Скачать 81.63 Kb.
|
Информационные технологии на уроках географии Кулимина И.А., учитель географии МОУ СОШ №8 Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Анализируя возможности использования информационных технологий, можно выделить некоторые направления использования компьютера в изучении географии:
Благодаря таким возможностям использования компьютера требуется переход к исследовательскому, проектному методу обучения. Мой педагогический опыт - небольшой, географию преподаю всего 3–й год, но уже могу говорить о положительных результатах использования инновационных технологий обучения на уроках географии – развитие познавательной и творческой активности, увлечение предметом. Уроки, проводимые мной с использованием информационных технологий, помогают разнообразить виды деятельности учащихся, домашние задания начинают носить творческий характер: подготовка проектов, создание презентаций, слайд-шоу. Построение диаграмм, графиков, таблиц, которые могут быть выполнены при помощи компьютера, или в виде стендовых презентаций способствуют развитию мыслительных операций и творчества школьников. Считаю, что интерактивные методы и формы образовательного процесса не только эффективно дополняют имеющиеся компоненты учебно-методических материалов, но порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Например, интерактивные карты не занимают много места, а умещаются на дисках, при этом обладают такими возможностями как
В своей педагогической практике столкнулась с тем, что не все ученики любят работать с картами, теряются в большом объеме информации, а данные пособия превращают работу с картой в увлекательное путешествие. За период 2008-2010 годов мною разработаны уроки с применением интерактивных карт по темам: 6 класс
В 6 классе, изучая начальный курс географии, учащиеся только учатся работать с географическими картами, получать информацию. При выполнении практических работ с использованием физической карты, выявила проблему - более 57 % учащихся теряются в большом объеме информации, указывают неверные сведения, многие не выполняют предложенную работу. Применяя интерактивные карты, которые позволяют отражать только важную, необходимую на данный момент информацию, заметила:
В курсе «Материки и океаны» (7 класс), при изучении географических объектов и явлений, реализую принцип наглядности с помощью разнообразных тематических карт. Учащиеся данной параллели уже имеют навык работы с географическими картами, но при выполнении практических заданий также теряются в поиске необходимой информации. Возможность отражать только важную на данный момент информацию на интерактивных картах облегчает работу учеников, а также вызывает больший интерес к данным наглядным средствам. Еще одной особенностью курса «Материки и океаны» является то, что в течение урока необходимо несколько тематических карт, на что затрачивается время, ученики начинают отвлекаться, теряется внимание. Удобство интерактивных карт заключается в том, что на одном диске находятся карты, несущие весь объем информации о данном материке, что обеспечивает также и целостность представления о географическом объекте. Использую интерактивные карты при изучении многих тем в 7 классе, например:
Для реализации принципа наглядности в курсах: «География России. Природа. Хозяйство», «Социальная и экономическая география мира» также активно применяю интерактивные карты.
Применяя интерактивные карты как средство обучения на уроках географии, делаю вывод, что повышается активность учащихся на уроке, которая выражается заинтересованностью темой, улучшается восприятие материала, и как результат улучшается мотивация к учебной деятельности. Практическая работа на тему: «Сравнительная характеристика типов климата» в 6 классе всегда вызывает сложность у учащихся, так как необходимо правильно извлечь информацию из географической карты (среднюю температуру января, июля, определить количество осадков и тип климата). Возможность отображать только необходимую информацию, например, среднемесячную температуру января, существенно облегчает принцип наглядности. Более 90% учащихся справляются с работой, верно определяют температуру и количество осадков, свойственные данному типу климата, правильно заполняют таблицу.
При изучении курса «География материков и океанов», в 7 классе, важное место в образовательном процессе занимают картины, отображающие природные зоны материков, природные комплексы, население и др. Они не всегда удобны в использовании и интерес детей к ним очень быстро пропадает. Поэтому я использую метод сообщений-презентаций. Презентации учащиеся готовят от одной до нескольких недель, группами, либо индивидуально по предложенному плану. Примерный план создания презентации по теме «Страны», при изучении какого либо материка: 1. Название проекта; достопримечательности государства, флаг, геральдику - 1-3 слайда; 2. Форма правления и государственного устройства, «Первые лица» страны; 3. Географическое положение, карта государства. 4. Рельеф (карта, краткое описание, основные формы рельефа, желательно в картинках); 5. Климат (тип климата, количество осадков, режим, средние температура января и июля); 6. Внутренние воды (названия крупнейших рек и озер); 7. Население (расовая принадлежность, национальный состав, государственный язык и т.д.); 8. Хозяйство (важнейшие отрасли, ВВП на душу населения, уровень ИЧР, проблемы); 9. Традиции, культура, религии. Создание таких сообщений-презентаций требует от школьников навыков работы с программой PowerPoint и интернетом, а также творческой активности и креативного мышления, поэтому учащиеся 7 классов данную работу чаще выполняют группами. Работа выполняется от 2-х до 4-х недель под моим руководством. На заключительном этапе таких уроков провожу небольшой опрос, по результатам которого почти всегда убеждаюсь в эффективности метода, которая выражается более высоким качеством усвоения материала. Это позволяет сделать вывод, что данный метод – сообщений-презентаций активизирует информационно - поисковую деятельность учащихся, развивает творческие способности, это способствует лучшему усвоению учебного материала, развитию познавательного интереса к предмету. Работы учащихся храню в папках по параллелям, обновляя и накапливая материал, пользуясь им при необходимости. Курсы - «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах, а также «Социальная и экономическая география России» в 9 классе предусматривают огромные объемы информации, анализ статистических материалов, диаграмм, схем. Здесь опять приходят на помощь ИКТ, а именно, применяемые мной слайд – лекции. Под слайд-лекциями понимается такая форма обучения, которая позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем, с использованием наглядных эффективных образов в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, ранжированных рядов, карт, фото, видео-слайдов и т.д. Благодаря этому изложение материала приводится в систему, учащимся легче усвоить большие объемы информации. Такая тема как «Ресурсообеспеченность стран мира минеральными ресурсами» в 10 классе предусматривает классификацию ресурсов и анализ систематических таблиц, которые помогают рассчитать ресурсообеспеченность стран мира, выделить лидеров, сделать выводы о том, на сколько лет хватит минеральных ресурсов отдельным странам и миру в целом. В ходе слайд-лекции учащиеся рассчитывают ресурсообеспеченность и заполняют таблицу на основе расчетов, работая в группах, самостоятельно делают выводы. В технологии слайд-лекции мною разработаны уроки по следующим темам. В 10 классе
При изучении темы «Населения Земли» в 11 классе, слайд-лекции ученики изготавливают самостоятельно, под моим руководством по плану:
Особенность курса «География России. Население и хозяйство», 9 класс – наличие в образовательном процессе картосхем, диаграмм, графиков, схем на каждом уроке. Такие темы как «Население России», «Структура российской экономики», «Научный комплекс России», «ТЭК России», «Химико-лесной комплекс», «Аграрный комплекс России» предусматривают анализ статистической информации, поэтому уроки, разработанные в виде слайд-лекций обеспечивают наглядность, позволяют сэкономить время. 9 класс
Считаю, что используемые мною иннфомационно-коммуникационные технологии: интерактивные карты, слайд-лекциии, сообщения – презентации - эффективны, т.к. развивают информационно – поисковые навыки и умения учащихся, творческие способности, формируют и развивают познавательный интерес к предмету, обеспечивают высокое качество образования. |
«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского... | Творческая работа Современные образовательные и информационные технологии... Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе | ||
На уроках географии Международного конгресса юнеско «Образование и информатика» отмечалось, что новые информационные технологии, становясь неотъемлемой... | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии (из опыта работы) Международного конгресса юнеско «Образование и информатика» отмечалось, что новые информационные технологии, становясь неотъемлемой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рмо учителей географии «Использование технологии группового обучения на уроках географии» | Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла | ||
Н. А. Герасименко информационные технологии в менеджменте Рецензент: А. Ф. Литвиненко, к э н., профессор кафедры «Информационные технологии» | Рабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”... Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего... | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62... | Новые информационные и педагогические технологии ... | ||
1. Информационные системы и технологии Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский... | Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | ||
“информационные системы технологии” По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 3 курса, института спорта и физического воспитания,... | “информационные системы технологии” По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,... | ||
Темы рефератов по курсу «Основы автоматизированного управления» Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии) | Новые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины... |