Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.





Скачать 175.19 Kb.
НазваниеПрограмма курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.
Дата публикации23.02.2015
Размер175.19 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Информатика > Программа курса
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гремячинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МС школы Утверждено

Протокол №_____ Директор школы:

От «____»____________2013 г. _______ С.Е.Чащухина

«____»_________2013 г.

Дополнительная образовательная программа

«Интеллектуальные витаминки»


Направление: общеинтеллектуальное

Участники программы: учащиеся 1 - 4 классов

Срок реализации программы: 4 года
Составитель: О. В. Евсина

учитель начальных классов

Гремяча 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа является адаптированной.

При составлении программы использована программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки». Разработчики программы: Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. (автономная некоммерческая организация «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург).

Актуальность работы: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цель программы:

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность обучающихся как важнейший компонент любой деятельности человека.

  • Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.

  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.



Участники образовательной программы: учащиеся 1- 4 классов школы.

Сроки реализации образовательной программы:

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

Основные виды деятельности:

  • игровая

  • познавательная

Принципы программы:

  • Научность

  • Системность

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение основной образовательной программы, повышение мотивации к обучению.

  • Обеспечение мотивации

Создание условий для повышения мотивации к обучению, интереса к учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир; стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Реалистичность


Формирование УУД

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • ориентирование на разнообразие способов решения задач;

  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществление синтеза как составления целого из частей;

  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • установление аналогии;

  • владение общим приемом решения задач.

  • осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;

  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;

  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.

К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предполагаемые результаты:

  • расширение кругозора учащихся

  • формирование мотивации к обучению в школе, познанию и творчеству

  • развитие воображения, памяти, речи учащихся

  • развитие коммуникативной компетентности детей

Форма проверки результативности занятий:

Стартовый мониторинг

Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.

Форма подведения итогов реализации программы:

Итоговое мероприятие

Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.

Участие в конкурсе Творческих Команд.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.

  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

  • 1 класс – 35 минут.

  • 2-4 классы – 40 минут.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)

  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)

  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)

  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)

  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

  • Системный анализ (стратегическое планирование)

  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)


Календарно – тематическое планирование занятий

Примерное планирование занятий полного курса для 1 класса



Тип занятия

Тема занятия

Примерная дата проведения

Дата













план

факт

1

ВЗ

Витамин A

4я неделя сентября







2

О

Витамин B

1я неделя октября







3

О

Витамин C

2я неделя октября







4

О

Витамин D

3я неделя октября







5

СМ

БЫСТРЫЙ раунд

4я неделя октября







6

О

Витамин E

1-4 неделя ноября







7

О

Витамин F

1я неделя ноября







8

С

Витамин G

2я неделя ноября







9

СР

Витамин H

3я неделя ноября







10

СР

Витамин I

4я неделя ноября







11

ОЗ

Супервитамин-1

1я неделя декабря







12

СР

Витамин J

2я неделя декабря







13

СР

Витамин L

3я неделя декабря







14

МЗ

Витамин K1

4я неделя декабря







15

С

Витамин M

1я неделя января







16

С

Витамин K

2я неделя января







17

О

Витамин N

3я неделя января







18

СР

Витамин P

4я неделя января







19

СР

Витамин Q

1я неделя февраля







20

СР

Витамин R

2я неделя февраля







21

СР

Витамин S

3я неделя февраля







22

СР

Витамин T

4я неделя февраля







23

ОЗ

Супервитамин-2

1я неделя марта







24

СР

Витамин U

2я неделя марта







25

СР

Витамин V

3я неделя марта







26

СР

Витамин W

4я неделя марта







27

ИМ

КТК

1я неделя апреля







28

ИМ

КТК

2я неделя апреля







29

ИМ

КТК

3я неделя апреля







30

СР

Витамин X

4я неделя апреля







31

СР

Витамин Y

1я неделя мая







32

СР

Витамин Z

2я неделя мая







33

МЗ

Витамин K2

3я неделя мая







34

ОЗ

Супервитамин-3

4я неделя мая














Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

Предлагается 8 типовых структур проведения занятий в 1 классе: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.

Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.

1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?

Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.

  • Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.

  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.


3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.

  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.


4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.

  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).


5. (С) Самоподготовка

Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально.

  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.


6. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

  • Работа с эпиграфом

  • Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок»(Витамин К1, ВитаминК2).

  • Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.
7. (СМ) Стартовый мониторинг

Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.

Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.

Участие в конкурсе ЭМУ-Эрудит (БЫСТРЫЙ раунд).

Чтобы принять участие в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит, зарегистрируйтесь на сайте www.cerm.ru и подайте заявку на участие через Личный Кабинет.

Задания и инструкция по проведению скачиваются из Личного Кабинета.

Ответы учащихся оцифровываются и отправляются на проверку через Личный Кабинет.

План занятия:

  • Подготовка к конкурсу.

Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).

  • Рефлексия.

8. (ИМ) Итоговое мероприятие

Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.

Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя.

Участие в конкурсе Творческих Команд.

Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, Вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет.

План занятия:

  • Подготовка к конкурсу.

Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила участия в конкурсе.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (командная работа), привлеките родителей.

  • Рефлексия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка Образовательная программа начального общего...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии...
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана в соответствии...
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Моу сош №45 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по окружающему миру для 1класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconМетодические рекомендации «О формировании икт- компетентности обучающихся...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее фгос ноо) к метапредметным результатам...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии...
Умк л. В. Занков и авторской программы В. Ю. Свиридовой, образовательной программой «Средней общеобразовательной школы №1» города...
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconТлизамова Мадина Ибрагимовна
Рабочая программа предназначена для учащихся 3 классов начальной школы и разработана в соответствии с основными положениями Федерального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск