Скачать 214.04 Kb.
|
Методический семинар «… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» А. Дистервег Тема: «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов» Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Идет не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями. Увелияние роли СРС означает пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, т.к. в стандарте ФГОС СПО в пункте 7.1. указывается обеспечение образовательным учреждениям эффективной самостоятельной работы студентам в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Самостоятельная работа становится основой организации образовательного процесса, так как данная форма обучения обеспечивает реализации субъективной позиции студента, т.к. требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности. Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана ОУ деятельность обучающихся по освоению содержания ОК и ПК, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель самостоятельной работы - формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию. Специфика самостоятельной работы обучающегося как формы обучения заключается в том, что ее основу составляет работа обучающихся над определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого время (на уроке и во внеурочное время); обучающийся сам выбирает способы выполнения задания, непосредственное фактическое участие преподавателя в руководстве самостоятельной работой отсутствует, но есть опосредованное управление преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся (на основе инструктажа, консультаций, рекомендаций); обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий. Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста. Знание видов классификации самостоятельной работы позволяют преподавателю более эффективно сконструировать или подобрать задания для самостоятельной работы в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Виды самостоятельных работ: 1. По дидактической цели: - самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями, овладению умением самостоятельно приобретать знания: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарем и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.; - самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации полученных знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей и т. д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и др.); подготовка сообщений, докладов, рефератов, составление библиографии, тематических кроссвордов; составление тематического портфолио; составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; анализ современного опыта в профессиональной сфере и др.); - самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций): решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделиование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); разработка проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам; проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и др. 2. По времени и месту проведения: - аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию; - внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия (конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками; доработку и оформление записей по лекционному материалу; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовку к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ и др. З. По нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучающихся: - воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации; - реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации; - эвристическая (частично-поисковая) самостоятельная работа, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации; - творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности. 4. По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач выделяются следующие виды самостоятельных работ: - выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др. - составление, формулировка: задач, примеров; кроссеордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т.д.; - анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.; - изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др. 5. По количеству обучающихся: - фронтальная самостоятельная работе (Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоят в следующем: выполняется общее для всех задание; преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий; используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся. При фронтальной СР главную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися в процессе выполнения работы); - групповая самостоятельная работа (до 5 человек); - парная самостоятельная работа (успешно использовать для совместной проработки материала у учебника, документа, для взаимной проверки письменных упражнений и т.д.); - индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной СР предусматривается обязательное личное выполнение заданий, исключается сотрудничество обучающихся. К особенностям выполнения индивидуальных самостоятельных работ можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, возможность сотрудничества обучающегося с преподавателем при выполнении трудоемких заданий). 6. По видам деятельности, в которые включается обучающийся: - учебно-познавательная; - научная (научно-исследовательская) - социальная. Уровни самостоятельной работы по Г. Ю. Титовой Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Проектирование самостоятельной работы студентов Внедрение ФГОС СПО нового поколения в образовательных учреждениях требует четкого проектирования системы организации самостоятельной работы студентов. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, планируется в рабочем учебном плане, распределяется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулях. С ориентировочным распределением по разделам и темам. При планировании самостоятельной работы необходимо сначала определить вид работ. Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную тематику СР и по ПМ и учебным дисциплинам. При этом тематика должна представляться в «задачной» формулировке. Например: «Оформление фрагмента занятия по образцу»; «Разработка праздника»; «Моделирование конспекта урока нестандартной формы»; «Составление системы работы по нравственному (трудовому) воспитанию» и т.п. Одним из сложных и трудоемких этапов при планировании и проектировании самостоятельной работы обучающихся является конструирование (разработка) заданий. Требования к заданиям по СР студентов. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям формирования общих и профессиональных компетенций, отражать содержание дисциплины, ПМ (МДК), предусматривать все уровни: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, в том числе должны быть задания с применением компьютерных технологий. Для разработки заданий для самостоятельной работы различных уровней сложности необходимо иметь в виду различные подводы к ее классификации. Задания должны предполагать разнообразные формы и методы самостоятельной работы для придания, ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающихся. Нужно увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-профессиональной деятельности (учебная и производственная практика) обучающихся. В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы). В соответствии с уровнями освоения учебного материала виды заданий для СР могут быть: 1) ознакомительные - конспектирование литературы; 2) репродуктивные - написание контрольной работы; 3) продуктивные - подготовка эссе. Задания должны быть ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой задания не даются в готовом виде, а «открываются» студентами самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями. Виды заданий 1. При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для самостоятельной работы (см. Таблицу). наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания: — с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интереьюирования и т. д.; — с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации и требуется отделить значимую информацию от шума (выбрать только то, что нужно для выполнения задания); — с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию/критерию). 2. Такие общие компетенции, как осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести: — задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций М$ Роwer Роint к учебному материалу, учебных пособий по теме и т. д.); — задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование); — задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот); — задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из перво-источников или из учебных материалов; — задания на обобщение и/или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии; — задания на решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами, в том числе и с представлением кейсов на электронных носителях (мультимедиа-презентации) или в виде web-публикации в Интернете. 3. Ведущими типами заданий являются: задачи на рефлексию профессиональной деятельности; проектно-конструкторские; коммуникативные и исследовательские задания. Проиллюстрируем вышесказанное примерами заданий, разработанных Е. С. Тришиной, преподавателем педагогики Мариинского педагогического колледжа Кемеровской области: — Составить компьютерную презентацию по теме «Обучение детей раннего и дошкольного возраста. — Защита сообщения из интернет-источника по изучаемой теме (по выбору студента, с обязательным сообщением сайта) и др. — Смоделировать конспект урока нестандартной формы. — Смоделировать домашнее задание. — Сделать самоанализ психолого-педагогической практики: эффективность методов, приемов и средств воспитания. — Решить педагогическую задачу по применению методов, приемов и средств воспитания. — Подобрать материал из периодической печати и из художественной литературы и составить задачу по теме «Закономерности и принципы воспитания. — Составить систему работы по нравственному (трудовому, гражданскому и т. д.) воспитанию. — Составить компьютерную презентацию для школьников на тему Необходимо регулярно готовить домашнее задание. — Аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме. — Составить тезаурусное поле и др. Для формирования общих и профессиональных компетенций задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе - проектные) задания. Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо изделия или другого материального продукта. Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией). Одним из видов проектных заданий являются курсовые работы. Методика организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов В ФГОС нового поколения на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени обучающегося - 18 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, часть времени, по требованиям модульно-компетентностного подхода, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время. Задачи организации СР состоят в том, чтобы: - мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свое обучение; - способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся; - создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее входе всех видов самостоятельной учебной деятельности: — Мотивирование студентов на выполнение самостоятельных учебных заданий. — Четкое и полное информирование студентов о сущности предстоящей самостоятельной работы. — формулирование цели СР (ожидаемый результат). — формулирование условий выполнения СР. — информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования, трудоемкости СР. — информирование о формах отчетности, объеме работы и сроках выполнения СР (графики). — предъявление образцов оформления СР и ее результатов. - предъявление критериев оценки результатов СР. — информирование о формах контроля и самоконтроля. — оказание консультационной помощи (индивидуальной и групповой) по ходу выполнения СР, в том числе через взаимодействие в сети Интернет. — дифференциация и индивидуализация самостоятельной работы, ориентация на уровень подготовки обучающихся, на ранее приобретенный опыт: ориентация на особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и т. п.), ориентация на особенности характера и темперамент личности обучающегося. — создание достаточного числа регулярно обновляемых заданий нового поколения для самостоятельной работы. Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и освоенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности. Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы: — подготовительный (планирование самостоятельной работы, определение целей, форм, способов и принципов выполнения заданий и контроля за самостоятельной работой обучающихся, подготовка методических рекомендаций, необходимого оборудования, списка литературы, диагностика уровня подготовленности обучающихся); — основной (организация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение использования ими приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирования результатов, само- организации процесса работы, определяются цели индивидуальной и групповой СР обучающихся; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации: устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов, обеспечивается положительная мотивация деятельности; происходит проверка промежуточных результатов; организация самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью); — заключительный (контрольно-оценочный) (оценка значимости и анализ результатов самостоятельной работы, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях ее оптимизации). Аудиторная самостоятельная работа Аудиторная самостоятельная работа реализуется на учебных занятиях: при проведении практических и лабораторных занятий, семинаров, на уроках, во время чтения лекций. В начале самостоятельной работы на учебном занятии преподавателю необходимо: - обозначить тему занятий и познакомить с инструкцией; - провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания; - четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий и т.п.); - подведение итогов занятия по выполнению самостоятельной работы. Внеаудиторная самостоятельная работа Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: - закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом; - формирование общетрудобых и профессиональных умений; - формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; - развитие самостоятельности мышления; - формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации. Все виды самостоятельных работ, перечисленные выше, можно отнести и к внеаудиторной самостоятельной работе. Дополнительно можно отнести следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы: - работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т. п.: - участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.: - участие в научной и научно-методической работе ОУ. - творческих заданий межпредметного характера с элементами научного исследования. Самостоятельная работа в интернете с использованием средств ИКТ Формы организации СР с использованием средств ИКТ: 1. Поиск и обработке информации: - написание реферата-обзора; - рецензия на сайт по теме; - анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание; - написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента; - составление библиографического списка; - подготовка фрагмента практического занятия; - подготовка доклада по теме; - подготовка дискуссии по теме; - работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным е сети. 2. диалог в сети: - обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; общение в синхроннной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или ОУ НПО, СПО, изучающими данную тему; - обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции; - консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию. 3. Создание web -страниц и web -квестов: - размещение выполненных рефератов и рецензий на сейте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме; - публикация библиографий по теме; - создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах; - создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сейте курса. Web-Quest – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета (образовательный проект, основанный на поиске информации). Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. Впервые концепция образовательного Web-Quest была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем и Томом Марчем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке. Дизайн (структура) веб-квеста предполагает рациональное планированное времени учащихся сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании. Web-Quest - это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
Web-Quest способствует:
Типы Web-Questоv:
Виды заданий для Web-Questоv по Б. Доджу: - пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из различных источников в новом формате: создание презентации, рассказа, плаката; - анализ – поиск и систематизация информации; - компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры; - оценка – обоснование определённой точки зрения по проблеме; - детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основании противоречивых фактов; - убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц; - планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; - самопознание – любые аспекты исследования личности; - журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов); - творческое задание – создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика, написание истории; - научное исследование – изучение различных явлений, открытий, фактов, на основе уникальных онлайн-источников. - создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего обучающихся согласиться или не согласиться с мнением автора. Структура Web-Questa:
Критерии оценки Web-Questa: - оригинальность; - качество аргументации; - проявление навыков работы в микрогруппе; - качество письменного текста; - качество устного выступления. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся Организация системы контроля самостоятельной работы студентов является важным условием эффективности самостоятельной работы. Формы контроля: -текущий контроль - решение ситуативных задач по профессии - конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно - представленный текст контрольной работы - отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур и т. п.; - тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме - рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса; - отчёт о учебно-исследовательской работе (о этапе, части работы и т.п.); - статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации образовательного учреждения; - представление изделия или продукта творческой деятельности. - интернет конференции - обмен информационными файлами - семинарские занятия - электронные презентации - защита творческих работ и т.п. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Одним из условий эффективной СР студентов является разработка методического обеспечения включающая в себя: - Составление графиков самостоятельной работы, содержащих перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней. - Разработку учебно-методического комплекта для обеспечения самостоятельной работы: теоретический материал, тексты заданий, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий; рабочие тетради, инструкционно-технологические карты по выполнению практических занятий; электронные материалы; методические пособия, указания, рекомендации по выполнению заданий, практических, контрольных работ, курсовых проектов (работ); а также указать требования к контролю и оценки уровня сформированности компетенций обучающихся в области самообразования и выстраивания индивидуальных траекторий обучения (постановки учебных задач, планирования процесса самообучения, осуществления самоконтроля за результатами такого обучения и др.). - Разработку средств диагностики эффективности и учета СР и др. (для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы такой комплект может быть различным). Важную роль при организации самостоятельной работы имеют четко и грамотно составленные методические указания обучающимся. - Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые обучающийся может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), алгоритмы деятельности обучающихся при выполнении полученных заданий на практических занятиях; требования к результатам выполнения заданий и др. |
Юридический факультет утверждаю Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое... | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обущающихся... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обущающихся по дисциплине | ||
Юридический факультет утверждаю Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | ||
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплинам... Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры «Иностранные языки». (Английский язык). – Ч. / Рост... | Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике | ||
Контрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 16 Часть... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое... | ||
Правовых исследований учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Практические задания по темам, рассматриваемым в рамках цикла семинарских занятий 15 | Факультет экономики, менеджмента и международного туризма Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Учебные циклы: Б2 – математический и естественно-научный цикл (код уц ооп название блока учебного плана) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины прокурорский надзор Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Учебно-методический комплекс дисциплины правоохранительные органы Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... |