Скачать 111.72 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания кружковой работы по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках кружковой работы? Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно. Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. Кружок «Юный программист» является предметом по выбору для учащихся 5- 9 классов средней школы. Курс рассчитан на 30 часов по 1 часу в неделю. В данном курсе изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование; положена работа с простыми типами данных. Основная цель данного курса: Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу. Задачи курса:
Состав учебно-методического комплекта.
Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха. Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций. Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Семинар. После завершения практикума ученики защищают свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимают участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагают другие пути их решения. Отвечают на возникшие вопросы в ходе обсуждения. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСАТема «Введение в Паскаль» Учащиеся должны знать и уметь: Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структуру программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt. Тема «Данные. Типы данных. Выражения. Операнды. Операции» Учащиеся должны знать и уметь: Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить. Тема «Операторы» Учащиеся должны знать и уметь: Перечень основных операторов языка Паскаль. Синтаксис этих операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и БОЛЕЕ основных операторов. Тема «Алгоритмы линейной структуры». Учащиеся должны знать и уметь: Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. Уметь составлять программы для линейной алгоритмической конструкции. Тема «Алгоритмы разветвляющейся структуры» Учащиеся должны знать и уметь: Организацию ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода. Уметь составлять программы для разветвляющейся алгоритмической конструкции. Тема «Алгоритмы циклической структуры» Учащиеся должны знать и уметь: Назначение оператора цикла. Организацию циклов в программах. Использование циклов с различным условием. Составлять программы с использованием циклов. МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА Базовые алгоритмические структуры. Запись алгоритма в виде блок-схем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематический план кружка «Юный программист» 5-9 классы (1 ч в неделю, всего 30 часов)
|