Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»





Скачать 456.62 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер456.62 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального дополнительного образования

«Байкальский гуманитарный институт»


УТВЕРЖАЮ

Проректор по УМР________В.Ю. Хицкая

«______»__________201____г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

направление 030900.62 «Юриспруденция»

Разработал: ФИО преподавателя

Кафедра

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №_____

«____»__________

ИРКУТСК 2013


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные технологии в юридической деятельности»

Рекомендуется для направления подготовки

030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» – подготовка студентов к эффективному применению в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности современных компьютерных технологий, а также ознакомление с элементами теории систем, используемых при разработке, внедрении и оценке информационных технологий в работе юридических систем, при обработке юридической информации.

Задачи дисциплины:

  • изучение комплекса базовых теоретических знаний в области информационных систем и информационных технологий;

  • формирование и развитие компетенций, знаний, практических навыков и умений, способствующих всестороннему и эффективному применению офисных программных средств, информационных технологий при решении прикладных задач профессиональной деятельности, связанных с поиском, обработкой и анализом правовой информации, в том числе с применением глобальных компьютерных сетей.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПООП

Дисциплина относится к базовой части информационно-правового цикла ООП и изучается на первом курсе в первом и втором семестрах. Освоение дисциплины базируется на знаниях школьной программы математики и основ информатики и компьютерных технологий.

Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами на всех этапах обучения в вузе:

  • при изучении различных дисциплин учебного плана (Концепции современного естествознания, Информационное право, Судебная статистика, Экономика, Криминалистика и др.);

  • выполнении домашних заданий, подготовке рефератов, эссе, докладов, курсовых и дипломных работ.

  • в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

  • в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации; создания электронных документов.




  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение программы настоящей дисциплины позволит сформировать у обучающегося следующие компетенции:

ОК-10:

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-11:

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации;

ОК-12:

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Студент после освоения программы настоящей дисциплины должен:

Знать:

  • основные принципы и тенденции развития методов сбора, хранения и обработки информации как средством управления информацией;

  • методы работы с информационно-справочными системами для использования нормативных правовых документов в профессиональной деятельности;

  • основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности.

Уметь:

  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и использовать базовые возможности корпоративных информационных систем с целью анализа информации и принятия обоснованного решения;

  • формировать отчетную документацию с целью анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности компании;

  • осуществлять обоснованный выбор инструментальных средств информационных технологий для решения профессиональных задач в области экономики и политики;

  • собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках.

Владеть:

  • основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  • методами управления проектами и их реализациями с использованием современного программного обеспечения.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма итоговой аттестации


лекции

практ. занятия

самост. работа






Информационные технологии и их роль в современном обществе

1

4

4









Современные компьютерные технологии в юридической практике и в правоохранительной деятельности

1

4

4






Офисные компьютерные технологии в юриспруденции

1

4

4






Технологии применения статистических моделей в правовой деятельности

1

4

4






Использование баз данных для организации хранения данных

1

4

4






Безопасность информации и ее правовое обеспечение, компьютерные преступления

1

4

4






Использование ресурсов Интернет в юридической практике и науке

1

4

6






Основы работы со справочными правовыми системами

1

6

4







Итого




34

34

76

экзамен

  • - занятие проводится в интерактивной форме

Программа курса

Тема 1. Информационные технологии и их роль в современном обществе

Цель и задачи дисциплины. Понятие и особенности современного информационного общества. Информация и ее виды. Информационный ресурс. Основные задачи информатизации. Информационный рынок и его сектора. Источники информации. Понятие «система», особенности системы. Информационная система и автоматизированная информационная система (АИС). Предметная область автоматизированной информационной системы. Классификация АИС. Категории пользователей АИС. Информационные технологии, история развития ИТ. Классификация ИТ. Тенденции развития ИТ.

Тема 2. Современные компьютерные технологии в юридической практике и в правоохранительной деятельности

Роль и место информационных технологий в правовой сфере. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры Российской федерации. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции. Автоматизированные информационные системы Министерства внутренних дел РФ. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции. Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности.

Информационное обеспечение правоохранительных органов. Информационно-телекоммуникационные технологии в правоохранительной и экспертной деятельности. Экспертные правовые системы. Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы, системы учета и управления. Информационные технологии следственной и оперативно-розыскной деятельности. Справочные правовые системы.

Тема 3. Офисные компьютерные технологии в юриспруденции

Технология разработки электронных унифицированных документов (форм бланков, таблиц, шаблонов, писем рассылки), используемых в повседневной практике юриста. Защита электронных документов и их отдельных фрагментов. Создание гипертекстовых документов. Приемы эффективной разработки документов сложной структуры.

Технология разработки таблиц. Инструментальные средства форматирования таблиц. Организация вычислений, применение встроенных функций. Графическое представление данных. Приемы работы с большими таблицами.

Средства анализа табличных данных. Консолидация. Использование автофильтра и расширенного фильтра. Подбор параметра. Поиск решения. Таблицы подстановки. Промежуточные итоги. Сводные таблицы.

Тема 4. Технологии применения статистических методов в юридической деятельности

Общее понятие, предмет и методы правовой статистики. Статистическое наблюдение в правовой статистике. Выборочный метод статистического наблюдения. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Абсолютные и относительные показатели. Средние величины и их применение в юридической статистике. Статистические методы изучения взаимосвязей. Методы статистического анализа и прогноза.

Компьютерные технологии статистического анализа правовой информации.

Тема 5. Использование баз данных для организации хранения данных

Понятие базы данных, назначение баз данных. Типы баз данных. Реляционные базы данных и их основные особенности. Системы управления базами данных, их назначение. Технология создания базы данных для хранения картотек. Организация поиска информации в базе данных, технология формирования аналитической информации. Создание отчетов. Технология создания пользовательского приложения.

Тема 6. Безопасность информации и ее правовое обеспечение, компьютерные преступления

Понятия «компьютерное преступление» и «информационная безопасность». Виды компьютерных преступлений. Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений. Компьютерные вирусы, их классификация и поражающие особенности. Методы защиты информации при использовании компьютерных сетей. Метод «интеллектуального перебора паролей». Правовое обеспечение информационной безопасности.

Тема 7. Использование ресурсов Интернет в юридической практике и науке

Ресурсы Интернет их назначение и характеристика. Понятия World Wide Web, роль в юридической практике. Технологии создания Веб-страниц. u1054. Общие сведения о языках гипертекстовой разметки. Инструментальные средства для создания Веб-страниц. Основы продвижения сайтов в Интернет.

Электронная почта. Понятие об электронной цифровой подписи. Техническое обеспечение электронной цифровой подписи. Организационное обеспечение электронной цифровой подписи. Правовое обеспечение электронной цифровой подписи.

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планы практических занятий

Для реализации компетентностного подхода все проводимые занятия, в том числе самостоятельная работа студентов, предусматривают сочетание передовых методических приемов с новыми образовательными информационными технологиями. Используются современные формы и методы обучения (тренинги, исследовательские методы, проблемное и проектное обучение), направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе, формирование убеждения о необходимости при решении любых прикладных задач использования инновационных информационных технологий.

Практические занятия проводятся в компьютерных классах с применением офисных пакетов информационных технологий, справочных правовых систем и специализированных комплексов тестирования знаний, навыков и умений студентов. Тематика практических заданий ориентирована на рассмотрение аналитических типовых и исследовательских задач правового характера с решением их путем поиска, анализа и обработки законодательных актов и других нормативно-правовых документов.

В специализированных аудиториях с применением мультимедийных технологий и предусматривают развитие полученных теоретических знаний с использованием рекомендованной учебной литературы и других источников информации, в том числе информационных ресурсов сети Интернет.

В ходе самостоятельной работы, при подготовке к плановым занятиям, контрольной работе, зачету студенты анализируют поставленные преподавателем задачи и проблемы и с использованием нормативно-правовых актов, учебно-методической литературы, электронных дисков СПС, содержащих специализированные подборки по правовым вопросам, сведений, найденных в глобальной сети Интернет, находят пути их разрешения.

На практических занятиях и в часы консультаций преподаватель дает оценку правильности выбора конкретными студентами средств и технологий разрешения поставленных задач и проблем, привлекая к дискуссии других учащихся.

При подготовке реферата студенты, применяя творческий подход, проводят комплексное исследование и анализ возможностей одной из правовых систем (в соответствии с выбранной темой). Рефераты подлежат публичной защите с использованием инновационных возможностей информационных технологий.

Участие в многоступенчатой системе олимпиад по знанию СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и др. позволяет развить компетенции, знания, умения и навыки студентов. Лучшим студентам предоставляется возможность получения сертификатов фирм-разработчиков СПС.

По каждой из тем теоретические знания и практические навыки студентов оцениваются с помощью автоматизированных систем тестирования и контроля, в том числе с применением технологий Интернет-тестирования.

Практическое занятие №1. Тема 1. Цель задачи дисциплины. Понятие и особенности современного информационного общества. Информация и ее виды. Информационный ресурс. Основные задачи информатизации.

Роль и место информационных технологий в правовой сфере.

  1. Понятие информационной технологии (ИТ).

  2. Этапы развития ИТ.

  3. Современное состояние развития ИТ.

  4. Понятие информации.

  5. Виды информации.

  6. Основные задачи информатизации.

Литература:

Нормативно-правовые акты

Стратегия развития информационного общества (Утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., № Пр-212), опубликована в "Российской газете" (№34 от 16 февраля 2008 г.).

Концепция региональной информатизации до 2010 г., распоряжение Правительства от 17 июля 2006 г. N 1024-р.

Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. (№ 1244-р).

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» до 2010 года (утверждена Правительством РФ 15 августа 2006 года).

*Информатика для юристов и экономистов : [учебник] / под ред. С. В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2005. - 687 с.

Практическое занятие № 2. Тема 2. Экспертные правовые системы. Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы, системы учета и управления. Информационные технологии следственной и оперативно-розыскной деятельности. Справочные правовые системы.

  1. Определение справочной правовой системы (СПС).

  2. Сервисная поддержка КонсультантПлюс.

  3. Запуск системы. Ярлык КонсультантПлюс.

  4. Основные поисковые задачи, решаемые СПС КонсультантПлюс.

  5. Принципы работы с системой ГАРАНТ.

Литература:

Система ГАРАНТ. Практическое руководство. Новые возможности для эффективной работы. / Ю. Пивоваров и др. ООО НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». М.:– 2010. - 160 с.

В.Л. Камынин. Методическое пособие для преподавателей, ведущих занятия по обучению работе с СПС КонсультантПлюс. М.: ЗАО «КонсультантПлюс Новые Технологии», 2009. – 264 с.

Справочная правовая система КонсультантПлюс.

Справочная правовая система ГАРАНТ.

Интернет – ресурсы

www.consultant.ru – официальный сайт ЗАО «Консультант Плюс».

www.garant.ru – официальный сайт ООО «НПП Гарант-Сервис».

www.kodeks.ru – официальный сайт информационно-правового консорциума «Кодекс».

http://www.law.edu.ru – федеральный правовой портал.

Практическое занятие № 3. Тема 3. Основы разработки документов в среде текстового процессора MS Word

1. Назначение, окно программы MS Word.

2. Создание, редактирование, форматирование документа в среде MS Word.

Литература:

*Информатика для юристов и экономистов : [учебник] / под ред. С. В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2005. - 687 с.

*Касинская Л.И. Основы работы в MS Word. – Уч. пособие. Российская Академия Правосудия Восточно-Сибирский филиал, Иркутск, 2008. 71 с. Ил.

* Касинская Л.И. Основы работы в MS Excel.– Уч. пособие. Российская Академия Правосудия Восточно-Сибирский филиал, г.Иркутск, 2009.94 с. Ил.

Практическое занятие № 4. Тема 3. Приемы профессиональной разработки структурно сложных документов в среде текстового редактора MS Word.

  1. Создание форм бланков, таблиц.

  2. Создание шаблонов.

  3. Создание писем рассылки

Практическое занятие № 5. Тема 3. Создание документов сложной структуры.

  1. Создание списков.

  2. Таблицы, вычисления в таблицах.

Практическое занятие № 6. Тема 3. Приемы профессиональной разработки структурно сложных документов в среде текстового процессора MS Word.

  1. Рисунки.

  2. Автофигуры.

Практическое занятие № 7. Тема 3. Технология и средства разработки служебных документов в среде текстового процессора MS Word.

  1. Нумерация страниц.

  2. Оглавление.

Практическое занятие № 8.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconРабочая программа дисциплины информационные технологии в юридической...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе»
Информационные технологии в рекламе. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе». Автор-составитель:...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии...
Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Направление 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconСамостоятельная работа студентов
Целями учебной дисциплины «Информационные технологии и системы в юридической деятельности» являются
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «инфорМационные технологии в бизнес-планировании»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск