Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума





Скачать 382.37 Kb.
НазваниеИнтегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума
Дата публикации03.03.2015
Размер382.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума

Дроздов С.В.1, Драган С.П.1, Богомолов А.В.2, Солдатов С.К.2, Зинкин В.Н.2

  1. ФГБУ ГНЦ Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна

  2. Научно-исследовательский испытательный центр (авиакосмическая медицина и военная эргономика) 4 ЦНИИ МО РФ

s.p.dragan@mail.ru

Авиационный шум в настоящее время является одним из ведущих неблагоприятных физических факторов, действующих на инженерно-технический состав (ИТС) авиации [1–11]. При подготовке самолетов к полетам на технический персонал воздействует высокоинтенсивный и широкополосный шум с уровнем звукового давления (УЗД) до 130 дБ, что ставит задачу защиты у ИТС авиации не только органа слуха, но и всего тела.

Несмотря на определенные меры, принимаемые по борьбе с шумом, количество специалистов различных профессий, подвергающихся его некомпенсированному воздействию, не уменьшается [12–15]. Все это привело к тому, что возрос риск развития профессиональных заболеваний, и проблема защиты персонала от высокоинтенсивного широкополосного шумового воздействия стала весьма актуальной.

Наиболее перспективным направлением в решении задачи защиты ИТС авиации от высокоинтенсивного шума представляется использование комплекса средств индивидуальной защиты (СИЗ) включающего наушники, шлемы, виброзащитные жилеты, а также средства коллективной защиты (СКЗ).

В настоящее время имеются нормативные документы и соответствующие ГОСТы для объективной оценки акустической эффективности наушников. Однако, для средств защиты от экстракохлеарного воздействия (воздушной вибрации), а также СКЗ ни методик, ни регламентирующих документов по оценке эффективности не разработано. В данной статье предлагается подход, который, с нашей точки зрения, позволит восполнить этот пробел.

Отечественной и зарубежной промышленностью выпускается значительное количество модификаций СИЗ, отличающихся как внешним видом и качеством изготовления, так и эффективностью.

Действующим ГОСТ Р 12.4.212–99 (ИСО 4869–2–94) определены три показателя, характеризующие акустическую эффективность шумозащитных наушников для высоких, средних и низких частот (соответственно H, M и L), а также показатель SNR (Single Number Rating) – одиночный показатель поглощения шума. Эти показатели устанавливают критерии для отбора или сравнения противошумов, а также определяют требования минимально приемлемого поглощения шума для диапазона частот 63 Гц …8 кГц, что не позволяет дать такую оценку для диапазона частот ниже 63 Гц.

Показатель SNR используется для характеристики эффективности защиты и определения действующего А–корректированного УЗД с СИЗ. Вычисление оценки SNR основано на разнице между значениями УЗД эталонного розового шума в 8 октавных полосах (согласно ГОСТ Р 12.4.212–99) и показателями минимального значения поглощения шума СИЗ () в этих же полосах частот (63 Гц …8 кГц). Оценка показателя SNRx не зависит от спектра реального шума и вычисляется по формуле:

, (1)

где индекс x соответствует выбранной эффективности защиты (в %); А–корректированный УЗД, оценку которого следует брать из табл. 3 ГОСТ Р 12.4.212–99, а оценка показателя минимального значения поглощения шума рассчитывается по формуле:

, (2)

где индекс f соответствует средней частоте в октавной полосе, Мf – оценка акустической эффективности, sf – оценка стандартного отклонения акустической эффективности, – константа (для эффективности защиты при доверительном интервале 80% ее значение равно 0,84).

Метод расчета оценки показателя SNR основан на оценке А–корректированного УЗД, которая используется для того, чтобы приблизить объективные измерения к субъективному восприятию шума человеком. Стандартизированный метод расчета оценки SNR не учитывает акустической эффективности СИЗ на частотах ниже 63 Гц, в том числе и в инфразвуковой области, в то время как отечественными санитарными нормами предусмотрено нормирование шума в диапазоне 2 Гц … 8 кГц [16, 17]. Механическое расширение частотного диапазона до 2 Гц методически некорректно, так как нижняя частота стандартной коррекции шкалы «А» шумомера составляет 16 Гц, а на более низкие частоты А–коррекция не определена. Следует отметить, что расширение диапазона частот для вычисления оценки SNR мало изменит значение этого показателя даже при высокой акустической эффективности в октавных полосах ниже 63 Гц, что делает этот показатель малопригодным для обоснования выбора образцов СИЗ от низкочастотного шума.

Для корректного сравнения защитных свойств вновь разрабатываемых СИЗ и СКЗ и их сопоставления с существующими образцами необходимо иметь такой метод, который бы учитывал специфические характеристики авиационных шумов во всем нормируемом диапазоне частот. Кроме того, этот метод должен объединять не только характеристики акустической эффективности используемых наушников, но также и характеристики акустической эффективности шумозащитных шлемов, определяемой в подшлемном пространстве. Более того, он должен определять акустическую эффективность виброжилетов по измерениям в разных точках поверхности тела, а также и звукоизоляционные свойства помещений, используемых как средство коллективной защиты (СКЗ) для персонала.

Шумозащитный шлем может быть упругим (жестким) и мягким, и в зависимости от этого характеристики используемых в его составе наушников также могут быть совершенно разными. При использовании мягких шлемов акустическая эффективность наушников может быть выше, чем у наушников, которые используются в упругих шлемах, поскольку с использованием мягких шлемов воздушная проводимость снижается гораздо лучше, чем костная, а при использовании упругих шлемов наоборот: костная проводимость снижается значительно лучше, чем воздушная. Поэтому вопрос о том, какой шлем более эффективно защищает от шума по показателям как воздушной, так и костной проводимости остается открытым.

Для корректного сопоставления образцов наушников и шлемов, выпускаемых предприятиями (фирмами) различных государств необходимо учесть, что данные об акустической эффективности образцов в России представляются в диапазон 2 Гц …8 кГц, а в странах Европы и Америки – 63 Гц (в некоторых странах 125 Гц) …8 кГц. Поэтому метод должен корректно учитывать это обстоятельство.

Разработанный нами метод основан на определении разницы между максимальными уровнями шумов в местах пребывания человека и предельно допустимыми уровнями (ПДУ) шума и инфразвука, установленных санитарными нормами [16, 17]. При этом руководствовались положением, что полная защищенность от шума при использовании СИЗ и СКЗ может быть достигнута в том случае, когда акустическая эффективность в каждой октавной частоте обеспечивает защиту от самых высоких значений шума как по воздушной, так и по костной проводимости.

В таблице 1 для каждой нормируемой октавной частоты приведены значения ПДУ и максимальные уровни звукового давления (УЗД), зарегистрированные на рабочих местах ИТС, обслуживающих воздушные суда.

Следует отметить, что в настоящее время в мире не разработаны средства защиты от шума, обеспечивающие необходимую степень как в нижней, так и в верхней части его спектра.
Таблица 1 – Предельно допустимые и максимальные УЗД на рабочих местах ИТС, значения акустической эффективности для воздушной и костной проводимости

Показатели

Среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц

2

4

8

16

31,5

63,5

125

250

500

1000

2000

4000

8000

ПДУ, дБ

100

95

90

85

107

95

87

82

78

75

73

71

69

Максимальные УЗД, дБ

104

112

113

112

116

118

121

123

126

127

127

128

123

Максимальная акустическая эффективность для воздушной проводимости, дБ

4

17

23

27

9

23

34

41

48

52

54

57

54

Максимальная акустическая эффективность для костной проводимости, дБ

0

0

3

7

0

3

14

21

28

32

34

37

34


Коэффициент защиты СИЗ (kзн) определим как логарифм от соотношения количества используемых октавных полос к сумме акустических эффективностей образца СИЗ в каждой используемой октавной полосе частот (в дБ):

, (3)

где n1 – количество используемых октавных полос (в действующем ГОСТ используется оценка в октавных полосах от 125 Гц до 8 кГц, т.е. n1=7, а с учетом всего спектра воздействия, оценку следует производить в октавных полосах частот от 2 Гц и до 8 кГц, т.е n1=13), i – разница между максимальной акустической эффективностью образца СИЗ (строка 4 табл. 1) и экспериментально зарегистрированным значением акустической эффективности разрабатываемых СИЗ для каждой октавной частоты (∆СИЗi), вычисляемая следующим образом:

i = ∆ в.пр. maxi – ∆СИЗi.,

где в.пр.max – максимальная акустическая эффективность для воздушной проводимости, дБ.

Отметим, что показатель i определяется результатами акустических измерений в подзаглушечном пространстве, т.е. учитывает степень защиты по воздушной проводимости.

Весовые коэффициенты компонентов коэффициента защиты СИЗ по каждой октавной частоте учтены предельно допустимыми уровнями (ПДУ). Когда акустическая эффективность разрабатываемых СИЗ достигнет требуемых значений для полной защиты от максимальных уровней шума (4–я строка табл. 1), то величина коэффициента защиты примет значение 1, что в логарифмическом масштабе соответствует значению 0 дБ. Когда акустическая эффективность СИЗ в какой–либо полосе частот оказывается выше максимальных значений, т.е.

в.пр. maxi – ∆СИЗi < 0,

то i =0, т.е. избыточная защищенность на одной частоте не приводит к увеличению защитных свойств на других частотах и, соответственно, к увеличению оценки коэффициента защиты СИЗ.

Можно отметить, что коэффициент защиты современных образцов СИЗ находится в диапазоне от –15 дБ и ниже, т.е. ни одно СИЗ не способно полностью защитить от шума, имеющего выраженные высоко– и низкочастотные компоненты (табл. 2).

Очевидно, что для защиты от воздействия шума через костную проводимость необходимо применять шумозащитные шлемы, защищающие поверхность головы от непосредственного акустического воздействия. Для разработки метода расчета оценки коэффициента защиты таких шлемов необходимо учесть, что уровень шума, передаваемого костной проводимостью, на 20 – 30 дБ меньше уровня, воспринимаемого ухом за счет воздушной проводимости.

Коэффициент защиты для шлемов (упругих или мягких) может быть оценен аналогичным образом, однако вместо данных о максимальной эффективности по воздушной проводимости (4 строка табл. 1) следует использовать данные по костной проводимости, которые на 20 дБ ниже. В 5–й строке таблице 1 приведены максимальные значения по костной проводимости, причем для частот 2, 4 и 32 Гц, когда максимальная акустическая эффективность для воздушной проводимости составляет менее 20 дБ, эти значения равны 0. В этом случае, суммирование в знаменателе формулы осуществляется только по 10 частотам (n2=10), то есть оценка коэффициента защиты для шлема (kзш) по измерениям акустической эффективности в подшлемном пространстве вычисляется по формуле:

, (4)

где n2 – количество используемых октавных полос для оценки эффективности, к.пр.i – разница между максимальной эффективностью по костной проводимости (строка 5 табл. 1) и экспериментально зарегистрированным значением акустической эффективности разрабатываемого СИЗ в подшлемном пространстве на каждой соответствующей октавной частоте (СИЗ ш. i), вычисляется следующим образом:

к.пр.i = ∆ к.пр. maxi – ∆СИЗ ш.i.

В этом случае также следует воспользоваться условием:

если к.пр. maxi – ∆СИЗ ш.i <0, то к.пр.i =0.

Т.е. избыточная защищенность на одной частоте, не приводит к усилению защитных свойств шлема во всем диапазоне частот.

Если акустическая эффективность разрабатываемых СИЗ (шлемов) достигнет требуемых значений для защиты от максимальных уровней шума (5–я строка табл. 1), то величина коэффициента защиты примет значение 1, что в логарифмическом масштабе соответствует значению 0 дБ.

Итак, имея формулы для расчета оценок коэффициента защиты наушников (3) и шлема (4), выражение для расчёта комплексной (интегральной) оценки защитных свойств шлема с наушниками (kш/нз) имеет вид:

. (5)

Разработанные показатели применены для сопоставления акустической эффективности современных образцов шумозащитных наушников, выпускаемых разными фирмами – результаты представлены в таблице 2.

Обращает внимание, что оценки всех коэффициентов защиты kзн находятся приблизительно в одном диапазоне: –25 …–15 дБ, а значения SNR – в диапазоне 25 …36 дБ. Видно, что динамика изменения оценок коэффициента защиты (kзн) не противоречит динамике изменения показателя SNR.
Таблица 2 – Показатели акустической эффективности современных образцов шумозащитных наушников

Производитель

Минимальное поглощение шума (в дБ) на среднегеометрических частотах октавных полос, Гц

kзн,

дБ

SNR, дБ

2

4

8

16

32

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

ЗАО «НПО «Динафорс»

2

9

11

5

4

5

8

17

39

46

44

49

47

–15,7

29

Peltor Optime 2
















16

10

24

41

45

45

33

28

–18,6

31

ATI/David Clark DCAT Flight Deck Cranial
















16

16

23

30

38

34

32

32

–19,0

33

Aearo/Peltor E–A–R 3000



















15

22

32

41

34

35

36

–18,4

33

Aearo/Peltor H7A



















10

21

32

36

35

34

33

–20,3

31

Aearo/Peltor Low Profile Clear Cup



















9

11

24

27

31

35

34

–24,7

25

Aearo/PeltorTwin Cup H10A



















12

18

27

34

35

36

35

–20,6

31

David–Clark 10A



















11

19

24

30

27

35

31

–23,5

28

David–Clark 310



















12

18

27

34

30

39

36

–20,9

30

Elvex Value Muff HB–25



















11

17

26

32

33

32

33

–22,4

29

Howard Leight LM–77 Folding



















13

16

26

34

34

38

35

–20,9

30

Howard Leight Thunder 29



















11

14

19

32

34

38

32

–23,6

27

MSA Mark IV



















14

16

22

32

30

40

34

–22,2

29

MSA Sound Blocker 26



















18

22

31

38

35

39

33

–18,0

34

MSA Apex 30



















19

24

33

40

38

39

36

–16,1

36

Tasco Golden Eagle 2950



















16

21

31

41

37

38

34

–17,8

34

Tasco Pionear 2500



















7

17

26

35

31

29

30

–24,2

27

Tasco Sound Shield 2900



















14

20

28

38

35

39

35

–18,9

32

Willson 365–Sound Barrier



















13

19

24

38

32

34

36

–21,1

30


Анализ табл. 2 свидетельствует, что наушники ЗАО «НПО «Динафорс» лучше защищают от воздействия шума, чем наушники других производителей, хотя по показателю SNR они не так эффективны: SNR = 29 дБ (среднее значение из всей совокупности наушников), но kзн = –15,7 дБ (самое высокое значение). И действительно, у наушников ЗАО «НПО «Динафорс» эффективность шумозащиты в октавных полосах частот от 500 Гц до 8 кГц значительно (на 10 дБ и более) выше, чем у других наушников. Только на частотах 63, 125 и 250 Гц акустическая эффективность наушников ЗАО «НПО «Динафорс» ниже либо соответствует другим образцам наушников.

Результаты расчета интегральной эффективности мягкого и упругого шумозащитных шлемов по измерениям их акустической эффективности в подшлемном пространстве приведены в табл. 3.
Таблица 3 – Показатели акустической эффективности мягкого и упругого шлема

Характеристика

Среднегеометрических частотах октавных полос, Гц

kзш

дБ

2

4

8

16

32

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

ПДУ шума, дБ

100

95

90

85

107

95

87

82

78

75

73

71

69




Акустическая эффективность

упругого шлема, дБ

0

0

0

1

4

11

9

20

18

21

23

26

38

–5.4

Акустическая эффективность

мягкого шлема, дБ

0

0

0

0

0

1

2

4

5

9

20

29

39

–12,6


Видно (табл. 3), что оценка коэффициента защиты для упругого (жесткого) шлема составила –5,4 дБ, а для мягкого – 12,6 дБ, т.е хуже на 7,2 дБ. Однако, наушники встраиваемые в упругий шлем обладают худшими характеристиками, чем в мягкий, так как они обладают, как правило, меньшей массой.

Оценим интегральную акустическую эффективность мягкого шлема с наушниками ЗАО «НПО «Динафорс» и упругого шлема с наушниками зарубежных фирм (табл. 4), используя для расчетов данные табл. 2 и табл. 3.
Таблица 4 – Акустическая эффективность мягких и упругих шлемов со встроенными наушниками

Шлемы шумозащитные со встроенными наушниками

Минимальное поглощение шума (дБ) на среднегеометрических частотах октавных полос, Гц

kзн,

дБ

kзш,

дБ

SNR,

дБ

2

4

8

16

32

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Мягкий шлем+наушники ЗАО «НПО «Динафорс»

2

9

11

5

4

5

8

17

39

46

44

49

47

–15,7

–15,2

29

Упругий шлем+наушники ATI/David Clark DCAT Flight Deck Cranial



















16

23

30

38

34

32

32

–19,9

–14,6

33

Упругий шлем+наушники HGU–25/P Flight Deck Helmet / S



















16

22

28

39

32

33

34

–20,0

–14,6

32

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–53/P



















15

8

19

26

39

50

53

–24,0

–17,8

24

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–55/P



















10

5

19

31

44

49

50

–25,1

–18,7

21

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–55/P w/mask / Oregon Aero Zetaliner / Standard Earcups



















9

8

15

28

37

50

54

–25,6

–19,2

22

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–55/P w/mask (no valve) / Oregon Aero Zetaliner / Standard Earcups



















2

2

11

25

34

47

52

–30,6

–23,6

17

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–55/P w/mask (no valve) / Oregon Aero Zetaliner & Softcups



















5

2

10

26

35

50

57

–30,3

–23,4

17

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–55/P w/mask / Oregon Aero Zetaliner & Softcups / Standard Speaker



















9

6

12

27

35

50

55

–27,5

–20,9

20

Упругий шлем+наушники Gentex HGU–55/P w/mask (no hose) & visor / Oregon Aero Zetaliner / Acousticom H–154–ENC earcups–Passive Only (ANR off)



















9

5

11

25

33

50

56

–28,6

–21,8

19


Мягкий шлем в совокупности с наушниками производства ЗАО «НПО «Динафорс» обладает коэффициентом защиты kзш = –15,2 дБ. Лучшую защиту (kзш= –14,6 дБ, т.е. на 0,6 дБ выше) обеспечивают наушники в составе упругого шлема фирмы David Clark и Flight Deck (табл. 4) – эти модели обладают и лучшими значениями показателя SNR (33 дБ и 32 дБ соответственно). Все остальные марки шлемов характеризуются гораздо худшими значениями kз и SNR.

Другим объектом для интегральной оценки акустической эффективности средств индивидуальной защиты от авиационного шума послужили виброжилеты. Следует отметить, что при эксплуатации современных воздушных судов, когда уровни шума превышают 112 дБ, рекомендуется использовать индивидуальные средства шумозащиты.

Оценку эффективности виброжилетов произвели в акустическом интерферометре при использовании манекена. Акустическая эффективность виброжилетов определена как разница уровней звукового давления в октавных полосах частот при измерениях одним микрофоном, размещенным на поверхности манекена под СИЗ и без СИЗ, при контролировании условий идентичности акустического воздействия другим микрофоном.

В табл. 5 приведены данные акустической эффективности испытанных виброжилетов, отличающихся составом тканей, при измерениях в поджилетном пространстве на груди и животе.
Таблица 5 – Акустическая эффективность виброжилетов

Частота/жилет

63

125

250

500

1.0k

2.0k

4.0k

8.0k

Измерения на животе

виброжилет №1

0

0

0,5

1,5

3,5

6,5

12,5

16,0

виброжилет №2

0

0,5

1,0

0,5

7,5

10,5

17,5

19,5

Виброжилет №3

0,00

0

0,5

1,0

3,0

5,0

11,0

10,5

виброжилет №4

1,0

1,0

0

1,5

6,0

10,5

15,0

20,5

Измерения на груди

виброжилет №1

0,5

0,5

1,5

0,5

3,5

8,5

15,0

20,0

виброжилет №2

0

0

1,5

1,0

6,0

14,5

20,0

25,0

Виброжилет №3

0

0,5

1,5

0

1,5

5,5

9,0

12,0

виброжилет №4

0,5

0

3,5

1,5

4,5

15,0

17,5

25,0


Выражение для расчёта комплексной (интегральной) оценки защитных свойств виброжилета (), по измерениям в 2-х точках, на груди и животе имеет вид:

. (6)

где n3 – количество учитываемых октавных полос для оценки эффективности виброжилетов, к.пр.iв/ж – разница между максимальной эффективностью по костной проводимости (строка 5 табл. 1) и экспериментально зарегистрированным значением акустической эффективности испытываемого виброжилета в поджилетном пространстве на каждой соответствующей октавной частоте (СИЗ в/ж. i), вычисляется следующим образом:

к.пр.i = ∆ к.пр. maxi – ∆СИЗ в/ж-гр.i.

В этом случае также следует воспользоваться условием:

если к.пр. maxi – ∆СИЗ в/ж-гр.i <0, то к.пр.i =0.

Избыточная защищенность на одной частоте, не приводит к усилению защитных свойств виброжилета во всем диапазоне частот.

В табл.6 приведены значения интегральной оценки акустической эффективности испытанных образцов виброжилетов.
Таблица 6 – Интегральный индекс коэффициента защиты виброжилетов по измерения в поджилетном пространстве на груди и животе


Виброжилет

kзв/ж, дБ

Виброжилет № 1

-22,7

Виброжилет № 2

-20,6

Виброжилет № 3

-24,6

Виброжилет № 4

-20,7


Коэффициенты защиты испытанных виброжилетов находятся в диапазоне от -20,6 до 24,6 дБ и имеют близкие значения с аналогичным коэффициентом для наушников в составе шлема. Можно отметить, что уровень защиты у наушников от авиационного шума выше, чем у шлемов и виброжилетов и это связано с тем, что технологии изготовления наушников, как средств защиты от шума более совершенны. Современные средства индивидуальной защиты не способны в полной мере защитить персонал от действия высокоинтенсивного авиационного шума.

Помимо средств индивидуальной защиты от авиационного шума (наушники, шлемы и виброжилеты) проведена оценка интегральной акустической эффективности у вновь разработанных специальных средств коллективной защиты, обладающих повышенными звукоизоляционными свойствами в заданном частотном диапазоне. Коэффициенты звукоизоляции СКЗ определены в соответствии с рекомендациями, приведенными в [15]. В табл. 7 указаны коэффициенты звукоизоляции испытанного СКЗ.

Таблица 7 – Средние значения коэффициентов звукоизоляции СКЗ

Частота, Гц

31.5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Коэффициент звукоизоляции, дБ

8

19

24

24

30

37

40

48

51


Коэффициент защиты СКЗ (kСКЗз) определим как логарифм от соотношения количества используемых октавных полос к сумме акустических эффективностей (коэффициентов звукоизоляции испытуемого помещения) в каждой октавной полосе частот (в дБ) по формуле (3). Значения интегральной акустической эффективности вновь разработанных СКЗ составило –12,0 дБ, т.е. даже современные технологии, используемые при строительстве не способны обеспечить требуемый уровень защиты персонала от воздействия авиационного шума. Поэтому, для достижения требований санитарных норм [16, 17] эти средства необходимо располагать на определенных расстояниях от источника шума, там, где требования норм соблюдаются.

Таким образом, разработанный метод расчёта интегральной оценки акустической эффективности средств индивидуальной защиты от шума дополняет существующие стандартные методы оценок и позволяет адекватно оценивать акустическую эффективность во всем диапазоне частот, заданном санитарными нормами (2 Гц … 8 кГц). Предложенную методологию целесообразно использовать для анализа акустической эффективности всего арсенала средств индивидуальной и коллективной защиты (наушники, шлемы, виброжилеты, звукоизоляционные помещения) от воздействия во всем диапазоне частот. Кроме того, данный метод можно применять для оценки практически любых средств, обладающих шумозащитными свойствами, в том числе и для шумозащитных экранов.


Список литературы

1. Крылов Ю.В. Шум и вибрация как экологические факторы среды обитания // Человек в измерениях XX века. Прогресс человечества в двадцатом столетии. Т. 4. – Россия–Украина, 2002. – С. 263–314.

2. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Авиационный шум: специфические особенности биологического действия и защиты // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2012. – Т.46, № 2. – С. 9 – 16.

3. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности населения, подвергающегося действию авиационного шума // Теоретическая и прикладная экология. – 2011. – № 3. – С. 97-101.

4. Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Аверьянов А.А., Россельс А.В., Пацкин Г.А., Соколов Б.А. Средства и методы защиты от авиационного шума: состояние и перспективы развития // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2011. – Т.45, № 5. – С. 3-11.

5. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К. Медико–социальные аспекты экологической безопасности населения, подвергающегося кумулятивному действию авиационного шума // Экология промышленного производства. – 2011. – № 2. – С. 9-14.

6. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Драган С.П., Ахметзянов И.М. Кумулятивные медико–экологические эффекты сочетанного действия шума и инфразвука // Экология и промышленность России. – 2012. – № 3. С. 46-49.

7. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Риски здоровью, обусловленные кумулятивным действием авиационного шума, и мероприятия по борьбе с ним // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 2011. –№ 1. – С. 80-88.

8. Защита населения от повышенного шумового воздействия // Безопасность жизнедеятельности. – 2011. – № 10, Приложение. – 24 с.

9. Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Солдатов С.К., Богомолов А.В. Медико–биологическая оценка эффективности средств индивидуальной защиты от шума // Медицина труда и промышленная экология. – 2011. – № 4. – С. 33-34.

10. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Драган С.П., Ахметзянов И.М. Анализ рисков здоровью, обусловленных сочетанным действием шума и инфразвука // Проблемы анализа риска. – 2011. – Т. 8, № 4. – С. 82-92.

11. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Еремин Г.И., Драган С.П. Технология исследования акустической эффективности средств защиты от низкочастотного шума и инфразвука // Мир измерений. – 2011. № 10 (218). – С. 40-45.

12. Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Драган С.П., Богомолов А.В. Особенности сочетанного действия шума и инфразвука на организм // Безопасность жизнедеятельности. – 2011. – № 9. – С. 2-10.

13. Зинкин В.Н., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Солдатов С.К., Шешегов П.М. Анализ эффективности средств защиты от шума во взаимосвязи с профессиональной надежностью специалистов «шумовых» профессий // Медико–биологические и социально–психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2011. – № 3. – С.70-76.

14. Звукоизоляция и звукопоглощение / Под ред. Л.Г.Осипова и В.Н.Бобылева. – М.: Астрель, 2004. – 450 с.

15. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом / Под ред. Н.И. Иванова.. М., 2008. – 422 с.

16. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. – СН 2.2.4/2.1.8.562–96.

17. Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки. – СН 2.2.4/2.1.8.583–96.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconКулешовской средней общеобразовательной школы №16
Приложение № Нормы бесплатной выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам 62
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«По оборудованию и организации работы пункта выдачи средств индивидуальной защиты»
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconПлан приведения в готовность пункта выдачи средств индивидуальной защиты
Но скоро туман развеется, воздух согреется, строители проснутся и будут шуметь повсюду: и на объекте, и в прорабской и в тех же спальных...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconРеферат Безопасность труда, условия труда, соломоизмельчитель, отбор...
Безопасность труда, условия труда, соломоизмельчитель, отбор проб, равномерность распределения, уровень шума, средства защиты растений,...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды и сроки промежуточного и рубежного контроля и интегральная оценка знаний (ино)
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconРеферат. Оценка эффективности мелиоративных проектов
Оценка социально-экологической эффективности мелиоративных инвестиционных проектов
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума icon2. тр тс «О безопасности средств индивидуальной защиты» 019/2011....
Особенности внедрения в практику работы учреждений роспотребнадзора Технического регламента таможенного союза
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconКонспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема...
Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты»
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconТематическое планирование по изо 2 класс
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. Изображение с...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconДопустить к защите в гак
Вычислительная геометрия, гис, модели данных, трассировка лучей, численное моделирование, акустика, распространение шума, транспортный...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconСодержание
Именно поэтому, оценка эффективности pr-кампании, не должна оставаться неформальной и ненаучной. Необходимы объективные методы, предоставляющие...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconВ. И. Федоров O. V. Ozarenko, V. I. fedorov интегральная оценка состояния...
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconУчет и анализ эффективности использования оборотных средств в ано...
Целью дипломной работы является изучение методики учета и анализа оборотных средств и разработка направлений повышения эффективности...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconФакультет Авиационного Менеджмента
По определению, crm (Управление Ресурсами Экипажа) – это система управления, ориентированная на оптимальное использование всех доступных...
Интегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты от авиационного шума iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск