Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 404.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации15.03.2014
Размер404.54 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

КУДРЯШОВА Наталия Владимировна

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УНИВЕРСИТЕТЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВИЛ ОБОСОБЛЕНИЯ

СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ)

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(филология; уровень общего и профессионального образования)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Екатеринбург – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Острикова Татьяна Александровна
Официальные оппоненты:
Булохов Виктор Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», профессор кафедры русского языка и методики его преподавания
Шуритенкова Вера Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится 13 декабря 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, ауд. 316.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра – научная библиотека ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан 11 ноября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Матвеева Лада Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В настоящее время в Российской Федерации преподавание учебного предмета «Русский язык» приобрело особую общественную значимость, стало стабилизирующим фактором функционирования и развития русского языка, повышения языковой культуры общества.

Направленность современного процесса обучения русскому языку определяется важностью этого учебного предмета в гуманитарной подготовке школьников, развитии их теоретического мышления и языковых способностей. Несмотря на достигнутые современной школой успехи в обучении правописанию, проблема повышения правописной грамотности учащихся продолжает оставаться актуальной. Орфографическая и пунктуационная подготовка завершается в основном в IX классе, но правописные умения и навыки выпускников средней школы находятся на уровне, требующем дальнейшего совершенствования в X–XI классах и вузе.

С позиции преемственного обучения русскому языку, знания и умения, полученные в X–XI классах средней общеобразовательной школы, рассматриваются на первом курсе вуза как база для дальнейшего формирования языковой (в том числе правописной), лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Сегодня у многих выпускников средней школы недостаточно предметно-языковых знаний и умений, позволяющих студентам вуза выйти на качественно новый уровень подготовки. Необходима серьезная методическая работа по формированию системы непрерывного обучения русскому правописанию на уровневых этапах «средняя общеобразовательная школа – вуз». В связи с чем вопросы обучения пунктуации по-прежнему привлекают внимание лингвистов, методистов, учителей-практиков, преподавателей русского языка и его методики. Появляются новые исследования, раскрывающие теоретические вопросы обучения пунктуации, однако вопросам методики обучения пунктуации уделяется значительно меньше внимания.

Следуя основным положениям ФГОС, федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», авторы современных образовательных программ рассматривают русский язык как единый непрерывный курс обучения родному языку, базирующийся на идее преемственности между начальной, средней неполной и средней полной школами. Одним из факторов, обеспечивающих непрерывность и преемственность языкового образования, является реализация единых содержательно-целевых линий развития на основе компетентностного подхода, который в основном понимается как ориентация учебного процесса на формирование определенных – универсальных – компетенций.

Исходя из понимания языковой способности как многоуровневой структуры, соотносимой со структурой языка, лингводидакты выделяют в содержании предметной подготовки по русскому языку «сквозные» темы (разделы), способствующие формированию и развитию всех видов языковых компетенций. Одним из таких «сквозных» разделов является «Синтаксис и пунктуация», включающий подраздел «Простое осложненное предложение».

Формирование лингвистической компетенции, развитие лингвистического кругозора и языковой культуры школьников, усвоение теоретических основ науки о языке обеспечивается изучением основных понятий в системе учебно-языковедческой терминологии. Пунктуационно-синтаксические понятия являются важной составляющей частью лингвистических понятий и соответствующих терминов. Усваивая знания о простом осложненном предложении, учащиеся знакомятся с особенностями грамматического строя русского языка, овладевают закономерностями построения указанного вида предложений, учатся использовать изучаемые синтаксические конструкции в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение пунктуационно-синтаксических заданий, включая задание на пунктуационно-синтаксический разбор, способствует совершенствованию правописной компетенции как важной составляющей языковой компетенции. Коммуникативная направленность изучения простого осложненного предложения проявляется в том, что в подобных предложениях отражаются понятия о фактах, явлениях, предметах объективной действительности. Простые предложения являются составными частями сложных предложений и, далее, текста. На текстовом материале учащиеся наблюдают языковые факты, усваивают речеведческие понятия. На основе текста формируются навыки его порождения и интерпретации. При этом опора на текст как основную единицу учебного материала позволяет объединить процессы формирования всех видов компетенций, обеспечивает единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Традиционная система изучения пунктуации простого осложненного предложения и его пунктуационного анализа описывалась в методических и учебных пособиях по теории и практике обучения русскому языку С. И. Абакумовым, П. О. Афанасьевым, А. В. Дудниковым, Г. П. Фирсовым, Н. С. Поздняковым, А. Ф. Ломизовым, Л. Т. Григорян, Г. И. Блиновым, А. В. Текучевым, М. Т. Барановым и др.

Появившиеся за последние 15 лет публикации по методике обучения пунктуации в школьном курсе русского языка также посвящены анализу различных методических проблем, связанных с системой и последовательностью обучения пунктуации, содержат важные методические положения, обоснованные и реализованные в процессе экспериментального обучения. Однако многие вопросы требуют дальнейшего изучения.

Для рациональной организации обучения пунктуации необходимо понимать педагогические закономерности усвоения учебного материала, знать трудности, которые испытывают учащиеся при пунктуационном разборе, учитывать природу ошибок, допускаемых ими. Как показало наше исследование, при сложившейся организации педагогического процесса работа по формированию пунктуационно-синтаксических понятий и умений у учащихся VIII–IX классов не всегда проходит с учетом принципов преемственности и перспективности. Как правило, основное внимание уделяется практическим упражнениям или задачам, связанным с постановкой знаков препинания, чаще всего в изолированных предложениях. Такие упражнения необходимы, но не должны вытеснять грамматический анализ фактов языка, в процессе которого формируются основы науки и необходимые практические умения и навыки, в том числе навыки самостоятельной творческой работы. В результате вместо системы правописно-языковых знаний и умений школьники приобретают отрывочные сведения по пунктуации и в дальнейшем, при переходе в X–XI классы, а затем и вуз, оказываются слабо подготовленными для самостоятельного использования этих сведений в практике письма (своих текстах). Таким образом, не будучи основанной на принципах преемственности и перспективности, проводимая работа по изучению синтаксиса и пунктуации не достигает цели.

Наличие в настоящее время вариантных учебно-методических комплектов по русскому языку для учащихся средней школы дает учителю возможность выбора как определенного учебника, так и методической системы, реализованной в нем. Однако отсюда возникает трудность, связанная с этим выбором.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: а) изменением содержания образования в соответствии с новыми госстандартами и, соответственно, новыми условиями аспектно-предметной подготовки учащихся; б) введением единого государственного экзамена по русскому языку в качестве итоговой формы аттестации за курс средней общеобразовательной школы; в) значимостью синтаксиса и пунктуации простого осложненного предложения в развитии ключевых компетенций учащихся средней школы, в постижении школьниками особенностей и закономерностей грамматического строя, пунктуации русского языка, в обогащении грамматического строя и развитии речи учащихся; г) недостаточным уровнем сформированности пунктуационных знаний и умений у выпускников средней школы и студентов первого курса вуза; д) необходимостью дальнейшего совершенствования содержания и методики непрерывного изучения пунктуации предложения с обособленными членами в условиях вариантности действующих образовательных программ и учебных комплектов по русскому языку для средней общеобразовательной школы.

Проблему диссертационного исследования обусловило наличие следующих противоречий: 1) современное общество нуждается в личности, свободно владеющей нормами русского языка (в том числе пунктуационными) в практической деятельности, но уровень сформированности этих норм у учащихся средней школы и студентов является невысоким; 2) содержание образования и, следовательно, новые условия аспектно-предметной подготовки изменились в соответствии с ФГОС, однако практическая методика обучения русской пунктуации пока осталась без изменений; 3) общая теория методики обучения пунктуации имеет достаточно высокий уровень развития, а ее частные разделы, включая обучение пунктуации простого осложненного предложения, развиты в меньшей степени; 4) теория поэтапного (ступенчатого) изучения русского языка на разноуровневом материале является общепринятой, но в отношении конкретных пунктуационных тем, включая тему «Обособление согласованных определений», данное положение реализовано в недостаточной степени; 5) разработана практическая методика обучения пунктуации с учетом непрерывности для этапов СОШ, однако для пунктуационной подготовки в вузе такая методика отсутствует.

Проблема исследования: содержание и лингвометодическое обеспечение обучения пунктуации простого осложненного предложения с обособленными членами на этапах «средняя неполная школа – средняя полная школа – вуз» требует совершенствования с учетом непрерывности языкового образования учащихся и студентов на основе принципов преемственности и перспективности, а также актуализации достижений современной предметной методики (теоретической и практической), включая методику пунктуации.

Объектом исследования является процесс обучения русской пунктуациив 8 и 11 классах средней общеобразовательной школы и на первом курсе классического университета.

Предмет исследования – лингвометодическая система непрерывного и разноуровневого обучениярусской пунктуации на материале правил обособления согласованных определений.

Гипотеза исследования: качество лингвометодического обеспечения и результативность правописно-языковой подготовки учащихся и студентов по русскому языку повысится, если внести коррективы в содержание непрерывного курса изучения пунктуации простого осложненного предложения с обособленными членами в 8 и 11 классах и на первом курсе вуза с учетом следующих условий:

  1. в соответствии с требованиями компетентностного подхода, сформулированными в ФГОС, осуществить системное тематическое планирование изучения пунктуационно-синтаксических понятий и фактов в 8 классе и преемственного их повторения в 11 классе и на первом курсе вуза;

  2. ориентируясь на достижения современной теории и практики пунктуации, уточнить содержание подраздела «Предложение с обособленными членами»; подобрать современные языковые примеры (предложенческий и текстовый дидактический материал) для школы и вуза; систематизировать подобранные примеры-факты по уровню учебной трудности с учетом принципов научности и доступности;

  3. опираясь на достижения методической теории и практики, положить в основу изучения предложения с обособленными членами комплекс лингвометодических принципов; в решении пунктуационно-лингвистических задач шире использовать (наряду с репродуктивными) проблемно-диалогические, эвристические и исследовательские приемы; сочетать собственно пунктуационные, аспектно-пунктуационные и пунктуационно-речевые упражнения, включая творческие задания, с целью параллельного развития языковой (в т. ч. правописной) и коммуникативной компетенций;

  4. намечая пути предупреждения пунктуационных ошибок, учитывать результаты диагностики пунктуационно-синтаксической подготовки обучающихся, в т. ч. типичные трудности пунктуационного разбора предложений с обособленными согласованными определениями.

Цель исследования – разработать на лингвометодическом уровне современную систему непрерывного (преемственно-перспективного, разноуровневого) обучения пунктуации простого осложненного предложения на материале пунктуационных правил обособления согласованных определений в указанных классах средней школы и на первом курсе вуза.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. выявить понятийную базу теории пунктуации, представленную в научно-лингвистической литературе, и проанализировать отражение основных понятий и пунктуационных правил в методической и учебной (школьной) литературе; на основе анализа академических правописных сводов составить тематический свод правил обособления согласованных определений;

  2. проанализировать сущность понятия «непрерывное языковое образование»; выявить педагогические и методические условия непрерывной предметно-языковой подготовки учащихся 8 и 11 классов и студентов первого курса вуза;

  3. выявить принципы, методы и приемы обучения пунктуации, а также описать сложившуюся систему упражнений по изучению пунктуации обособленных согласованных определений; провести аспектный анализ содержания вариантных учебно-методических комплектов по русскому языку: в учебниках для 8 и 11 классов рассмотреть основные понятия и правила пунктуации в аспекте преемственности их формирования;

  4. разработать критерии уровневой дифференциации предложений с обособленными согласованными определениями, подобрать фактологический дидактический материал с соответствующей пунктограммой и провести его группировку по учебной трудности, выделив примеры типичные, осложненные и сложные;

  5. провести комплексную диагностику аспектно-правописной подготовки учащихся 8 и 11 классов, а также студентов первого курса, выявить типичные пунктуационные ошибки и затруднения обучаемых при пунктуационном разборе предложений с обособленными согласованными определениями, наметить пути предупреждения и устранения ошибок;

  6. с учетом принципов преемственности и перспективности осуществить вариантное экспериментальное проектирование содержания работы по изучению правил обособления согласованных определений; усовершенствовать методику разноуровневого и непрерывного изучения правил обособления согласованных определений в школе и вузе; разработать комплекс собственно пунктуационных, аспектно-пунктуационных и пунктуационно-речевых упражнений и контрольных заданий, в том числе тестовых, ориентированных на ГИА и ЕГЭ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск