Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ»





Скачать 167.89 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ»
Дата публикации27.12.2014
Размер167.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Приложение 5

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра бизнес-информатики

Рабочая программа
Учебной дисциплины
«ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

Для направления подготовки – 080500.68 «Бизнес-информатика»
Всех профилей
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Форма обучения – очная

Москва – 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика»

Разработчик: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Горелов В.И.
Рецензент: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Пранов Б.М.
Программа одобрена на заседании кафедры бизнес-информатики от «___» ______________ 2013 г., протокол № ___.

Заведующий кафедрой

бизнес-информатики Ю.В.Фролов

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является овладение знаниями в области теории системного анализа, методики и алгоритмов теории систем, как одного из инструментов математического моделирования, что необходимо для профессиональной деятельности магистров и формирования у студентов самостоятельного мышления и способности самостоятельно использовать системный подход при решении практических задач в современной рыночной экономической среде.

Задачи дисциплины:

– ознакомление с основами теории системного анализа и системного мышления;

– рассмотрение основных методов построения сложных систем;

– освоение новых форм и методов математического моделирования, предопределяемых требованиями рыночной экономики.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части подготовки магистров.

Для успешного освоения необходимо знать разделы математического анализа функций вещественных переменных: дифференциальное и интегральное исчисление, числовые и функциональные ряды; линейную алгебру, необходимые и достаточные условия минимума функций, элементы статистики и обработки статистических данных, теорию вероятности и линейное программирование.

Данная дисциплина дает теоретическую основу для исследования моделей сложных систем и их приложений к экономике, поэтому эта дисциплина должна предшествовать дисциплинам «Управление жизненным циклом ИС», «Математическое моделирование в экономике».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Теория систем и системный анализ» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

– способен использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией.

Профессиональные компетенции:

ПК-3 - способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат;

ПК-6 - способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников;

ПК-7 - способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • понятие системы, виды систем, основные характеристики системы,

  • различные подходы в системном анализе,

  • теорию ориентированных графов, устойчивость решений дискретной системы,

  • условия прохождения сигнала по системе, условия наложения сигналов в системе,

  • шкалу сравнений, основные свойства оценки, методы сравнения альтернатив,

  • выбор оптимального управления, методы опроса и их согласованности, методы поиска информации.

Уметь:

  • найти необходимую информацию,

  • самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании;

Владеть:

  • Основами применения системного подхода к решению практических задач,

  • методами теории системного анализа.

Быть компетентным:

  • В применении методов теории систем при решении прикладных задач


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

42

1

в том числе:

 

 

Лекции (Л)

22

1

Практические занятия (ПЗ)

6

1

Лабораторные работы (ЛР)

14

1

Самостоятельная работа (всего)

30

1

в том числе:

 




подготовка к семинарским и практическим занятиям

6

1

подготовка к контрольным работам и тестированию

16

1

подготовка учебного проекта / реферата

8

1

Вид промежуточной аттестации: экзамен

 




Объем работы студента в период экзаменационной сессии

36

1

Общая трудоемкость: часы

108




зачетные единицы

3






5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины


№п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Основные понятия и принципы системного анализа

Альтернативы. Задачи выбора решений, отношения, функции выбора, функции полезности, критерии. Принципы системного анализа (конечной цели, измерения, единства, связности, модульного построения, иерархии, функциональности, развития, децентрализации, неопределенности).

2

Структура системного подхода

Дерево функций системного анализа. Этапы: Декомпозиция. Анализ. Синтез.

3

Общие понятия теории когнитивных систем

Основные определения и понятия - пара, модель, связь, вершина, связанность, петля, степени полузахода и т.д.

4

Теория когнитивных систем

Принципы распространения воздействия, устойчивость, типы решений, динамика системы.

5

Методы отбора индикаторов сложных систем

Организация работы по отбору индикаторов. Принципы отбора экспертов, согласованность, общая схема работы при отборе и согласовании индикаторов системы.

6

Оценивание сложных систем на основе теории полезности

Основные методы оценки индикаторов в когнитивных системах. Принципы максимума, минимума, Гурвица. Метод попарных сравнений.

7

Методы генерации альтернатив.

Методы генерации альтернатив с комощью системного анализа.

8

Устойчивый выбор альтернатив

Определение системных весов. Определение слабых и сильных связей.

9

Метод анализа иерархий.

Метод анализа иерархий. Иерархическое представление проблемы. Структуризация задачи в виде иерархии. Парное сравнение альтернатив (метод парных сравнений). Весовые коэффициенты элементов. Иерархический синтез.


5.2 Разделы дисциплин и виды занятий




Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Сам. работа

Лек.

Сем.

Лаб.

1

Основные понятия и принципы системного анализа

12

2

2




8

2

Структура системного подхода

12

2

2




8

3

Общие понятия теории когнитивных систем

12

2

2




8

4

Теория когнитивных систем

12

2




2

8

5

Методы отбора индикаторов сложных систем

12

2




2

8

6

Оценивание сложных систем на основе теории полезности

12

4




2

6

7

Методы генерации альтернатив

12

2




2

8

8

Устойчивый выбор альтернатив

12

2




2

8

9

Метод анализа иерархий.

12

4




4

4




Всего часов

108

22

6

14

30



5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплины

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Теория принятия решений

3

ОК-4, ПК-3, ПК-6, ПК-7

4


6. Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии (в том числе интерактивные)

Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме

Лекции

Тема 1-9

Мультимедийные технологии (презентации лекций)

22

Лабораторные занятия

Тема 1-9

Решение прикладных задач с использованием современных информационных технологий

14

Практические занятия

Тема 1-9

Решение прикладных задач с использованием современных информационных технологий

6


РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Теория систем и системный анализ» является экзамен. При этом система текущего и рубежного контроля строится по бально-рейтинговой модели, а итоговую оценку или допуск к зачету студенты получают в качестве накопительной рейтинговой оценки (не менее 50 баллов).

В технологической карте дисциплины выделены все формы текущего и рубежного контроля, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов (в диапазоне «минимум – максимум»).

Возможно начисление бонусных и штрафных баллов. К неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания; рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу.

Технологическая карта включает базовую и дополнительную части. В базовой части приводится расчет рейтинговой оценки тех учебных заданий и контрольных процедур, которые выполняются студентами в течение семестра. Для допуска к экзамену студентам достаточно накопить 50 баллов.

Дополнительная часть технологической карты включает компенсирующие учебные задания. Студенты выполняют их в том случае, если в рамках базовой части не сумели набрать количество баллов, необходимое для получения допуска к экзамену.


Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма отчетности

Курс, семестр

Теория систем и системный анализ

магистратура

Б1

3




Курс 1, семестр 1

Смежные дисциплины по учебному плану:

Управление жизненным циклом ИС, Математическое моделирование в экономике

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка сформированности компетенций)


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное и максимальное количество баллов

Основные понятия и принципы системного анализа

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-12

Структура системного подхода

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-8

Общие понятия теории когнитивных систем

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-12

Теория когнитивных систем

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-10

Методы отбора индикаторов сложных систем

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-8

Оценивание сложных систем на основе теории полезности

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-8

Методы генерации альтернатив

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-8

Устойчивый выбор альтернатив

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

4-8

Метод анализа иерархий.

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

8-16

Тестирование по пройденному курсу

Тестирование

Аудиторная

10


Итого:

50-100

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное количество баллов

Подготовка доклада по одной из тем

Подготовка доклада

Внеаудиторная

8


Итого:

8


Примечания: работа, выполненная менее чем на 50 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах: подготовка реферата по пропущенной теме на практических занятиях и семинарах, представление конспектов пропущенных лекций.
Форма прохождения промежуточной аттестации: зачет.

Зачетный балл – 50.

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

- тесты (задания по 4 вопроса в каждом).

Примерная тематика докладов, рефератов


  1. Системный анализ и системное мышление.

  2. Программное управление. Синтез. Обратная связь.

  3. Сложные системы.

  4. Виды моделей.

  5. Настройка моделей.

  6. Виды систем.

  7. Основные подходы в теории систем.

  8. Применение подхода в задачах менеджмента.

  9. Методы линейной свертки.

  10. Обоснование выбора главного критерия.

  11. Свертка с помощью контрольных показателей

  12. Введение метрики в пространстве критериев

  13. Парето-оптимальные решения.

  14. Устойчивый и эффективный выбор.

  15. Метод анализа иерархий.

  16. Иерархическое представление проблемы.

  17. Структуризация задачи в виде иерархии.

  18. Парное сравнение альтернатив (метод парных сравнений).

  19. Весовые коэффициенты элементов.

  20. Иерархический синтез.

  21. Когнитивные системы

  22. Виды когнитивных систем и их применение в практических задачах.

  23. Принципы прохождения импульса через системы.

  24. Основные свойства систем.

  25. Принципы отбора индикаторов системы.

  26. Виды связей. Положительные и отрицательные обратные связи.

  27. Прямые и косвенные связи.

  28. Минимаксные критерии.

  29. Обработка оценок мнений экспертов. Коэффициент конкордации. Ранговая корреляция.

Вопросы к экзамену


  1. Системный анализ и системное мышление.

  2. Программное управление. Синтез. Обратная связь.

  3. Сложные системы.

  4. Виды моделей.

  5. Настройка моделей.

  6. Виды систем.

  7. Основные подходы в теории систем.

  8. Применение подхода в задачах менеджмента.

  9. Методы линейной свертки.

  10. Обоснование выбора главного критерия.

  11. Свертка с помощью контрольных показателей

  12. Введение метрики в пространстве критериев

  13. Парето-оптимальные решения.

  14. Устойчивый и эффективный выбор.

  15. Метод анализа иерархий.

  16. Иерархическое представление проблемы.

  17. Структуризация задачи в виде иерархии.

  18. Парное сравнение альтернатив (метод парных сравнений).

  19. Весовые коэффициенты элементов.

  20. Иерархический синтез.

  21. Когнитивные системы

  22. Виды когнитивных систем и их применение в практических задачах.

  23. Принципы прохождения импульса через системы.

  24. Основные свойства систем.

  25. Принципы отбора индикаторов системы.

  26. Виды связей. Положительные и отрицательные обратные связи.

  27. Прямые и косвенные связи.

  28. Минимаксные критерии.

  29. Обработка оценок мнений экспертов. Коэффициент конкордации. Ранговая корреляция.




  1. Программное управление.

  2. Упорядочение альтернатив.

  3. Синтезирующее управление или управление в виде обратной связи

  4. Линейная свертка критериев.

  5. Использование контрольных показателей.

  6. Метод анализа иерархий.

  7. Иерархическое представление проблемы.

  8. Структуризация задачи в виде иерархии.

  9. Парное сравнение альтернатив (метод парных сравнений).

  10. Многокритериальный выбор в иерархиях с различным числом альтернатив.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература


  1. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика. 2006.-368 с.

  2. Горелов В.И., Карелова О.Л. Математическое моделирование в экологии, Изд-во РУДН, 2000г., 186с.

  3. Горелов В.И. Системный анализ, Изд-во РМАТ, Химки-2012, 185с.

б) дополнительная литература:

  1. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. М.: Наука, Физматлит. 1996. – 208 с.

  2. Катулев А.Н., Северцев Н.А., Соломаха Г.М. Исследование операций и обеспечение безопасности. Прикладные задачи. М.: Физматлит.2005.-240 с.

  3. Эрроу Кeннет Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2004.- 204 с.

  4. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука. 1981.- 488 с.

  5. Красе М.С. Чупрынов В.П. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании. М.: Дело, 2000.

в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
Microsoft Office (Word, Excel, Power Point).
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http://belitsoft.ru/

2. http://www.virtech.ru
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная мультимедийным проектором с экраном.
Для проведения практических и лабораторных занятий требуется компьютерный класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРеферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца»
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория систем и системный анализ»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500. 62 «Бизнес информатика»
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Системный анализ и теория управления»
Цель курса «Системный анализ и теория управления» является формирование у студентов системы знаний по теории управления, развитие...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconКонтрольная работа №3 по курсу «Теория систем и системный анализ»

Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconКонспект лекций по дисциплине: теория систем и системный анализ санкт-Петербург...
Выбор показателя эффективности, математическая постановка задачи
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа учебной дисциплины «математичское моделирование. Часть i»
«Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших системах»
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа по дисциплине дс системный анализ в таможенном деле (практикум)
Охватывает широкий спектр разнородных проблем – от анализа экономической ситуации до разработки методик и моделей синтеза социально-экономических...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование...
...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа дисциплины системный анализ в географической науке

Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconПрограмма дисциплины «Теория управления и системный анализ» для направления...
...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа учебной дисциплины «надежность теплоэнергетических систем»
Целью дисциплины является обучение студентов основам и практическому применению теории надежности энергетических систем
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconРабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем
В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconПрограмма учебной дисциплинЫ «теория автоматического управления»
Цели и задачи дисциплины «Теория автоматического управления» (тау) – изучение общих принципов построения и функционирования автоматических...
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория управления,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск