МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» «УТВЕРЖДЕНО»
Декан физико-матем.факультета
Доцент Э.М. Джамбетов
______________________
«_____»__________201__г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
« ИКТ в образовании» Составитель:
доцент Абдурзаков М.М.
Грозный - 2012г.
УМК рекомендован на заседании кафедры информатики, « __ » ________ 2012г. Зав. кафедрой информатики,
________________________ /Хатаева Р.С./
Составитель: ___________________________________ доцент М.М. Абдурзаков
СОДЕРЖАНИЕ
Программно-планирующий блок. Рабочая программа
Пояснительная записка.
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки специалиста………………………..………4
1.2. Цель и задачи………………………………………………………………………..6
1.3. Место дисциплины в структуре ООП…………………………………………….6
1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………………...6
2. Тематический план
2.1. Объём дисциплины и виды учебной работы………………………………...…….7
2.2. Распределение учебного времени по разделам и темам ……………………….…8
3. Содержание дисциплины
3.1. Содержание лекций ………………………………………………………………....8
3.2. Содержание лабораторных занятий…………….. ………… …………………......10
3.3. Содержание самостоятельной работы студентов.………………………………..11
3.4. Вопросы для итогового контроля…………………………………………………11
3.5. Критерий оценки знаний…………………………………………………………..12
3.6. Список основной и дополнительной литературы………………………………..12
Учебно-методический блок
4.1. Теоретическая часть………………………………………………………………….13
4.2. Лабораторный практикум. Тематика заданий……………………………………...42
4.3. Методические рекомендации для преподавателей..…………………………… ...43
4.4. Методические рекомендации для студентов……………………………………... 45
4.5. Глоссарий ……………………………………………………………………………46
Блок наглядно-дидактического материала
Лекции-презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» «УТВЕРЖДЕНО»
Декан физико-матем. факультета
___________ Э.М. Джамбетов
«_____»__________201__г. КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ИКТ в образовании»
для специальности 050203.65-«Физика и информатика» Форма обучения
Очная
Согласовано Рекомендована на заседании кафедры
Начальник УМО
Протокол № .
_______________( Идрисова Р.А.) от «__» ________ 2012г. « » 2012 г. ( )
Грозный - 2012г.
Рабочая программа дисциплины «Программирование» /сост. Хатаева Р.С.– Грозный: ЧГПИ, 2012г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла (Б студентам очной формы обучения для специальности 050203.65-«Физика и информатика».
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных 050203.65-«Физика и информатика», утвержденного 14.04.2000г. Министерством образования РФ. Составитель ____________________ ( Абдурзаков М.М.)
(подпись)
«_________»______ __________2011 Дополнения и изменения в учебной программе на 2012 / 2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения: _________________ ______________
________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики
«___»___________2012 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С.____________________
(Ф.И.О., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 / 20 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________
________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики
«___»___________20 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С.____________________
(Ф.И.О., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 / 20 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________
________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики
«___»___________20 г. протокол № Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С.____________________
(Ф.И.О., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 / 20 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________
________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры информатики
«___»___________20 г. протокол №
Заведующий кафедрой ____Хатаева Р.С._________________
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Информационные и компьютерные технологии в образовании» предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников педагогического института по специальности «Физика с дополнительной специальностью Информатика»».
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество.Данный курс вводит студентов в современные проблемы использования новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности. 1.2. Цели и задачи курса:
- научить студентов пониманию роли и функций информационных технологий в процессе обучения;
- выработать умение работать с операционными оболочками, с обучающими программами;
- познакомить с основными компонентами компьютерных учебников, требованиями к электронным изданиям;
- научить проводить компьютерные эксперименты;
- выработать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями для последующего их применения в педагогической практике.
Основные задачи курса:
подготовить к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования новых информационных технологий в учебном заведении;
познакомить с современными приемами и методами использования новых информационных технологий при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
научить использовать новые информационные технологии в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
научить эффективному применению новых информационных технологий в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
познакомить с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика;
развить творческий потенциал, необходимый будущему учителю для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий;
воспитать информационную культуру работы с вычислительной техникой.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен знать: роль и функции информационных технологий в образовании;
возможности использования информационных технологий в профес-
сиональной деятельности учителя;
основные компоненты компьютерных учебников;
требования к электронным изданиям;
требования к созданию презентаций. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
использовать новые информационные технологии в профессиональ-
ной деятельности учителя;
оптимально выбирать методы и средства для создания электронных
учебников. 2. Объем дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 8
| Аудиторные занятия (всего):
| 26
| 26
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 13
| 13
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 13
| 13
| Самостоятельная работа (всего):
| 12
| 12
| В том числе:
|
|
| Реферат
|
|
| Курсовые работы
|
|
| Темы для самостоятельного изучения
|
| 6
| Подготовка к зачету
|
| 3
| Вид промежуточной аттестации
|
| 3
| Виды отчетности
|
| Зач (2)
| Общая трудоемкость дисциплины час.
| 40
| 38
| 2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
№
п/п
| Наименование тем и разделов
| Всего часов
| Аудиторные занятия, час.
| Самосто-ятельная
работа, час.
|
| лек
| ПЗ
| ЛЗ
|
| 8 семестр
| 40
| 13
| 13
|
| 12
| 1
| Введение. Цели и задачи использования НИТ в образовании
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| 2
| Основные понятия и определения предметной области информатизация образования.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| 3
| Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 4
| Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 5
| Методические аспекты использования информационных и
коммуникационных технологии в школе
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 6
| Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 7
| Методы анализа и экспертизы для электронных программно-
методических и технологических средств учебного назначения
| 6
| 2
| 2
|
| 2
|
| Итого
| 40
| 13
| 13
|
| 12
|
Содержание курса
Содержание курса лекций
1. Введение. Цели и задачи использования НИТ в образовании
Тенденции реформирования образования. Необходимость, роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Основные направления использования ИКТ в школе: обучение, управление, методическая работа, внеклассная работа. Понятие информационной образовательной среды. Информационно-технологическая компетентность учителя.
2. Основные понятия и определения предметной области информатизация образования.
Терминологический аппарат образовательных информационных технологий. Классификация электронных учебных материалов (ЭУМ). Функции компьютера в обучении и управлении учебным процессом. Дидактические принципы и их проявление в компьютерных технологиях обучения. Специфические принципы дидактики компьютерного обучения. Метапредметность ИКТ, ее проявление в школьных учебных дисциплинах. Преимущества информационных технологий обучения и условия их реализации. Состав электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине. Тенденции развития информационных технологий обучения. 3. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.
Информационные основы процесса обучения. Психофизиологические особенности получения, обработки и сохранения информации мозгом человека. Анализ информационного обмена в дидактических системах. Закон информационного баланса, его следствия. Информационный анализ процессов управления в дидактических системах. Классификация дидактических систем. Соответствие между типом системы и ее дидактическими возможностями. 4. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование компьютерных сетей (локальных, глобальных) в образовательном процессе. Реализация потенциала распределенного информационного ресурса глобальных компьютерных сетей в образовательных целях. Основные информационные ресурсы сайтов категории «Образование». Электронные библиотеки. Поиск учебной информации в компьютерных сетях, ее выбор и использование в учебно-воспитательном процессе. Концепция сайта учебной дисциплины. Организация информационного взаимодействия между преподавателем и учащимися при работе в компьютерных сетях: форум, телеконференция, чат, электронная почта, электронная доска. Технологии дистанционного обучения. ИКТ в проектировочной деятельности учащихся. Организация проектировочной деятельности учащихся в сети Internet. Телекоммуникационные проекты, олимпиады, конкурсы. Создание сайта школы в сети Internet. Перспективы развития сетевых технологий обучения. Использование технологий и ресурсов Web-2.0 в образовании. Современные сетевые сервисы. 5. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.
Методические рекомендации по организации учебного процесса с применением средств ИКТ. Основные сценарии уроков с применением ИКТ. 6. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
Возможности ИКТ в управлении школой и классом. Уровни управления: преподаватель, завуч, директор. Уровни использования ИКТ для решения школьных задач управления. Программное обеспечение для решения управленческих задач. Организация педагогического мониторинга. Сетевые технологии в управлении школой и звене школа – РУНО. ИКТ в психологопедагогической диагностике уровня обученности. Сопоставление традици онного и компьютерного контроля. Оценка ответов учащегося в системах компьютерного автоматизированного контроля. Построение и виды педагогических тестов. Особенности разработки заданий для систем компьютерного контроля. Компьютерное тестирование. Методы педагогической статистики в работе учителя: поэлементный анализ, накапливаемая текущая оценка.
Обработка результатов тестирования и оценка качества тестовых материалов. 7. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.
Педагогические, методические, технические и эргономические требования к созданию ЭУМ, их эффективному и безопасному использованию в учебно-воспитательном процессе. Основные технологии разработки ЭУМ, стандарты представления ЭУМ. Инструментальные системы для разработки ЭУМ. Экспертная оценка, отбор и сертификация ЭУМ. Источники ЭУМ. Нормативно-правовая база защиты авторских прав разработчика ЭУМ. Обзор ЭУМ по учебной дисциплине.
Темы практических занятий
1. Подготовка и оформление сложного документа (учебного или научного содержания). Сканирование и обработка текстовых и графических материалов (2 час).
2. Разработка гипертекстового электронного учебного пособия с помощью MS WORD (2 часа).
3. Разработка электронной презентации пособия с помощью MS POWERPOINT (2 часа).
4. Разработка электронного учебного пособия с помощью WEB-редактора MS FRONTPAGE (2 часа).
5. Работа с сервисами Web-2.0 (1 час).
6. Разработка формы поэлементного анализа. Разработка электронного классного журнала (1час).
7. Реализация компьютерного контроля с помощью MS EXCEL (1час).
8. Реализация компьютерного контроля с помощью САКК MAGISTER-
3. Обработка результатов тестирования (2 часа).
Самостоятельная работа
№
п/п
| Наименование тем и разделов
| Вид самостоятельной работы
| Кол-во час
| Форма отчетности
|
| 8 семестр
|
| 12
|
| 1
| Введение. Цели и задачи использования НИТ в образовании
| Изучение рекомендованной литературы
| 1
| конспект
| 2
| Основные понятия и определения предметной области информатизация образования.
| Изучение рекомендованной литературы
| 1
| конспект
| 3
| Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.
| Выполнение домашнего задания
| 2
| Отчет о выполнении домашнего задания
| 4
| Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся
| Выполнение домашнего задания
| 2
| Отчет о выполнении домашнего задания
| 5
| Методические аспекты использования информационных и
коммуникационных технологии в школе
| Выполнение индивидуального задания
| 2
| Отчет о выполнении индивидуального задания
| 6
| Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
| Изучение рекомендованной литературы
| 2
| конспект
| 7
| Методы анализа и экспертизы для электронных программно-
методических и технологических средств учебного назначения
| Изучение рекомендованной литературы
| 2
| конспект
|
| Итого
|
| 12
|
|
Задания для самостоятельной работы: 1. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).
2. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.
3. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики способностей учащихся различных регионов, стран.
4. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).
5. Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (Информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования).
6. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных электронно- вычислительных машин в учебном заведении системы общего среднего образования.
7. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в учебном заведении системы общего среднего образования для возрастной категории - неполная средняя школа.
Вопросы к зачету
1. Программные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение.
2. Педагогическая целесообразность использования программных средств учебного назначения. Их классификация по функциональному назначению, по методическому назначению.
3. Требования, предъявляемые к программным средствам учебного назначения.
4. Предметно-ориентированные программные среды.
5. Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.
6. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.
7. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.
8. Учебные телекоммуникационные проекты. Классификация учебных телекоммуникационных проектов, организация их выполнения. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.
9. Дистанционное образование. Программное и учебно-методическое обеспечение процесса дистанционного образования.
10. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Критерий оценки знаний
Проводятся три аттестации студентов на 8-й, 16-й неделях и в сессионный период.
Максимальное количество баллов
1-я аттестация - 30 баллов
2-я аттестация - 30 баллов
3-я аттестация
премиальные баллы – 10 баллов
(экзамен/зачет) - 30 баллов
_______________________
Итого - 100 баллов
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература Основная
1.Могилёв А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. ву-зов / Под ред. Е.К. Хеннера. — М., Academia, 2004.
2. В.С. Тоискин, В.В. Красильников.ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ .Учебное пособие.- Ставрополь, 2008-140с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании :Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия, 2003 .-
192с. (Кол-во экз.:51). Дополнительная
Роберт И.В. и др. ИКТ в образовании. –М: РАО. 2008г.
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
При изучении дисциплины «Новые информационные технологии в образовании» рекомендуется использовать:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютерную технику
Учебно-методический блок 4.1. Блок лекций КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
|