Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании»





Скачать 158.25 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании»
Дата публикации24.02.2015
Размер158.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет информационных систем и технологий

Кафедра Прикладной математики и вычислительной техники


Утверждаю:

Декан._________ Козлов В.В.
«___» ________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные системы и технологии в науке и образовании»

Индекс дисциплины по учебному плану СД.ДС.Ф5

Код (ОКСО) 230200.65

Наименование Информационные системы и технологии

Профиль Информационные системы и технологии

Форма обучения очная

Всего часов по дисциплине 102

в том числе:

аудиторные 52

самостоятельная работа студента 24

Форма итогового контроля экзамен

Курс обучения 4

Семестр обучения 7

Самара 2013 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании ФГОС, утвержденного Министерством образования и науки РФ и учебного плана СГАСУ.

Рабочая программа разработана кафедрой ______ПМиВТ_______________

(наименование кафедры)

___________________________________________зав. кафедрой С.А. Пиявский

(должность разработчика, Ф.И.О., подпись)
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры _________ ПМиВТ__________

(наименование кафедры)
протокол № от « » 2013 г. _______________________________ Пиявский С.А

(Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по _______________Информационные системы и технологии_________________

(специальности, направлению, профилю подготовки)
_________ протокол № __ от «___» _________ 20__г.
Председатель методической комиссии ____________________С.А. Пиявский

(дата, Ф.И.О., подпись)

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 230201-информационные системы и технологии (утвержден 23 декабря 2005 г., Регистрационный № 761 тех/СП).
1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является обеспечение выполнения требований Государственного образовательного стан­ дарта, в соответствии с которыми специалист в области информационных систем должен быть подготовлен, в частности, к решению следующих типов задач по видам профессиональной деятельности в сфере науки и образования:

Проектно-конструкторская деятельность:

  • определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости;

  • разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта;

Организационно-управленческая деятельность:

  • организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

  • нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, нахождение оптимальных решений

Научно-исследовательская деятельность:

  • разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности;

  • разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов.

Достижение этой цели обеспечивается изучением состояния и перспектив информатизации одной из наиболее знакомых студентам сфер жизни общества – образовательной сферы. Это позволяет построить преподавание на интересующем студентов и достаточно хорошо понимаемом ими материале.
Задачи дисциплины:

дать знания о:

  • тенденциях развития науки и образования в информационном обществе

  • требования к наукоемким информационным системам и технологиям, используемым информатизации образования,

  • структуре математических моделей, используемых в ИСТ в науке и образовании,

  • конкретных ИСТ, используемых в науке и образовании.

привить умение:

  • эксплуатировать и разрабатывать наукоемкие ИСТ в области науки и образования


ознакомить студентов с:

  • конкретными ИСТ фактографического поиска, управления формированием исследовательских компетенций

дать понятие о:

  • методах математического моделирования и верификации математических моделей.


2. Содержание дисциплины

Место дисциплины в образовательной программе

В 7-м семестре после завершения общего курса математики, курсов информатики, технологии программирования, методов оптимизации и принятия решений, системного анализа.
Основные разделы
Объем дисциплины и виды учебной работы (час)


Вид занятий

Всего часов

Семестр 7

Общая трудоемкость

102

102

Аудиторные занятия:

52

52

- лекции

18

18

- лабораторные работы

34

34

- другие виды аудиторных занятий







Курсовая работа

24

24










Самостоятельная работа







Вид итогового контроля

Экзамен 36 час

Экзамен 36 час


Технологическая карта дисциплины



№№

Лекции

Час

Лаб. работы

Час



ИСТ в организации управления НИР

6

ЛР1. ИСТ в организации управления НИР

10



ИСТ и онтологии в управлении учебным процессом

4

ЛР2. ИСТ и онтологии в управлении учебным процессом

10



ИСТ в фактографическом  поиске информации

4

ЛР3. ИСТ в фактографическом  поиске информации

10



ИСТ формирования исследовательских компетенций студентов

4

ЛР4. ИСТ формирования исследовательских компетенций студентов

4




Всего

18




34


3 Тема курсовой работы
Моделирование отдельных элементов Информационных технологий формирования исследовательских компетенций студентов

4 Темы для самостоятельной работы студентов

Разработка рефератов на основе фактографического поиска по темам:


    1. Статистика в сфере образования РФ за последние годы

    2. Самые инновационные страны

    3. Дистанционное образование

    4. Открытое образование

    5. Централизованное тестирование за рубежом

    6. Централизованное тестирование в России и СНГ

    7. Индивидуальные проекты в школах России

    8. Всемирные конференции исследовательских работ молодежи

    9. Готовность России к информационному обществу

    10. Достижения информационного общества – e-learning

    11. Развитие интернета в мире. Место России на мировой арене

    12. Использование интернет в здравоохранении

    13. Опасности информационного общества. Цифровой разрыв

    14. Цифровой разрыв (между странами, группами населения)

    15. Политика образования в США

    16. Развитие e-commerce в России

    17. Пользователи интернетом

    18. Электронное здравоохранение

    19. Социальные сети

    20. Динамика ВВП в различных странах в 2000-2007 г.г.

    21. Рейтинг электронной готовности стран

    22. Коэффициент Тобина

    23. Достижения информационного общества

    24. Ресурсы или потенциал информационного общества

    25. Финансирование системы образования

    26. Развитие интернета и электронной коммерции в мире

    27. Усиление общественного и частного сегментов рынка образовательных услуг в информационном обществе

    28. Готовность страны к информационному обществу

    29. Прогноз развития российского сегмента сети интернет до 2010 г.

    30. Развитие информационного общества

    31. Сравнительный анализ динамики развития высшего профессионального образования на федеральном, региональном и локальном уровнях

    32. Развитие интернета в Китае

    33. Система критериев продвижения к обществу знаний

      • Медиаресурсы

      • Образование

      • Труд

      • Умения и навыки. Индекс цифровой грамотности COQS

      • Социальное включение Индекс неравенства доходов GINI. Индекс цифрового неравенства DIDIX

      • Безопасность и забота

      • Политика

      • Инновационные возможности

      • Трудовая адаптация Индекс трудовой адаптивности AWAI

      • Информатизация в отраслях

      • Благосостояние и удовлетворенность

5. Вопросы к экзамену


  1. ИСТ в организации управления НИР (система REDMINE).

  2. ИСТ в организации управления НИР (система МОНИТОРИНГ НИРС СГАСУ)

  3. ИСТ и онтологии в управлении учебным процессом.

  4. ИСТ в фактографическом  поиске информации

  5. Имитационная модель последовательного освоения знаний.

  6. Дискретная модель освоения знаний.

  7. Тестовая оценка взаимовлияния исследовательских компетенций.

  8. Непрерывная модель освоения знаний.

  9. 3-х мерная оптимизационная модель формирования исследовательских компетенций.

  10. 10-и мерная оптимизационная модель формирования исследовательских компетенций.

  11. 7-мерная модель прогнозирования эффективности пар «шеф – подшефный».

  12. Оптимизационная модель формирования матричной структуры студенческого исследовательского коллектива.

  13. Психолого - математическая модель прогнозирования эффективности пар «шеф – подшефный».

  14. Векторная модель формирования матричной структуры студенческого исследовательского коллектива.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Перечень основных и дополнительных литературных источников по дисциплине.

а)основные

сайт Института развития информационного общества http://www.iis.ru/index.html

сайт Института по Информационным Технологиям в Образовании ЮНЕСКО http://ru.iite.unesco.org/

библиотека публикаций ИИТО http://ru.iite.unesco.org/publications/

Журнал США и Канады http://iskran.enip.ras.ru/ras/other/journal.html



С.А.Пиявский, Исследовательская деятельность студентов в инновационном вузе: учебник; СГАСУ. – Самара:2011 -198 с.



C.А.Пиявский, Г.П.Савельева, Система управления формированием универсальных компетенций студентов высших учебных заведений, монография, монография, СГАСУ-Самара, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов – Москва, 2009 -105 с.



Пиявский С.А. Системы поддержки принятия решений в образовании, Учебное пособие, Самара, СГАСУ, 2005 – 216 с.

  1. 2

Пиявский С.А. Управляемое развитие научных способностей молодежи, М., АНЗ, 2000

  1. 4

Материалы Международной научно-технической конференции «Проблемы развития одаренной молодежи в информационном обществе», Самара, 2006 г. – 324 c.

  1. 5

Компьютерные исследования, сб. материалов, СГАСУ - Самара, 2007. – 148с.



Материалы Международной научно-технической конференции «Развитие творческого потенциала студентов в компетентностной парадигме высшего образования с использованием информационных технологий», Самара, 2011 г. – … c.


б) дополнительная



Закон РФ об образовании



Приоритетный национальный проект «Образование»



Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года



Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»



Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"



Годфруа Ж. Что такое психология, т.1, 2, М., “Мир”, 1992



Титов В.А. История педагогики, М., “Приор-издат”, 2003



Мощь Интернета для обучения, Доклад Комиссии Конгресса США, 2000 г. (The power of the Internet for learning: moving from promise to practice, Report of the Web-based Education Commission, Washington DC, December 2000)



Психологические тесты (под редакцией А.А. Карелина). –Москва: Владос, 1999. -Т.1.



Будущее высшего образования, (The future of higher education Presented to Parliament by the Secretary of State for Education and Skills by Command of Her Majesty January 2003)



На грани: в поисках устойчивого будущего для высшего образования, 2004 (ON THE EDGE: SECURING A SUSTAINABLE FUTURE FOR HIGHER EDUCATION – ISBN-92-64-10821-1 © OECD 2004, Report of the OECD/IMHE-HEFCE project on financial management and governance of higher education institutions)



Сапунов Б. Образование и медиакультура, ВО в России, 8, 2004, с.26-36



Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации, ВО в России,8, 2004, с. 17-25



Галаган А.И. Проблемы присоединения к Генеральному соглашению по торговле и услугам (ГАТС) в сфере образования: анализ мировых тенденций, Известия МАН ВШ, 3, 2003 с.65



Майбуров И. Высшее образование в развитых странах, ВО в России, 2, 2003, с.132-144



Лукашенко М. distant, Open, Blended education…Что дальше? ВО в России, 1, 2004, с. 81-92



Мануйлов В., Галкин В., Федоров И. Открытое образование: преспективы, рациональность, проблемы… ВО в России, 1, 2004, с.93-103



Ильинский И. Об экономической природе современного отечественного образования, ВО в России, 9, 2004, с. 39-52



Обращение к педагогам и руководителям образовательных учреждений России участников Круглого стола, организованного Министерством образовнаия и науки РФ и КГПУ 18 мая 2004 г., ВО в России, 9Ю 2004, с. 94-95



Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Болонский процесс: роль вузовского преподавателя. – М., 2004 – 40 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.10)



Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Болонский процесс: от Болоньи до Берлина (итоги и перспективы). – М., 2004. – 76 с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.9)



База данных Всемирного банка



Education at a Glance 2003. OECD Indicators/ - OECD, Paris, 2003.



Пиявский С.А., Кагерманьян В.С., Маркова Н.А. Система поиска, развития, поддержки и профессионально-творческой подготовки одаренной молодежи и закепления ее в региональной инфраструктуре научно-исследовательской деятельности. – М., 2003. – 60 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.9)


7. Технические средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерный класс с выходом в Интернет, средства мультимедиа, Интернет-портал www.sciyouth.ru.
8. Методические рекомендации преподавателю дисциплины

Основными видами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов.

При чтении лекций особое внимание следует уделить выработке у студентов понимания того, что современное информационное общество в корне меняет парадигму высшего образования, превращая его в непрерывное образование в течение всей жизни на базе централизованных электронных информационных ресурсов. Необходимо широко использовать мультимедийную технику, демонстрировать не только статичные иллюстрацитонные материалы, но и вести непосредственно компьютеное моделирование, обсуждая с аудиторией его ход и результаты.

Лабораторный практикум ориентируется на использование Интернет для информационного поиска под контролем преподавателя. Необходимо, чтобы студенты самостоятельно выбирали направление исследования по теме занятия. Очень важно, чтобы результаты каждого занятия оформлялись в соответствии с обычными требованиями и сохранялись студентами до завершения всего курса.

Самостоятельная работа ориентирована на домашнюю или классную работу как с компьютером, так и без него. Студенты должны систематически работать с литературой и конспектом лекций, с материалами Интернет. Оценка самостоятельной работы должна входить в оценку контрольных точек практикума с учётом контроля остаточных знаний по тестовым вопросам.
9. Методические указания для студентов
Основными методами обучения являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа.

При прослушивании и проработке лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям. Записывать следует только основные положения, формулируемые преподавателем и ссылки на информационные источники, которые вы проработаете самостоятельно. Необходимо активно участвовать в обсуждении предлагаемых преподавателем тем, высказывать собственные соображения, тем более, что объект курса – система высшего образования – хорошо вам знаком.

При подготовке к лабораторному практикуму необходимо по заданию сделать заготовки к будущему занятию и согласовать их в начале занятия с преподавателем, чтобы не терять время на переделки и доработки проекта или реализации системы. Если в размещенной в Интернете технологической карте указано, что вы должны до занятия отправить преподавателю информацию по электронной почте, нужно сделать это не в последний момент, а заблаговременно, чтобы преподаватель успел с нею ознакомиться .

Следует учесть, что без самостоятельной работы по подготовке выполнить график лабораторного практикума практически невозможно, так как работы имеют элемент творчества и исследований, а не просто демонстрируют возможности какой-либо системы.

Документирование и формирование итоговой отчётности следует начинать заблаговременно и вести в соответствии со стандартами оформления учебных документов и научно-исследовательских отчётов. Без предоставления отчётов студенты не могут быть аттестованы по дисциплине в целом.

Важной частью промежуточной аттестации является контроль остаточных знаний, соответствующие вопросы следует попросить у преподавателя заранее и самостоятельно к ним подготовиться.
10. Требования к уровню содержания и освоения дисциплины. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Знания в объеме, определяемом банком контрольных вопросов на экзамене, умения, определяемые содержанием курсового проекта.
11.Текущий контроль
Осуществляется отметкой посещения каждого занятия и выставлением оценки по практическим и лабораторным работам в электронной технологической карте. Еженедельно выставляется комплексный рейтинг учебной активности, в соответствии с которым ведется индивидуальная работа со студентами.
12.Промежуточный контроль
Осуществляется по контрольным точкам. Сдача задания, предусмотренного контрольной точкой, оценивается и вносится в электронную технологическую карту. Еженедельно выставляется комплексный рейтинг учебной активности, в соответствии с которым ведется индивидуальная работа со студентами.
13. Итоговый контроль

Экзамен.
14. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных итоговых аттестаций
Аттестация успеваемости на каждой нечетной нечетной неделе

15. Перечень используемых инновационных методов и разработок


  1. Электронная рабочая программа и журнал преподавателя в Интернет

  2. Рейтинговая система учета академической активности студентов при изучении дисциплины

  3. Тестовая система ФИСТ

  4. ИС PROTÉGÉ

  5. ИС REDMINE

  6. Индивидуальное взаимодействие со студентами по электронной почте для предварительного ознакомления с их разработками при подготовке к аудиторным занятиям

  7. Использование на лекциях и лабораторных занятиях мультимедийного оборудования для демонстрации электронных документов, презентаций, работы программ и пр.

  8. Включение в лабораторные работы индивидуального поиска, систематизации и анализа информации через Интернет

  9. Авторская презентация к лекции по информационному обществу

  10. Система мониторинга исследовательской деятельности студентов на портале ФИСТ



16. Дополнения и изменения в рабочей программе за 20___/20___ учебный год

В рабочую программу дисциплины _______________________________________

(наименование дисциплины)
для специальности (направления, профиля подготовки) вносятся следующие дополнения и изменения: __________________________________________________
Дополнения и изменения внес ___________________________________________

(должность, Ф.И.О., подпись)

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

________________________________________________«____»__________20 __ г.

(наименование кафедры)

протокол № ___ от «___»_________20 __ г. _________________________________

(Ф.И.О. и подпись зав. кафедрой)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconРабочая программа дисциплины «Компьютерные технологии в современной науке и образовании»
Целью дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» является освоение обучающимися основных методов...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconРеферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально...
Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconКонспект лекций по дисциплине «Информационные системы и технологии...
Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных...
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconВычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании – 2013 (вит-2013)
Иональный университет им аль-Фараби, нии математики и механики при Казну им аль-Фараби, Национальная инженерная академия Республики...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» icon«Информационные технологии в науке и образовании»
Что такое Moodle?
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины. Дисциплина «Языки программирования»
Ступников А. А. Языки программирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии...
В последующих темах осуществляется аналитический, исторический и методологический обзор основных теоретических систем коммуникации...
Рабочая программа дисциплины «Информационные системы и технологии в науке и образовании» iconРабочая программа од. А. 11 Информационные технологии в науке и образовании...
Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы аспирантами заочной формы обучения 42


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск