А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор





Скачать 394.85 Kb.
НазваниеА. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор
страница1/5
Дата публикации28.07.2013
Размер394.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5

Анализ результатов исследования по оценке эффективности использования и востребованности ЭОР в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»


Далее даны результаты анкетирования по группам критериев.

А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами ИКТ и ЭОР

А1. Обеспеченность ресурсами ИКТ

Обеспеченность образовательных учреждений ресурсами ИКТ является необходимым условием внедрения ЭОР. Для оценки обеспеченности школ ресурсами ИКТ нами был рассчитан отдельный показатель, который фиксирует суммарное количество компьютеров на 100 учащихся по четырем категориям компьютеров: «Мобильные компьютеры», «Стационарные компьютеры учителей в учебных кабинетах», «Стационарные компьютеры для учащихся в учебных кабинетах», «Компьютеры учащихся в компьютерном классе (классах)». Показатель был рассчитан на основе ответов администраторов о количестве классов в параллелях начальной, основной и старшей школы, исходя из средней стандартной наполняемости классов в 25 человек, и их ответах о количестве в школе компьютеров соответствующей категории. На основе распределения показателя образовательные учреждения были разбиты на три процентильные группы, которые составили образовательные учреждения с различным уровнем оснащенности, соответственно: «малооснащенные», «среднеоснащенные», «высокооснащенные» (рисунок 1).




Рисунок . Уровень компьютерной оснащенности школ населенных пунктов различного типа (%) (различия между населенными пунктами более 1 млн. чел. и сельскими поселениями значимы на уровне р ≤ .05)

Представленные данные фиксируют, что в школах городов размером более 1 млн. человек доля «высокооснащенных» образовательных учреждений гораздо выше. Вместе с тем среди образовательных учреждений небольших населенных пунктов (города менее 50 тыс. человек и сельские поселения) доля «малооснащенных» образовательных учреждений в 3-3,5 раза выше, чем в мегаполисах.

Существенно дифференцирует уровень оснащенности школ и такой показатель, как статус образовательного учреждения (см. рисунок 2).




Рисунок . Компьютерная оснащенность школ в зависимости от статуса образовательного учреждения (%) (различия между начальными, основными школами и лицеями, гимназиями статистически значимы на уровне р ≤ .05)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что оснащенность школы компьютерной техникой напрямую зависит от ее статуса. Так, если среди гимназий и лицеев в категорию «высокооснащенных» входит фактически половина учреждений, то среди начальных, основных и средних общеобразовательных учреждений «высокооснащенными» являются менее трети учреждений, а в категорию «малооснащенных» попадают от трети до половины таких учреждений.

Аналогичная неравномерность в оснащенности школ, расположенных в населенных пунктах различного типа и имеющих различный статус, проявляется и в уровне их оснащенности проекторами и интерактивными досками (Табл. 1, рисунок 3)
Таблица 1. Оснащенность школ, расположенных в крупных городах и селах проекторами и интерактивными досками (%)

Количество

 

Проекторы

Интерактивные доски

Город (более 1 млн. человек)

Сельское поселение (поселок, село, деревня, станица и т.п.)

Город (более 1 млн. человек)

Сельское поселение (поселок, село, деревня, станица и т.п.)

отсутствуют

0,0%

7,9%

8,7%

32,8%

1 шт. на школу

0,7%

19,0%

16,7%

26,9%

2-5 шт. на школу

70,0%

62,4%

68,0%

38,4%

в каждом классе

29,3%

10,8%

6,7%

1,9%






Рисунок 3. Оснащенность школ проекторами и интерактивными досками в зависимости от статуса образовательного учреждения (%) (различия между начальными, основными школами и лицеями, гимназиями статистически значимы на уровне р ≤ .05)

В ходе исследования администраторам образовательных учреждений также предлагался вопрос об организации в их школе локальной сети, в отсутствие которой довольно трудно построить полноценную информационно-образовательную среду школы. Анализ материалов показывает, что отсутствие локальной сети в учреждении фиксируют 8,5% администраторов. На наличие сети, объединяющей компьютеры только администраторов и педагогов, указали 10,6%. Еще 35,2% администраторов указали, что локальная сеть есть только в компьютерном классе. Наличие общешкольной локальной сети отметили 43,8% респондентов.

На другие способы организации сети указали 2,0% администраторов, принявших участие в исследовании. Если рассматривать состояние локальной сети школы, как один из параметров состояния информатизации образовательных учреждений, то необходимо отметить, что влияние поселенческого фактора и статуса образовательного учреждения здесь прослеживается не менее отчетливо, чем в вопросах, рассмотренных выше (см. рисунок 4).




Рисунок . Доли школ с различным состоянием локальной сети в зависимости от типа населенного пункта и статуса образовательного учреждения (%)

В то же время, 99,8% администраторов образовательных учреждений указывают на то, что в их школе есть доступ к интернету. Параллельно с этим, наличие подключения школы к интернету в отсутствии полноценной общешкольной локальной сети (на что указала существенная часть администраторов) является скорее формальностью, чем реальным фактором, влияющим на состояние информатизации образовательного процесса. В этой связи, администраторам было предложено уточнить, где именно доступен интернет в школе. В целом по всей выборке администраторов доля тех, кто указал, что интернет доступен только на компьютерах администрации и/или преподавателя информатики, составила 13,3%. Доступность интернета на компьютерах педагогов, расположенных в учебных кабинетах фиксируют 10,4% администраторов, отмечают, что интернет доступен на всех компьютерах в компьютерном классе 39,4% администраторов. И, наконец, на то, что интернет доступен в учебных кабинетах на компьютерах педагогов и учащихся, указали 36,8% администраторов.

Влияние типа населенного пункта и статуса образовательного учреждения на характер подключения и доступности интернета представлен на рисунке 5.




Рисунок . Доли школ с различным уровнем доступности интернета в зависимости от типа населенного пункта и статуса образовательного учреждения (%)

Анализ материалов опроса педагогов позволяет оценить наличие в школах различных технических средств и ресурсов ИКТ. При этом важной характеристикой обеспеченности педагогов школ средствами ИКТ выступает их доступность (доступны всегда или по предварительной заявке), недоступность для педагога каких-либо средств ИКТ в данном случае подразумевает их фактическое отсутствие в образовательной практике. Из представленных данных на рисунке 6 видно, что в наименьшей степени педагогам доступны интерактивные планшеты (недоступны 79,7%); специальные цифровые устройства, в т.ч. цифровой микроскоп, датчики, измерительные приборы, навигаторы и т.п., (недоступны 72,1%); возможность использовать компьютеры для учащихся в рабочей зоне класса (недоступны 38,6%) и интерактивные доски (недоступны 29,9%).




Рисунок . Доступность для учителей различных ресурсов ИКТ (%)

Параллельно с этим в доступности различных ресурсов ИКТ обнаруживаются различия между учителями основной, начальной и старшей школы, которые не могут считаться существенными. Приведенные на рисунке 7 данные фиксируют, что учителя старшей школы имеют более широкие возможности доступа к ресурсам ИКТ, чем их коллеги, преподающие в основной и начальной школах.




Рисунок . Доли учителей начальной, основной и старшей школы, не имеющих возможности использовать соответствующие ресурсы ИКТ (%)

В ходе исследования выявлялся также уровень обеспеченности педагогов различным программным обеспечением. Данные исследования показывают, что наиболее часто педагоги используют пакеты офисных программ, архиваторы, а также указывают на свою обеспеченность антивирусным ПО. Параллельно с этим более половины опрошенных педагогов (57,0%) указывают, что используют в повседневной практике системы организации учебного процесса, а 42,6% отмечают, что используют обучающие системы. Системами организации дистанционного обучения пользуются 27,8% педагогов. Виртуальные компьютерные лаборатории используют 17,1% опрошенных.

В то же время, 17,0% педагогов испытывают дефицит систем обеспечения дистанционного обучения; 16,4% указывают, что для работы им необходимы отсутствующие в их распоряжении виртуальные лаборатории; 12,9% педагогов фиксируют нехватку обучающих систем; 10,0% - систем организации учебного процесса (см. рисунок 8).




Рисунок Обеспеченность педагогов различным программным обеспечением (%)

В ходе исследования вопрос о доступности тех или иных ресурсов ИКТ предлагался также учащимся. При этом им предлагалось указать, какие ресурсы ИКТ доступны им только на уроках информатики, какие доступны на других уроках и какие ресурсы доступны им во внеурочное время (см. рисунок 9).




Рисунок . Доступность ресурсов ИКТ для учащихся (%)

Как видно из представленных данных, большинству учащихся (71,7%) компьютер в школе доступен только на уроке информатики. Параллельно с этим более половины опрошенных школьников отмечают, что на уроках информатики им доступны локальная сеть и интернет, соответственно 54,4% и 56,7%. При этом самыми недоступными для учащихся техническими средствами оказываются специализированные электронные средства обучения (микроскопы, датчики, измерительные приборы, навигаторы и т.п.).

Можно отметить, что низкая доступность компьютеров и локальных сетей (и, как следствие, интернет) для учащихся вне уроков информатики является серьезным сдерживающим фактором эффективного использования ЭОР в образовательном процессе. Доступ учителей к средствам ИКТ также не является достаточным для информатизации образования и постоянного эффективного использования ЭОР в преподавании различных предметов. Причем необходимо отметить, что доступность средств ИКТ не прямо связана с их наличием, во многом недостаточная их доступность связана с организацией работы, формированием расписания занятий и расписания использования средств ИКТ.

Экспертный анализ и результаты мониторинговых визитов также показывают, что на данный момент вопросы организации эффективного использования имеющихся средств ИКТ превалируют над вопросами оснащения. Имеющиеся средства ИКТ не в полной мере являются доступными и далеко не всегда используются эффективно.

А2.Обеспеченность электронными образовательными ресурсами

Помимо обеспеченности средствами ИКТ, в задачи исследования входило также проанализировать обеспеченность образовательных учреждений электронными образовательными ресурсами (ЭОР).

В этой связи педагогам предлагалось оценить степень своей обеспеченности ЭОР. На полную обеспеченность ЭОРами указали 14,1% педагогов. Фактически половина опрошенных (49,5%) отметили вариант ответа: «в целом достаточно, хотя в некоторых случаях мне не хватает конкретных ЭОР по моему предмету». Еще около трети (30,6%) указали, что часто испытывают нехватку ЭОРов по своему предмету, а 5,4% зафиксировали, что у них фактически отсутствуют необходимые им ЭОРы.

Анализ данных с учетом образовательной области педагогов позволяет отметить, что наиболее полно ЭОРами обеспечены преподаватели информатики и предметов образовательных областей «естествознание» и «обществознание» (см. рисунок 10). Несмотря на наличие статистически значимых различий в обеспеченности педагогов различных образовательных областей ЭОРами, принципиальной разницы в их обеспеченности все же не прослеживается, что позволяет сделать вывод о наличии доступа к ЭОРам педагогов всех образовательных областей.




Рисунок . Обеспеченность ЭОРами педагогов различных образовательных областей (%)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconПоложение о библиотеке общие положения
Библиотека школы участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconМониторинг степени удовлетворённости участников образовательного...
Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconКаталог Интернет ресурсов для повышения икт компетентности
Икт и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconЗа первое полугодие учебного года читатели посетили
Библиотека является структурным подразделением мбоу сош №98, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconШкольная библиотека и вопросы книгообеспечения
Библиотека школы №49 является структурным подразделением школы и участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconПоложение о школьной библиотеке мкоу сош №1 «Утверждаю»
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconОтчет за 2012-2013 учебный год по работе Уполномоченного по защите...
Деятельность Уполномоченного нацелена на защиту детей от насилия, унижения, эксплуатации
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconГодовой план работы школьной библиотеки на 2013-2014 учебный год....
Методическая задача: «Повысить степень обученности учащихся и сохранить здоровье участников образовательного процесса»
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Турана (мбоу сош №2 г. Турана, далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...
А. Обеспеченность участников образовательного процесса ресурсами икт и эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск