Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» Департамент журналистики
Магистерская программа «Менеджмент в СМИ»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему:
Выборы 2011-2012 гг. в новостях федеральных каналов и в социальных сетях: проблема расхождения информационной «повестки дня»
Студент группы № 743ж
Макитрина Т.Ю. Научный руководитель:
к.ф.н, профессор департамента журналистики, декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ
Качкаева А.Г. Научный консультант:
к.ф.н., доцент департамента новых медиа и медиапроизводства
Давыдов С.Г.
Москва, 2013 г.
Содержание:
Введение………………………………..……………………………………….... 3
Глава I. Теория установления информационной «повестки дня»: возникновение и развитие……………………………………………………… 11
История возникновения и развития теории установления информационной «повестки дня»……………………………………………... 11
Теория установления информационной «повестки дня» в контексте современного положения дел в российской сфере медиа…………………… 19
Глава II. Установление информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов
в Государственную Думу РФ в декабре 2011 года……………………………. 34 2.1 Установление информационной «повестки дня» на ТВ………………... 34
2.2 Установление информационной «повестки дня» в социальных сетях….45
2.3 Сравнение информационной «повестки дня» на ТВ и в социальных сетях……………………………………………………………….……..……… 61
Глава III. Установление информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов президента России в марте 2012 года……………………………………………….……… 68 3.1 Установление информационной «повестки дня» на ТВ…………..……. 68
3.2 Установление информационной «повестки дня» в социальных сетях….77
3.3 Сравнение информационной «повестки дня» на ТВ и в социальных сетях………………………………………………………………………………88
Заключение…………………………………………………………….…………93 Список литературы………………………………………………..……………..97
Введение
Периоды избирательных кампаний федерального и регионального уровня, как правило, характеризуются следующими внешними признаками: повышением социальной активности населения, включенным вниманием общества к вопросам государственного устройства, проблемам страны (внешнеполитическим, внутренним) и особенно интенсивной деятельностью средств массовой информации на общем фоне. Интерес исследователей массовой коммуникации к избирательному процессу вполне закономерен. В подобные моменты появляется редкая возможность наглядно проследить и зафиксировать степень воздействия СМИ на мнения и поступки людей, а также оценить силу влияния различных каналов коммуникации на принятие индивидами окончательного электорального решения.
В политологии, социологии и смежных дисциплинах существуют специальные научные направления и целые институты, изучающие электоральное поведение граждан1. Степень воздействия СМИ как на отдельного человека, так и на различные социальные группы с целью влияния на принятие электоральных решений находится в фокусе научных исследований более ста лет2. Техническая сторона процесса формирования влияния медиа на сознание индивидов ˗ а именно сами механизмы осуществления влияния ˗ менее изучена, и потому представляет больший интерес для современного исследователя. К тому же окружающая действительность постоянно представляет все новые факты и материалы, требующие эмпирического исследования и научного обоснования.
Выборы депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2011 года и выборы Президента России в марте 2012 года получили широкий резонанс в публичной сфере. Эксперты медиаотрасли (А. Качкаева, В. Гатов, О. Бородина и др.)3 отмечали сильное расхождение в содержании информационных потоков разных типов СМИ в период выборов. Журналисты ведущих средств массовой информации, известные блогеры, общественные деятели и в целом группа населения, получившая название «креативный класс»4 выказывали массовое недовольство «непрозрачностью» проведением предвыборной кампании и по сути существованием двух параллельных информационных реальностей в России.
Подобная картина фиксируется российскими исследователям массовой коммуникации не впервые. В период выборов 2007-2008 гг., когда проходившие по всей стране митинги пенсионеров и студентов против принятого Закона о монетизации льгот (Закон 122-ФЗ) были проигнорированы общенациональными телеканалами, ведущие печатные издания (отнюдь не только газеты либерального крыла) широко освещали данные протесты5. Однако на тот момент расхождение информационной «повестки дня» центрального телевидения и печатных СМИ обсуждалось, в основном, специалистами и по сравнению с недавними событиями само по себе не вызвало столь массового возмущения и не получило столь широкого освещения в СМИ. Возникшее общественное напряжение было относительно безболезненно снято своевременно показанными в телевизионном эфире сюжетами о нескольких митингах, как за монетизацию льгот, так и против нее. Этого хватило, если не для разрядки, то, по крайней мере, для смягчения ситуации. Стиль реакции государственной власти и федеральных телеканалов на публичную «повестку дня» в 2011-2012 гг. не сильно изменился за пять лет, прошедших со времени тех событий. Между тем соотношение сил и аудиторий традиционных СМИ и Интернета в России с тех пор существенно изменились. Появившийся в этой сфере серьезный игрок – социальные сети – быстро набрал популярность и на данный момент уже уверенно отвоевывает у традиционных СМИ рынок рекламы6 и рынок свободного времени потребителей7. Кроме того, за последний год стало очевидным, что социальные сети (или социальные медиа – на настоящий момент исследователи не пришли к общему термину. В данной работе используется первая дефиниция, в связи с тем, что исследование в своей теоретической части опирается на книгу Мануэля Кастельса и его теорию о власти сетей8), становятся не только серьезным конкурентом в борьбе за потребителя и рекламодателя, но и значимым фактором становления гражданского общества9.
В то время как российские публицисты не без пессимизма отмечают, что традиционные СМИ не справились со своей ролью четвертой власти10, зарубежные авторы оптимистично провозглашают Интернет и социальные сети – новой, теперь уже пятой властью. В частности, американский исследователь Уильям Даттон говорит о том, что Интернет позволяет формировать и менять существующий баланс сил11. С динамичным развитием информационных технологий и социальных сетей представления об их потенциале и возможностях также резко меняются. Современные исследователи массовой коммуникации понимают под ее «силой» в первую очередь способность конструировать картину мира человека, возможность создавать объединение сетей на базе конкретной проблемы12, и владение механизмами установления информационной повестки дня13.
Любопытно, что действие этой последней силы, на наш взгляд, как раз и нашло отражение в политических и общественных событиях в России последних двух лет. Если предположить, что к настоящему моменту были сформированы две параллельные медиареальности, то нагляднее всего это можно проследить в расхождении информационных повесток дня. По этому вопросу высказался и бывший президент РФ (ныне действующий премьер-министр) Дмитрий Анатольевич Медведев в интервью руководителям трех федеральных российских телеканалов (Первый канал, Россия-1, НТВ) в декабре 2010 года, «сами каналы должны давать приоритеты - что важнее, что менее важно. Но повестка дня - перечень новостных событий, не должен иметь драматического разрыва с Интернетом и другими СМИ. А, на мой взгляд, именно так это сегодня и выглядит»14.
Проблема расхождения информационной «повестки дня» на телевидении и в сети интернет стала чертой времени и имеет огромный потенциал для научного изучения и обоснования.
В данной работе мы намерены проанализировать «повестку дня» в новых коммуникационных условиях, применяя теорию к реальности социальных сетей (теоретическая часть исследования). В практической части данной работы предпримем попытку зафиксировать информационную «повестку дня» на протяжении исследуемого периода15 в новостях федеральных телеканалов и в социальных сетях, а затем сравним для доказательства существования расхождения между ними.
Научная новизна исследования в рамках магистерской диссертации состоит в попытке научного доказательства существования двух информационных реальностей (в основном до сих пор эта гипотеза находила публицистическое, а не научное осмысление). Необходимо зафиксировать, описать и объяснить изменение информационной среды, в которой телевидение вследствие своего «драматического отставания» уже перестало объективно отражать действительность, оказалось неспособным разглядеть появление нового типа информационного героя, и потому вынуждено следовать за «повесткой дня» сети интернет.
Объект исследования – информационные сюжеты выпусков новостей трех федеральных каналов, сетевого СМИ «Besttoday.ru» и раздела «Темы дня» сервиса «Яндекс.Блоги» в период выборов 2011-2012 гг.
Предмет исследования – особенности расхождения «повесток дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов 2011-2012 гг.
Цель исследования – зафиксировать и доказать расхождение информационной «повестки дня», создаваемой в новостях федеральных каналов и социальных сетях в период выборов 2011-2012гг.
Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи данного исследования:
изучить и составить краткий реферативный обзор развития теории информационной «повестки дня» с момента возникновения и до настоящего времени;
теоретически обосновать запланированные эмпирические исследования;
сформировать список информационных сюжетов в телевизионном эфире и социальных сетях для сопоставления и исследования степени их корреляции;
сопоставить полученные данные для подтверждения либо опровержения заявленной гипотезы.
Теоретическая база данного исследования представляет собой совокупность следующих теорий:
Теории массовой коммуникации (М. Маклюэн, У. Липпман, П. Лазерсфельд, М. Кастельс и др.).
Теории воздействие на аудиторию посредством СМИ (Т. Ласуэла, К. Хоуланда, Э. Каца, Д. Клаппера, Э. Ноэль-Нойман и др.).
Теория установления информационной «повестки дня» в трудах зарубежных исследователей (М. Маккоумбс, Д. Шоу, Дж. Диаринг, Э. Роджерс, Дж. Коген и др.).
Теория установления информационной «повестки дня» в трудах российских исследователей (М.В. Шкондин, Н.Н. Старобахин, Е.Г. Дьякова, А. Трахтенберг, В.Н. Амелин, Д. Брайант, Л.Л. Реснянская, О. Кольцова).
Теория влияния социальных сетей на формирование гражданской активности в современном мире (М. Кастельс, У.Даттон и др.).
Эмпирическая база данного исследования:
совокупность информационных сюжетов новостей федеральных телеканалов в исследуемый период;
совокупность информационных сюжетов в социальных сетях в исследуемый период;
публицистические материалы по указанной теме за 2011-2013 гг.
Эмпирическая часть данного исследования базируется на материалах трех независимых источников: (1) сообщения в рубрике «Пост дня» портала Besttoday.ru, (2) перечень новостей раздела «Темы дня» сервиса «Поиск по блогам» компании Яндекс, и (3) закодированная база телевизионных сюжетов Первого канала, России-1 и НТВ за исследуемый период. Закодированная база телевизионных сюжетов в необходимый нам период получена в результате проведения исследования «Освещение деятельности власти и оппозиции ведущими российскими телеканалами в период думских и президентских выборов 2011-2012 гг.» на факультете медиакоммуникаций ВШЭ. Доступ к архивам портала Besttoday.ru и рейтингам тем сервиса Яндекс любезно предоставлен представителями редакции и поискового сервиса. Таким образом, мы получили возможность сравнить специфику и результаты установления информационной повестки дня на трех принципиально разных площадках (три ведущих федеральных канала, где планированием занимается редакция; интернет-СМИ Besttoday.ru, в котором читателю предлагают отобранную редакцией повестку дня блогов; раздел «Темы дня» сервиса «Поиск по блогам» компании Яндекс, который формируется исключительно автоматически на основе популярности той или иной темы). Сопоставление этих трех каналов коммуникации позволит нам наиболее точно и объективно зафиксировать и доказать расхождение в темах.
Гипотеза: в период выборов 2011-2012гг. имело место расхождение информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях.
При написании магистерской диссертации были использованы различные методы.
Теоретические: метод сравнительного анализа, историко-типологический метод, анализ научной литературы, документов и публикаций.
Эмпирические: контент-анализ, анализ публицистических статей.
Практическую значимость данная работа может представлять в качестве научно подкрепленного аргумента в общественных дискуссиях, касающихся проблематики свободы СМИ и избирательного процесса в России. Научная фиксация проблемы позволит всем заинтересованным лицам более конструктивно, объективно и с меньшим эмоциональным накалом искать пути ее решения. Не меньшую практическую значимость может иметь и фиксация отсутствия проблемы как таковой.
Основное содержание работы
Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав с двумя-тремя параграфами в каждой, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы цели и основные задачи работы, обозначены теоретические и эмпирические методы, обоснована актуальность темы исследования, изложены научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе идет речь о возникновении и развитии теории установления информационной «повестки дня», отмечаются основные вехи и существующие модели, выделяются ключевые исследователи, внесшие серьезный вклад в продвижение теории. Во втором параграфе первой главы предпринимается попытка дать оценку современному этапу развития теории, опираясь на имеющийся опыт российских ученых и последние лабораторные исследования изменяющейся социальной среды в сети интернет.
Во второй главе мы предлагаем первые результаты сравнения информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях, обосновываем используемые методы исследования, описываем модели изменения повестки дня на трех выбранных платформах в период выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года.
В третьей главе работы мы вплотную подходим к доказательству гипотезы, сравниваем полученные данные об информационной «повестке дня» в новостях телеканалов и в социальных сетях по итогам двух волн исследования: парламентских и президентских выборов. Кроме того, в третьей главе мы фиксируем корреляционные связи между результатами установления информационной «повестки дня» в трех каналах коммуникации, делаем предпложения относительно первопричин подобных взаимосвязей и прогнозируем дальнейшее развитие отдельных тенденций.
В заключении формулируем общий вывод по итогам проделанной работы, строим прогноз относительно перспективы развития данного исследования в будущем.
|