Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry»





Скачать 369.85 Kb.
НазваниеЛитература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry»
страница1/4
Дата публикации08.03.2015
Размер369.85 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2   3   4




ТЕМА 4. МИРОВОЕ КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1. Общая характеристика МК на рубеже веков.

2.Перспективы формирования единого европейского информационного пространства.

3.Внешняя информационная политика ведущих информационных держав на современном этапе.

4.Новые индустриальные страны и страны третьего мира в международной коммуникации.(к семинару)

5. Международно-правовые акты о регламентации свободы и ограничений в деятельности СМИ. Окинавская хартия Глобального Информационного Общества.
Литература:

1. Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry», Oxford University- Центр «Право и СМИ» http://www.medialaw.ru/

2. Information society: introduction/ Портал Европейского Союза http://www.eu.int/
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА МК НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

В течение 20 века – процесс противостояния по вектору «Север/Юг», «Запад/Восток»  несоответствие в уровне развития информационных технологий между развитыми странами Запада и их южными колониями + несбалансированность движения информации; существование 2-х противостоящих информационных лагерей – (1) западноевропейского с их колониями и (2) СССР со странами соц.лагеря. Т.о., информационное-политическое деление мира в 20 в. носило полярный и групповой характер, а в каждой группе существовали доминирующие державы, формировавшие информационную политику в регионе в целом.

Вторая половина 20 века – антиколониальное движение  освобождение многочисленных стран Африки, Юго-Восточной Азии.

90-е гг. – распад СССР  появление новых государств (бывшие советские республики), обретение новой свободы и идеологической независимости странами бывшего соц.лагеря.

Т.о.:

1. появление новых субъектов в мировом коммуникационном пространства,

2. исчезновение одного их мировых информационных центров (СССР)

3. несоответствие информационного потенциала между старой Европой и новыми информационными субъкетами.

В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы, растет концентрация медийной собственности ТНК. Развивается глобальный информационный рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере (создание альтернативных сетевых массмедиа, деятельность гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, требования демократизации медийного сектора).

Коммерциализация журналистики. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок.

В условиях рынка издание газет и журналов, вещательная деятельность во все большей степени становятся отраслями информационной индустрии, на которую в полной мере распространяются свойственные деловой деятельности требования и схемы производства, «привязанного» к потребностям рынка, а также стандарты эффективного менеджмента и маркетинга. Средства массовой информации все чаще называют «медиаиндустрией», а журналистские произведения – «медиапродуктами», рассматривая их как товарную продукцию, а журналистов и СМИ – как поставщиков товаров и услуг на информационный рынок.  решающее значение приобретает экономическое регулирование деятельности журналистов и СМИ, осуществляемое в основном через рыночный механизм. Именно давление рынка во многом определяет приоритеты и «правила игры» средств массовой информации и журналистов, действующих в конкурентной среде.

Американский исследователь Л. Беннетт выявил, что в 1990-е гг. количество криминальных новостей в СМИ США увеличилось в семь раз, хотя за этот период преступность в стране существенно сократилась.

Критики коммерчески ориентированной журналистики: подобная подстройка приводит в итоге к ограничению и подавлению познавательной активности и интеллектуального кругозора аудитории (мифы вместо «непопулярных», но полезных идей).

Концентрация собственности в медийной сфере. (сосредоточение СМИ в собственности немногих гигантских концернов.

В основе концентрации лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности. На современном высококонкурентном медийном рынке укрупнение компаний с включением в них внемедийных подразделений зачастую является единственным способом их выживания. Совладельцами укрупненных медиакорпораций становятся крупные коммерческие структуры, действующие в иных отраслях, в результате чего явственно просматривается связь медиабизнеса с другими секторами экономики, их взаимозависимость.

Все более ужесточающиеся условия конкурентной борьбы, интернационализация современного информационного бизнеса порождают тенденцию к слиянию и дальнейшему укрупнению медиаконцернов.

Медиакорпорации и глобализация информационной деятельности. Стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, крупнейшие медиаконцерны в послевоенный период перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Наиболее крупные и экономически могущественные объединения, использующие новейшие коммуникационные технологии и огромные материально-финансовые ресурсы, сегодня доминируют на международном рынке новостей, их операции приобрели поистине всемирный размах. Сегодня на мировом рынке информации и коммуникаций ведущие позиции занимают могущественные корпорации, базирующихся в основном в США.

Ряд периодических изданий, принадлежащих крупным медиакорпорациям, распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира.

Одной из важнейших причин глобализации информационной деятельности является стремление расширить масштабы продаж и повысить прибыльность деловой деятельности.

Национальные медийные организации стремятся выработать альтернативу растущему конкурентному давлению. В некоторых странах приняты законодательные меры по защите внутреннего рынка.

Кризисные явления в международной журналистике.

1.уменьшение количества корпунктов многих медийных организаций в зарубежных странах, расширение практики использования в СМИ зарубежной информации, полученной из вторичных источников, повсеместное уменьшение объема разделов и рубрик международной жизни на газетных полосах и соответствующих передач на ТВ и радио – вплоть до их полного исчезновения. Так, если 30 лет назад международная информация занимала 45% эфирного времени, отводимого телекомпаниями США на передачи новостей, то на рубеже XX и XXI вв. ее доля сократилась до 15,5%. Во многих странах наблюдается заметное снижение общего профессионального уровня публикаций на международные темы.

2. Несмотря на возрастающую глобализацию информационных процессов, медийное отображение мира становится все более суженным вследствие того, что вне поля зрения крупнейших СМИ оказываются целые регионы мира. Критики отмечают, что сегодня большая часть стран исчезает (или уже исчезла) с медийной карты мира

3. Тенденции форсированной драматизации и общего негативизма международной информации не компенсируются новостями о позитивных изменениях в различных регионах и странах, в результате чего у медийной аудитории формируется обедненный и искаженный катастрофический образ современного мира.

Журналистика и «общество знаний». Ситуация, сложившаяся в области массовых коммуникаций на пороге нового тысячелетия, побуждает к более тщательному критическому рассмотрению распространенных ныне концепций «информационного общества», имеющих более или менее выраженные черты технократической социальной утопии. В ЮНЕСКО и других международных организациях, в среде гуманитариев все чаще в качестве иного концептуального ориентира развития современной цивилизации выдвигается «общество знаний», базирующееся на гуманистических, демократических ценностях и способное обеспечить социальные гарантии всеобщности образования, духовного развития граждан, их беспрепятственного доступа к неизмеримо возросшим информационным и культурным ресурсам.

Готовить к жизни в современных информационных условиях призвано медиаобразование современное направление в педагогике и культурно-просветительской деятельности, имеющее целью непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных материалов, самостоятельного анализа и оценки деятельности средств массовой информации. Речь идет об информационной культуре, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

А. Правовое регулирование Европейским Союзом процессов концентрации и владения СМИ в европейских странах .

Среди документов, по мнению британского исследователя Харкурта 1, следует выделить два, оказавших существенное влияние на развитие медиаиндустрии в Европе. Это Единый Европейский Акт 1986 года и Директива о трансграничном телевидении от 1989 года (вторая редакция от 1997 года).

Единый Европейский Акт от 14 и 28 февраля 1986 года является одним из учредительных договоров о создании ЕС (к соглашениям, касающимся учреждения ЕС, относятся также два договора, заключенных в Риме 25 марта 1957 года, Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 года).2 Образование Союза фактически означало открытие границ между его членами.

Директива о трансграничном телевидении была принята 3 Октября 1989 года Советом Европы.3 Ее основная цель — разрешить свободную циркуляцию телевизионных программ на территории Европейского Союза и поддержать таким образом развитие транснациональных услуг.

Директива 1989 года о трансграничном телевидении — это типичный пример политики регулирования на основе принципа единого рынка. Она формирует законодательные рамки для передачи телевизионных программ через государственные границы и таким образом создает условия для образования единого аудиовизуального рынка. Медиакомпания может регулироваться только страной, из которой ведется передача, а не страной, в которой осуществляется прием. Тем самым Комиссия ставит задачу укрепить конкурентоспособность национальных медиаотраслей и таким образом усилить общеевропейский рынок в отношении более крупных сил, действующих на международном рынке.

Принятие Единого Европейского Акта и Директивы о трансграничном телевидении повлекло за собой существенную либерализацию медиарынка.
Таким образом, после либерализации европейского рынка:

1. рост международной деятельности медиакомпаний по всей Европе.  В 90-х гг. - продолжение процесса слияния и поглощения компаний, образования ТНК.

Сегодня на национальных рынках наблюдается высокий уровень концентрации в мономедийных секторах. 90% из 50 самых крупных по объему оборота медиакомпаний в настоящее время расположено в семи странах ЕС (согласно данным аудио-визуальной обсерватории - организации, занимающейся статистическими исследованиями в области СМИ - Германии принадлежит 35 % рынка СМИ, Великобритании- 22%, Нидерландам- 11%, Франции- 10%, Италии – 6%, и Люксембургу-4%, на остальную территорию Западной Европы приходится только 9%). В десятку крупнейших, по объему оборота, медиакорпораций входят такие компании, как Bertelsmann (Германия), Havas (Франция), ARD (Германия), Reed-Elsevier (Великобритания- Нидерланды), BBC (великобритания), Fininvest (Италия), Matra Hachette (Франция), RAI (Италия), CLT (Люксембург) и концерн Axel Springer (Германия). 4

Таким образом, большая часть медиакомпаний, утвердившись на национальных рынках, путем поглощений и слияний вышли на общеевропейский рынок, став мультинациональными. Соответственно, законодательное регулирование деятельности СМИ сегодня в большей мере находится в компетенции ЕС и его институтов, в большей мере Комиссии.
Основные тенденции развития медиарынка ЕС на рубеже XX- XXI веков.

Однако деятельность Комиссии ЕС в области права собственности на СМИ связана с целым кругом проблем.

Во-первых, это вопрос о легитимности решений Комиссии. Во-вторых, это политизация вопроса о собственности на СМИ, что приводит, как мы уже видели, к серьезным разногласиям внутри ЕС. И, в-третьих, это новые тенденции в развитии медиаиндустрии, связанные с технической конвергенцией, которые влекут за собой очередные качественные изменения рынка и требуют пересмотра политики ЕС в сфере собственности на СМИ и СМК.

Всё это вызвало в Европейской Комиссии бурные споры по вопросам конкретного законодательства о собственности на средства массовой информации. Высказывались самые различные точки зрения, начиная от согласования национальных законодательств о средствах массовой информации (направленного на защиту плюрализма и общественных интересов от концентрации мультимедийных компаний) и кончая поощрением “естественного” возникновения общеевропейского конкурентного медиарынка.  ревизия Директивы по трансграничному телевидению 1989 года. Позиция Комиссии сводится к тому, что либерализация медиаиндустрии автоматически создаст плюрализм и разнообразие мнений. Европейский парламент же рассматривал ее в политическом плане — как угрозу демократии, свободе слова и проявлению плюрализма.

Итогом обсуждений стала вторая редакция Директивы о трансграничном телевидении, принятая 30 июня 1997 года.5 Отмечалось, что ревизия Директивы приняла во внимание изменения на рынке (а особенно в области технических усовершенствований). Действительно, поправки к Директиве прояснили некоторые определения, особенно тех, которые касаются распространения юрисдикции стран — членов ЕС на телевещателей, также как ввели правила, регулирующие деятельность “телемагазинов”, и трансляцию всех спортивных программ, улучшили обеспечение защиты несовершеннолетних и права на ответ.

По мнению исследователя Стефана Ферхульста,6 можно предположить, что политика в области СМИ, несмотря на данный пересмотр Директивы о трансграничном телевидении, уже устарела, потому что технологическое совершенствование приведет к таким возможностям СМИ, которые будут в корне отличаться от тех, которые существовали в то время, когда Директива создавалась.

В середине 90-х на рынке информации и коммуникации наметились тенденции, которые по прогнозам специалистов, должны повлечь за собой качественные изменения в медиаиндустрии. Это явление конвергенции. Эксперт компании Deloitte Consulting Мари Уолд7 дает такое определение конвергенции в сфере СМИ: «Конвергенция - передача содержания через несколько различных каналов».

С 1970-х годов это понятие все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств – компьютеров, телефонов, телевизоров. Но только в 1990-х годах быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей позволило связывать конвергенцию с магистральными преобразованиями в медиа-сфере. Формы проявления:

1. слияние технологий,  разные технические носители (кабельные или телефонные сети, беспроводная спутниковая связь) доставляют информацию потребителю. В основе технологической конвергенции - перевод содержания в цифровую форму.

2. слияние прежде различных и разобщенных медиа: радио, телевидение, печать, интернет (напр., радио в Интернете).

3. слияние рынков. Создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.

Политическое значение конвергенции выразилось в появлении новых законов, направленных на либерализацию телекоммуникационных рынков и стимулирование конкуренции. Конвергенция оказалась в центре европейской политики в области регулирования СМИ конца 90-х годов. Наиболее известным документом в Европе, призванным стимулировать прогресс конвергенции на политическом уровне, является «Зеленая книга о конвергенции» (Предварительный доклад Комитета министров Совета Европы о конвергенции от 1997 года), одобренная ЕС в декабре 1997 года. Суть - старые принципы регулирования электронных СМИ вынуждены считаться с проблемой ограниченности частот; конвергенция снимает эту проблему, потому новая информационно-коммуникационная среда не будет более нуждаться в распределении частот. Таким образом, свободный доступ к современным коммуникационным системам становится целью новой политики государств.

Более того, процесс технологической конвергенции повлечет за собой экономическую конвергенцию, что выразится в слиянии индустрии СМИ, телекоммуникационной, программного обеспечения.

На сегодняшний день политика ЕС в области конвергенции осуществляется в рамках концепции создания информационного общества,8 которая опирается на идеи глобализации и создание эффективной экономики, опирающейся на информационные технологии и прогресс.

Однако полная либерализация в области телекоммуникаций и СМИ создаст серьезные перекосы в экономике и серьезные проблемы, связанные, в частности, с собственностью на СМИ. Так уже начиная с середины 1995 года, различными Директоратами Европейской Комиссии публикуются исследования и доклады по конвергенции политических действий в области телекоммуникаций и аудиовизуальных средств, неотъемлемой частью которых называется собственность на средства массовой информации. В одном из таких докладов высказывается опасение о том, что в результате либерализации возникнет жесткая конкуренция между конвергирующими секторами экономики. В нем говорится о “борьбе между компьютерной, телекоммуникационной и вещательной индустриями за контроль над будущими рынками”.9

И здесь появляется новая задача политики Европейской Комиссии в области собственности: как правильно смоделировать комбинацию из регулирования и дерегулирования рынков, чтобы не позволить телекоммуникационным компаниям занять лидирующую роль в новых образованиях.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconЯрив Тсфати. Отчуждение национальных меньшинств от основной массы...
Материал опубликован: Yariv Tsfati. Hostile Media Perceptions, Presumed Media Influence, and Minority Alienation: The Case of Arabs...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconПрограмма курса античная литература специальность №020100 философия Москва- 1998
Программа предназначена для студентов философского факультета ( 1 курс, 2 семестр)
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconПатентам и товарным знакам (19)
С2, 20. 04. 2005. Ru 2199150 С2, 20. 02. 2003. Gb 2325578 A, 25. 11. 1998. Us 5083073 A, 21. 01. 1992. Jp 60146374 A, 02. 08. 1985....
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconУрока: практическая
Glasgow is the largest and busiest town of Scotland. It is the heart of industry, the centre of business and trade. It is very prosperous,...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» icon«Mass media in people’s life»
Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Клуб любителей английского языка»
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconПубликации для сайта
Исследование проблем управления интеллектуальной собственностью в бгу и совершенствование её нормативно правовой базы: отчёт о нир...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconРабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель:...
Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconСмена модели проведения оценки регулирующего воздействия: наступившие...
Шестоперов О. М. (Ано «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства»)
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconУчебник по русской литературе второй половины 19 века для 10 класса....
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебные материалы на базе учебника Be My Guest (English for the Hotel Industry), М. 2005, уроки 2, 15
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconЦель проведения
...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconMarriage with the foreigner: international-legal regulation
Ли Светлана Юрьевна – заместитель начальника управления загс амурской области, соискатель кафедры гражданского права гоу впо «Хабаровская...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconЛитература к лекциям профессора Франка Дельмартино Европейский Союз. Путеводитель
Европейский Союз. Путеводитель/Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. – М.: Интердиалект+, 1998
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconПедсовет по средам
Издается с 1998 года. С декабря 1996 года по март 1998 г издавался под названием “Расписание на завтра”. Наш девиз в этом году: “Радость,...
Литература: Harcourt, Alison (1998) «The European Commission and regulation of the media industry» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основы биоорганической химии: учебник / S. E. Zurabyan. М. Geotar-media, 2012. 304 с ил


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск