Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/12
Дата публикации26.12.2014
Размер1.33 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Департамент журналистики

Магистерская программа «Менеджмент в СМИ»


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На тему:

Выборы 2011-2012 гг. в новостях федеральных каналов и в социальных сетях: проблема расхождения информационной «повестки дня»

Студент группы № 743ж

Макитрина Т.Ю.
Научный руководитель:

к.ф.н, профессор департамента журналистики, декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

Качкаева А.Г.
Научный консультант:

к.ф.н., доцент департамента новых медиа и медиапроизводства

Давыдов С.Г.


Москва, 2013 г.

Содержание:

Введение………………………………..……………………………………….... 3

Глава I. Теория установления информационной «повестки дня»: возникновение и развитие……………………………………………………… 11


    1. История возникновения и развития теории установления информационной «повестки дня»……………………………………………... 11




    1. Теория установления информационной «повестки дня» в контексте современного положения дел в российской сфере медиа…………………… 19


Глава II. Установление информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов

в Государственную Думу РФ в декабре 2011 года……………………………. 34
2.1 Установление информационной «повестки дня» на ТВ………………... 34

2.2 Установление информационной «повестки дня» в социальных сетях….45

2.3 Сравнение информационной «повестки дня» на ТВ и в социальных сетях……………………………………………………………….……..……… 61

Глава III. Установление информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов президента России в марте 2012 года……………………………………………….……… 68
3.1 Установление информационной «повестки дня» на ТВ…………..……. 68

3.2 Установление информационной «повестки дня» в социальных сетях….77

3.3 Сравнение информационной «повестки дня» на ТВ и в социальных сетях………………………………………………………………………………88

Заключение…………………………………………………………….…………93
Список литературы………………………………………………..……………..97

Введение

Периоды избирательных кампаний федерального и регионального уровня, как правило, характеризуются следующими внешними признаками: повышением социальной активности населения, включенным вниманием общества к вопросам государственного устройства, проблемам страны (внешнеполитическим, внутренним) и особенно интенсивной деятельностью средств массовой информации на общем фоне. Интерес исследователей массовой коммуникации к избирательному процессу вполне закономерен. В подобные моменты появляется редкая возможность наглядно проследить и зафиксировать степень воздействия СМИ на мнения и поступки людей, а также оценить силу влияния различных каналов коммуникации на принятие индивидами окончательного электорального решения.

В политологии, социологии и смежных дисциплинах существуют специальные научные направления и целые институты, изучающие электоральное поведение граждан1. Степень воздействия СМИ как на отдельного человека, так и на различные социальные группы с целью влияния на принятие электоральных решений находится в фокусе научных исследований более ста лет2. Техническая сторона процесса формирования влияния медиа на сознание индивидов ˗ а именно сами механизмы осуществления влияния ˗ менее изучена, и потому представляет больший интерес для современного исследователя. К тому же окружающая действительность постоянно представляет все новые факты и материалы, требующие эмпирического исследования и научного обоснования.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2011 года и выборы Президента России в марте 2012 года получили широкий резонанс в публичной сфере. Эксперты медиаотрасли (А. Качкаева, В. Гатов, О. Бородина и др.)3 отмечали сильное расхождение в содержании информационных потоков разных типов СМИ в период выборов. Журналисты ведущих средств массовой информации, известные блогеры, общественные деятели и в целом группа населения, получившая название «креативный класс»4 выказывали массовое недовольство «непрозрачностью» проведением предвыборной кампании и по сути существованием двух параллельных информационных реальностей в России.

Подобная картина фиксируется российскими исследователям массовой коммуникации не впервые. В период выборов 2007-2008 гг., когда проходившие по всей стране митинги пенсионеров и студентов против принятого Закона о монетизации льгот (Закон 122-ФЗ) были проигнорированы общенациональными телеканалами, ведущие печатные издания (отнюдь не только газеты либерального крыла) широко освещали данные протесты5. Однако на тот момент расхождение информационной «повестки дня» центрального телевидения и печатных СМИ обсуждалось, в основном, специалистами и по сравнению с недавними событиями само по себе не вызвало столь массового возмущения и не получило столь широкого освещения в СМИ. Возникшее общественное напряжение было относительно безболезненно снято своевременно показанными в телевизионном эфире сюжетами о нескольких митингах, как за монетизацию льгот, так и против нее. Этого хватило, если не для разрядки, то, по крайней мере, для смягчения ситуации. Стиль реакции государственной власти и федеральных телеканалов на публичную «повестку дня» в 2011-2012 гг. не сильно изменился за пять лет, прошедших со времени тех событий. Между тем соотношение сил и аудиторий традиционных СМИ и Интернета в России с тех пор существенно изменились. Появившийся в этой сфере серьезный игрок – социальные сети – быстро набрал популярность и на данный момент уже уверенно отвоевывает у традиционных СМИ рынок рекламы6 и рынок свободного времени потребителей7. Кроме того, за последний год стало очевидным, что социальные сети (или социальные медиа – на настоящий момент исследователи не пришли к общему термину. В данной работе используется первая дефиниция, в связи с тем, что исследование в своей теоретической части опирается на книгу Мануэля Кастельса и его теорию о власти сетей8), становятся не только серьезным конкурентом в борьбе за потребителя и рекламодателя, но и значимым фактором становления гражданского общества9.

В то время как российские публицисты не без пессимизма отмечают, что традиционные СМИ не справились со своей ролью четвертой власти10, зарубежные авторы оптимистично провозглашают Интернет и социальные сети – новой, теперь уже пятой властью. В частности, американский исследователь Уильям Даттон говорит о том, что Интернет позволяет формировать и менять существующий баланс сил11. С динамичным развитием информационных технологий и социальных сетей представления об их потенциале и возможностях также резко меняются. Современные исследователи массовой коммуникации понимают под ее «силой» в первую очередь способность конструировать картину мира человека, возможность создавать объединение сетей на базе конкретной проблемы12, и владение механизмами установления информационной повестки дня13.

Любопытно, что действие этой последней силы, на наш взгляд, как раз и нашло отражение в политических и общественных событиях в России последних двух лет. Если предположить, что к настоящему моменту были сформированы две параллельные медиареальности, то нагляднее всего это можно проследить в расхождении информационных повесток дня. По этому вопросу высказался и бывший президент РФ (ныне действующий премьер-министр) Дмитрий Анатольевич Медведев в интервью руководителям трех федеральных российских телеканалов (Первый канал, Россия-1, НТВ) в декабре 2010 года, «сами каналы должны давать приоритеты - что важнее, что менее важно. Но повестка дня - перечень новостных событий, не должен иметь драматического разрыва с Интернетом и другими СМИ. А, на мой взгляд, именно так это сегодня и выглядит»14.

Проблема расхождения информационной «повестки дня» на телевидении и в сети интернет стала чертой времени и имеет огромный потенциал для научного изучения и обоснования.

В данной работе мы намерены проанализировать «повестку дня» в новых коммуникационных условиях, применяя теорию к реальности социальных сетей (теоретическая часть исследования). В практической части данной работы предпримем попытку зафиксировать информационную «повестку дня» на протяжении исследуемого периода15 в новостях федеральных телеканалов и в социальных сетях, а затем сравним для доказательства существования расхождения между ними.

Научная новизна исследования в рамках магистерской диссертации состоит в попытке научного доказательства существования двух информационных реальностей (в основном до сих пор эта гипотеза находила публицистическое, а не научное осмысление). Необходимо зафиксировать, описать и объяснить изменение информационной среды, в которой телевидение вследствие своего «драматического отставания» уже перестало объективно отражать действительность, оказалось неспособным разглядеть появление нового типа информационного героя, и потому вынуждено следовать за «повесткой дня» сети интернет.

Объект исследования – информационные сюжеты выпусков новостей трех федеральных каналов, сетевого СМИ «Besttoday.ru» и раздела «Темы дня» сервиса «Яндекс.Блоги» в период выборов 2011-2012 гг.

Предмет исследования – особенности расхождения «повесток дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов 2011-2012 гг.

Цель исследования – зафиксировать и доказать расхождение информационной «повестки дня», создаваемой в новостях федеральных каналов и социальных сетях в период выборов 2011-2012гг.

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи данного исследования:

  • изучить и составить краткий реферативный обзор развития теории информационной «повестки дня» с момента возникновения и до настоящего времени;

  • теоретически обосновать запланированные эмпирические исследования;

  • сформировать список информационных сюжетов в телевизионном эфире и социальных сетях для сопоставления и исследования степени их корреляции;

  • сопоставить полученные данные для подтверждения либо опровержения заявленной гипотезы.

Теоретическая база данного исследования представляет собой совокупность следующих теорий:

  • Теории массовой коммуникации (М. Маклюэн, У. Липпман, П. Лазерсфельд, М. Кастельс и др.).

  • Теории воздействие на аудиторию посредством СМИ (Т. Ласуэла, К. Хоуланда, Э. Каца, Д. Клаппера, Э. Ноэль-Нойман и др.).

  • Теория установления информационной «повестки дня» в трудах зарубежных исследователей (М. Маккоумбс, Д. Шоу, Дж. Диаринг, Э. Роджерс, Дж. Коген и др.).

  • Теория установления информационной «повестки дня» в трудах российских исследователей (М.В. Шкондин, Н.Н. Старобахин, Е.Г. Дьякова, А. Трахтенберг, В.Н. Амелин, Д. Брайант, Л.Л. Реснянская, О. Кольцова).

  • Теория влияния социальных сетей на формирование гражданской активности в современном мире (М. Кастельс, У.Даттон и др.).

Эмпирическая база данного исследования:

  • совокупность информационных сюжетов новостей федеральных телеканалов в исследуемый период;

  • совокупность информационных сюжетов в социальных сетях в исследуемый период;

  • публицистические материалы по указанной теме за 2011-2013 гг.

Эмпирическая часть данного исследования базируется на материалах трех независимых источников: (1) сообщения в рубрике «Пост дня» портала Besttoday.ru, (2) перечень новостей раздела «Темы дня» сервиса «Поиск по блогам» компании Яндекс, и (3) закодированная база телевизионных сюжетов Первого канала, России-1 и НТВ за исследуемый период. Закодированная база телевизионных сюжетов в необходимый нам период получена в результате проведения исследования «Освещение деятельности власти и оппозиции ведущими российскими телеканалами в период думских и президентских выборов 2011-2012 гг.» на факультете медиакоммуникаций ВШЭ. Доступ к архивам портала Besttoday.ru и рейтингам тем сервиса Яндекс любезно предоставлен представителями редакции и поискового сервиса. Таким образом, мы получили возможность сравнить специфику и результаты установления информационной повестки дня на трех принципиально разных площадках (три ведущих федеральных канала, где планированием занимается редакция; интернет-СМИ Besttoday.ru, в котором читателю предлагают отобранную редакцией повестку дня блогов; раздел «Темы дня» сервиса «Поиск по блогам» компании Яндекс, который формируется исключительно автоматически на основе популярности той или иной темы). Сопоставление этих трех каналов коммуникации позволит нам наиболее точно и объективно зафиксировать и доказать расхождение в темах.

Гипотеза: в период выборов 2011-2012гг. имело место расхождение информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях.

При написании магистерской диссертации были использованы различные методы.

Теоретические: метод сравнительного анализа, историко-типологический метод, анализ научной литературы, документов и публикаций.

Эмпирические: контент-анализ, анализ публицистических статей.

Практическую значимость данная работа может представлять в качестве научно подкрепленного аргумента в общественных дискуссиях, касающихся проблематики свободы СМИ и избирательного процесса в России. Научная фиксация проблемы позволит всем заинтересованным лицам более конструктивно, объективно и с меньшим эмоциональным накалом искать пути ее решения. Не меньшую практическую значимость может иметь и фиксация отсутствия проблемы как таковой.

Основное содержание работы

Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав с двумя-тремя параграфами в каждой, заключения, списка литературы.

Во введении сформулированы цели и основные задачи работы, обозначены теоретические и эмпирические методы, обоснована актуальность темы исследования, изложены научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе идет речь о возникновении и развитии теории установления информационной «повестки дня», отмечаются основные вехи и существующие модели, выделяются ключевые исследователи, внесшие серьезный вклад в продвижение теории. Во втором параграфе первой главы предпринимается попытка дать оценку современному этапу развития теории, опираясь на имеющийся опыт российских ученых и последние лабораторные исследования изменяющейся социальной среды в сети интернет.

Во второй главе мы предлагаем первые результаты сравнения информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях, обосновываем используемые методы исследования, описываем модели изменения повестки дня на трех выбранных платформах в период выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года.

В третьей главе работы мы вплотную подходим к доказательству гипотезы, сравниваем полученные данные об информационной «повестке дня» в новостях телеканалов и в социальных сетях по итогам двух волн исследования: парламентских и президентских выборов. Кроме того, в третьей главе мы фиксируем корреляционные связи между результатами установления информационной «повестки дня» в трех каналах коммуникации, делаем предпложения относительно первопричин подобных взаимосвязей и прогнозируем дальнейшее развитие отдельных тенденций.

В заключении формулируем общий вывод по итогам проделанной работы, строим прогноз относительно перспективы развития данного исследования в будущем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск