Скачать 93.13 Kb.
|
Управление образования администрации округа Муром Владимирской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Доклад «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Выполнила: учитель информатики МОУ «СОШ № 8» Хорькова Т.И. 2010-2011 учебный год о.Муром Ум человеческий имеет три ключа, всё открывающих: знание, мысль, воображение, - всё в этом. В Гюго Мысль есть главная способность человека; выражать её – одна из главных его потребностей, распространять её – самая дорогая его свобода. П. Буаст О себе (слайд 2)
Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта. (слайды 4-9) Применение метода проектов в практике преподавания информатики в школе явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. Часть школьников уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части школьников обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно. Второй важной проблемой является с одной стороны многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов, с другой стороны школьники, собранные вместе в рамках классно-урочной организации обучения и имеющие широкий спектр направленностей и потребностей. Третьей немаловажной проблемой является малое количество часов (1-2 часа в неделю) при довольно обширной программе и огромном интересе школьников. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. В настоящее время требуются новые методы обучения, основанные на активности личности для развития творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль. Всё большее внимание уделяется применению метода проектов в процессе преподавания предмета. Однако проблема применения метода проектов в ещё не до конца изучена и постоянно возникает множество вопросов и споров. Этим и продиктован выбор данной темы. Ведущая педагогическая идея (слайды 10,11) Целью данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов в курсе изучения информатики и информационных технологий в средней школе. Реализация метода проектов на уроках информатики ИКТ Хотелось бы рассмотреть данный вопрос более подробно. Тема «Технология обработки графической информации» рассматривается очень подробно и углубленно на элективном курсе «Компьютерная графика». Дети с удовольствием создают свои проекты с помощью программ CorelDRAW и Adobe PhotoShop. На уроках небольшие проекты выполняются в программах Paint, GIMP, OpenOffice.org Draw. Примеры проектов, выполненные в CorelDRAW (слайды 14-19). Примеры проектов, выполненные в Adobe PhotoShop (слайды 20-21). В любом проекте есть возможность представить результаты своего труда в виде презентации. Дети с удовольствием используют эту возможность. Любую, интересную тему, как правило, дети представляют в виде презентации. Пример: Проект «Компьютер будущего». В этом проекте дети с помощью презентаций показывают историю развития вычислительной техники с незапамятных времен до наших дней и анализируют те современные технологии, которые развиваются сейчас. Примеры презентаций, используемых в проектах (слайды 23-28) Простое перепечатывание текста при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» не является особо интересным занятием, а вот написание собственного текста или собственного сочинения в текстовом редакторе куда занятие интереснее. Дети с пятого класса выполняют проектные задания в текстовом процессоре Microsoft Word. Это сочинения, доклады, рефераты. Примеры проектов, выполненных в текстовом редакторе (слайд 30) Тема «Обработка числовых данных в электронных таблицах» в плане проектной деятельности интересна в том случае, когда необходимо выполнить анализ статистических данных, а также построение графиков или диаграмм. В проекте «Я выбираю здоровый образ жизни» группа «Социологов» анализировала данные по здоровью и заболеваниям в школе за последние 3 года. Свои данные они выполняли в виде таблиц Microsoft Excel и по данным таблицы строили диаграммы. Данные в виде диаграмм наглядно показывают изменение количественных показателей. Пример проекта, выполненный в Microsoft Excel (слайды 32,33). При создании проектов требуется работа с информацией. Современные школьники для этого, как правило, используют сеть Интернет (слайды 34-37). Почему?
Есть учащиеся, которые настолько увлечены Интернетом, что интересующие их темы воплощают в виде создания собственных сайтов. Примером проекта, в котором выполняется создание сайта является проект «Я выбираю здоровый образ жизни», в котором группа «Спортсменов» разработала собственный сайт по страйкболу (слайды 38-40) Программирование является самой важной темой при изучении предмета «Информатика и ИКТ». Однако, необходимо отметить что все современные программы, в которых мы привыкли работать, написаны в объектно-ориентированных средах программирования и если по старинке использовать для обучения алгоритмические системы программирования, то у учащихся очень быстро пропадает интерес к предмету. На своих уроках я использую объектно-ориентированную систему программирования Visual Basic. При создании проектов в системе ООВП Visual Basic дети видят результат собственного труда – готовый продукт. Конечно же создание программного продукта даётся им нелегко, но интерес к предмету не теряется, а только растет (слайды 42-45) Преимуществом предмета информатики является то, что знания и умения, полученные по предмету можно интегрировать в любую область. Примеры проектов в других областях (слайды 47-49) Очень важно, проводя различные внеурочные мероприятия, заинтересовать детей. Например, при проведении мероприятий по «Здоровому образу жизни» мною совместно с учащимися 10 Б класса и классным руководителем был разработан проект «Я выбираю здоровый образ жизни». В процессе выполнения проекта учащиеся были поделены на 4 группы (слайд 52) В проекте были определены направления работы групп (слайд 53) 1 группа провела анализ данных по здоровью в школе за последние 3 года (слайды 54-55) Можно отметить, что существует положительная динамика и растет количество учащихся с I группой (практически здоровых). При этом уменьшилось количество учащихся со II группой здоровья, соответственно и уменьшилось количество заболеваний. Однако необходимо отметить, что количество учащихся с III и IV группой практически не изменилось, так как к этой категории относятся учащиеся с серьезными нарушениями здоровья, у которых имеются серьёзные заболевания (в том числе дети-инвалиды), вылечить которые очень сложно, а иногда и невозможно. По данным диаграмм видно, что улучшились и показатели здоровья, такие как нарушение осанки, снижение зрения. Данные по сколиозу практически не изменились, так как лечить это заболевание очень сложно. 2 группа дала представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека (слайд 56). 3 группа ознакомила с основными правилами и аспектами здорового образа жизни (слайд 57). 4 группа проводила пропаганду здорового образа жизни. Данная группа представила (слайды 58):
После проведения научно-практической конференции была проведена игра на спортивную тематику (слайд 59). Результативность (слайды 60-69) В ходе выполнения проектов:
Работа над проектом:
Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач использую мониторинговые исследования всего учебного процесса (слайды 69-76) Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) В течение трех лет отслеживался уровень мотивации учебной деятельности учащихся при изучении предмета «Информатика и ИКТ». Обработка результатов анкет выявила следующую динамику: По результатам трехлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках. С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся: Многие учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями: Маркин Сергей, Маркин Андрей, Сухов Владимир, Беляков Евгений – работают программистами, Маркин Андрей – закончил аспирантуру по специальности "Информационные системы". Увеличилось и число учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями. Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса. В заключении… (слайды 77-79) Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, а также общее интеллектуальное развитие. |
«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | ||
Использование метода проектов на уроках информатики Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся | ||
Урок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практическое занятие гмо учителей информатики по теме «Повышение мотивации учащихся к изучению информатики на уроках и во внеурочной... | ||
О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики | Методика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса... При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока | ||
Урока : комбинированный. Тема : Услуги Интернет Разработала Маркова С. А., учитель информатики и икт моу «сош №2» г. Дальнегорска | Селезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк... «Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения» | ||
Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и икт ... | «Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош... Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики | ||
Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | ||
Автор: Хамадеева Райхана Рашитовна, учитель информатики моу сош №1 с. Чекмагуш, рб ... | План-конспект урока информатики и икт в 10 классе по теме «Измерение информации» В 2011/2012 учебном году моу «сош №4 г. Ртищево Саратовской области» участвует в апробации уникального программного продукта, разработанного... |