Скачать 300.19 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Презентация – это ультрасовременная форма обучения, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения и пр.). Она способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, презентация есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание. Ее создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объема информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – свое собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. В этой связи презентация служит выработке определенного взгляда на мир, в ней и через нее реализуется свобода, творчество студента. Можно утверждать, что данная методика обучения – это некая форма, с одной стороны, недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и выводов а, с другой стороны, направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто идет по пути создания философской презентации, в руках держит нить Ариадны, которая не дает заблудиться в лабиринтах бессмыслицы и пустословия. Этой своеобразной нитью, руководством является предлагаемая преподавателем тщательно продуманная схема или шаблон.
Презентация по философии, выполняемая студентами в течение одного семестра, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с научной. Существует множество причин использования в учебном процессе данной формы работы. Студенту необходима работа над презентациями, чтобы:
Преподавателю нужна презентация, чтобы:
Главное требование, предъявляемое к презентациям, - это ее самостоятельный характер. Важно, чтобы выбранная студентом тема вызвала изначальный интерес, побудила к творческой работе, позволила выразить на философском языке собственные мысли и идеи. Не менее важно и то, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, диссертацию, статью, реферат, контрольную работу и пр.) структуру. Порядок работы над презентацией
Выбор темы осуществляется студентом произвольно из общего списка тем по согласованию с преподавателем, но в одной учебной группе темы не должны повторяться. Тему следует выбирать с учетом интереса студента к определенным вопросам курса, наличия литературы, доступа к дополнительным источникам. Допускается в некоторых случаях выбрать свою тему презентации или видоизменить тему из предложенного списка. Главным условием является согласование выбранной самостоятельно темы с преподавателем.
Подбор литературы - дело ответственное и достаточно трудоемкое. Данная методичка значительно облегчает задачу, поскольку в заключительной части дается список рекомендуемой литературы по каждой теме, а также список Интернет-ресурсов. Однако следует помнить, что предложенные перечни носят рекомендательный характер, они не исчерпывающие и могут быть самостоятельно откорректированы в зависимости от возможностей студента, в связи с появлением новых, не вошедших в эти списки, работ и публикаций. На этой стадии нужно:
После подбора литературы и ее получения необходимо приступить к ее изучению, руководствуясь при этом рекомендуемым планом. При чтении отобранной литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат, характеризующих ту или иную проблему, раскрывающих содержание рассматриваемых проблем. В ходе изучения литературы, выписок, подбора примеров, необходимо каждый раз делать для себя пометку о выходных данных источника (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем правильно оформить презентацию.
Презентация должна быть надлежащим образом оформлена. Она выполняется в программе Power Point (приложение к Microsoft Office). Общий объем не должен превышать 15 страниц текста. Шрифт, его размер подбирается произвольно, главное требование, чтобы текст и вставленные картинки были читаемыми и распознаваемыми. Следует располагать каждый пункт презентации (актуальность, объект исследования, положения и пр.) по горизонтали на отдельном слайде (странице). Необходимо выделить заглавие слайда. Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхней части страницы (по центру или справа). Текст должен соответствовать структуре презентации.
К защите не допускаются презентации со следующими недостатками: не выдержан объем, допущено значительное количество ошибок, выполнено небрежно, без выводов, а также списка использованной литературы, в работе отсутствуют сноски или их недостаточное количество (например 1-2 для всей работы), ксерокопированные работы или работы взятые из Интернета (возникает сомнение по поводу авторства). Выполненная с соблюдением всех указаний презентация сдается в календарные сроки, объявленные преподавателем. За несколько дней до защиты презентации автор получает от оппонента (рецензента) отзыв, с которым знакомится. Особое внимание следует обратить на указанные в отзыве недоработки, упущения, замечания, вопросы. Следует заранее подготовиться, чтобы ответить в аудитории на все замечания оппонента, иначе это существенно может снизить оценку работы. Во время защиты необходимо в течение 5-10 минут изложить актуальность, основные положения презентации и четко ответить на вопросы аудитории (если они возникнут). Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения темы презентации; степени самостоятельности в их изложении; полноты использования имеющейся по данной теме литературы; а также полноты ответов на вопросы.
Титульный лист – первая страница вашей презентации. Он должен содержать следующие сведения:
Образец оформления титульного листа вы найдете в Приложении 1.
Цитата, характеризующая тему исследования, является визитной карточкой вашей презентации. Она полностью должна предвосхищать все последующие части вашей работы, настраивать читателя, создавать определенный контекст понимания вашей проблемы. В цитате должна быть заложена какая-то мысль, которую вы полностью разделяете или же которая представляется спорной. Цитата должна принадлежать какому-то очень известному автору, в первую очередь, философу. Однако можно использовать также цитаты виднейших ученых, нобелевских лауреатов, религиозных деятелей, мыслителей. Не забудьте указать, кому принадлежит данная цитата (фамилия и инициалы автора ставится справа под цитатой). Цитата располагается на отдельном слайде (странице) по центру, крупным шрифтом.
Важно выделить и дать определения основным понятиям, используемым в презентации. В определении понятия зафиксирован в предельно лаконичной, ясной и прозрачной форме основной смысл вашей темы. Поэтому работа с понятиями позволяет создать понятийное ядро вашей научной работы. Понятия и их определения должны иметь философский характер. Они должны быть взяты только из современных философских словарей с указанием первоисточника (например: Гайденко П.П. Существование / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3. - С. 677-679). Не следует использовать определения понятий из сомнительных источников и без указания выходных данных (без ссылки на первоисточник).
Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической (т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, она разрабатывается современными учеными и т.п.), или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики общественной жизни. Обосновывая актуальность, вы можете упомянуть об исследованиях, проводимых в смежных областях, например, в медицине. Основными аспектами актуальности философского исследования могут быть:
При написании литературного обзора следует кратко изложить современное состояние разработанности проблемы, которой посвящена презентация, обобщив мнения и данные различных авторов. Если у разных авторов позиции по данной проблеме отличаются, то эти работы необходимо сгруппировать и оценить критически. Литературный обзор должен содержать всю необходимую информацию по выбранной теме презентации и обосновывать ее выбор, подчеркивать плохо изученные моменты и подводить к формулировке целей и задач работы. В список авторов должны войти не только авторы, которые впервые подняли данную проблему, но и их оппоненты, критики, авторы со схожими идеями. Степень разработанности вашей проблемы можно оформить, сгруппировав авторов по эпохам, по дисциплинам (психология, социология, философия, политология, естественные науки и пр.), по различию философских позиций и пр.
Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В философских исследованиях объектом может выступать человек как социальное, политическое, духовное, экзистенциальное существо, какие-то отдельные его проявления (совесть, страх, свобода в аспекте этики, эстетики, аксиологии, онтологии, антропологии и пр.), философские аспекты или явления природы, социума, космоса, культуры (например, массовая культура в ее социально-философском измерении). Не следует путать объект исследования с его предметом. Предмет исследования Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Предметом философской презентации на тему: «Кризис современного общества: проблемы, перспективы» может быть социальное, политическое и духовное бытие общества, а объектом будет само общество в его социально-философском аспекте. Предметом презентации на тему: «Фанатизм как проблема философии» будут социальные аспекты фанатизма, а объектом – феномен фанатизма в современной социальной философии.
Поставить цели и задачи исследования – значит понять, что необходимо сделать в презентации. Выполнение конкретных задач должно согласовываться с актуальностью, степенью разработанности проблемы и, главным образом, с положениями, выносимыми на защиту. Цель презентации (исследования) – ожидаемый результат (в идеале – разрешение обозначенной проблемы). Другими словами, это та идея, на решение которой будет направлена вся работа. Сформулировать ее необходимо точно и в соответствии с названием работы. Очень часто ошибки связаны с расхождением темы презентации с содержанием и в первую очередь, с поставленными целями и задачами. Цель следует формулировать при помощи фразы «сделать что-то», например:
Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель» по отношению к общей цели исследования. Подцели (или цели второго порядка) отражают, во-первых, логику построения исследования и, во-вторых, конкретные условия его проведения. Таким образом, эти подцели становятся задачами исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Например, задачи философской презентации на тему: «Проблема терроризма: предпосылки, последствия, пути решения (философский аспект)» могут быть определены так:
|
Методические указания к написанию реферата по философии реферат Реферат – письменная работа объемом 18-20 печатных страниц, выполняемая студентами в течение длительного срока (от одной недели до... | Написание реферата реферат Вторая разновидность реферата представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме | ||
Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно... При изучении курса философии студент-заочник должен написать контрольную работу в соответствии с темами, разработанными на кафедре... | Приложение Б ... | ||
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается... Реферат это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и... | Рабочая программа По литературе ... | ||
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей... Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | ||
Тесты по курсу Организация деятельности коммерческого банка в Российской Федерации Островская И. Я., Соколова Е. М. Задачи и тесты по курсу "Организация деятельности коммерческого банка в Российской Федерации" | Формы и методы проведения учебных занятий по курсу «Правоведения» ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «механика материалов и основы конструирования» Курс «Механика материалов и основы конструирования» входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров... | Методические рекомендации по прохождению курса; форум для общения... Система дистанционного обучения нглу (до нглу) представляет собой виртуальный университет | ||
История зарубежной философии (античная философия) Курс представляет собой систематическое изложение истории античной философии (древнегреческой и римской), т е со времени ее воз-никновения... | Рекомендации по структуре и содержанию реферата Основная цель реферата – дать подробную информацию о степени подготовленности поступающего в аспирантуру к научной работе (научно-педагогической... | ||
Первоначально эта работа была написана в качестве реферата по философии... Данный вариант представляет собой тот реферат, но переработанный, дополненный и несколько скорректированный как с литературной точки... | «Освещение в глобальной сети «Интернет» деятельности Французского... Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... |