16 Учебно-методический блок 4.1. Теоретическая часть………………………………………………………………….17 4.2. Лабораторный практикум. Тематика заданий……………………………………...95 4.3. Методические рекомендации для преподавателей..…………………………… ...119 4.4. Методические рекомендации для студентов……………………………………... 119 4.5. Глоссарий ……………………………………………………………………………121 Блок наглядно-дидактического материала Лекции-презентации……………………………………………………………………..123 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» «УТВЕРЖДЕНО» Декан физико-матем. факультета ___________ Э.М. Джамбетов «_____»__________201__г. КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Программирование» для специальности 050303.65-«Английский язык и информатика» Форма обучения Очная Согласовано Рекомендована на заседании кафедры Начальник УМО Протокол № . _______________( Идрисова Р.А.) от «__» ________ 2011г. « » 2011 г. ( ) Грозный - 2011г. Рабочая программа дисциплины «Программирование» /сост. Хатаева Р.С.– Грозный: ЧГПИ, 2011г. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла (Б студентам очной формы обучения для специальности 050303.65-«Английский язык и информатика». Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных 050303.65-«Английский язык и информатика», утвержденного 14.04.2000г. Министерством образования РФ. Составитель ____________________ ( Хатаева Р.С.) (подпись) «_________»______ __________2011 Дополнения и изменения в учебной программе на 2012 / 2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: _________________ ______________ ________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики «___»___________2012 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С.____________________ (Ф.И.О., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 / 20 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________ ________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики «___»___________20 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С.____________________ (Ф.И.О., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 / 20 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________ ________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики «___»___________20 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С.____________________ (Ф.И.О., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 / 20 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________ ________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики «___»___________20 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С._________________
Учебная дисциплина «Программирование» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин. Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными дисциплинами: «Информационные технологии», «Операционные системы и среды», «Дискретная математика», «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем». В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
знать:
уметь:
Настоящая программа учебной дисциплины рассчитана на 99 часов аудиторных занятий, в том числе 45 часов отводится на практические занятия для специальности 050303.65- «Английский язык и информатика» по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений образовательному учреждению рекомендуется в рабочей программе учебной дисциплины предусмотреть самостоятельную работу студентов. При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов при условии обязательного выполнения государственных требований по конкретной специальности может вносить изменения в содержание, уровень знаний и умений, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины и не снижая заявленного в программе уровня. 1.2. Цели и задачи изучения дисциплины В процессе развития информатики как прикладной науки появились разные подходы к программированию. Курс "Программирование" призван содействовать знакомству студентов с различными парадигмами проектирования и разработки программного обеспечения. Он важен с той точки зрения, что, являясь составной частью подготовки учителя информатики, способствует развитию алгоритмического мышления, навыков программирования студентов. Цель дисциплины: изучение методов программирования для овладения знаниями в области технологии программирования; подготовка к осознанному использованию как языков программирования, так и методов программирования. Воспитательной целью дисциплины является формирование у студентов научного, творческого подхода к освоению технологий, методов и средств производства программного обеспечения. Основные задачи курса программирования на основе структурного и объектно-ориентированного подхода:
Отбор материала основывается на необходимости ознакомить студентов со следующей современной научной информацией:
Содержательное наполнение дисциплины обусловлено общими задачами в подготовке учителя математики и информатики. Изучение дисциплины базируется на знании математических дисциплин и общего курса информатики. Концепция дисциплины основана на том, что эта дисциплина имеет общеобразовательный и в определенной степени мировоззренческий характер и предназначена для формирования учителя математики и информатики с широким научным кругозором. Научной основой для построения программы данной дисциплины является теоретико-прагматический подход в обучении. 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины Выписка из ГОС ВПО специальности 050303.65-«Английский язык и информатика». содержащая требования к обязательному минимуму содержания дисциплины. ДПП.Ф.14. Программирование. Объектно-ориентированная парадигма программирования. Объекты, полиморфизм и наследование. Объектно-ориентированное проектирование. Конструирование объектов: строки, стеки, списки, очереди, деревья. Математические объекты: рациональные и комплексные числа, вектора, матрицы. Библиотеки объектов. Интерфейсные объекты: управляющие элементы, окна, диалоги. События и сообщения. Механизмы передачи и обработки сообщений в объектно-ориентированных средах. Конструирование программ на основе иерархии объектов. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
уметь:
приобрести навыки:
владеть, иметь опыт:
2. Объем дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Раздел 1. Введение в алгоритмизацию и программирование Тема 1. Методологии программирования. Программирование как раздел информатики. Метафоры (парадигмы) программирования. Методологии программирования. Основные понятия и определения. История и эволюция. Классификация по ядрам методологии: императивное программирование, объектно-ориентированное, функциональное, логическое. Топологическая специфика методологий. Тема 2. Алгоритмические структуры. Этапы решения задач на ЭВМ. Понятие алгоритма. Исполнитель, система команд исполнителя. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Принципы структурного программирования. Основные алгоритмические структуры и их суперпозиции. Тема 3. Синтаксис и семантика формального языка. Естественные и формальные языки. Понятия о синтаксисе и семантике формального языка. Нормальные формы Бэкуса-Наура и синтаксические диаграммы Вирта. Язык программирования. Классификация языков программирования. Система программирования. Раздел 2. Структурный подход к программированию Тема 4. Основные конструкции алгоритмических языков. Общие конструкции алгоритмических языков: алфавит, величина (тип, имя и значение). Выражение. Тип выражения. Арифметическое выражение. Символьное выражение. Логическое выражение. Стандартные функции. Структура программы. Тема 5. Простые типы языка программирования. Общая характеристика языка Object Pascal. Структуры данных: упорядоченность, однородность, способ доступа. Определение констант. Описание переменных. Стандартные типы данных. Целые типы. Символьный и булевский типы данных. Эквивалентность и совместимость типов. Типы, определяемые программистом: перечисляемый, интервальный. Тип дата-время. Тема 6. Основные операторы языка. Перечень операторов Object Pascal. Оператор присваивания. Операторы (процедуры) ввода-вывода. Управление выводом данных в консольном режиме (простейшее форматирование). Условный оператор. Логические выражения. Оператор множественного ветвления. Операторы цикла: с предусловием, с постусловием, с параметром. Тема 7. Структурированные типы языка программирования высокого уровня. Массивы. Примеры задач с численными, символьными, булевскими массивами. Строковый тип данных. Записи. Оператор присоединения. Записи с вариантами. Множественный тип. Задание множественного типа и множественной переменной. Операции над множествами. Операции отношения. Примеры задач на множественный тип. Файлы. Понятие логического и физического файлов. Файловые типы. Общие процедуры для работы с файлами. Типизированные файлы. Текстовые файлы. Нетипизированные файлы и процедуры ввода-вывода. Прямой и последовательный доступ к компонентам файлов. Тема 8. Алгоритмы поиска и сортировки. Простой и бинарный поиск. Сортировки: выбором, обменом, вставкой. Анализ сложности алгоритмов на примере сортировок. Раздел 3. Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных Тема 9. Процедуры и функции. Модули. Подпрограммы. Формальные параметры. Параметры-значения, параметры-переменные, параметры-константы. Локальные и глобальные идентификаторы подпрограмм. Процедуры и функции. Рекурсия. Внешние подпрограммы. Модули. Общая структура модуля. Подпрограммы в модулях. Компиляция и использование модулей. Тема 10. Организация динамических структур данных (абстрактных типов данных): стек, очередь, двоичное дерево поиска. Динамические структуры. Динамическое распределение памяти. Виды списков. Примеры использования списков. Организация динамических структур данных: стек, очередь, двоичное дерево поиска. Раздел 4. Объектно-ориентированное программирование Тема 11. Введение в объектно-ориентированное программирование. Введение в объектно-ориентированное программирование (ООП) и проектирование. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Примеры задач. Тема 12. Реализация абстракций данных методами объектно-ориентированного программирования. Математические объекты: рациональные и комплексные числа, вектора, матрицы. Библиотеки объектов. Тема 13. Объектно-событийное и объектно-ориентированное программирование. Идеология программирования под Windows. Событие и сообщение. Виды событий. События от мыши и клавиатуры. Программирование управления событиями. Обработка исключительных событий. Основы визуального программирования. Компонент. Иерархия компонентов.
На практических занятиях отрабатываются приемы разработки алгоритмов и программирования. |
12 Достижения компьютерной техники 15 Программирование Программирование 3 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятно, что программирование стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование... | ||
Рабочая программа дисциплины оп. 08 Теория алгоритмов (с дополнениями... Специальность 09. 02. 03 «Программирование компьютерных систем» (базовая подготовка) | Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп спо по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах | ||
«Динамическое Web-Программирование» Целью курса "Динамическое Web-Программирование" является изучение принципов разработки приложений, работающих в среде Интернет и... | Рабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”... Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего... | ||
Программа учебной дисциплины технические средства информатизации... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Самостоятельная работа Методические указания к выполнению самостоятельной... Методические указания выполнению самостоятельной работы по курсу «Информатика» и «Информатика и программирование»: Авт сост Н. В.... | ||
Обзор цифровых образовательных ресурсов, рекомендованных Министерством... Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Реферат по дисциплине «Информатика и программирование» | ||
Разработка урока по информатике с применением икт на тему «Программирование... ... | Программирование в среде логомиры «Убегающая кнопка» развивает у учеников первоначальные навыки работы с мышью | ||
Аннотация рабочих программ учебных дисциплин (модулей) специальности... | «икт в образовании» Рабочая программа дисциплины «Программирование» /сост. Хатаева Р. С.– Грозный: чгпи, 2012г | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика и программирование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Курсовая работа по дисциплине «Информатика и программирование» Кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» |