Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики





Скачать 161.31 Kb.
НазваниеПрограмма по организации и проведению учебно-ознакомительной практики
Дата публикации09.09.2014
Размер161.31 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1. Негосударственное образовательное учреждение

  2. высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет»



Кафедра педагогической психологии и методики преподавания психологии

Утверждаю

Проректор по учебной работе

__________С.Г.Дембицкий

«___»______________2012г.

Программа

по организации и проведению

учебно-ознакомительной практики

на факультете психологии МПСУ
Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по направлению 030300

очной, очно-заочной и заочной форм обучения
Рекомендовано Ученым советом МПСУ Одобрено кафедрой

(протокол №____от_______2012г. (протокол№_____от___2012г.)


ст.преподаватель

Крылова Е.С.

Москва

2012
Содержание


1.Цели

2. Задачи учебно-ознакомительной практики.

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

4.Формы проведения практики

5. Место и время проведения практики

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.

7. Структура и содержание практики

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике


Список литературы

Приложение

1.Цель учебно-ознакомительной практики.

Основной целью учебно-ознакомительной практики является обучение студентов методам практической психологии.

- Закрепление на практике теоретических знаний, полученных в

процессе изучения психолого-педагогических дисциплин;

-знакомство с организационной и практической деятельностью психологов в различных учреждениях и организациях (общеобразовательных, клинических, социальных и др.);

- получение первичного опыта работы в процессе выполнения заданий по учебно-ознакомительной практике;

-совершенствование профессиональной подготовки студентов и развитие профессионально-значимых качеств будущих психологов.
2. Задачи практики.
Основными задачами практики являются:

- формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;

- овладение психологическими и технологиями систематизации полученной информации и обращение ее в личные знания, необходимые для профессиональной деятельности психолога;

-формирование механизмов общения, играющих роль профессионального инструментария;

-овладение диагностическими методами психологии ;

-изучение личностных характеристик исследуемых и описание их индивидуального психологического портрета;

- проведение анализа полученных результатов и составление отчета по практике.

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

Цели, содержание и объем практики определяются государственными образовательными стандартами по специальности 030300 –психология.

Практики в процессе подготовки будущих специалистов-психологов занимают особое место. Теоретические знания , полученные студентами в период обучения качественно усваиваются в процессе овладения методами решения практических задач. Знакомство студентов с организацией работы психологических служб в различных учреждениях, с приемами практической деятельности психологов, методами исследований проблем человека и общества в целом, нуждающихся в квалифицированной помощи психологов-практиков служат углублению и закреплению полученных теоретических знаний.

Учебно-ознакомительная практика для студентов факультета психологии проводится на втором или третьем (для заочной формы) курсах обучения в институте и является началом комплексного и поэтапного овладения практическими методами психологии, она тесно взаимосвязана со всеми теоретическими дисциплинами и другими видами практик.

Проведение этого вида практики возможно только после освоения студентами знаний теоретических курсов «Общей психологии», «Возрастной психологии», «Педагогической психологии» , «Психодиагностики» и других профессиональных дисциплин, где в процессе обучения, студенты познакомились с различными аспектами и методами построения психологического портрета человека.

Проведение ознакомительной практики поможет студентам более осознанно и целенаправленно стремиться к дальнейшему изучению психологии человека, личности, его психологического, психического и соматического здоровья.

4. Формы проведения учебной практики

Учебная практика проводится в лабораторных и полевых условиях. Начинается с проведения конференции и установочных занятий на кафедрах университета.
5.Место и время проведения учебной практики

Практика для студентов факультета психологии НОУ ВПО «МПСУ» организуется в соответствии объемом часов ( 108 часов) учебного плана и распорядка рабочего плана организаций – не менее двух недель.

Курс программы по учебно-ознакомительной практике разработан для проведения занятий в университете, на кафедрах, в различных учреждениях (общеобразовательных, клинических, социальных), имеющих психологические службы.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.

Приобретенные теоретические знания и практические умения и навыки позволят студентам осознать значимость психологии, ее место практическое применение в жизнедеятельности человека. Систематизировать полученные знания о развитии психики человека и ее возрастных особенностях, соотносить эти данные с социальными условиями жизни, обучения и воспитания людей.

Расширять гуманитарно-ориентированное личностное и профессиональное мировоззрение будущих психологов, формировать понимание и принятие проблем современного общества и индивидуально каждого человека.

Развивать высоконравственное, ответственное отношение к результатам психодиагностической работы и учиться применять полученные данные для оказания помощи людям.

Для реализации цели практики студенту необходимо:

- изучить нормативные документы по основным направлениям деятельности организации (базы практики);

- познакомиться с коллективом, в котором он будет овладевать навыками своей будущей профессии;

- разработать с руководителем практики план практических занятий;

- изучить рекомендованную методическую литературу;

- выполнить работу, предусмотренную программой практики и индивидуальным заданием.

- составить отчет о проделанной работе, на основе обобщения анализа и систематизации полученных знаний

В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции :

понимания значение гуманистических и гуманитарных (общечеловеческих ) ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. (ОК-1);

владения культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применения теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владения навыками анализа своей деятельности и умения применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятия другого человека, эмпатии, установления доверительного контакта и диалога, убеждения и поддержки людей(ОК- 7);

проведения библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.(ОК-9);

отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуациям и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК-2);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6).

7.Структура и содержание учебной практики.

Общая трудоемкость учебной практики составляет три зачетных единиц 108 часов.



  1. Разделы(этапы) практики








Виды учебной работы

Форма контроля



1.
2.
3.

Установочная конференция
Прохождение практики
Заключительная конференция



2
104
2



Экскурсии

Выполнение индивидуальных заданий







экзамен


Практика осуществляется на основе договоров между институтом (филиалом) и предприятиями (базами практик), в соответствии с которыми последние предоставляют места для прохождения практики студентам (очной и очно-заочной форм обучения).

Научное руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры в соответствии с приказом ректора (директора филиала). Производственное руководство – психологами и другими опытными работниками учреждений и организаций (завучами ,социальными педагогами и классными руководителями в школах).

Руководители практики института планируют, организуют и контролируют во время практики всю работу студентов. Проводят установочные и заключительные конференции в институте, где обсуждаются цели и задачи учебно-ознакомительной практики, содержание индивидуальных заданий. Распределяют студентов по базам практик. Проводят консультации в период практики, организуют различные виды обсуждений полученных в ходе работы студентами материалов (индивидуальные, круглые столы, групповые дискуссии). Анализируют отчетную документацию студентов, по окончании практики проводят заключительную конференцию. Результаты студенческих отчетов оценивают. Составляют отчет по практике и представляют на кафедру.

Руководители практик в организациях знакомят студентов со спецификой работы, с коллективом, обсуждают индивидуальные задания по практике, оказывают практическую помощь и контроль в ходе выполнения работы.

Основными документами по организации и проведению практики являются программа и индивидуальные план и задание студента.
  1. Этапы учебно-ознакомительной практики


I. Установочная конференция

Знакомство с целями и задачами практики.

Оформление индивидуального плана работы.

II. Прохождение практики

  1. психолого-педагогическая работа

  2. социальная

  3. научно-исследовательская

III. Заключительная конференция

Выступление по итогам прохождения практики и выполнения поставленных задач.

Отчеты.

Учебно-ознакомительная практика начинается с установочной конференции, которая организуется деканатом и групповыми руководителями совместно с психологами учреждений, на базе которых она проводится. На конференции разъясняются цель, задачи, содержание, формы организации и проведения практики, права и обязанности студента-практиканта, критерии оценки, требования к ведению отчетной документации. Студенты распределяются по базам практики, встречаются с представителями администрации и психологами и учителями (образовательных) учреждений. Установочная конференция проводится на факультете и создает психологический настрой студентов на практику. В начале практики студент должен ознакомиться с основными положениями, программой, календарным графиком и индивидуальным заданием практической работы.

Во время консультаций с научным руководителем в институте получать информацию и необходимые разъяснения по выполнению работы и оформлению отчетности.

На этапе практической деятельности студенты посещают различные организации, а именно психологические службы образовательных и др. учреждений, психологические центры (ППМС-центры). Знакомятся со спецификой организации и содержанием практической деятельности психологов в различных направлениях, с нормотивно-правовой документацией, с условиями и графиками работы. Принимают участие в обсуждении результатов психодиагностической работы психологов-практиков и студентов-практикантов старших курсов МПСУ. Посещают уроки и занятия психологии.

Анализ итогов практики проводится на заключительной конференции. Организуют конференцию, деканат и групповые руководители. На ней студенты-практиканты выступают с коллективными и индивидуальными творческими отчетами о проделанной работе, готовят выставку по материалам практики. С отчетом о результатах индивидуальной деятельности студентов-практикантов выступают групповые руководители практики. В своих выступлениях они обязаны отметить отношение практикантов к выполнению программы, характеру решаемых задач, т.е. анализируют работу всесторонне, дают комплексную оценку.

На период практики один из студентов назначается старостой группы, в обязанности которого входит помощь руководителю группы и руководителям базового учреждения в организации работы студентов-практикантов, учет и общая организация работы, оповещение о коллективных консультациях и семинарах, о необходимости выполнения поручений руководителей практики.

Студент, пропустивший дни практики или работа которого признана неудовлетворительной, из-за невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, может быть отстранен от дальнейшего прохождения практики, а его работа признана неудовлетворительной, что считается невыполнением учебного плана. При уважительной причине по разрешению декана ему может быть назначено повторное прохождение практики.

Права и обязанности студента практиканта.

Студенты, направляемые на учебно-ознакомительную практику, имеют право:

- получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное по расписанию время и в установленных формах;

- получить от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;

- пройти инструктаж о правилах работы и этических принципах профессионального поведения;

- получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, приступая к практике, обязаны:

- явиться на установочную конференцию, проводимую руководителем практики ;

- детально ознакомиться с программой практики;

- своевременно прибыть на место практики (базу);

- соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять рекомендации и указания руководителей практики и программу практики;

- своевременно подготовить отчет по практике.

Отчетная документация, критерии оценки результатов учебно-ознакомительной практики.

Отчетность по практике зависит от типа организации или учреждения и содержания деятельности студента, участия его в производственном процессе.

Форма отчета:

По окончании прохождения практики студенту необходимо представить:

- развернутый ( по дням и часам ) план на период прохождения практики, включающий основные виды деятельности студента в выбранной организации;

- дневник практики с указанием выполненных видов работы, заверенный печатью организации ;

- реферат по теме практики;

- материалы, регламентирующие основные виды работ практикующих психологов организаций;

- описание кабинета психолога организации, документации, журналов ит.д.;

- отзыв руководителя о качестве работы студента на базе практики;

- заключение студента по результатам практики .

По итогам учебно -ознакомительной практики руководителем выставляется дифференцированная оценка

  1. Образовательные и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике.

Студенты знакомятся с практической деятельностью психологов –практиков, современными технологиями этого процесса. Документацией, регламентирующей все виды работы (психодиагностической, коррекционной, развивающей и просветительской ).

В ходе практики используются современные образовательные и научно-исследовательские технологии – проблемные лекции, интерактивные технологии, мультимедийное оборудование, ресурсы « Интернет», анализ научной литературы и психодиагностические методики.

  1. Учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

-Таблицы и схемы для ведения протоколов наблюдения и бесед в ходе самостоятельного сбора информации по заданию.

-Дневник практики.

-Положения и приказы о регламенте работ в психологических службах.

Примерный перечень заданий на практику.

1.Для дошкольных и школьных учреждений:

а) скрининговая диагностика

б) углубленная индивидуальная диагностика психических состояний и процессов (методами наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности, беседы, анкетирования и др.)

в) анализ полученных данных( обработка количественных и качественных показателей)

г) оформление заключения (формулировка психологического диагноза).

д) формулировка прогноза, рекомендации. в) анализ полученных данных( обработка количественных и качественных показателей)

г) оформление заключения (формулировка психологического диагноза).

д) формулировка прогноза, рекомендации.

е) описание психологического портрета.

2.Для социальных и других учреждений:

а) диагностика личностных качеств

б) диагностика межличностных отношений

в) изучение психологического климата в коллективе

в) анализ полученных данных( обработка количественных и качественных показателей)

г) оформление заключения (формулировка психологического диагноза).

д) формулировка прогноза, рекомендации. в) анализ полученных данных( обработка количественных и качественных показателей)

г) оформление заключения (формулировка психологического диагноза).

д) формулировка прогноза, рекомендации.

е) описание психологического портрета.

  1. Форма аттестации по итогам практики

По итогам практики проводится экзамен. Студенты сдают письменный отчет о прохождении практики, дневник, индивидуальный план, материалы психодиагностической работы( протоколы исследований, заключения и рекомендации), характеристику с места практики и заключение студента по результатам практики.

Учебно - ознакомительная практика оценивается по следующим критериям:

  • проявление активности, дисциплинированности и ответственности в ходе практики;

  • мера самостоятельности и творчества в разработке исследования;

  • глубина психологического анализа личности исследуемых на основе метода наблюдения и беседы;

  • уровень проявления профессиональной рефлексии и эмпатии;

  • своевременность сдачи документации, ее содержание и оформление.


Оценка «отлично» ставится студенту-практиканту, который выполнил на высоком уровне и в срок весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, показал глубокое знание предмета и методик, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, такт и культуру.

Оценка «ХОРОШО» ставится студенту-практиканту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять задачи психодиагностики и способы их решения, проявлял инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск, или не проявил себя в творческом росте.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту-практиканту, который частично выполнил программу работы, не показал глубокого знания предмета и методик, был неинициативен и не проявлял самостоятельности при решении возникающих проблем.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту-практиканту, который не выполнил программу, обнаружил слабое знание предмета, не освоил психолого-диагностическую теорию, не умел применить ее для решения практических задач и устанавливать правильные взаимоотношения с респондентами различных возрастных групп, самостоятельно организовывать практическую деятельность.

Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при проведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию в соответствующем семестре.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время и проходят практику в индивидуальном порядке.

Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие преподавателями психологии или по профилю избранной специальности могут проходить практику в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики групповому руководителю и в деканат, указываются сроки и место проведения практики, индивидуальный план, результаты выполнения программы практики. К отчету прилагается заключение руководителя организации, где проводилась практика.

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению кафедры на основе аттестации может быть зачтена педагогическая практика.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики регламентируется в соответствии с Трудовым законодательством.

11.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

Основная литература:

1.Алмазьян А.М. Методы беседы в психологии. М.Смысл.1999

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб. Питер 20083.Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М.: Совершенство. 1997

3.Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М.: Совершенство. 2009

4.Дубровина И.В. Практическая психология образования. Питер 2009

5.Истратова О.Н. Психодиагностика. Ростов на Дону. Феникс 2006

6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Феникс 2011г.

7.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М. Шипициной .Спб.:Речь 2003

8.Психологические центры: организация, содержание деятельности, документация. Под редакцией С.Б. Малых. М.: Генезис,2007(психология в образовании).

9.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду.М.: Педагогическое общество России,2001

10.Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы .Справочник практического психолога. М.2004

11.Детская практическая психология. Учебно-методическое пособие. Сост.О.В. Токарь .М. Флинта . 2008

12. Ермолаева М.В. Современные технологии психологического консультирования и терапии пожилых людей. М.НПО «Модек» 2007

Дополнительная литература

1.Леонтьев А.А. Психология общения. М.1999

2.Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., МЭИ,1985

3.М.Эггерт. Язык тела.М. Претекст 2012

4. Никандров .Экспериментальная психология.Спб .Речь 2003
Компьютерные программы: Microcoft Excel, SPSS

12.Материально-техническое обеспечение учебной практики.

Помещение аудиторий МПСУ, информационно-вычислительный центр, оборудование кафедр, вузовская фундаментальная библиотека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconПрограмма учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические рекомендации по организации, проведению и содержанию...
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconРекомендации по организации и проведению производственной и преддипломной...
Рекомендации по организации и проведению производственной и преддипломной практики студентов, обучающихся по специальности 030501...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconРабочая программа и методические указания по прохождению практикума...
Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики)
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconУчебно-методического комплекса производственной практики рабочая...
Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические рекомендации для студентов и руководителей (базовых...
Работа по организации производственной практики студентов проводится в три этапа
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconПрограмма практики Направление подготовки 190901. 65 Системы обеспечения...
Целями ознакомительной (учебной) практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические указания по проведению практики Волгоград 2009 удк 621. 31: 658. 26 (07) у 91
Учебная практика: методические указания по проведению практики / Сост. М. В. Панасенко; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград, 2009....
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconУчебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача
Методические рекомендации для руководителей по проведению производственной практики (Приложение 2)
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические рекомендации по организации и проведению педагогической...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело
У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические указания по организации учебной практики /...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики icon«Организация воздушного движения в Российской Федерации»
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №29 (ч. 2), ст. 3525; 2009, №51, ст. 6332; 2011, №5, ст. 741), с учетом национальной...
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск