Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе





Скачать 126.77 Kb.
НазваниеДистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе
Дата публикации12.08.2013
Размер126.77 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Дистанционное обучение предметам

области «Искусство» в общеобразовательной школе

Маркова Т.В.,

директор ГОУ ЦО №1470

Володина И.П.,

учитель МХК и ИЗО, ГОУ ЦО №1470



Данная статья повествует об актуальности и целесообразности использования дистанционного обучения в школе на примере преподавания мировой художественной культуры, которое позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Благодаря применению дистанционного обучения, школьники могут дополнить и проверить свои знания по темам предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры, олимпиады).

Введение.

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, процессы перестройки, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. Это нашло свое подтверждение в законопроекте об образовании, где представлены статьи, закрепляющие электронно – информационное сопровождение образовательного процесса. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” гласит: “Важнейшие задачи образования – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Гуманизация, дифференциация и демократизация сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям.

Актуальность. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Современное общество формирует требования к общеобразовательной подготовке школьников в следующих областях: самостоятельность при получении образования; ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с источником учебной информации; спланированное продвижение в учении.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

На современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема поиска новых, интенсивных форм организации учебного процесса, что повлекло интеграцию информационных технологий в образование, выделение среди них дистанционных технологий обучения и формирование отдельного вида образования – дистанционного.

Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, профильного, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов. Но в школьном образовании, дистанционное обучение пока используется редко, хотя потребность в настоящее время реальная.

Учебный процесс в общеобразовательной школе построен таким образом, что учащиеся, временно не посещающие занятия вследствие болезни, неблагоприятных природных условий либо по другим причинам, занимаются самостоятельно в домашних условиях, используя традиционные учебные пособия. Они лишены возможности получить аттестацию по пропущенным темам, выполнив дома контрольные задания или тесты, и вынуждены «отрабатывать» пропущенные занятия после возвращения в школу. Школьники, находящиеся на домашнем обучении, в том числе дети-инвалиды, осваивают школьную программу, используя традиционные учебные пособия самостоятельно. При этом они имеют возможность получить консультацию учителя на дому и узнать, насколько успешно продвинулись в изучении того или иного учебного предмета посредством промежуточного или итогового контроля не чаще двух-трёх раз за учебную четверть. Школьники, прибывшие из других регионов СНГ и имеющие разницу в учебных планах, также вынуждены осваивать пропущенные темы, занимаясь по традиционным учебникам и выполняя контрольные задания после уроков в часы консультаций. Учащиеся, которые не поняли материал определённой темы в ходе традиционного очного обучения, осваивают соответствующие темы с помощью тех же учебных пособий и консультаций учителя после уроков. Организация учебного процесса с использованием информационной среды, дистанционного обучения в общеобразовательной школе позволили бы решить проблему компенсации пробелов в знаниях для всех выше перечисленных категорий учащихся, а также для обучающихся по системе экстерната, семейного обучения и для обучения школьников, прибывшие из других регионов СНГ и имеющих разницу в учебных планах.

Кроме того, информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся. Самостоятельная учебная деятельность учащегося становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие личности и таких ее качеств, как способность к восприятию интегрированной информации, умение осуществлять информационно-поисковую деятельность, креативность в решении различных задач, способность адаптироваться к социо- культурной среде, требует нового подхода к содержанию и методике организации

самостоятельной работы школьников. Сочетание дистанционного и очного обучения с целью наиболее эффективного овладения учебными предметами кажется сегодня не только целесообразным, но и наиболее актуальным направлением модернизации учебного процесса.

Достоинства и недостатки дистанционного обучения.

По сравнению с традиционным обучением дистанционное образование имеет свои особенности. Эти особенности изучаются для построения эффективных методик дистанционного обучения. Стоит отметить наиболее существенные свойства современных дистанционных форм обучения. Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Данные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность более индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Фактор времени становится не обязательным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, а значит, может работать по индивидуальной образовательной программе. При желании дистанционное образование легко встраивается в образовательный процесс современной школы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и графическую и видеоматериалы. Не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и форумов.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них:

1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

2. «Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип,что позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной традиционной системы и дистанционной, как дополняющей традиционную систему обучения.

4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью».

7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования.

8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.

9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

10. «НИТ» (Новые информационные технологии).

11. «Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

12. «Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю.

Недостатки дистанционного обучения:

Отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения. Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.

Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

Организация дистанционного обучения предметам

области «Искусство»

В настоящее время в сети Интернет уже созданы и успешно развиваются дистанционные курсы, которые дают разносторонние и глубокие знания в различных предметных областях, например:

1. Лаборатория дистанционного обучения института общего среднего образования;

2. Центр дистанционного обучения "Эйдос";

3. "Открытый колледж" - дистанционное обучение школьников;

4. Роботландский сетевой университет, http://www..intuit.ru - Интернет-Университет Информационных Технологий.

5.Akademia. Внешкольное образование в сети для учащихся младших классов.

6. Интернет-школа «Просвещение.ru» - это дистанционные технологии для школы и школьников.

Можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования за дистанционным обучением - будущее. Не умаляя заслуги вышеперечисленных центров дистанционного образования нужно искать новые подходы в решении этой актуальной проблемы. Одним из перспективных направлений можно считать развитие дистанционного обучения силами школьных учителей.

Школьная социальная сеть «Дневник» - Интернет-проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса представляет разнообразные функции для школьников, учителей и родителей: расписание уроков, электронный журнал, электронный дневник, домашнее задание, личные страницы, сообщения, файлы, группы и события.

Подключение школы к Городской Школьной Информационной Системе (ГШИС) создало благоприятные условия для развития дистанционного обучения школьников по различным предметам и в том числе по Мировой художественной культуре и изобразительному искусству. Введение такого предмета как Мировая художественная культура в учебные планы основных школ стало важным этапом в развитии искусствоведческого образования. Образовательными целями МХК как предмета являются осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Используя эмоциональную силу искусства на уроках МХК, учитель воспитывает художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведения искусства, толерантность, уважение к культурным традициям народов России и других стран мира.

В нашей школе на изучение данного предмета выделен один час в неделю, согласитесь, этого недостаточно, чтобы дать даже общее представление о развитии мировой художественной культуры, не говоря уже о формировании художественной культуры учащихся. Чтобы успешно освоить программный курс по мировой художественной культуре, необходимо было ввести новые методы обучения – дистанционное обучение.

В дистанционном обучении учащихся предметам области «Искусство» таких как Мировая художественная культура и Изобразительное искусство можно воспользоваться следующими блоками:

1. Определенная тема в изучаемом предмете. Состоит из блока лекций по данной теме и контрольного теста.

2. Электронный учебно-методический комплекс. В комплекс входят не только лекции по определенной теме, но и дополнительный материал для самостоятельного изучения. Видео и - аудио материалы по теме изучения.

3. Демонстрационная версия предстоящей работы. В блок входят видео-уроки, примеры выполнения заданий, инструкции по выполнению заданий, ссылки на литературу и интернет- ресурсы.

4. Электронный тест. Данный блок содержит комплект тестов, контрольных и самостоятельных работ, темы для творческих исследовательских работ и проектов.

5. Возможность обратной связи - форум, где можно задать вопрос учителю и получить на него ответ, электронная почта и др.

Деятельность учителя осуществляется в следующих направлениях: ведение электронного журнала; ведение дистанционных уроков; подготовка учащихся к итоговому контролю по какой-либо теме, а также непосредственно контроль освоения знаний по теме; проведение дополнительных консультаций по темам, которые были пропущены учащимся по разным причинам; взаимодействие с учениками и родителями. Теоретический блок по данным предметным областям представляет собой квинтэссенцию накопленного опыта и методического мастерства преподавателя и включает в себя не только цельное и компактное изложение темы, но и список используемой литературы, список интернет – ресурсов, советы, примеры выполнения заданий, тесты и самостоятельные работы, а также инструкции по работе с материалом. Данный материал находится на страницах сайта постоянно в течение всего учебного периода. При этом предполагается два способа работы учащегося: активное и ознакомительное. Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для дальнейшего изучения. Активное обучение строится на основе организации связи "Учитель - Ученик", выполнение предлагаемых заданий и отправке их по электронной почте для проверки. Необходимо отметить, что вопросы в тестах распределяются по уровням сложности и усложняются по мере прохождения материала от блока к блоку. Тем не менее, предусмотрено некоторое дублирование некоторых вопросов с целью закрепления знаний. Свои работы учащийся посылает по электронной почте с указанием своего личного шифра, номера теста и вариантов ответов. После соответствующей их обработки учителем результаты тестирования будут отмечены в электронном журнале. Темп прохождения тестов зависит от желания самого учащегося, также предусмотрена возможность "подключения" учащегося к обучению в любой период времени. В любом случае учащийся получит обработанный результат своей деятельности и сумму накопленных баллов по мере прохождения тем данного учебного курса.

Очень важным моментом является организация оперативной связи преподавателя и учащегося – для чего предусмотрены день и час консультаций по предметам, когда в режиме реального времени каждый ученик может получить ответ на свой вопрос. Если характер вопросов покажет, что тема учащимися усваивается с трудом, это может побудить преподавателя дать дополнительный разъяснительный материал в теоретическом блоке. Такой режим работы необходим для осуществления оперативной обратной связи учителя и ученика и поможет учителю лучше организовать урок-лекцию.

Для учителя, участвующего в дистанционном обучении, создается своя страничка, где он будет работать со своими учениками в разных формах. Основу дистанционного обучения составляет целенаправленная контролируемая интенсивная самостоятельная работа ученика, что позволяет достичь хороших результатов, даже если вы находитесь не в школе.

Все материалы собраны на диске в удобном формате и могут выдаваться учащимся в процессе обучения или находится на сайте школы.

Сегодня наши ученики, которые по целому ряду причин не могут посещать школу (надомное обучение, семейное обучение, экстернат и т.д.) успешно изучают данные предметы самостоятельно и не отстают от программы. Учащиеся, имеющие повышенный интерес к данным предметам, получают больше возможностей расширить свой кругозор, занимаясь по индивидуальной программе.

Целесообразность такой формы обучения наши учащиеся доказали своими успехами на олимпиадах и конкурсах разного уровня. Проекты, разработанные нашими учениками, неоднократно получали самую высокую оценку на конкурсах.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.
Список используемой литературы

Интернет-ресуры:

1. http://www.bestreferat.ru

2. http://festival.1september.ru

3. http://dstudy.ru

4.http://dlearning.narod.ru

5.http://www.eidos.ru/courses

6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

7. Образовательная программа – маршрут ученика. Под ред. А.П.Тряпицыной. –СПб.:2000. – 228с.

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 2003,с. 258.

9. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.

10. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование – 1994, №4.

11. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синонимы понятия «дистанционное обучение»: «дистантное обучение», «дистанционное образование», e-learning, «дистанционно-модульное...
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconРеферат Дистанционное образование
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе icon4 класс (дистанционное обучение) Ф. И. О. учителя: Литвина Татьяна Васильевна
Рабочая программа по окружающему миру (дистанционное обучение) для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента...
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconРеферат Отчет 21 с., 5 ч., 6 табл., 3 электронных приложения. Ключевые...
Ключевые слова: Зоологический музей, бакалавриат, магистратура, электронные базы данных, дистанционное обучение, инновационный компонент...
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconКурса изобразительного искусства в 6 классе: «Изобразительное искусство...
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся...
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconО выполнении федеральных требований в части охраны здоровья обучающихся...
Мбоу – Жудерской средней общеобразовательной школе Хотынецкого района Орловской области
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconПояснительная записка курс мировой художественной культуры в школе...
Курс мировой художественной культуры в школе – составная часть образовательной области «Искусство». Задачи курса способствуют
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconОсновная общеобразовательная программа основного общего образования...
Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в основной школе
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconОсновная общеобразовательная программа основного общего образования...
Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в основной школе
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconОбразовательная программа в области циркового искусства «искусство цирка»
Программа учебного предмета «История циркового искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconОсновная общеобразовательная программа среднего (полного) общего...
Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в средней школе
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconОсновная общеобразовательная программа среднего (полного) общего...
Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в средней школе
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Непрерывное обучение пунктуации в средней общеобразовательной школе и университете
Дистанционное обучение предметам области «Искусство» в общеобразовательной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Обучение для будущего», курсы «Дистанционное обучение», стала активным участником школьного проекта «Сетевая лаборатория». В настоящее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск