Скачать 175.19 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гремячинская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено на МС школы Утверждено Протокол №_____ Директор школы: От «____»____________2013 г. _______ С.Е.Чащухина «____»_________2013 г. Дополнительная образовательная программа «Интеллектуальные витаминки» Направление: общеинтеллектуальное Участники программы: учащиеся 1 - 4 классов Срок реализации программы: 4 года Составитель: О. В. Евсина учитель начальных классов Гремяча 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа является адаптированной. При составлении программы использована программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки». Разработчики программы: Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. (автономная некоммерческая организация «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург). Актуальность работы: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Цель программы: Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Задачи:
Участники образовательной программы: учащиеся 1- 4 классов школы. Сроки реализации образовательной программы: Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю. Основные виды деятельности:
Принципы программы:
Содержание занятий кружка направлено на освоение основной образовательной программы, повышение мотивации к обучению.
Создание условий для повышения мотивации к обучению, интереса к учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир; стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Формирование УУД Познавательные универсальные учебные действия (УУД) Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся. К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
Предполагаемые результаты:
Форма проверки результативности занятий: Стартовый мониторинг Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Форма подведения итогов реализации программы: Итоговое мероприятие Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Участие в конкурсе Творческих Команд. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
Календарно – тематическое планирование занятий Примерное планирование занятий полного курса для 1 класса
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем. Предлагается 8 типовых структур проведения занятий в 1 классе: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие. Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить. 1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками». План занятия:
Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
Варианты выполнения заданий:
2. (О) Обучение Цель – активное введение в работу с «витаминками». План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Варианты выполнения заданий:
3. (СР) Самостоятельная работа Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Варианты выполнения заданий:
4. (ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. Варианты проведения особых занятий:
5. (С) Самоподготовка Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий:
6. (МЗ) Мониторинговые занятия Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. План занятия:
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок»(Витамин К1, ВитаминК2).
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3. 7. (СМ) Стартовый мониторинг Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу. Участие в конкурсе ЭМУ-Эрудит (БЫСТРЫЙ раунд). Чтобы принять участие в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит, зарегистрируйтесь на сайте www.cerm.ru и подайте заявку на участие через Личный Кабинет. Задания и инструкция по проведению скачиваются из Личного Кабинета. Ответы учащихся оцифровываются и отправляются на проверку через Личный Кабинет. План занятия:
Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.
Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).
8. (ИМ) Итоговое мероприятие Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя. Участие в конкурсе Творческих Команд. Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, Вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет. План занятия:
Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила участия в конкурсе.
Попросите учащихся выполнить задания (командная работа), привлеките родителей.
|
Пояснительная записка Образовательная программа начального общего... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии... Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта... | Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального... | Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана в соответствии... Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными... | Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Моу сош №45 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной... | Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 1класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального... | Методические рекомендации «О формировании икт- компетентности обучающихся... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее фгос ноо) к метапредметным результатам... | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального... | ||
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии... Умк л. В. Занков и авторской программы В. Ю. Свиридовой, образовательной программой «Средней общеобразовательной школы №1» города... | Тлизамова Мадина Ибрагимовна Рабочая программа предназначена для учащихся 3 классов начальной школы и разработана в соответствии с основными положениями Федерального... |