Скачать 303.58 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 65 имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 29 августа 2013 года протокол № 1 Председатель _________Ж.К. Нагимулина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературе Ступень обучения (класс) основное общее 5 Г,Д класс Уровень базовый Количество часов 102 часов Учитель Лукинова Елена Георгиевна Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.) УМК «Литература. 5 класс. /Под редакцией В.Я.Коровиной, .-М. Просвещение, 2012г./ Пояснительная записка Общая характеристика программы. Данная рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.) В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание Федерального государст-венного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответст-вии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка» с требова-ниями ФГОС к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса», «Тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе» (5 класс). Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским граждан-ским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необхо-димых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и миро-вой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художествен-ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментиро-вать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и созда-ние собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необхо-димую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной лите-ратуры в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовер-шенствовании. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа ли-тературного образования – чтение и изучение художественных произведе-ний, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и истори-ко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в про-грамму произведений. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской лите-ратуре XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направлен-ность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, сти-хотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельны-ми сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов био-графии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литерату-рой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Одним из признаков правильного понимания текста является выразитель-ность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу вклю-чен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, докла-ды, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наи-зусть. Место курса «Литература» в базисном учебном плане Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455ч., в том числе : в 5классе-102ч ( 3 ч в неделю), в6классе-105ч(3ч в неделю), в 7классе-70ч(2ч в неделю), в 8классе-70ч(2ч в неделю), в9классе-105ч(3ч в неделю). Общая характеристика учебного предмета. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Лите-ратура» тесно связан с предметом «русский язык». Русская литература явля-ется одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирова-ния их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка худо-жественных произведений способствует пониманию учащимися эстетичес-кой функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литерату-роведения), которая изучает это искусство. Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизи-ологический уровень которых определяют основные виды учебной деятель-ности. Первая группа (5-6 классы) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на заня-тиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивиду-альному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохра-нением стиля художественного произведения и т.д.). Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной ли-тературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сост-радание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д. Ведущая проблема курса литературы 5 класса — внимание к книге. Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литератур» в основной школе Личностные результаты должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, ува-жения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа Рос-сии; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и тра-диционных ценностей многонационального российского общества; воспита-ние чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и спо-собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе моти-вации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней-шей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна-вательных интересов, а также на основе формирования уважительного отно-шения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего соци-альное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отно-шения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, язы-кам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщест-ва; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социаль-ных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к соб-ственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудни-честве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательс-кой, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвое-ние правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрез-вычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведе-ния на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей совре-менному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие цен-ности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного на-следия народов России и мира, творческой деятельности эстетического ха-рактера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис-ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре-шения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу-ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова-ний, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуа-цией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен-ные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осу-ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать анало-гии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логи-ческое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало-гии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде-ли и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель-ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: нахо-дить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мне-ние; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с зада-чей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письмен-ной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования ин-формационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); Предметные результаты по литературе выражаются в следующем: 1) понимание ключевых проблем изученных произведенийрусского фоль-клораи фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зару-бежной литературы; 2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, вы-явление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных цен-ностей и их современного звучания; 3) умение анализировать литературное произведение: определять его при-надлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и форму-лировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; ха-рактеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произ-ведений; 4) определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобрази-тельно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художемтвенного содержания произведения (элементы филоло-гического анализа); владение элементарной литературоведческой термино-логией при аналитизе литературного произведения; 5) приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями дру-гих народов; 6) формулирование собсвенного отношения к произведениям литературы, их оценке; 7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литератур-ных произведений; 8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмыс-ленное чтение и адекватное восприятие; 10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с ис-пользованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; 11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, про-блематикой изученных произведений; классные и домашние творческие ра-боты, рефераты на литературные и общекультурные темы; 12)понимание образной природы литературы как явления словесного искус-ства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эс-тетического вкуса; 13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобрази-тельно — выразительных языковых средств в создании художественных об-разов литературных произведений. |
Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | ||
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | ||
Рабочая учебная программа по литературе Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы... | Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | ||
Рабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая... Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,... | Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по литературе 11класс ... | Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н ... | ||
Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе мбоу «Никольская... Рабочая программа по литературе 11 класса разработана на основании следующих документов | Рабочая программа по литературе для учащихся 7 классов на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)... | Рабочая программа По русской литературе Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов |